9738 посетителей онлайн
3 065 94

Казахстан пытается заменить Россию на "Байконуре" Украиной, Израилем или Индией, - СМИ

Председатель Национального космического агентства Республики Казахстан (Казкосмоса) Талгат Мусабаев стремится сократить присутствие России на "Байконуре" раньше срока окончания аренды, который истекает через 40 лет – в 2050 году.

В поисках новых партнеров взоры руководства Казкосмоса все чаще обращаются к Израилю, Индии, Украине и другим странам, пишет "Независимая газета".

Космическую систему связи и вещания KazSat сейчас создает российское предприятие. А следующий спутник KazSat-3, возможно, будет строиться уже с участием Израиля, отмечает издание.

Сейчас единственным российско-казахстанским проектом остается строительство космического ракетного комплекса "Байтерек". Но даже в этом проекте Мусабаев добился ослабления позиции Роскосмоса. Будучи директором АО "Совместное казахстанско-российское предприятие "Байтерек", он отказался подписать базовый договор с Роскосмосом и настоял на том, что АО "СП "Байтерек" будет самостоятельно проводить тендеры и заключать договоры с непосредственными исполнителями работ. Специалисты опасаются, что нарушение традиционного порядка взаимодействия предприятий в рамках ракетно-космической отрасли может в конечном счете завести проект в тупик.

Как отмечает издание, на ежегодном заседании Подкомиссии по комплексу "Байконур" российская сторона в этом году вновь не получила ответ на самый актуальный для нее вопрос – о предоставлении земельных участков в качестве новых районов падения отделяющихся частей РН "Протон-М". Руководитель Казкосмоса Талгат Мусабаев заявил о невозможности передачи запрашиваемых участков "в связи со вновь возникшими требованиями уполномоченных органов".

Газета напоминает, что благодаря принятому президентами двух стран решению об аренде были списаны все долги, числившиеся за Казахстаном. Ежегодно Астана получает от Москвы арендную плату за "Байконур" в размере 115 млн долларов. Еще около 170 млн долларов ежегодно перечисляются на поддержание и развитие инфраструктуры космодрома и города Байконур. Самой России этих средств могло бы хватить на строительство современного космодрома, сравнимого с Наро (Республика Корея) или Гвианским космическим центром (Франция), отмечает издание.

Руководство Казкосмоса также не устраивает разница в доходах России и Казахстана от эксплуатации космодрома. Как заявил заместитель председателя Казкосмоса Мейрбек Молдабеков, в 2009 году с космодрома "Байконур" Россией были запланированы 19 коммерческих запусков, из них 12 – ракетой-носителем (РН) "Протон". "На каждом его пуске зарабатывается не менее 85 миллионов долларов. Сумма коммерческих контрактов на 2009 год только на пуски РН "Протон" превышает 1 миллиард долларов". То есть за пять лет арендодатель получил чуть больше 0,5 млрд долларов, в то время как арендатор, по подсчетам Мейрбека Молдабекова, ежегодно зарабатывает больше 1 миллиарда.

Напомним, на прошлой неделе России пришлось перенести на сутки запуск ракеты-носителя "Протон-М" с европейским спутником Eutelsat-W7 поскольку Казахстан не дал разрешение на его проведение, ссылаясь на отсутствие необходимых согласований. Старт был перенесен на резервный день. После переговоров Роскосмосу и Казкосмосу удалось прийти к компромиссу и договориться о проведении запуска.

Район падения первой ступени ракеты-носителя находится в Карагандинской области (Казахстан), второй ступени и головного обтекателя - в Республике Алтай, третьей ступени - в акватории Тихого океана.

Два года назад, после неудачного запуска ракеты "Протон-М" с японским спутником связи, правительство Казахстана приняло постановление, в соответствии с которым может быть введен запрет на запуски ракет с Байконура, если они будут представлять потенциальную опасность для главы государства. Это связано с тем, что в 2007 году, во время неудачного старта, президент республики Нурсултан Назарбаев находился в рабочей поездке по ближайшим к космодрому регионам.

