Герои бизнеса. Алексей Бусаев: "Мы никому не платили взятки и не собираемся"

Автор: Татьяна Коломыченко

Защищая свое право легально зарабатывать до $1 тыс. в месяц на мобильной кофейне, предприниматель Алексей Бусаев снял сотни роликов о столкновениях с представителями власти и бандитами, выиграл десятки судов.

бусаев

Даже такой микробизнес, как продажа кофе с колес, в Украине "крышуется" представителями власти. Чтобы поломать эту систему, юрист по корпоративным конфликтам и руководитель Ассоциации мобильных кофеен Алексей Бусаев воюет сразу на трех фронтах: в судах, в киевской мэрии и со своими коллегами по бизнесу, которые предпочитают противостоянию привычные взятки.

В 2012 году Бусаев и еще трое владельцев кофебусов решили создать профильную организацию и перевести данный бизнес в легальное поле. Алексей с братом управляют всего четырьмя машинами. Зато в Ассоциацию мобильных кофеен сегодня входит 64 предпринимателя, которые владеют 150 кофемашинами. Это примерно четверть объема киевского рынка.

Крыша едет

"Недавно ночью снова приезжали за нашими кофебусами. Представьте картину: на демонтаж четырех машин прибыли новый Mercedes S-класса, два гелендвагена и пара автобусов с бойцами. Говорят: "Мы - новая сила, теперь работать надо с нами. Обычно мы отдаем объекты по 30 тыс. грн, но вы же нормальные пацаны, поэтому для вас будет по 12 тыс. грн", - вспоминает Алексей Бусаев.

По его словам, прибывших бойцов отличала характерная экипировка, они были в одинаковой форме без опознавательных знаков и в балаклавах.

"На лицо все признаки бандформирования, а по документам - организация, которая на общественных началах помогает киевскому департаменту торговли, - поясняет предприниматель. - Но мы никому не платили взятки и не собираемся, поэтому пошли по стандартной схеме".

Представители Ассоциации приехали с проверкой на штрафплощадку, на которую перегнали кофейни. Площадка оказалась частной, но практически неохраняемой. А у единственного сторожа не было даже документов, которые бы объясняли, откуда взялись эти кофебусы. Тогда активисты вызвали полицию и в ее присутствии забрали свое имущество.

"С такими наездами мы сталкиваемся с первого дня работы. Чего только не было за пять лет! Главное, не дать работать, пока не заплатим. Если крышевать хочет милиция, то методов давления вообще масса. Например, предпринимателя могут сделать свидетелем по левому делу и ежедневно вызывать на допрос. Пришел - следователя нет, приходи завтра. И так неделями. А могут по сфабрикованной жалобе начать проверку по 164-ой статье (ведение хозяйственной деятельности без разрешительной документации - БЦ) и изъять оборудование… Тогда вылетают минимум три месяца работы", - говорит Алексей.

А поскольку в Украине не прецедентное право, то даже после победы в суде, на следующий же день на несговорчивого предпринимателя могут открыть новое дело по той же статье.

"Иногда доходит до смешного. Средина дня. Возле точки уже собрались молодые мамы с колясками, взяли по латте, общаются… И тут появляется участковый в штатском, распихивает женщин, хватает холдер (снимаемая часть кофемашины - БЦ) и убегает, бросая продавцу: "Скажи хозяину, пусть зайдет", - вспоминает собеседник.

Не все подобные происшествия продавцам кофе удается фиксировать на видео, но то, что они успевают заснять, обязательно выкладывается в ютуб. Только так, привлекая общественное внимание к коррупции, последнюю можно побороть, уверен собеседник.

Бумажный вопрос

Создание одной мобильной кофейни в среднем обходится предпринимателю в $3-4 тысячи: $1-2 тыс. стоит оборудование и $1-1,5 тыс. сама машина. Для того же, чтобы работать в легальном поле переоборудование автомобиля должно оформляться официально - на это уходит еще около 3 тыс. грн.

"Нелегалы платят "крыше", потому что просто привыкли договариваться. Отдавая условно одну тысячу гривен в месяц, они за эту сумму максимум получают "лицензию" на квартал. Не так уж и выгодно. Но все знают, что если начнешь легализацию и перестанешь платить тем, кому исправно платил прежде, обязательно будут давить", - говорит Бусаев.

