10853 посетителя онлайн
14 163 76

Эксперт команды Зеленского по вопросам образования и науки Сергей Бабак: "Бизнесу нужно дать возможность входить в вузы"

Автор: 

Представляя свою команду, президент Владимир Зеленский назвал имена своего рода "темных лошадок", тех, о ком широкая публика не имеет никакого представления.

Сергей Бабак, который будет заниматься сферой образования и науки, известен, в основном, слушателям Института будущего, где он является экспертом. В интервью для Цензор.НЕТ мы поговорили о том, какие изменения он предполагает внести в нашу перманентно реформируемую систему образования, что будет с госзаказом, как планируется менять финансирование науки. А также о возможности уравнивания в правах частных и государственных вузов, $4 тыс. зарплаты для учителей, отмене диплома государственного образца и многом другом.

Эксперт команды Зеленского по вопросам образования и науки Сергей Бабак: Бизнесу нужно дать возможность входить в вузы 01

ПОЛИТТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЗАВИСТЬ

- Сергей, вы полагаете, что займете пост министра?

- Буду работать там, где потребуется. Будет проводиться определенный отбор, и кто будет лучшим, тот и займет это место.

- У вас докторская степень, вы автор 50 научных работ, в числе которых 2 учебника и 7 монографий, у вас 20 лет научного и преподавательского стажа. Не обидно, когда говорят, что в вашей команде нет профессионалов?

- Работ, наверное, чуть больше. Не обидно, когда говорят по сути, а когда просто говорят, то и обращать внимание на это не стоит. Мы понимаем, что это просто политтехнологии и элементарная зависть, и стараемся не обращать внимания на подобные выпады.

- В последнее время в СМИ появились обвинения в плагиате. Мол, вы использовали в своей диссертации работу какого-то студента. Это так?

- Во-первых, факт наличия или отсутствия плагиата устанавливает исключительно суд. Во-вторых, я мог бы долго рассказывать, что моя докторская диссертация прошла все проверки, была обнародована в установленные сроки до защиты, обсуждена, подробно проанализирована, проголосована на Спецсовете и прошла экспертный совет в МОН. Что научные исследования по этому направлению были продолжены и после защиты, их результаты опубликованы в монографиях, в частности в англоязычной. Но скажу просто – результат моей работы существует физически. Это вполне конкретный прибор – компьютеризованная информационно-измерительная система на базе беспилотного авиационного комплекса, которая сейчас находится на одном из авиационных заводов. Ну а результаты исследований и сейчас используются и развиваются в ведущих университетах, ​​научных учреждениях и в коммерческом секторе.

Эксперт команды Зеленского по вопросам образования и науки Сергей Бабак: Бизнесу нужно дать возможность входить в вузы 02

ПОЛУЧАТ ЛИ ЧАСТНЫЕ ВУЗЫ ГОСЗАКАЗ?

- В своих недавних заявлениях вы говорили о реформе системы образования. Но МОН уже проводит реформу.

- Каждый министр пытался менять какой-то уровень системы образования. Предыдущий (Квит) занимался высшим, сыграл огромную роль в том, что ВРУ приняла Закон о высшем образовании, в общем-то, прогрессивный, но он не работает в полной мере до сих пор. То, что по закону обещали дать университетам, так полностью и не дали. Дали большую степень академической автономии, но не финансовой, над ними все еще висит казначейство. Нет многих подзаконных актов, которые позволили бы закону полноценно работать. Есть, к примеру, Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования, но оно пока толком не работает. Я был в первом его составе. Тот же министр, который активно продвигал закон, два года блокировал его запуск. При новом министре вообще обнулили состав и сейчас собрали новый, который по странному стечению обстоятельств возглавил тот же Квит. Но я к тому, что там есть прекрасные нормы, которые, к сожалению, не работают. Нам бы не мешало доводить до конца начатые реформы.

- И как вы предполагаете менять нашу систему образования?

- Даже самые прогрессивные страны сегодня бьются над этим вопросом. Современная система не дает результата, она неэффективна. Посмотрите, что происходит с крупными корпорациями. Их перестал интересовать диплом. Их интересуют знания и навыки соискателей. Крупные ИТ-компании набирают выпускников вузов и доучивают их или даже переучивают. Это, кстати, очень важный сегодня навык, который необходим каждому человеку – умение не только учиться, но и разучиваться.

- Зачем?

- Сегодня такие процессы происходят в мире, что нужно уметь сбрасывать тот балласт знаний и устаревших навыков, который держит нас якорем в прошлом. Так вот, весь мир думает над изменениями в системе образования. Наша команда выступает за изменение содержания образования, а также за свободный рынок, в том числе, и образовательный. За то, чтобы частные и государственные учреждения образования имели абсолютно равные права.

- Частные вузы смогут претендовать на госзаказ?

- Да не хотят они, в большинстве своем, претендовать на госзаказ! Вообще не в этом вопрос. Не в том, чтобы частным вузам дать дополнительные права, а в том, чтобы дополнительные права получили и государственные. Например, ту же финансовую автономию, как и у частных вузов. Государственные работают с казначейством и любые доходы университета являются бюджетными средствами, на которые накладываются соответствующие ограничения. Они нигде не могут хранить деньги, кроме казначейских счетов, не могу тратить их без разрешения казначейства. Мы уже давно говорим о том, чтобы сменить статус государственных вузов с бюджетных учреждений на (скорее неприбыльные) субъекты хозяйствования.

- Вы знакомы с реформой, которую сегодня проводит МОЗ? У них многое из того, о чем вы говорите, уже реализуется. В том числе, и в плане высшего медицинского образования. Сейчас начинают проводить экзамены для выпускников по зарубежным тестам, что позволит избавиться от коррупции в вузе, т.к. покупать экзамены и зачеты будет бессмысленно.

- Меня вот очень интересует, что это за экзамен. Я понимаю, что он европейский или американский, не наш. Возможно, он уберет коррупцию. Но я общался с медиками и у них мнения разделились. Особенно у студентов, которые кричат о том, что их учили другому.

- Но, возможно, это путь к признанию наших дипломов за рубежом?

- В Законе о высшем образовании прописали создание агентства по качеству высшего образования. Оно должно заниматься аккредитацией учебных программ. Если аккредитовало, значит, подтвердило качество подготовки специалистов. Я не против квалификационных экзаменов после окончания университета, но я за то, чтобы их разрабатывали, в том числе, профильные ассоциации и работодатели.

Когда мы изучали американский опыт, то общались с подобным агентством, которое аккредитует программы в Гарварде и других американских вузах. У них есть профильные ассоциации, которые занимаются отдельными специальностями. Например, ассоциация архитекторов аккредитует программу по архитектуре, а потом принимает квалификационный экзамен у выпускников этой программы. Ассоциации дорожат своим именем и помогают вузам построить их программу обучения таким образом, чтобы они готовили специалистов высшей квалификации. Это неплохая история, но ее нужно взращивать. У нас, к сожалению, нет культуры создания подобных институтов.

- Что вы предлагаете? Пока что оставить тесты, экзамены без изменений?

- Я бы предложил ликвидировать понятие "диплом государственного образца", наличие которого подразумевает, что государство гарантирует одинаковое качество подготовки выпускника любого вуза с дипломом, что не соответствует действительности. И тогда каждый университет будет сам выбирать форму оценки знаний и нести ответственность за качество подготовки своих выпускников.

Что касается тестов, то тут меня напрягают две вещи. Наше стремление просто брать западные тесты и пытаться их использовать. Даже адаптировать их очень сложно. Мало того, что у нас разные программы, у нас еще разные культуры, образовательные подходы, и это нельзя игнорировать. И требования часто совершенно разные. Если у медиков требования могут быть еще схожие, то, к примеру, у юристов эти требования часто несопоставимы. Я понимаю, что это проще всего сделать. Но перенимая западный опыт, нужно быть очень аккуратным.

И второй момент – наше стремление к стандартизированным тестам. В данном случае, у меня двойственное отношение к ЗНО как к явлению. В моем понимании ЗНО на 99% выполняет свою функцию, ради которой оно было сделано – убирает коррупцию при поступлении. Тут бесспорная "перемога", даже несмотря на то, что были случаи изменения результатов ЗНО. Но я против того, чтобы ЗНО распространялось на школы. Особенно, на 9 класс, как хотят у нас сделать.

- Что тут плохого?

- Я поясню. Что у нас сейчас происходит в старших классах? Дети понимают, куда они хотят поступать, знают, какие им нужно для этого сдавать экзамены, и начинают только к ним готовиться. По большому счету, их мало интересует подготовка по другим предметам. Человек выбрал три-четыре предмета и начинает готовить только их. На мой взгляд, это убивает систему образования. Если у человека нет мотивации изучать школьную программу, то тогда что мы делаем? Отпустите ребят на 2 года и пусть готовятся к ЗНО. Поэтому считаю, что стандартизированное тестирование негативно влияет на подготовку в школе.

Эксперт команды Зеленского по вопросам образования и науки Сергей Бабак: Бизнесу нужно дать возможность входить в вузы 03

МНОГОЕ, ЧЕМУ МЫ УЧИМ В ШКОЛЕ – БЕССМЫСЛЕННО

- Ну, тогда нужно посмотреть, чему вообще учат в школе.

- Прекрасный вопрос! На недавнем iForum я выступал на тему "Чему не учат в современной школе". Школы в привычном для нас виде ориентировочно возникли во времена первой промышленной революции. Задача была быстро передать стандартизированные знания. Что происходит сейчас? Технологии меняются c колоссальной скоростью, мир меняется на глазах, а школы нет. Мы, в Институте будущего, когда моделируем систему образования, ставим себе в качестве маркера 2030 год. По одной из причин это связано с Новой украинской школой, потому что в первый раз дети, которые в ней учатся, пошли в школу в 2018 году, а закончат ее именно в 2030-м. И мы хотим показать разницу между миром 2018 года и миром 2030-го. Мир изменится к тому моменту, как изменятся и необходимые навыки. Конечно, никто не знает будущего наверняка, но спрогнозировать его по уже существующим трендам можно.

- Всегда говорили, что школа учит не тому, что пригодится в жизни.

- Сегодня это более чем актуально. Многое, чему мы учим в школе – бессмысленно. Нет смысла 12 лет запоминать то, что можно найти за 30 секунд.

- Но это развивает мозг ребенка.

- Да, как и многие другие вещи. Игровой формат и практика развивают мозг часто намного лучше, чем все остальное. Обучение стоит проводить в привязке к практическому применению изученного.

- Так чему же, все-таки, учить детей в школах?

- Школа, на мой взгляд, должна готовить детей к самостоятельной взрослой жизни и вызовам ближайшего будущего. Так как его никто наверняка не знает, то стоит обучать навыкам и компетентностям, необходимым в многовариантном будущем.

Я бы предложил дать академическую свободу школе и учителям. Да, дать базовый стандарт, прописать, какими минимальными знаниями, навыками и компетентностями должен обладать школьник. Но я бы предлагал активно развивать то, что пока еще называется Soft skills (гибкие навыки), хотя многие уже утверждают что в наше время soft – это новый hard. Это должно сквозным образом проходить через всю программу. В идеале, в школьном образовании, мы бы хотели прийти к двум вещам.

- Каким же?

- Первое – персонификация, чтобы каждый ребенок получал то образование, которое нужно именно ему. А второе – чтобы школа выявляла и развивала врожденные таланты. От школьника нужно требовать соответствия базовому уровню подготовки, но дайте ему возможность развивать его талант. И было бы идеально, чтобы школьники учились в своем темпе. Дети приходят в школу разными, а выходят очень близкими друг к другу.

- Как это реализовать технически?

- В американских государственных школах у детей уже есть возможность выбирать себе предметы. Они выбирают, что учить в этом семестре, а что в следующем, что на базовом уровне, а что углубленно. Думаю, что и у нас школам нужно дать такую возможность.

Не стоит забывать и о возможностях, которые дает современный мир. Сегодня уже есть множество учебных курсов, уроков и практических занятий от лучших учителей мира, размещенных на образовательных онлайн-ресурсах. Нужно дать школе возможность и их использовать.

Эксперт команды Зеленского по вопросам образования и науки Сергей Бабак: Бизнесу нужно дать возможность входить в вузы 04

ТУАЛЕТЫ, ГОРЯЧАЯ ВОДА И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ШКОЛ

- Во многих школах нет нормального интернета.

- У нас часто нет нормальной инфраструктуры, потому что в последние 28 лет мы не обращали на нее внимание. Мы ее не развивали. Школы должны быть комфортные для детей. И тут дело не только в отсутствии интернета. Мы хотим раз и навсегда закрыть вопрос с туалетами на улицах, горячей водой, с отоплением.

- Это же вопрос в компетенции местных властей, а не государства или МОН?

- Да. Но децентрализация дает дополнительные ресурсы местным властям. А целевые государственные программы могут им в этом помочь. Например, мы начали работу над созданием программы цифровизации школ, которая будет включать в себя интернет канал, Wi-Fi, необходимую компьютерную технику и общую образовательную онлайн платформу для всех школ страны.

Когда школа станет комфортной, в ней появится надежный и свободный доступ к информации, тогда школы преобразятся сами.

КТО ПРОТИВ, ЧТОБЫ УЧИТЕЛЯ ПОЛУЧАЛИ $4 ТЫС. В МЕСЯЦ?

- Школа – это не интернет, туалеты и горячая вода, а учителя.

- Да, и они – краеугольный камень реформы. Им нужно постоянно повышать квалификацию, давать новые возможности. Для этого необходима мотивация, в том числе и повышение их социального статуса.

- У вас где-то звучала цифра - $4 тыс. в месяц.

- Это прекрасный мем!

- Это неправильно?

- У нас было видео, в котором прозвучала эта цифра как зарплата, которую хотели бы получать учителя, о чем они и написали в комментариях к программе кандидата в Президенты. Очень быстро социальные медиа "вложили" эту фразу в уста самого кандидата. Но если абстрагироваться от этой ситуации, я бы ответил так – а кто против, чтобы учителя получали 4 тыс. долларов? Сколько по-вашему должны получать учителя? Я считаю, что это самая важная профессия, потому что именно учителя готовят наших детей, то есть наше будущее. И чем лучше научат сегодняшних школьников, тем лучше нам будет житься потом.

- Но ведь это практически недостижимая цель сегодня.

- Да, по крайней мере, в ближайшее время. Но экономисты говорят, что теоретически это возможно. Я скажу так. Хотим ли мы, чтобы наши учителя получали такую зарплату? Хотим. Получится ли у нас? Не знаю, но мы будем к этому стремиться. Честно. В любом случае, мы хотим, чтобы зарплата учителей выросла значительно, чтобы повысился социальный статус учителя и эта профессия вновь стала престижной и уважаемой. Это касается и воспитателей детских садиков, и преподавателей университетов, и ученых. В законе прописали три минимальные зарплаты учителям, но это не везде выполняется. В итоге, уже полтора года закону, а средняя зарплата по стране в образовании – около 8 тыс. Это правильный ход, но он не был обеспечен бюджетом, и касается, почему-то, только учителей. А как же ученые, преподаватели вузов, воспитали в садиках? Поэтому повышения зарплат нужно добиваться всеми возможными способами.

Эксперт команды Зеленского по вопросам образования и науки Сергей Бабак: Бизнесу нужно дать возможность входить в вузы 05

212 ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ СТРАНА НЕ ПОТЯНЕТ

- Какие еще цели вы себе ставите? Какие KPI?

- KPI нужно ставить для определенной позиции. Если это позиция министра – это одни KPI, если это парламент или президент – то другие.

- Но у вас есть понимание того, что вы должны достичь за ближайшие несколько лет?

- На каких уровнях образования?

- Давайте по всем.

- В первую очередь, мы считаем, что в реформах должна быть преемственность, это то, чего нам всегда не хватает. Часто журналисты спрашивают, что будет с Новой украинской школой, будет ли продолжаться реформа. Будет. Ее первые результаты нужно проанализировать, сделать работу над ошибками, подкорректировать и продолжать.

Сейчас будет очень важный, я бы сказал, ключевой момент реформы – разработка стандарта базового среднего образования. Потому что в этом возрасте формируются основные, базовые ценности и навыки.

Про инфраструктуру школ мы уже говорили – то же самое касается и детских садиков, мы хотели бы, чтобы ребенок развивался комфортно и гармонично с раннего детства.

Мы также упоминали о равенстве частных и государственных вузов. Прозрачный образовательный рынок будет способствовать конкуренции и повышать качество образования. Мы за полную академическую свободу – в рамках закона и минимальных стандартов. Эти стандарты должны быть выполнены, но школы, университеты, профтехи должны быть свободны в выборе методов и методик, учебных материалов и других образовательных инструментов, которыми они пользуются. Есть рамки – в этих рамках делайте все, что считаете нужным.

Что касается высшего образования, мы пока не планируем радикальные изменения, но есть очевидные проблемы, которые можно решить. Например, путем изменения статуса университетов. Далее, кидайте в меня камнями, но я уверен, что количество государственных и коммунальных университетов превышает не только возможности их содержания, но и потребности нашей страны. У нас на начало прошлого года было 212 государственных и коммунальных вузов. Более того, за пять лет их количество увеличилось. Не потому, что мы построили что-то новое, а потому что мы перевели, очевидно, какой-то колледж в статус университета. Они все содержатся за счет бюджета. Это сумасшедшая материальная база, часто неэффективная, где осталась постсоветская система управления. Эту систему мы хотим поменять.

- Каким образом?

- В том числе путем изменения системы госзаказа и ценообразования. Это очень важный момент. Вот сейчас у нас проходит обсуждение постановления Кабмина про индикативную себестоимость обучения (минимальная стоимость контрактного обучения в государственных вузах). По нему со следующего года стоимость контракта не может составлять меньше 60% суммы, которую выделяет бюджет на обучение такого специалиста.

Частные университеты говорят об этом давно. Наверное, не так громко, как надо бы, но если вдуматься - это абсурд, когда налогоплательщики платят иногда в разы больше за обучение одного человека, чем этот человек платил бы за себя сам. А куда он дальше идет работать? Он очень часто не готовится для государства. И в этом проблема, это вопрос самой сути госзаказа. Мы хотим поменять эту систему в корне. Потому что госзаказ имеет право на жизнь, когда государство заказывает подготовку специалистов для себя. То есть, для госпредприятий, госучреждений, в конкретную школу или министерство. По-хорошему, каждый человек, который учится по госзаказу, должен быть обеспечен рабочим местом. Он должен понимать, куда он потом пойдет. И по-хорошему, после окончания вуза такой человек должен был бы либо отработать на государство, либо вернуть деньги за обучение. Думаю, мы к этому придем в том или ином виде.

Эксперт команды Зеленского по вопросам образования и науки Сергей Бабак: Бизнесу нужно дать возможность входить в вузы 06

ВМЕСТО БЕСПЛАТНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – БЕСПРОЦЕНТНЫЙ КРЕДИТ?

- С нашей экономикой госзаказ может уменьшится до микроскопических размеров.

- Это не так. Госзаказ в любом случае нужен для подготовки специалистов, которые необходимы для страны, потребность в них есть и будет. Но мы хотим добавить отдельное грантовое финансирование для лучших выпускников школ и монетизировать принцип "деньги ходят за студентом". Например, человек поступил в один вуз, через год понял, что его не устраивает качество образования либо нужно переехать в другой город, и он может взять свой грант и перевести его в другой вуз. Это элемент академической мобильности. Вузы начнут конкурировать за этих ребят, потому что у них вполне реальные деньги. А для большинства абитуриентов мы бы предложили беспроцентный государственный кредит.

- Вы вообще против бесплатного образования? Почему?

- Не совсем. Бесплатное образование будет доступно лучшим выпускникам школ как грант от государства. Почему я против массового бесплатного образования? Одна из причин – оно убивает мотивацию. Молодой человек не понимает, зачем ему нужно образование, не берет ответственность за свою жизнь. Он и саму специальность выбирает часто по принципу куда легче поступить. А так человек будет делать осознанный выбор. Он понимает, что год учебы будет стоить ему, допустим, 30 тыс. грн., и через пять лет он выйдет с долгом в 150 тыс., который нужно отдавать. И он тогда подумает, вот я хочу поступать на юриста, через пять лет мне нужно будет отдавать долг, какую зарплату я буду получать, за сколько лет смогу вернуть долг, смогу ли вообще найти работу по специальности. Или, может лучше пойти на более короткие курсы, освоить профессию, поработать, а потом уже решать, стоит ли на себя брать долг за получение высшего образования.

Коммерциализация этого процесса выровняет дисбаланс в стоимости обучения для бюджетников и контрактников. Сейчас в госвузах контракт – это как бонус, дополнительные средства на развитие. Поэтому они могут позволить себе демпинговать и конкурировать с частными университетами. Если сейчас выровнять стоимость контракта и бюджета, то вы очень сильно удивитесь, насколько меньше станет на некоторых специальностях в ведущих вузах студентов. Это скажет о том, что качество не соответствует цене, и люди не готовы будут платить 60 тыс. в год за обучение в университете, если тут же рядом, в этом же городе можно получить такую же специальность и похожие по уровню знания и навыки, например, за 18 тыс.

Мы за полную финансовую прозрачность университетов, но при этом, чтобы дать им право зарабатывать деньги.

- На чем?

- Например, на своих исследованиях. Сейчас попробуйте создать дочернее или совместное предприятие в национальном университете. Вам дадут тысячи ссылок на Бюджетный кодекс и другие нормативные акты, которые не дают это сделать. Давайте дадим им это право. Тогда университет сможет, к примеру, своим патентом войти в предприятие, а инвестор войдет деньгами, работать смогут на территории университета и под контролем университета, которому останется 51%.

Это бы стимулировало в вузах научные разработки, уменьшился бы отток кадров, а студенты и исследователи получили бы возможность создавать спин-офф компании при университетах, у себя в кампусах. Можно снизить потенциальные риски и попробовать это внедрить в виде эксперимента.

Бизнесу нужно дать возможность входить в вузы и, особенно, в профтехобразование. Мы жизненно нуждаемся в законе о государственно-частном партнерстве в сфере образования и науки. Университеты сами по себе бизнесу не всегда нужны, бизнес развивается намного быстрее, при этом бизнес привозит новые технологии, с которыми университеты часто знакомы лишь теоретически.

При таком сотрудничестве университеты и профтехи смогут более эффективно готовить кадры для бизнеса. Сегодня многие компании сами готовят для себя специалистов, "доучивают" их, но это для них непрофильное занятие.

- Почему сейчас это не внедряется?

- Потому что вузы – бюджетные учреждения, и бизнес очень часто не хочет давать деньги учреждению, которое зависит от казначейства. Частично сотрудничество идет, например, с региональными профтехами и вузами. Сельхозпроизводители, когда осознали, что у них новая техника, а им готовят специалистов, умеющих работать лишь на старой, поняли, что нужно как-то влиять на процесс подготовки. Начали сотрудничать с кафедрами, знакомить преподавателей и студентов со своей техникой. Внедрение дуальной формы образования, которая уже набирает обороты, станет хорошим первым шагом к развитию сотрудничества вузов и бизнеса.

Внедрение всего этого может привести к тому, что многим вузам выжить будет непросто. И тогда им придется объединяться. Лично я – за объединение. 200 государственных университетов страна не потянет. И нужды в них никакой нет. Мне иногда кажется, что мы почему-то стремимся к 100%-му охвату высшим образованием и тем самым нивелировали его до такого уровня, что уже стыдно говорить, что у тебя есть диплом о высшем образовании.

ЗАЧЕМ РЕОРГАНИЗОВЫВАТЬ НАН?

- Мы все время говорим о школе и вузе. Но в ведении МОН еще и наука. Тут тоже нужна реформа?

- Нам нужно менять систему управления наукой в корне. Необходимы изменения и в Национальной академии наук (НАН). В ее структуре находится примерно 140 институтов. Часто они дублируют друг друга. Поэтому нужно провести реорганизацию внутри, некоторые институты вполне можно объединить.

Нам нужна новая стратегия развития образования (прежняя утверждена в 2012 и рассчитана до 21-го года) и инновационная стратегия страны до 2030 года. В моем понимании, в самое ближайшее время – осенью либо до конца года – эти два ключевых документа должны быть приняты. С этого нужно начинать. Мы должны понимать, какую систему образования и науки мы хотим видеть в 2030 году. Тогда все стейкхолдеры, все участники процесса будут понимать, к чему им готовиться.

Мы разработаем план на ближайшие 5 лет. Через пять лет придут другие специалисты, которые, при сохранении преемственности реформ продолжат начатые и установят следующие ориентиры. Но будет всем понятно, куда движется наука и образование.

- Изменения должны коснуться и финансирования?

- Да. Финансирование должно делиться, на мой взгляд, на две составляющие. Первое – определенное базовое, которое зависит от KPI. То есть, вы выполняете свои функции, производите продукты, проводите исследования и у вас есть результаты – вам добавят базовое финансирование. Вы ничего не делаете, пишете непонятные статьи в непонятных журналах, не выполняете свои функции - вам будет уменьшаться финансирование, вплоть до того, чтобы ставить вопрос о вашей реорганизации или целесообразности существования.

По второй части финансирования у меня большая надежда на Национальный фонд исследований. Хотелось бы, чтобы он формировался как серьезный инвестиционный фонд, который, с одной стороны, будет на конкурсной основе выдавать гранты на фундаментальные исследования, а с другой - инвестировать в прикладные исследования. Претендовать на финансирование смогут не только институты НАН, но и университеты, и любые смешанные команды. Вот эта вторая его часть могла бы стать серьезным государственным инвестиционным фондом, и управлять им должен, наверное, инвестиционный банкир.

Это дало бы возможность молодым талантливым ученым не покидать эту страну, а подаваться на внутренние гранты, получать финансирование здесь. Такие группы молодых ученых есть во многих институтах.

Мне очень нравится фраза президента в инаугурационной речи о 65 миллионах украинцев. Одна из сильных сторон украинской науки– мощная научная диаспора. Многие давно работают за границей, не все уже хотят возвращаться, но они хотят помочь, сами выходят с предложениями и готовы развивать украинскую науку.

- Многие реформы сегодня направлены на сокращение финансирования. На науку тоже?

- Науку нужно реформировать, но финансирование на нее нужно не уменьшать, а увеличивать.

Нужно провести серьезный аудит, привлечь международных специалистов и сделать тотальный аудит всего, что есть. И вопрос не в том, чтобы найти виновных, а чтобы понять, где мы находимся, чего нам не хватает, и что нам нужно сделать за ближайшие годы, чтобы украинская наука вышла в региональные или мировые лидеры.

Эксперт команды Зеленского по вопросам образования и науки Сергей Бабак: Бизнесу нужно дать возможность входить в вузы 07

- В начале пути многие заявляют о громких планах, ставят прекрасные цели. Вы смотрели детский мультик, в котором отважный герой борется с драконом? Но когда он побеждает и добирается до главного сокровища, то сам превращается в дракона.

- Вы думаете, что мы можем стать драконом?

- Каждый может им стать.

- Возможно, но я не готов идти на компромисс в вопросе будущего страны. Потому что в моем понимании один раз компромисс – это всегда компромисс.

Татьяна Галковская, Цензор. НЕТ

 Фото: Наталия Шаромова, Цензор. НЕТ

Топ комментарии
+5
Ну отмена массового бесплатного высшего обучения - положительная вещь.
Но напрягает что автор продолжает врать про зарплату учителей в 4000. "Экономисты говорят что теоретически это возможно" - на кого это рассчитано? В преуспевающей Европе и то таких зарплат нет, а в Украине это "теоретически возможно"?
Надо прямо признать что ошиблись, поржать и забыть а не юлить как уж на сковородке.
показать весь комментарий
05.06.2019 09:20 Ответить
+5
Ну естественно! Ведь вузы расположены в центральных районах, а земля там золотая. Какой замечательный торговый центр можна сделать.
В свое времия "бизнес" пришел на фабрики и заводы, от них остались рожки да ножки.
показать весь комментарий
05.06.2019 09:50 Ответить
+5
Эксперт института будущего... Многие знают про этот институт, и что он не имеет отношения вообще к образованию, а эти аналитический центр, одним из основателй которого является любимый мальчик авакова - геращенко. Я знаком с такго рода экспертами. Они умеют говорить, они создают бывает даже свои институты, где гребут большие деньги за ляляля. Но на практике их опыт = 0. И судя по интервью тут та же ситуация.
показать весь комментарий
05.06.2019 10:56 Ответить
Комментировать
Сортировать:
"Пропал подъезд... Что будет с паровым отоплением??....."(с) То Квит со своей ненормальной совсун, то завуч, теперь вот это...
показать весь комментарий
05.06.2019 08:53 Ответить
Ну отмена массового бесплатного высшего обучения - положительная вещь.
Но напрягает что автор продолжает врать про зарплату учителей в 4000. "Экономисты говорят что теоретически это возможно" - на кого это рассчитано? В преуспевающей Европе и то таких зарплат нет, а в Украине это "теоретически возможно"?
Надо прямо признать что ошиблись, поржать и забыть а не юлить как уж на сковородке.
показать весь комментарий
05.06.2019 09:20 Ответить
4000 может только профессор получать, или ректор вуза.
показать весь комментарий
05.06.2019 12:40 Ответить
Ну отмена массового бесплатного высшего обучения - положительная вещь. -- а именно в чем положительная вещь ? Если ты сказал А , то говори и В . Я уверен что Украина должна пойти по скандинавскому пути обученные, и должно быть обученные качественное и бесплатное . Все граждане Украины должны иметь возможность учится бесплатно, то есть у всех равные права . Образование и так финансируется с налогов которые платят граждане, то зачем должны два раза платить ?
показать весь комментарий
05.06.2019 13:54 Ответить
с какого граждане Украины должны платить за обучение Васи Пупкина, который вместо учебы ходит по дискотекам а после института едет собирать клубнику в Польшу?
показать весь комментарий
05.06.2019 14:08 Ответить
Я же написал для тех кто в танке . Надо пойти по скандинавскому пути , там никто не ходит по дискотекам во время учебы и если ты пропускаешь пары , то пошёл вон с учебы , и не занимай место . Ты или учишься или нет . И когда ты закончил и получил знания ты с этими знаниями не можешь клубнику собирать . Можно сделать так , кто в Украине будет работать , тот не будет возвращать деньги за учебу , а кто уедет в Польшу , пускай вернёт деньги за учебу ?
показать весь комментарий
05.06.2019 15:37 Ответить
- У нас было видео, в котором прозвучала эта цифра как зарплата, которую хотели бы получать учителя, о чем они и написали в комментариях к программе кандидата в Президенты. Очень быстро социальные медиа "вложили" эту фразу в уста самого кандидата. Источник: https://censor.net/r3130348

---------------------------------------------------
Врет как дышит.
показать весь комментарий
05.06.2019 09:30 Ответить
А що ти хотів від гумористів з "95 кварталу" ?
показать весь комментарий
05.06.2019 22:17 Ответить
https://kazatin.com/ua-i-svit/u-nimechchini-skasuvali-platu-za-navchannya-u-vuzah-10676304.html У Німеччині повністю скасували плату за навчання у вузах
Посилання на джерело: https://kazatin.com/ua-i-svit/u-nimechchini-skasuvali-platu-za-navchannya-u-vuzah-10676304.html
https://kazatin.com/ua-i-svit/u-nimechchini-skasuvali-platu-za-navchannya-u-vuzah-10676304.html
показать весь комментарий
05.06.2019 09:41 Ответить
У НІМЕЧЧИНІ ПОВНІСТЮ СКАСУВАЛИ ОПЛАТУ ЗА НАВЧАННЯ. І ДЛЯ УКРАЇНЦІВ ТЕЖ

http://tvoemisto.tv/news/u_nimechchyni_povnistyu_skasuvaly_oplatu_za_navchannya_i_dlya_ukraintsiv_tezh_66681.html
показать весь комментарий
05.06.2019 09:47 Ответить
ну вот когда Украина будет такая же богатая как Германия, тогда можно и бесплатное высшее образование делать. А пока, халяву в бедной стране надо убирать.
показать весь комментарий
05.06.2019 10:10 Ответить
Украина - богаче, судя по ценам на обучение) в УКУ (укр.католич.универ) стоимость обучения за 1 год - 3000 долларов. В Германии было до 1000 евро..
показать весь комментарий
05.06.2019 12:51 Ответить
Даже в Польше мало специальностей где стоимость 1000 Евро в год, в основном все дороже.
показать весь комментарий
05.06.2019 14:09 Ответить
Ну естественно! Ведь вузы расположены в центральных районах, а земля там золотая. Какой замечательный торговый центр можна сделать.
В свое времия "бизнес" пришел на фабрики и заводы, от них остались рожки да ножки.
показать весь комментарий
05.06.2019 09:50 Ответить
Генерали ,за незначним винятком, завжди готуються до минулої війни. Чомусь царина педагогії видається мені ще більш консервативною.В ній панують моделі виховання сталінських часів. Або їх антиподи, що приблизно одне й теж. Чому б школі справді не зосередитись на точних науках, цій ,як її, архваграфії, а от гуманітарку трохи придавить... Кому цікаво сам начитається.
показать весь комментарий
05.06.2019 10:08 Ответить
Почему ежели я хочу учиться за свои кровные, то вынужден ехать в Польшу, так как тут ЗНО мне учиться не дает. Уберите ЗНО с коммерческого набора и будет финансирование. И резко уменьшается всякая коррупция, когда учатся за свои деньги. А ЗНО - это то же ПРОЗОРРО - кому нужно - все проходят. Идешь на бюджет - ЗНО, учишься за свои - плати за обучение.

***
Интересно в Гарвард поступают по ЗНО?
показать весь комментарий
05.06.2019 10:26 Ответить
Для учебы в ВУЗах необходимы минимальные общие знания. Поэтому ввели ЗНО. Если человек не проходит ЗНО с минимальнодопустимыми балами, ему нет смысла идти в ВУЗ.
показать весь комментарий
05.06.2019 10:55 Ответить
По итогам ЗНО в Польше учатся тысячи украинских детей.
показать весь комментарий
05.06.2019 11:54 Ответить
Ну серед моїх знайомих, чиї діти вчаться у Польщі, високі бали з ЗНО. Не здати ЗНО може тільки дуб тупий, а таким не місце в жодному вузі тоді ані на бюджеті, ані на контракті.

Я не здавав ЗНО, бо закінчив школу до його введення. Але я кілька разів проходив ці тести (на сайті Міносвіти щороку їх зразки виставляли). Проходив без будь-якої підготовки і з української мови та історії процентів 90 відповідей мав правильних...
показать весь комментарий
05.06.2019 14:50 Ответить
Давай не 90, давай хоча б 75%
показать весь комментарий
05.06.2019 15:35 Ответить
У мене золота медаль у школі і дві освіти вищі (одна - з червоним дипломом у Шевченка), мені ті тести легкі надто)))
показать весь комментарий
05.06.2019 17:15 Ответить
за свои деньги поступай хоть куда. Хочешь нашару - сдавай ЗНО. Десятки тысяч школьников нормально сдают ЗНО, а ты не можешь - ну так дело не в ЗНО а в тебе.
показать весь комментарий
05.06.2019 14:11 Ответить
Ну так на контракт взагалі-то теж конкурс кілька людей на місце. Не ви один хочете вчитися за свої кровні. На контракт теж відбирають тих, у кого вищий бал по ЗНО.

І так, в США теж поступають в Гарвард на основі даних тестування. У Америці також є аналог ЗНО...
показать весь комментарий
05.06.2019 14:53 Ответить
Так і бачу, як американські школярі пишуть ЗНО
показать весь комментарий
05.06.2019 15:33 Ответить
У них це не називається ЗНО, але тестування є. Тести у школі - це взагалі-то американська практика.
показать весь комментарий
05.06.2019 17:16 Ответить
Бабак, когда учителя будут 4000 баксов получать?!
Займи у папы ректора-коррупционера, который НАУ-ГВФ поставил на коррупционые рельсы и даже студ-отряды на лето в Татаро-Ненецкий округ продавал.
показать весь комментарий
05.06.2019 10:37 Ответить
Так все коррупционеры сейчас идут в команду Зеленского. Там можна поживится, пока Зеленский украинский изучает.
показать весь комментарий
05.06.2019 10:57 Ответить
Эксперт института будущего... Многие знают про этот институт, и что он не имеет отношения вообще к образованию, а эти аналитический центр, одним из основателй которого является любимый мальчик авакова - геращенко. Я знаком с такго рода экспертами. Они умеют говорить, они создают бывает даже свои институты, где гребут большие деньги за ляляля. Но на практике их опыт = 0. И судя по интервью тут та же ситуация.
показать весь комментарий
05.06.2019 10:56 Ответить
Это обнаеживает лишь тем что об этом начали говорить и довольно предметно. По млодым родителям надо бить этими идеями пусть они решают как распределять школьный бюджет.
показать весь комментарий
05.06.2019 11:20 Ответить
Полсотни ВУЗов и филиалов Поплавского.
Кто будет нести ответственность за их выпускников?
Если ввести настоящее тестирование, хотя бы принимать с TOEFL или IELTS,
то кто тогда будет поступать в ВУЗы?
Одни умные?
А откуда тогда брать з/п преподавателей в 4000 баксов?
Государство должно финансировать ВО в фундаментальные и прикладные науки, которые необходимы для развития научной базы. Остальные в пределах госзаказа. Весь дополнительный контингент должен обучаться на платной основе.
показать весь комментарий
05.06.2019 11:38 Ответить
вчителі вже налаштовані на зарплату в 4000 долл...есперте і вся молода команда президента володимира, на вас надіються працівники освітянської ниви
показать весь комментарий
05.06.2019 12:10 Ответить
Школа может стать центром мини громады (школьный округ)в которые входят квартала дома.с полномочиями Взрослым школа также нужна для учебы и переучевания (клубы по интересам) Вход в шклолу после прохождения курса элементарных знаний, дискусий по усройству разных госуарств.Все на добровольной основе.
показать весь комментарий
05.06.2019 12:18 Ответить
Украину спасёт только бесплатное и качественное образование. Надо Украине делать как в Скандинавии, где все могут получить бесплатное и главное качественное образование и не зависимо от твоих родителей , есть у них деньги на обучение или нет . Каждый , а особенно молодые люди должны иметь равные возможности при старте в жизнь после школы. Правильно?
показать весь комментарий
05.06.2019 14:02 Ответить
качественное и бесплатное, нужное подчеркнуть.
показать весь комментарий
05.06.2019 14:12 Ответить
если люди не равны по уровню интеллекта, по стараниям к учебе, еще в школе, то с какого они должны иметь равные возможности?
показать весь комментарий
05.06.2019 14:13 Ответить
Это их проблемы учится или нет , но они должны иметь возможность получить бесплатное и качественное образование даже в ПТУ !
показать весь комментарий
05.06.2019 15:41 Ответить
Зачем? Образование - дорогая вещь, чтобы раздавать нашару всем желающим.
показать весь комментарий
05.06.2019 16:55 Ответить
Ну , да . Зачем образованные люди в стране? Пускай будет тупое быдло , быдлом легко управлять , верно ? Откуда тебе знать , что образование это двигатель прогресса ?
показать весь комментарий
05.06.2019 17:22 Ответить
В экономике, на 1 инженера надо 100 продавцов, сантехников, мойщиков унитазов, зачем им давать высшее образование за счет государства?
Если у 70% населения интеллект ниже среднего, они не способны учиться - пусть работают мойщиками туалетов.
показать весь комментарий
05.06.2019 17:53 Ответить
Я не писал за высшие образования, я пишу вообще об образовании. И школа в том числе . Украине надо например профессиональных строителей , и где их взять ? Правильно , их надо научить ? Я видел как в Дании молодые парни по 25 лет , как они ложат профессионально кладку , потому что они получили бесплатно качественное образование каменщика , правильно ?
показать весь комментарий
05.06.2019 19:18 Ответить
неправильно. Логика "Украине надо" - со времен совка. Строители нужны частному бизнесу, вот пусть бизнес их и обучает за свои деньги.
показать весь комментарий
05.06.2019 19:59 Ответить
Если бизнес будет их учить , то ты за это заплатишь покупая квартиру например и в стоимости этой квартире и будет заложено то , сколько бизнес и потратил на обучение строителей .
показать весь комментарий
05.06.2019 21:04 Ответить
Да , Украине надо профессиональных строителей , экономистов , юристов, фермеров , и т д . Чем больше будет образованный народ , тем больше будет развиваться Украина .
показать весь комментарий
05.06.2019 21:09 Ответить
Украина заняла последнее место в рейтинге финансовой грамотности граждан --- ещё вопросы есть ?
показать весь комментарий
05.06.2019 21:14 Ответить
и что? Если тупое население загнать на обучение и завтавлять изучать финансовую грамотность за счет бюджета, Вася Пупкин у которого на лбу написано - мойщик туалета, умнее не станет. Только мои деньги потратит.
показать весь комментарий
06.06.2019 00:11 Ответить
Это еще вилами по воде писано, т.к. рынок, я выбираю у тех у кого дешевле.
А если их учить за счет бюджета, то покупаешь квартиру или нет - ты на свои налоги содержишь кучу обучающихся. Которые потом едут на клубнику в Польшу.
показать весь комментарий
06.06.2019 00:10 Ответить
Украинцы едут в Польшу на клубнику, только потому , что они не могут получить бесплатное и качественное образование, разве тебе это не понять ? Вот датчане , получают в Дании качественное и бесплатное образование и им нет нужды ехать в Польшу на клубнику, потому что с их знаниями они найдут себе хорошо оплачиваемую работу в Дании. Так само и украинцы , если бы имели возможность получить хорошее и бесплатное образование, то бы нашли роботу в Украине.
показать весь комментарий
08.06.2019 15:24 Ответить
да, мне это непонять. Если у одного человека IQ = 80 а у второго 120, то с какого первому надо нашару качественное образование?
Во всем мире на 1 специалиста 100 пролетариев. Учить потенциальных пролетариев = это сорить деньгами.
И вообще, хватит уже со своей Данией. Технический прогресс сегодня это США, Южная Корея. А про датские Теслы, Айфоны, Гуглы, Амазоны, Ютубы, Микрософты и пр. что-то не слышно.
показать весь комментарий
08.06.2019 22:21 Ответить
За то в Дании разработали инсулин. Ты дурак или перекидываешься ? В Дании у всех IQ 120 ? Тогда почему Дания лучше живет ? Да , потому что у них есть хорошое бесплатное образование, начиная с садика где их воспитают культурными людьми , а не быдлом на понтах . И если у кого-то IQ 80 , то он профессионал строитель , а в кого IQ 120 , то он высококлассный специалист инженер. Дурак ты Федя и тебе это не понять !
показать весь комментарий
09.06.2019 01:26 Ответить
В Европе специалистов из Дании нет. ВУЗы Дании тлько 1 в списке лучших вузов планеты, на 74-м месте
Основная масса - США, Британия - страны с платным образованием. Никаких прорывов в науке и технике Дания не делает. Лучшие инженеры и ученые мира - США, Англия.
То что Дания кормит кучу дармоедов по принципу "онитожелюди" - это не пример для подражания.
показать весь комментарий
09.06.2019 10:21 Ответить
Многие студенты, желающие получить высшее образование европейского образца, останавливают свой выбор на Дании. В то время как стоимость образовательных услуг здесь довольно высока, есть и ряд существенных достоинств: образование в соответствии с самыми высокими стандартами, профессиональная ориентированность обучения и инновационные методы преподавания. Наконец, Дания - это чистая, дружелюбная и безопасная страна, куда родителям не страшно отправить своих детей.