В конце 2008 года Мусабаев заявил, что Казахстан "настаивает на поэтапном сокращении запусков с космодрома "Байконур" ракет-носителей, работающих на токсичном гептиле". При этом в январе 2009 года на расширенном заседании коллегии Казкосмоса Талгат Мусабаев просил принять безотлагательное решение на правительственном уровне об участии Казкосмоса в проектах коммерческого использования украинской ракеты-носителя "Днепр", которая, как и российский "Протон", работает на гептиле.

Комментировать
Сортировать:
показать весь комментарий
02.12.2009 10:17 Ответить
Один уже пытался заменить
Один уже пытался заменить - объездил весь мир, кроме смеха ничего - ну а Россия обойдется без Байконура, и не останется без пусковой, уже во Французской Гвиане постороили такую - может смысл в том, чтобы Казахстан не особо ерепенился на едином таможенном пространстве ...
показать весь комментарий
02.12.2009 10:29 Ответить
Без Имени
Ну как киргизы могут что-то заменить, если в космонавтике они ничего не смыслят.
Кто будет обслуживать космодром.
Жиды что-ли.
Так они только воровать умеют...
показать весь комментарий
02.12.2009 11:28 Ответить
КИЕВ
ДА НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА ЭТО КАК И ЦЕНЗОР, ОДИН ЗАГОЛОВОК И МОЖНО ДАЛЬШЕ НЕ ЧИТАТЬ!!
показать весь комментарий
02.12.2009 11:59 Ответить
марк
зная эту бестолковую нацию ,они только и умеют ослов трахать или свои ускоглазые дыни вставлять в колеса.....
показать весь комментарий
02.12.2009 19:07 Ответить
Надеюсь, что ты встретишь того о ком говоришь и он будет знать о твоем посте.
показать весь комментарий
02.12.2009 19:30 Ответить
Без Имени
Заголовок не соответствует содержанию.
показать весь комментарий
02.12.2009 10:33 Ответить
Мусабаев+полоний=дружба России с Казахстаном.
показать весь комментарий
02.12.2009 10:35 Ответить
Без Имени
А зачем Рассеи Байконур. У них есть Плесецк и Капустин Яр. Или жалко братскому казахскому народу космодром отдать
показать весь комментарий
02.12.2009 10:38 Ответить
А что они с ним делать то будут
А что они с ним делать то будут - ну там неплохо Курбан-Байрам-Ураза праздновать конечно, однако юрта мало очень ...
показать весь комментарий
02.12.2009 10:40 Ответить
Не жалко, скоро уйдём и казахи спокойно могут пасти в тех местах верблюдов и лошадей. Не переживай.
показать весь комментарий
02.12.2009 11:08 Ответить
к слову
4 марта 1997 года в 05:00 ДМВ стартом ракеты-носителя "Старт 1.2" - с КА "Зея" на борту началась история нового российского космодрома с гордым названием "Свободный".
1. Проблемы с запусками из Байконура.
Впервые вопрос о необходимости создания и выборе места расположения нового российского космодрома был поставлен Военно-космическими силами перед руководством Министерства обороны России в конце 1992 г.

Основной причиной послужило то, что в результате распада СССР космодром Байконур оказался вне территории России. Реализация отечественных космических программ оказалась зависимой от другого государства.

Если применительно к гражданским космическим системам это, в принципе, допустимо, то в отношении военных космических систем это исключено. Стратегическая значимость решаемых ими задач требует твердых гарантий их решения.

Специалисты ВКС провели оценку возможности перевода на территорию России запусков КА, выполняемых с космодрома Байконур в интересах Министерства обороны РФ.

Поскольку перевод запусков КА ракетами-носителями легкого и среднего классов на космодром Плесецк принципиально возможен, такая работа была спланирована и в настоящее время осуществляется.

Но особую остроту имеет вопрос запусков ракет-носителей тяжелого класса. Стартовые комплексы РН "Протон" имеются только на Байконуре. Поиски возможного решения данной задачи без использования территории иностранного государства и обусловили необходимость проведения в 1993 г. рекогносцировочных работ по выбору возможного места расположения стартового комплекса ракет-носителей тяжелого класса на территории России.
2. Рекогносцировка
Собственно, с нее и начинается история рождения нового космодрома.

На основе доклада командующего ВКС генерал-полковника В.Л.Иванова 1 февраля 1993 г была издана директива Генерального штаба о проведении рекогносцировки возможных мест дислокации нового космодрома В соответствии с ней была образована рекогносцировочная комиссия под председательством начальника штаба ВКС генерал-лейтенанта С.Н.Ермака, в которую вошли представители Генерального штаба, РВСН, ВВС. ВМФ, Дальневосточного военного округа, Центрального проектного института Минобороны, а также Российского космического агентства и ведущих организаций по основным объектам инфраструктуры космодромов — КБ транспортного машиностроения, КБ "Салют", КБ общего машиностроения и КБ "Мотор".

Комиссия проделала большую аналитическую работу, в рамках которой была проведена оценка всех вероятных вариантов решения задач запуска космических ракет-носителей тяжелого класса с территории России, выбраны возможные места размещения стартового комплекса (СК) для тяжелых РН; выработаны требования к СК и объектам инфраструктуры.

Под руководством комиссии Центральным научно-исследовательским институтом ВКС была проведена целевая научно-исследова тельская работа, результатом которой стала разработка методологического аппарата выбора и оценки вариантов размещения космодрома.

О сложности и масштабности проделанной работы можно судить по основным требованиям и ограничениям к месту расположения космодрома. Они, в частности, включают в себя:

* — обеспечение максимально широкого спектра требуемых наклонений орбит, включая минимальное, соответствующее географической широте места запуска, а также 63-65°, 71-72°, 81° и 97°;
* — эффективность выведения полезных нагрузок на геостационарные орбиты;
* — отсутствие активных участков полета ракет-носителей над территориями иностранных государств и, прежде всего, над территориями США и Канады, имеющих систему предупреждения о ракетном нападении, а также над густонаселенными областями страны, городами и промышленными центрами;
* — отсутствие необходимости расположения районов падения отделяющихся частей ракет-носителей на территориях иностранных государств или в их территориальных водах, в нейтральных водах с активным судоходством и рыболовством, вблизи крупных населенных пунктов страны, важных народнохозяйственных объектов и на территории уникальных государственных заповедников;
* — близость развитых железнодорожных магистралей, других путей сообщения (морских, речных, автомобильных и воздушных):
* — наличие производственных и сырьевых ресурсов;
* — возможность расположения (создания) необходимых объектов инфраструктуры и ее последующего развития.

На основе проведенного анализа территории России комиссия пришла к выводу, что потенциально пригодными для реализации поставленных задач являются только южные районы дальневосточного региона и острова Сахалин. Несмотря на столь значительную территорию России, более близких к центральной части страны мест, пригодных для размещения космодрома не имеется.

Так, регион юга европейской части России, в восточной части которого находится полигон Капустин Яр, широко освоен, что затрудняет размещение такого крупного объекта как космодром, и не удовлетворяет требованиям обеспечения запусков: трассы запусков на низкие наклонения проходят над территорией иностранного государства (Республики Казахстан), а на высокие — над крупными городами и промышленными центрами.

Регионы юга Сибири и Забайкалья в основном представляют собой труднодоступную гористую местность, и оттуда невозможны запуски на орбиты с низкими наклонениями, необходимые, в первую очередь, для геостационарных ИСЗ, поскольку при этом активные участки полета ракет-носителей проходили бы над территориями МНР и Китая.

Для размещения космодрома также оказались подходящими и не все районы Дальневосточного региона. К сожалению, непригодной с географической точки зрения оказалась южная часть Дальневосточного региона — район около городов Владивосток и Уссурийск. Географическая широта данного района (в диапазоне 43-44°с.ш.) является для Российской Федерации одной из самых южных Для сравнения можно заметить, что это даже южнее района космодрома Байконур на 2-3°. Но возможные азимуты пусков для данного района ограничиваются всего лишь 46-59°. При запусках на более высокие наклонения трассы, и соответственно районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, будут проходить над территорией Китая, а на более низкие наклонения, включая опорное для запусков на геостационарную орбиту, — над территорией Японии.

Расположенная севернее отданного района местность — Сихотэ-Алиньский горный массив — практически недоступен и не освоен, Минимально необходимые условия для размещения космодрома имеются лишь в диапазоне от левобережья реки Амур и г.Советская Гавань, где заканчивается Байкало-Амурская магистраль и обеспечиваются все наклонения запусков ракет-носителей, а районы падения их отделяющихся частей приходятся на акватории Тихого океана и Охотского моря, что не требует отчуждения территорий на суше.

Ближайшим к центральным районам России в западной части этой области на Транс-сибирской магистрали располагается район г.Свободный Амурской области, откуда также обеспечиваются возможности запусков на все необходимые наклонения

Основным требованиям и ограничениям по размещению космодрома удовлетворяет и территория О.Сахалин, особенно его южная оконечность в районе пп Озерский и Новиков, расположенная на широте 45° Но этот район крайне удален от остальной территории России, не имеет железнодорожного сообщения, и там отсутствуют производственная и строительная база и ресурсы.

Таким образом, задача выбора места расположения космодрома была сведена к двум основным районам: г.Советская Гавань и г. Свободный.

На заключительном этапе работы комиссии была проведена окончательная оценка, с выездом в районы выбранных мест, в результате которой в качестве места расположения нового российского космодрома по критерию эффективность/стоимость был выбран район г.Свободный Амурской области.

Полученные выводы рекогносцировочной комиссии был отражены в акте, утвержденном начальником Генерального штаба МО РФ.
3. Становление космодрома
Одним из факторов, обусловивших выбор района г.Свободный, стало наличие значительной инфраструктуры, оставшейся после сокращения ракетной дивизии. В современных ценах ее общая стоимость составляет более 1.3 трлн рублей.

В соответствии с выводами рекогносцировочной комиссии директивой Министра обороны Российской Федерации от 30 ноября 1993 г. объекты и часть войсковых частей и подразделений данной ракетной дивизии были переданы в состав Военно-космических сил, и на их базе был образован Главный центр испытаний и применения космических средств.

Одновременно вопрос о необходимости развертывания работ по созданию космодрома был внесен в Правительство России. Его рассмотрение длилось два года. Было составлено дополнительное оперативно-стратегическое и технико-экономическое обоснование нового космодрома. Дважды вопрос о его создании рассматривался в Государственной Думе.

Широкая Дискуссия по этому вопросу развернулась в средствах массовой информации и среди населения Амурской области. С подобной ситуацией Военно-космические силы столкнулись впервые. Происшедшие изменения в правовой и социальной сферах жизни обусловили необходимость большей открытости военной деятельности, публичного обсуждения вопроса, включая изучение влияния космодрома на экологию. Пришлось на ходу осваивать новые формы работы. В конечном итоге это удалось.

Вышедший 1 марта 1996 г Указ Президента Российской Федерации о создании 2-го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации - космодрома Свободный — закрепил принятие решения, узаконил космодром в правовом отношении, и подвел черту трехлетнему периоду в обсуждении вопроса. Это позволило включить работы по космодрому в Государственный оборонный заказ и Программу вооружения.

Перед Военно-космическими силами Указом Президента России были поставлены следующие задачи:

* — обеспечить подготовку к пуску в 1996-1997 годах ракет-носителей легкого класса "Рокот" и "Старт";
* — разработать эскизный проект космодрому со стартовым комплексом ракет-носителей тяжелого класса "Ангара";
* — разработать и представить во II квартале 1997 г. предложения по дальнейшему проведению работ на космодроме Свободный.

Комплекс ракеты-носителя "Рокот", ранее базировавшийся на космодроме Байконур, был рекомендован для размещения на новом космодроме еще на этапе рекогносцировочных работ, так как для него имелась вся основная необходимая инфраструктура. Он создан на основе МБР, аналогичных тем, которыми была оснащена базировавшаяся в районе г.Свободный ракетная дивизия. С целью обеспечения развертывания на космодроме данного комплекса были сохранены от уничтожения 5 шахтных пусковых установок и все необходимое для подготовки и проведения пусков оборудование.

Однако позднее принятие решения по космодрому, сложная экономическая обстановка в стране и связанное с ним недостаточное финансирование Вооруженных Сил, обусловили медленный темп работ по комплексу "Рокот".

Более оперативно удалось осуществить проект с размещением на космодроме комплекса ракет-носителей семейства Старт. Этому способствовали отсутствие необходимости капитального строительства и плодотворное сотрудничество с НТЦ "Комплекс" Государственного предприятия "Московский институт теплотехники". Тем не менее, для реализации этого проекта была проделана немалая работа. На космодроме были созданы техническая и стартовые позиции для ракет-носителей и космических аппаратов, развернут измерительный комплекс космодрома в составе пристартового и выносного измерительных пунктов, система связи, организованы поля падения для отделяющихся частей ракет-носителей, проведено обучение боевых расчетов подготовки и запуска и многое Другое. Оценить весь проделанный объем работ могут только специалисты, чьими руками это делалось.

Комплекс ракет-носителей "Старт", как и комплекс "Рокот" и все другие комплексы космических ракет-носителей, представляет интерес как для военных, так и гражданских запусков. Комплекс "Старт" создавался НТЦ "Комплекс" на внебюджетной основе Планами его использования предусматривалось осуществить в конце 1996 г. запуск американского КА фирмы "Earth Watch", предназначенного для дистанционного зондирования Земли. Однако данный КА не был готов к запуску в положенное время и учитывая принципиальную целесообразность открытия нового российского космодрома запуском отечественного, а не иностранного КА было принято решение о первоочередном запуске КА "Зея", созданного по заказу Военно-космических сил. Данный космический аппарат хотя и создан по заказу военного ведомства, имеет большое значение дпя всей космонавтики, так как предназначен для отработки новейших общих принципов контроля запусков космических ракет-носителей и управления космическими аппаратами на орбитах.

Космический аппарат "Зея" выведен на расчетную орбиту, и в настоящее время с ним ведется работа. Сегодня можно констатировать, что первый запуск с нового российского космодрома оказался полностью успешным а у России появился новый космодром.

Большая заслуга в этом всех специалистов космодрома, специалистов Государственного предприятия "Московский институт теплотехники" и НТЦ Комплекс — разработчиков и координаторов создания комплекса ракеты-носителя, НПО прикладной механики — разработчиков КА "Зея", РНИИ космического приборостроения — головного НИИ, отвечающего за создание измерительного комплекса космодрома, их смежников, инструкторской группы 53-го Государственного испытательного полигона МО. Все они входили в совместный боевой расчет, осуществивший подготовку и запуск.

