4230 відвідувачів онлайн
23 136 10

Реформа СБУ: які повноваження отримає спецслужба і як зможе використовувати доступ до персональних даних громадян

Автор: 

Головною інтригою останнього тижня перед закриттям сесії Верховної Ради став законопроєкт про реформу СБУ. По-перше, ніхто не розуміє, чи встигнуть його ухвалити до зустрічі Зеленського і Байдена. А це важливо, з огляду на останню заяву держсекретаря США, який назвав цю реформу серед п'яти пріоритетних для України.

Во-вторых, отредактированный ко второму чтению и поддержанный профильным комитетом документ вызвал еще больше критики, чем его предыдущая редакция. Одни депутаты считают его слишком либеральным, другие – очень жестким, заявляя, что службу не удастся очистить, она получит полномочия, которые позволят нарушать права людей и дальше "кошмарить" бизнес. Так ли это, выясняла журналист "Цензор.НЕТ".

Реформа СБУ: які повноваження отримає спецслужба і як зможе використовувати доступ до персональних даних громадян 01

ОПЕРАТИВНИКОВ ОСВОБОДЯТ ОТ ПЕРЕАТТЕСТАЦИИ, А СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ЖДЕТ КОНКУРС

Когда стартовала реформа, было задекларировано, что СБУ должна быть деполитизирована, демилитаризована и лишена правоохранительных функций. Таким образом предлагалось лишить ее функции проведения досудебного следствия, усилив направления контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом. На этом настаивали и международные партнеры Украины, представители которых вошли в международную совещательную группу, участвующую в подготовке законопроекта.

На одном из недавних заседаний комитета, где обсуждались поправки ко второму чтению, глава Представительства НАТО в Украине Александр Винников заявил: "Представители международной совещательной группы, в которую входят представители НАТО, Евросоюза и Посольства США в Украине, считают, что реформа, предложенная законопроектом, позволит превратить Службу безопасности Украины в деполитизированную, эффективную, современную службу, которая будет отвечать принципам и лучшим практикам евроатлантического сообщества и которая будет на пользу всем украинцам. Мы также считаем, что это позволит усилить способность Украины защитить себя как от внутренних, так и от внешних угроз. Также мы считаем, что законопроект отражает усиление стремления Украины по углублению сотрудничества с различными партнерами в НАТО и Евросоюзе".

Такого же мнения придерживается замглавы Комитета ВР по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Марьяна Безуглая.

Реформа СБУ: які повноваження отримає спецслужба і як зможе використовувати доступ до персональних даних громадян 02

Марьяна Безуглая

По ее словам, передача следствия от СБУ другим правоохранительным структурам – ключевой момент реформы. "Основными функциями СБУ становятся контрразведка, антитеррористическая деятельность и защита государственной тайны. Соответственно, все, что касается следствия, постепенно передается. Ко второму чтению мы несколько смягчили этот процесс. Но с 1 января 2025 года СБУ прекращает осуществлять функцию досудебного расследования", – отметила она в комментарии "Цензор.НЕТ".

На своей странице в "Фейсбуке" Безуглая расписала, по каким статьям Уголовного кодекса и в какие сроки будет передаваться расследование дел. "В какой именно правоохранительный орган отдать, мы не прописываем. Мы прописываем возможность передачи в ряд правоохранительных органов. Далее это уже работа в соответствии со специальными законами, которыми регулируется деятельность этих органов. Кроме того, должны быть внесены изменения в Уголовный процессуальный кодекс. Уверена, что мы дойдем с коллегами до результата. Если мы этого не сделаем, мы просто не сделаем реформу. Напомню, что этот законопроект – один из основных для нашей дальнейшей интеграции в НАТО", – уточнила она в комментарии нашему изданию.

Вот тут и начинается самое интересное. Поскольку до 1 июля 2022 года у СБУ планируют забрать расследование дел, которые касаются экономических преступлений, а также преступлений, связанных с контрабандой оружия, наркотиков и исторических ценностей. Кому это передадут, пока непонятно. Логично было бы отдать это направление таможенной службе, которая претендует и на получение права на ведение оперативно-розыскной деятельности и следствия, о чем в интервью "Цензор.НЕТ" заявил глава Гостаможслужбы Павел Рябикин. Рябикин не первый руководитель службы, который вполне обоснованно говорит о необходимости таких законодательных изменений. Подобные законодательные инициативы уже были, но у депутатов прошлых созывов они не нашли поддержки.

Не меньше вопросов вызывает передача уголовных производств и по другим статьям. Например, основной массив со временем придется расследовать Госбюро расследований. Но если территориальные управления СБУ есть во всех областях, то у ГБР их всего лишь 7. "Например, появляется у контрразведчика информация о том, что профессор одного из научных институтов в Днепре, где разрабатывается секретная документация, будет передавать какие-то данные разведчику другого государства, и через час надо ехать его задерживать. В Днепре управления ГБР нет, есть только в Полтаве. С кем он поедет задерживать? Если даже найдется следователь ГБР, у него есть допуск к государственной тайне? У следователей СБУ есть допуск к государственной тайне формы 2, многие из них даже имеют форму 1, которую имеют не все заместители главы службы", – объясняет экс-начальник Главного следственного управления СБУ Василий Вовк, который вошел в состав рабочей группы по подготовке законопроекта о реформе СБУ.

Реформа СБУ: які повноваження отримає спецслужба і як зможе використовувати доступ до персональних даних громадян 03

 Василий Вовк

Он считает, что усиливая такие направления, как контрразведывательная деятельность и борьба с терроризм, у спецслужбы нельзя забирать следствие по преступлениям, которые касаются основ национальной безопасности и террористической деятельности. "Если забрать функцию досудебного следствия по таким преступлениям, контрразведка будет беззубой, – поясняет он и добавляет, что нужно обязательно запретить СБУ не только расследовать экономические преступления, но и регистрировать по ним уголовные производства.

Такого же мнения придерживается глава Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский. "Моя позиция: нужно оставить следствие по тем основным производствам, которые у них есть. Все, что относится к понятию "национальная безопасность". Пока идут боевые действия, комплекс этих статей должен остаться", – прокомментировал он.

Он также добавил, что проблем по этим статьям и их подследственности никогда не было. "Вопрос возникал, когда они "бежали" вообще не по своим статьям. И он не решается этим законопроектом, – говорит нардеп. – Следователь их привлекает, а прокурор на них переключает и говорит: вы должны бежать. Или наоборот. У СБУ есть материалы, что часто бывает, с которыми они приходят к следователю ГБР, НАБУ или Нацполиции. Дескать, смотрите, есть материал, давайте поработаем. Так происходит на практике. Здесь на самом деле ничего не поменяется при любом варианте реформы. Они ж опера, ОРД у них никто не забирает, материалы они могут приносить. Поэтому следовало бы урегулировать момент поручений СБУ по непоследственным им делам. Я не готов сказать решение, надо с этим поработать. Сейчас это выглядит примерно так. Приносят материалы ОРД или КРД бизнесмену и требуют с него деньги, иначе он якобы сядет. Вот это и есть давление на бизнес, которое мы должны реально убрать".

Избежать давления на бизнес не удастся, уверена коллега Монастырского по комитету Александра Устинова.

Реформа СБУ: які повноваження отримає спецслужба і як зможе використовувати доступ до персональних даних громадян 04

Александра Устинова

"Следствие оставляют до 2025 года. Причем они хитро оставляют те статьи, на которых деньги зарабатывают. В том виде, в котором они сейчас, это еще хуже, чем было", – заявила она, характеризуя законопроект, подготовленный ко второму чтению.

Чтобы урегулировать вопросы, связанные с подследственностью СБУ, нужно принимать отдельный законопроект об изменении УПК, полагает Денис Монастырский. По его словам, правоохранительный комитет подготовит обращение к коллегам из комитета по вопросам нацбезопасности относительно этого вопроса.

Реформа СБУ: які повноваження отримає спецслужба і як зможе використовувати доступ до персональних даних громадян 05

 Денис Монастырский

А пока депутаты спорят, следователям СБУ придется принять такие же решения, как когда-то сотрудникам органов прокуратуры, когда там тоже забрали функцию следствия. Тогда больше всего повезло следователям, которые расследуют дела Майдана, их без конкурса перевели в ГБР. Но переходить решили отнюдь не все. Часть следователей просто ушли.