"С 2011 года, когда мы с братом запустили первую кофейню, нас, а потом и других членов Ассоциации, пытались закрыть по разным статьям. Но в судах мы неизменно выигрывали. Так постепенно мы доказали, что в отличие от той же торговли с рук торговля со специально оборудованной машины законна. А также, что для обслуживания граждан кофебусы имеют право находиться на тротуарах и даже заезжать в парковые зоны. И, главное, что на все это не требуется никаких дополнительных разрешений", - аргументирует Алексей.

4 сентября 2014 года активисты одержали первую большую победу - Киевсовет принял решение № 62/62, в котором был официально утвержден перечень разрешительных документов для мобильных кофеен.

В целом, для того, чтобы выйти из тени, кроме отметки в техпаспорте о переоборудовании автомобиля у кофейщика должны быть на руках заключение СЭС и стандартное разрешение на предпринимательскую деятельность.

Торг уместен

"Напротив Белого дома в обеденное время выстраивается целая очередь из бусов, в Америке, с них продают все - от макарон до кофе. Обед закончился - все убрали и уехали, - рассказывает Алексей. - Там это лицензируемый вид деятельности. И мы все пять лет существования рынка хотим договориться с городом о какой-то похожей модели".

Еще перед Евро-2012 активно обсуждался вариант продажи месячного абонемента, стоимость которого варьируется в зависимости от места расположения мобильной торговой точки.

"Есть разработанная карта парковок Киева. Мы предлагали и предлагаем, опираясь на нее, устанавливать цену для кофебусов, например, 1 тыс. грн в первой зоне, 700 грн - во второй и 500 грн, соответственно, в третьей, - поясняет активист. - Это не увеличит нагрузку на тех, кто сегодня работает нелегально, а просто перенаправит денежные потоки из чьих-то карманов в казну".

В прошлом году власти Киева и легальные кофейщики заключили первый меморандум, согласно которому мобильные бусы покидают первую - центральную зону столицы, а чиновники, в свою очередь, проводят электронный аукцион и прозрачно реализовывают разрешения на торговлю в обозначенных локациях. И 28 августа 2015 года КП "Городской магазин" провело такие торги.

"60 центральных мест за секунды улетели за космические деньги - 200-300 тыс. грн за год. За такие деньги в столице можно легко открывать не то, что мобильную кофейню, а полноценное кафе. Однако потом мы увидели, что эти лоты были выкуплены не по итоговой цене, а по себестоимости, за 7-10 тыс. грн, - возмущается предприниматель. - Механизм был прост: за каждый лот боролись три человека, первый делал минимальную ставку, а два следующих мгновенно ее накручивали. Само собой, потом ни победитель, ни его ближайший "конкурент" за выигрышем не приходил, и он доставался первому участнику за минимальную ставку. Стоит ли говорить, что место тут же появлялось на сайтах коммерческой недвижимости для сдачи в субаренду".

кофемашины

Тогда в знак протеста активисты провели массовую акцию под стенами КГГА. Центральные улицы столицы перекрыли "улитки" и "глазики" - всего 150 кофебусов. Чтобы погасить конфликт, власти пообещали отменить результаты торгов.

"Чиновники назначили вторые торги на осень прошлого года. Однако когда мы поняли, что результаты первого аукциона никто отменять не собирается, объявили бойкот. Все члены Ассоциации забрали залоговые деньги и отказались от участия в аукционе. А это было, ни много ни мало, 2 млн грн. Это был переломный момент! Власти города окончательно поняли, что с нами придется считаться", - говорит предприниматель.

Шаг вперед

Сегодня вышедшие из тени игроки рынка ждут от киевской власти решений, которые бы поставили точку в пятилетнем конфликте. Администрация города пообещала в течение месяца предоставить план размещения кофебусов в третьей зоне и начать продавать разрешения на торговлю в них.

"Разрешения будут выдавать поэтапно - сначала 200, потом еще столько же. Всего планируется выдать 500 разрешений, - делится активист. - Мы, в отличие от нелегалов, добровольно покинули центр и памятники ЮНЕСКО, хотя там доход в день легко достигал 2 тыс. грн, а наши нынешние точки, хорошо, если приносят 500 грн. Надеемся на то, на этот раз власть выполнит свои обещания, и весь киевский рынок мобильных кофеен будет обязан выйти из тени. А разрешения получат только те, кто будет работать законно".

Предприниматель также рассчитывает, что до суда дойдут и зависшие дела по вымогательству. В частности, будут получены ответы, на каком основании, прикрываясь киевском департаментом торговли, бандоформирования могут продолжать требовать деньги с мелких предпринимателей за возврат незаконно демонтированных торговых объектов.
Коментувати
Сортувати: