Товариш по службі загиблого прапорщика, бійця "Альфи" Юрія Журавльова: "Юра воював із кулеметом російського виробництва "Печеніг", який знайшли під Дебальцевим, навіть дав йому ім'я Стасик"
Нагородна рада недержавної нагороди "Народний герой України" присудила це високе звання співробітнику підрозділу "Альфа" Юрію Журавльову посмертно. За чотири роки війни він брав участь у найризикованіших операціях та здійснив не один подвиг. 28 вересня у фортеці Хотин нагороду отримала сім'я бійця.
Теперь можно называть имя этого бойца, показывать его лицо. Так происходит, когда сотрудник "Альфы" гибнет. Смерть позволяет снять гриф секретности с его жизни, работы, имени… Но когда я общалась с сослуживцами погибшего "альфовца", думала только об одном: лучше бы мы все не знали имени этого прекрасного человека и мужественного воина, а он был бы жив… За четыре года войны он принес огромную пользу стране. И еще сделал бы много…
В комнате, где жил 45-летний Юрий Журавлев, его кровать аккуратно застелена, ее никто не занимает с момента гибели бойца 26 мая этого года. Все вещи его отдали семье. Но здесь осталась пластиковая бутылка-чашка, на которой маркером помечено: Шахта. Это позывной Юрия. Есть позывной и на двери комнаты – рядом с позывными его соседей. И вряд ли табличку уберут…
Юрий Журавлев и Руслан Муляр, который со дня на день должен был начать службу в этом же подразделении, навсегда остались на Донбассе. "Знаете, масштаб личности Юры был таким, его типаж и харизма, поступки и подвиги заслуживают, чтобы о нем сняли фильм, - говорит один из близких друзей бойца. – И это будет реально крутой сюжет, наполненный одновременно патриотическим порывом и военным трагизмом, юмором, безграничной любовью ко всем и всему, что окружало этого человека"…
"19 ротаций на линию огня"
- Юра называл нашу базу лагерем или селом, - сослуживцы Юрия ведут меня к домику, в котором между выездами на боевые задания отдыхал боец. – Когда у него было время, мог приготовить еду. Очень вкусные супы варил.
Мы садимся на лавочке и продолжаем разговор. По понятным причинам я не могу называть имена и звания бойцов, с которыми беседовала. Более того, я сама их не знаю. Только позывные.
- 12 мая мы отметили 45-летие Юры, жарили шашлыки, - говорит Ник. – А 26-го он погиб…
- Почему Юрий взял позывной Шахта?
- Он родом из города Димитров Донецкой области, - отвечает Ник. – Местный. Поэтому и Шахта. Срочку Юра служил в ВДВ, попал в Нагорный Карабах. Так что русско-украинская война для него не первая… Юра не вспоминал о тех временах. Но мы знаем, что тогда он получил орден "Красная звезда". А его просто так не дают… Второй конфликт, в котором он участвовал, был на Балканах. Говорил Юра, что его вербовали и на грузинскую войну, но он отказался. Перед войной он работал дальнобойщиком и жил в Бердянске. Все это сыграло свою очень важную роль для нашей службы. Юра как уроженец Донецкой области хорошо понимал особенности менталитета местных, их настроения и шкалу ценностей, говорил с ними на одном языке. Весной 2014 года у него был шанс стать как по одну сторону баррикад, так и по другую. Но его верность Украине и понимание ситуации сделало свое дело. Для нас он был настоящей находкой. Он был органичным в среде местных людей, кроме того, знал все местные дороги досконально, а это было очень важно для отхода после проведенной операции или при объезде блокпостов.
- Юра проявил себя еще до того, как попал в наше подразделение, - добавляет Горняк. – В апреле-мае 2014 года он получил наградной пистолет за активное участие в операции по перехвату партии оружия из Крыма. Также он рыцарь ордена Богдана Хмельницкого и полный кавалер ордена "За мужество". Третий ему дали посмертно… Все награды он получил за эти четыре года войны…
- У Юры - 19 ротаций на линию огня, - продолжает Ник. – Всегда, когда он был в группе, выезжающей на передовую, мы останавливались возле одного кафе. Это стало своеобразной традицией – по дороге на войну поесть или просто выпить кофе. Однажды кто-то сказал: едем, не останавливаясь… Шахта, который, казалось, дремал, тут же возмутился: что значит не будем останавливаться? Этому ритуалу не изменяем теперь никогда…
С детства Юрчик занимался боксом. Был кандидатом в мастера спорта, тренировал своего сына, а у нас на базе своими руками сделал грушу, чтобы заниматься. Он если брался за что-то, то никогда не бросал дело на полпути.
На войне он был органичным. Но при этом отдавал себе отчет, что происходит. И всегда говорил ребятам: не вздумайте заболеть войной, нельзя отдаваться ей полностью. Сам же был и тактик, и стратег, и авантюрист. В бою чувствовал, как себя вести, что будет происходить. В нем был стержень воина. Это все гены прадедов-казаков, которые пробудились с началом войны в добровольцах.
- Как расслаблялся и отвлекался Юрий?
- Ночами играл на компьютере в танчики. А читал он специальную литературу. Уже на войне ему подарили уникальную книгу по боксу 1932 года издания. Ею он очень дорожил.
Отличился Юра еще до службы в "Альфе". В самом начале войны он припер дебаркадером партию оружия из Крыма. Да-да, представьте себе. За эту операцию он и получил первый орден "За мужество". Дело было так. Юра якобы пошел на сделку с эсбэушниками, предавшими Украину. Юра прекрасно сыграл роль завербованного человека. И в мае 2014 года в рамках спецоперации помог задержать большую партию оружия, которую террористам передавал из аннексированного полуострова экс-глава СБУ Якименко. Автоматы и пулеметы, гранаты и гранатометы нужны были для захвата Бердянска и дестабилизации ситуации в городе. Именно Юра не допустил, чтобы это произошло там, где живет он и его семья. На такое способны далеко не все даже подготовленные люди. А Юра смог. Провел операцию безукоризненно.
"Это был крайний выезд Юры. Он должен был перейти в логистический центр"
- Эту курточку Юра отдал мне незадолго до своей гибели, - выносит из своей комнаты камуфляжную вещь еще один боец подразделения с позывным Скай. – Ее он снял с убитого россиянина, когда группа зашла на вражеский блокпост. Там же он добыл первое трофейное оружие. А воевал с пулеметом российского производства "Печенег", который нашли под Дебальцево. Юра дал ему имя Стасик. Сейчас он в музее СБУ. После боя Юра шутил: "Я ему говорю: Стасик, угомонись, а он все хочет работать"…
- По ночам Юра не раз ходил в села, которые непонятно было, кем контролируются, - добавляет Горняк. - Ребята переодевались в шорты, футболки и прогуливались там, не раз натыкаясь и даже общаясь с сепаратистами, заодно получая информацию, разведывая обстановку.
- Как Юра погиб?
- На то задание мы выехали вместе, - говорит Ник. – Но находились на разных позициях. Он с Русланом был в одних окопах, а наши две другие группы – в соседних. Мы готовились к работе ночью. По нашей информации, противник планировал зайти на позиции украинской армии. Место, где находился Юра, было наиболее безопасным, если сравнивать с другими. Часа в четыре дня по радиостанции пошел какой-то шум, начали вызывать медиков: "У нас три "трехсотых""…
Уже позже мы поняли, что тот окоп достаточно прицельно обстреляли. Мы предполагаем, из пушки БМП-1. Первые снаряды пролетели метрах в 150 от окопа, где были Юра, Руслан и еще один наш боец. Следующие разорвались практически возле них, ранив всех троих. Врачи быстро забрали пострадавших. У Руслана были повреждены сонная артерия и висок… А у Юры в сердце обнаружили более двадцати (!) осколков. И несмотря на это, он до госпиталя доехал живым…
- Знаете, Юра же накануне этой ротации написал рапорт для перевода в другое подразделение, - добавляет Ник. - Это был его крайний выезд. А у Руслана – третий боевой. И Руслан попросил Юру поехать с ним, чтобы он показал ему, что к чему, объяснил какие-то нюансы нашей работы.
Когда мы ехали в машине на место, всю дорогу подсмеивались над еще одним бойцом, который был в их группе. У него с собой было четыре турникета. Как он сказал: для каждой конечности, и разложил их во все карманы. В итоге именно он пострадал меньше всех, получив контузию.
Одна из наших машин по дороге поломалась. Все, кто в ней ехал, не помещались в другую. Тогда Юрчик сам вызвался остаться, пока машину не починят, хотя раньше никогда нигде не оставался. Как бы плохая примета… К нам он добрался уже под вечер. Его как будто что-то не пускало на этот выезд…
Мы уже начали работать, когда нам поступил срочный приказ: собирайтесь и выходите с позиций. Тогда же нам сообщили, что раненые – все наши. Кто? – начали спрашивать мы. Нам прислали позывные и уточнение: один уже двухсотый. Это был Руслан Муляр. Через 15 минут снова сообщение: еще один не выжил… И никак не можем добиться, кто же это. А потом – Шахта…
Подсознательно я уже даже ждал, что с кем-то из наших ребят может что-то произойти. Ведь так долго обходиться без раненых и погибших – это слишком… Не раз у меня возникала мысль, что это могу быть я. Хотя очень этого не хотелось…
Ребята надолго замолкают. А потом, перебивая друг друга начинают вспоминать хохмы и фразочки Юры.
- Шахта был уникальным человеком, актером от природы, - пряча слезы, улыбается Ник. - Если бы он выступал публично, зритель был бы им покорен. Шутки рождались у него на лету. Помните, как Юра явился на построение в кубанке? А когда он закрепил на боку деревянную кобуру от Стечкина, в нее положил пистолет ТТ, который выглядел в ней комично. А сам пистолет Юра называл ТТ-Иванович.
- Он мог носить на боевые задания немецкую каску, - добавляет Скай. - Перед выездами говорил: мы сейчас как поедем, как дадим! Иногда кто-то переспрашивал: А если нам дадут? Тю, - возмущался Юра. - А нам за что? Мы находимся на своей земле. И защищаем ее.
- А помните, как в день Святого Николая Юра вышел из своего домика с вопросом: я не понял, почему это Николай не положил мне под подушку погоны прапорщика? Я что – не заслужил? Возмущался искренне, как ребенок, - вспоминает Горняк. – Шахта мечтал об этих погонах. И дождался!
- После присвоения Юре звания прапорщика он подошел к нашему командиру и спросил: "Вот у вас есть ваш праздник – день полковника? Нет! А у меня есть – день прапора!" - ребята смеются. А мне абсолютно понятно становится, что теперь 23 августа для них навсегда день Юры Журавлева, потому что – день прапора…
Виолетта Киртока, "Цензор.НЕТ"