Следователям СБУ легкого перехода в другие правоохранительные органы не обещают. "Мы учитывали в определенной степени опыт по переводу следователей по делам Майдана. Но переводить следователей СБУ без конкурса мы не можем. Принципиально против все правоохранительные органы", – отметила Марьяна Безуглая.

Тем, кто захочет остаться в службе, придется пройти переаттестацию, но как именно будет проходить этот процесс, тоже пока не ясно. "Я говорила иностранцам: будет вторая реформа полиции, которой реально не произошло, – продолжает Александра Устинова. – Только в патрульную полицию зашли все новые люди, а в так называемом криминальном блоке, где правоохранители сами себя переаттестовывали, 93% остались на своих местах".

Она напомнила, что законопроектом предусмотрено существенное увеличение зарплат для сотрудников СБУ. Но платить такие зарплаты можно только при условии, что люди действительно пройдут полноценный процесс переаттестации. "Переаттестация прописана так, что она не предполагает увольнение, если человек ее не прошел. Какой в ней тогда смысл? Я настаивала на том, чтобы это исправить, но мою поправку отклонили при доработке ко второму чтению", – рассказывает нардеп.

Зарплаты действительно значительно вырастут. Минимальная составит 40 тысяч гривен, средняя будет около 70 тысяч.

Что касается процесса переаттестации, то он, по словам Марьяны Безуглой, будет регулироваться положением, которое подготовит СБУ. Она объяснила, что переаттестация не предполагает увольнения, поскольку большая часть сотрудников этого органа военнослужащие. "То, каким образом военнослужащие проходят службу, регулируется соответствующими законами. Поэтому переаттестация дает возможность перейти в обновленный орган и получить новую зарплату, спецзвание или стать госслужащим. Непрохождение переаттестации не может быть причиной увольнения военнослужащего. Переаттестация - это ответственность руководства СБУ. В своем положении они могут прописать более жесткую или более мягкую модель", – подчеркнула она.

По ее словам, проходить переаттестацию оперативным сотрудникам не придется, только руководящему составу. Хотя Александрой Устиновой была подана поправка, которая предусматривала конкурс для руководителей всех уровней, ее отклонили. Так что кардинальной смены руководства при перезагрузке ожидать не стоит, уверены большинство моих собеседников.

Процедурно сохранилась и функция президента подавать кандидатуру главы службы, которую, согласно Конституции, утверждает парламент. Менять ее не стали, по словам Безуглой, поскольку пришлось бы вносить изменения в Конституцию. "Эта модель остается, но усиливается парламентский контроль и роль парламента", – говорит Безуглая.

Согласно проекту, глава СБУ может занимать эту должность 6 лет.

УСЛЫШАТЬ ВСЕХ

Учитывая, что усиливается направление контрразведывательной деятельности, значительно переписан соответствующий закон и расширены полномочия сотрудников спецслужбы. Ни к чему хорошему это расширение не приведет, уверена Александра Устинова. "КРД они прописывают так, что не надо согласование прокурора. Сотрудник СБУ приходит в суд, судья ему что-то подписывает. Вы видели, как у нас делают такие решения судов? Прописывают туда сразу 20 телефонов на прослушку или 20 номеров машин. Меня так когда-то слушали, может, и сейчас слушают, – говорит она. – Как это работает в спецслужбах других государств? Если оперативный сотрудник узнал, что готовится преступление, он идет в орган, которому это подследственно, и отдает им информацию. Они открывают дело и начинают все собирать. Все, что они собирают, может быть использовано в суде. До последнего момента в законопроекте оставалась норма о том, что им не надо идти в правоохранительные органы, а все, что они насмотрят и наслушают, можно использовать в суде как доказательство".

Причем такая норма напрямую коснулась бы не только обычных граждан, но народных депутатов, поскольку при введении контрразведывательной деятельности, по словам Устиновой, не учитываются такие понятия, как спецсубъект и не применяется спецпроцедура, предусмотренная для нардепов. Проще говоря, не нужно ждать, пока генпрокурор откроет уголовное производство, можно прослушивать любого депутата и следить за каждым.

Против того, чтобы такие материалы принимались в суде как доказательства, выступает и Денис Монастырский. Он призывает коллег очень внимательно вчитываться в текст законопроекта, поскольку в нем выписано немало нюансов, которые касаются прав людей. "Мы понимаем, что основной бой будет вокруг следствия и больших вопросов. А куча мелких нюансов может пройти, быть незамеченными. Если в зале их не собьют, войти в текст закона. А потом будем все говорить: "Боже, как же такое прошло?" – отметил он.

В свою очередь Марьяна Безуглая уверяет, что норму относительно того, что материалы КРД признаются доказательствами в суде, из текста убрали. Но проверить это можно будет только после того, как на сайте парламента появится финальный текст документа.

К нюансам, на которые стоит обратить внимание, мои собеседники относят и практику назначения на работу в предприятия, министерства и ведомства по поручениям офицеров резерва. "Это когда "смотрящих" отсылают во все предприятия, министерства, когда они сидят во всех тендерных комиссиях и т.д.. Типа человек, который работает изнутри", – заявила Устинова. Она считает, что такую норму поддерживать нельзя. Такое мнение разделяет и экс-глава Главного следственного управления СБУ Василий Вовк. "Надо четко определить: никаких представительских функций, потому что они там занимаются в основном "решаловом". Никаких рабочих вопросов там обычно нет", – говорит он.

Еще одна спорная новация, которая коснется многих. Закопроектом предусмотрено, что в каждой конкурсной комиссии при приеме на работу госслужащих должен сидеть сотрудник СБУ и готовить заключение по каждой кандидатуре. "Без этого вывода ни один госчиновник не сможет попасть на должность. СБУ и не может обеспечить такую возможность по всей стране, тогда надо говорить не о сокращении штата (это одно из условий реформы – авт.), а, наоборот, об увеличении количества сотрудников спецслужбы", – говорит Денис Монастырский.

В принципе, спецпроверки проводятся и сейчас при назначении на ряд должностей. В частности, когда человек получает допуск к гостайне. Или когда СБУ просят это сделать. Но даже когда просят, у них не было на самом деле полномочий, утверждают юристы, с которыми я пообщалась. Поскольку должны быть основания по сбору данных в отношении человека. Ты должен привязаться к какому-то оперативному делу. Сейчас так прописано законопроектом в полномочиях, что они обязаны проверять, поскольку их выводы учитываются при решении кадровых вопросов. Сначала было прямо написано, что если глава комиссии идет вразрез с выводом СБУ, он должен письменно объяснить, почему он это делает. Но СБУ не раскрывает детали, они просто пишут, что они считают, что нахождение человека на должности может негативно сказаться на государственной безопасности. Мотивация непонятна, поскольку они в документах не могут раскрывать оперативную составляющую. Как будет прописана эта норма в финализированной версии законопроекта, увидим. Марьяна Безуглая утверждает, что ее смягчили – вывод, подготовленный сотрудником СБУ, будет носить рекомендательный характер.

В открытом обращении правозащитных организаций, которое было направлено в парламентский комитет накануне рассмотрения законопроекта, подготовленного ко второму чтению, говорится, что "общественность неоднократно отмечала опасности нарушения прав человека, в частности права на свободу слова, доступ к информации, неприкосновенность частной жизни и тайну коммуникаций, к которым может привести принятие законопроекта без внесения соответствующих изменений. Однако несмотря на широкое обсуждение, посвященное этим вызовам, финальная версия проекта, предложенная к рассмотрению на комитете, не устранила большинство угроз, определенных общественностью раньше".

В частности, авторы обращения указывают на то, что статья 13 законопроекта предоставляет СБУ неограниченные полномочия по сбору и получению информации, в том числе персональных данных. При этом речь идет не только об открытых источниках или получении информации от других государственных органов в порядке, установленном законами, а и о доступе к конфиденциальной информации.

Реформа СБУ: які повноваження отримає спецслужба і як зможе використовувати доступ до персональних даних громадян 06

Так, законопроект обязывает каждого, кто получил запрос от председателя СБУ, заместителя или руководителей подразделений центрального управления или регионального органа, в течение 5 дней предоставить запрашиваемую информацию. СБУ также получает право на прямой доступ к любым автоматизированным информационным системам и базам данных – не только государственным, но и частным. "При этом законопроект не содержит требований относительно объема информации, которую можно обрабатывать в таком порядке для целей национальной безопасности, а также правил обработки.

Стоит заметить, что необходимость получения судебного решения предусмотрена только при отсутствии согласия лица на доступ к системам и приборам радиоконтроля и аудио/видеонаблюдения. Однако, как отмечает в своем заключении Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, большое беспокойство вызывает тот факт, что СБУ будет разрешено ссылаться на "согласие" лиц. Ведь, столкнувшись с вооруженными сотрудниками СБУ, люди, скорее всего, не будут отказывать в предоставлении согласия", – говорится в обращении, которое подписали 14 известных общественных организаций.

Такие широкие полномочия по сбору информации без достаточных гарантий контроля за их законностью и пропорциональностью несут серьезные риски нарушения права на уважение частной и семейной жизни человека, подчеркивают правозащитники.

Депутаты, в свою очередь, обращают внимание на переходные положения законопроекта, акцентируя внимание на том, что согласно выписанным там нормам, СБУ сможет сохранить те полномочия, которых их хотели лишить, когда затевалась реформа. "Говорили: надо забрать несвойственные функции. Но остается оргпреступность и защита экономического потенциала. Это означает, что такие подразделения, как управление "К" и департамент по контрразведывательной защите экономики могут просто трансформироваться".

Так считают не все. Марьяна Безуглая уверяет, что в этой части никаких угроз нет, все, что обсуждалось с международными партнерами, учтено.

Что именно учтено, первым изучит Главное юридическое управление ВР, в которое документ направят уже на этой неделе. Его не успеют вынести в зал до конца текущей сессии, считает большинство "слуг народа". Представители оппозиционных фракций придерживаются другого мнения, полагая, что на этой неделе его все-таки постараются проголосовать. Комментируя эти прогнозы, Безуглая рассказала, что скорее всего, его примут этим летом на внеочередном заседании, потому что реформа предполагает увеличение финансирования спецслужбы, выделение средств на ее развитие, это все надо учесть при подготовке законопроекта о госбюджете на следующий год, который принимается, как известно, осенью.

Татьяна Бодня, "Цензор.НЕТ"

Топ коментарі
+7
То есть, насколько я понял, на повестке дня 2 основных вопроса по реформированию наших "правоохранителей" : денежные темы и свои кадры на эти самые темы. Кстати, вчера послушал месье Ходаковского, бывшего донецкого "альфача" : такой душевный паренёк, настоящий советский офицер, филасаф-многослов, истинный представитель "глубинного бомбаского народа". Интересно, сколько ещё подобных сказочных персонажей осталось в СБУ? И теперь они переоформятся, сами себя отреформируют и присядут уже на новую зарплату и на старые темы и будут дальше сидеть, как ни в чём не бывало?...
показати весь коментар
12.07.2021 15:18 Відповісти
+7
СБУ на чолі з Бакановим , найкраща реформа -ліквідація.
показати весь коментар
12.07.2021 17:49 Відповісти
+5
Что за реформа СБУ,если она предполагает увеличения финансирования? В СБУ 7 тыс .офицеров занимаются экономическими преступлениями,то есть заробитчанством и кошмарением бизнеса.Вот за счет перевода этих "военнослужащих" в иные структуры:погранвойска,на таможню,нацполицию,в военную полицию,если ее создадут и т.д.можно сэкономить и не увеличивать финансирование СБУ.Неужели Украина настолько богатая,что может позволить себе такую роскошь.Согласен,что оставшимся сбушникам надо поднимать зарплаты,но надо поднимать зарплаты также учителям,врачам,чиновникам,а не только сбушникам! Лобби из отдела "К"-спецы по кошмарению бизнеса и заробитчанству постараются провалить реформу СБУ,у них дочерта американской валюты,чтобы купить и так продажных депутатов.В общем ,не будет реформы СБУ,а будет ее профанация!
показати весь коментар
12.07.2021 18:50 Відповісти
Коментувати
Сортувати:
То есть, насколько я понял, на повестке дня 2 основных вопроса по реформированию наших "правоохранителей" : денежные темы и свои кадры на эти самые темы. Кстати, вчера послушал месье Ходаковского, бывшего донецкого "альфача" : такой душевный паренёк, настоящий советский офицер, филасаф-многослов, истинный представитель "глубинного бомбаского народа". Интересно, сколько ещё подобных сказочных персонажей осталось в СБУ? И теперь они переоформятся, сами себя отреформируют и присядут уже на новую зарплату и на старые темы и будут дальше сидеть, как ни в чём не бывало?...
показати весь коментар
12.07.2021 15:18 Відповісти
СБУ на чолі з Бакановим , найкраща реформа -ліквідація.
показати весь коментар
12.07.2021 17:49 Відповісти
Ликвидация кого? Вы яснее выражайтесь...
показати весь коментар
12.07.2021 23:50 Відповісти
Створення з нуля нової контррозвідувальної структури, а кадри брати з ГУР ВСУ
.
показати весь коментар
13.07.2021 04:31 Відповісти
Что за реформа СБУ,если она предполагает увеличения финансирования? В СБУ 7 тыс .офицеров занимаются экономическими преступлениями,то есть заробитчанством и кошмарением бизнеса.Вот за счет перевода этих "военнослужащих" в иные структуры:погранвойска,на таможню,нацполицию,в военную полицию,если ее создадут и т.д.можно сэкономить и не увеличивать финансирование СБУ.Неужели Украина настолько богатая,что может позволить себе такую роскошь.Согласен,что оставшимся сбушникам надо поднимать зарплаты,но надо поднимать зарплаты также учителям,врачам,чиновникам,а не только сбушникам! Лобби из отдела "К"-спецы по кошмарению бизнеса и заробитчанству постараются провалить реформу СБУ,у них дочерта американской валюты,чтобы купить и так продажных депутатов.В общем ,не будет реформы СБУ,а будет ее профанация!
показати весь коментар
12.07.2021 18:50 Відповісти
Ці всі слова прекрасні- змінимо, реорганізуємо. Однак ніхто не задався питанням- хто всі ці люди? Одна лікарка, інша - ХЗ, начальник слідства каже за ОДР, до роботи яких немає ніякого відношення і не мав. Так, реформа потрібна, але ж не басовим риком і на догоду якійсь даті. Шкода цих рехформаторів і те, що фони реформують😱😱😱
показати весь коментар
12.07.2021 21:32 Відповісти
https://mobile.twitter.com/Oleksa_UA66
https://mobile.twitter.com/Oleksa_UA66