Система высшего образования
Лучшее образование в Дании можно получить в сфере инженерии, наук о жизни (медицинские и биологические науки), социальных наук и IT. Но это не значит, что на остальные специальности поступать не стоит. Просто перечисленные выше - это сливки датского образования. В датских университетах иностранным студентам предлагают свыше 700 программ на английском языке.P .S . Федя , ты не дурак , ты просто русский дэбил!
показать весь комментарий
09.06.2019 14:04 Ответить
Преимущества образования в Дании
Давние учебные традиции позволяют профессиональному образованию комбинировать образовательный процесс с инновационной, динамической культурой в исследованиях и уникальных методиках обучения. В рейтинге OECD Дания в 2011 году была названа одной из лучших стран по условиям для жизни и работы. Дания инвестирует в образование огромные суммы. Расходы для этой отрасли равны 8% валового внутреннего продукта. Индекс грамотности в Дании, по данным ООН, равен 0.993 - это один из самых высоких показателей в мире. Недаром по числу Нобелевских премий на душу населения Дания занимает третье место в мире. Качество жизни является характерной особенностью датчан. Здесь глубоко сочетаются социальное обеспечение, привлекательный деловой климат, чистая окружающая среда и высокие стандарты в образовании и исследованиях в рамках мирового масштаба.
С каждым годом растет число желающих учиться в Дании - это и студенты по обмену, и студенты, которые хотят получить ученую степень. Все это доказывает, насколько приятно получить образование в Дании, где каждый студент всегда найдет то, что ему по душе.
показать весь комментарий
09.06.2019 14:10 Ответить
Высокие стандарты образования и научных исследований, проводимых в учебных заведениях, активное использование на практике приобретенных теоретических знаний, междисциплинарные изучения и инициативная разработка учащимися высших школ задач исследовательского характера - вот главные особенности обучения в этой стране. К этому можно добавить невысокую стоимость образования, бесплатное обучение для всех студентов ЕЭС, возможность трудиться после учебы и оставаться до 6 месяцев на территории страны для поиска работы после окончания обучения и др.
показать весь комментарий
09.06.2019 14:12 Ответить
Обучение в Дании - это возможность получить качественное образование и достичь такого уровня квалификации, который устраивает работодателей во всех развитых государствах. Образование в этой стране имеет высокие стандарты и находится под контролем государства, а образовательные учреждения должны регулярно проходить аккредитацию.
показать весь комментарий
09.06.2019 14:15 Ответить
Уровень жизни и образование в Дании на сегодняшний день занимают одно из лидирующих мест по сравнению с другими странами. Эта относительно небольшая по размеру страна создала куда более комфортные условия проживания как для граждан государства, так и для туристов
Источник: https://visasam.ru/emigration/europe-emigration/znizn-i-ceny-v-danii.html
показать весь комментарий
09.06.2019 14:16 Ответить
Для скандинавских стран характерен высокий уровень жизни. Лидирующие места по целому ряду показателей демонстрирует Дания. Недавно мы составляли рейтинг самых богатых стран ЕС по размеру средних чистых зарплат, где Дания заняла вторую позицию среди 28 стран, уступив только Люксембургу. Ты Федя все таки дэбил
показать весь комментарий
09.06.2019 14:20 Ответить
Уровень жизни в Дании в 2018

Благополучное скандинавское государство, в котором проживает чуть меньше 6 млн.человек, имеет стабильную экономику, низкий уровень коррупции, благоприятные условия для ведения бизнеса, современную систему образования (дипломы котируются во всех прогрессивных странах мира) и развитую медицину. Правительство трепетно относится к экологии, финансируя различные экологические проекты. К минусам можно отнести высокие налоги. Если вычесть из зарплаты все подоходные налоги, то датчане все равно являются лидерами среди стран ЕС по размеру средних чистых зарплат, опережая Германию, Швецию, Нидерланды и другие самые благополучные страны. Показатель преступлений и убийств один из самых низких в мире.
показать весь комментарий
09.06.2019 14:21 Ответить
Скандинавские страны отличаются высоким уровнем жизни, и Дания занимает среди них далеко не последнее место. В стране проживает 5,7 миллиона человек, по уровню ВВП на душу населения королевство занимает 8 место в мире. По уровню оплаты труда оно входит в пятерку лидирующих европейских стран. Здесь стабильная экономическая ситуация, благоприятные условия для бизнеса, практически отсутствует коррупция (особенно по российским меркам). Уровень развития медицины, социальной сферы и образования очень высок.

Источник: https://denmarklife.ru/srednyaya-zarplata-v-danii/
показать весь комментарий
09.06.2019 14:28 Ответить
От щодо скорочення кількості вузів я з ним погоджуюся - бо їх наплодилося аж занадто багато. Вища освіта має бути не всезагальною, це прерогатива найрозумніших!

Знаєте, випускник Вінницького МАУП чи Кривіорізького універу - це зовсім не те саме, що випускник КНУ ім. Шевченка, Могилянки чи КПІ.

Позакривати вузи, звичайно, дуже важко. Але можна піти хитрішим шляхом - ввести вищий 5-й рівень акредитації і надавати лише тим вузам, які потрапляють до ТОП-1000 світових. Наразі це лише КНУ ім. Шевченка, КПІ, Могилянка, ЛНУ, Львівська політехніка, ХНУ ім. Каразіна і Сумський універ.
показать весь комментарий
05.06.2019 14:59 Ответить
"Позволить детям самим выбирать чему учиться"
А зачем стране столько гуманитариев? Ведь никто не станет напрягать голову точными науками, тем более зная, что бывший однокласник умеющий только строить многоэтажные абстрактные словесные конструкции, а будущий руководитель/менеджер/словобол будет не только получать больше, но и помыкать куда более умелым.
Уже сейчас найти специалиста, который может СДЕЛАТЬ - проблема; все красочно расписывают как прекрасно это будет выглядеть.
показать весь комментарий
05.06.2019 14:59 Ответить
Это пипец. Кто к нам пришёл???

Культурист, маринист и пикацист!!!


Бабак Сергій Віталійович (нар. https://uk.wikipedia.org/wiki/31_%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BD%D1%8F 31 липня https://uk.wikipedia.org/wiki/1978 1978 , https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%97%D0%B2 Київ )

https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82 юрист , https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%96%D1%81%D1%82 економіст і https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3 психолог ., доктор технічних та економічних наук

Три высших образования и четыре диссертации в сорок лет!

Лианардо млять ла Винчи нашых дней!
показать весь комментарий
05.06.2019 17:30 Ответить
І певно єдине що він зробить це проштовхне Закон про білінгвальну освіту . Яка може бути освіта не на кацапському язикові ? Там шіфер і мендель на чолі з зє вже на низькому старті щоб вивести української з обігу .
показать весь комментарий
05.06.2019 22:29 Ответить
Доктор - дебіл.
показать весь комментарий
06.06.2019 06:43 Ответить
Плагіатор - не людина.
показать весь комментарий
06.06.2019 16:50 Ответить
Нічого доброго в українських ВНЗ не має! Тільки корупція і старе обладнання!!! 78% випускників НІКОЛИ не працювали за освітою! Вища освіта - ні про що!!! Це всьо постсовдепівська ментальність - "без бумажки - ти какашка"....
показать весь комментарий
08.06.2019 12:04 Ответить
На папе этого клоуна клейма ставить негде - коррупционер и вор еще тот, но молодец - смог откупиться. Судя по научным достижениям "деточки" - путь плагиата, коррупции будет уверенно продолжен. Папочка начал, сынуля продолжит. Видимо, этот "доктор" (а почему "доктор"? - У папы не хватило денег и связей для "академика" или рановато?) не понял части вопросов, раз отвечал не в тему. Хорошие кадры у "Слуги народа". Ребята, готовьте карманы под новые "реформы", которые вряд ли будут успешными.
показать весь комментарий
13.06.2019 14:37 Ответить