https://mobile.twitter.com/Jozef_F_Forkos

https://mobile.twitter.com/Jozef_F_Forkos Jozef.F.Forkos https://mobile.twitter.com/Jozef_F_Forkos @Jozef_F_Forkos

боюся, що баканов спитає з тих, хто кричав правильну відповідь - ПУТІН *****!!

https://mobile.twitter.com/Oleksa_UA66 Оleksа_UA https://mobile.twitter.com/Oleksa_UA66 @Oleksa_UA66 https://mobile.twitter.com/Oleksa_UA66/status/1414545575824044037 7 ч

Валєра Мєладзе на «Атласі» - це БЕЗУМОВНЕ ДНО, да. Та як вам таке?
На тому ж таки «Атласі» виступив маловідомий російський гурт «Wildways», з піснею «Put in», а після виступу вокаліст прокричав «Боже, Царя храни!»...

Деякі люди відповіли на це «Путін *****», втім інші плескали, кричали...
Коротше - потрібно ДУЖЕ СЕРЙОЗНО спитати з організаторів фесту. Спитати на рівні СБУ.
Я б так і зробив. Та чи зробить Баканов? Зробить - якщо буде розголос!
показати весь коментар
12.07.2021 22:01 Відповісти
Запад хочет чтобы СБУ превратили во что-то вроде НКВД или СМЕРШ. Это отвечает их интересам противостояния русским. Это ненормально. ФБР или ФСБ занимается самым широким спектром дел, которые в Украине предлагают просто бросить. Для врагов существует внешняя разведка.
показати весь коментар
13.07.2021 08:42 Відповісти
Проверить все ,старые кадры и выявить (троянских коней ,)Россия агрессивно ведёт пропаганду , что в Украине фашизм. А с фашизмом надо бороться по серьёзному , то есть подготавливают россиян к большой войне . Надо СБУ взять на службу имиджмейкеров и психологи. Чтобы создать хороший имидж страны. Майдан кацапы испоганили тем , что на баррикадах показали сына Чикатило, Какие ассоциации вызывает Чикатило ,,сами понимаете В голову засадили ,жука…🟦🟨🟦🟨🟦🟨
показати весь коментар
13.07.2021 20:00 Відповісти