Много сил приложил к рождению космодрома Секретарь Совета обороны Российской Федерации Юрий Михайлович Батурин, который присутствовал на первом запуске. Он лично изучил все аспекты вопроса создания космодрома и способствовал выходу соответствующего президентского Указа Большой личный вклад в рождение и становление космодрома "Свободный" внес бывший командующий Военно-космическими силами генерал-полковник Владимир Леонтьевич Иванов. Оно стало возможным во многом благодаря его напору и целеустремленности. Нельзя не отметить роль нынешнего командующего ВКС генерал-лейтенанта Валерия Александровича Гриня, руководство которого пришлось на первый пуск с нового космодрома, а таюке начальника оперативного управления штаба ВКС генерал-майора Вячеслава Георгиевича Безбородова, принимавшего самое непосредственное участие в проведении обоснований по космодрому и подготовке директивных документов по нему.

Первым начальником космодрома (первоначально Главного испытательного центра) стал генерал-майор Александр Николаевич Винидиктов. Он был командиром расформированной здесь 27-й ракетной дивизии РВСН и не покинул данный объект, а перешел на службу в ВКС. Его организаторские способности, знание обстановки и людей, настрой на новое дело также во многом послужили основой успеха.
4. Значение и перспективы развития космодрома
Говоря о значимости первого запуска с космодрома "Свободный", в полной мере можно назвать его историческим, по крайней мере для отечественной космонавтики.

Родился действительно российский космодром (космодром Плесецк создавался в рамках Советского Союза). Космодром Свободный создан в крайне непростых для страны условиях, и своим фактом рождения убедительно свидетельствует о стремлении и способности нашей страны к развитию.

Еще предстоит сделать очень многое, чтобы он стал равноценным братом других космодромов, но надежда на это есть. Он нужен российской космонавтике, нужен стране.

С полным вводом нового космодрома в регулярную эксплуатацию будет обеспечена независимость России в выведении аппаратов на орбиту, создана устойчивая и эффективная космическая инфраструктура в составе двух территориально разнесенных космодромов. Как уже говорилось выше, одним из основных факторов, определяющих целесообразность создания данного космодрома и выбор места дислокации, является его широтное расположение. Особенно это важно для вывода КА на геостационарные орбиты. Например при использовании космодрома Плесецк потери массы полезного груза составили бы 22-25% по сравнению с тем, что может быть обеспечено с космодрома Свободный. С экономической точки зрения это многого стоит, так как средняя стоимость выведения 1 кг полезного груза на данные орбиты достигает 30 тыс $. При весе КА в несколько тонн выигрыш составляет миллионы долларов. И это только при одном запуске. Для прогнозируемой интенсивности пусков годовой эффект может составлять до 250-300 и более млн $.

Если продолжить изложение экономических аспектов создания нового космодрома, то можно отметить, что для завершения работ по 1 этапу создания космодрома Свободный, предусматривающему развертывание на космодроме комплекса "Рокот", необходимо около 100 млрд руб. в текущих ценах. Это составляет всего около 15% от годовой арендной платы России за использование космодрома Байконур или стоимость двух запусков ракетой-носителем "Старт-1". Очевидно, что приобретаемый от реализации 1-го этапа создания космодрома положительный международный, политический и военный эффект несоизмеримо выше.

В настоящее время имеются реальные шансы ускорения работ по комплексу "Рокот" путем объединения усилий Военно-космических сил, РКА, ГКНПЦ имени М.В.Хруничева и НПО Машиностроения. При реализации этого подхода в выигрыше оказалась бы каждая из заинтересованных сторон.

Стоимость реализации 2-го этапа создания космодрома ориентировочно оценивается в 20 трлн рублей при сроках создания около 10 лет, что опять же соизмеримо с затратами на аренду Байконура, которые составят за 20 лет его аренды в текущих ценах 13 трлн руб. При этом важно также отметить, что основные фонды Байконура, включая стартовые комплексы тяжелой ракеты-носителя "Протон", крайне изношены за 40 лет функционирования и требуют больших затраты на их восстановление. Кроме того, России необходимо выплачивать казахстанским организациям ежегодно десятки миллиардов рублей за использование электроэнергии, воды и другие услуги. Очевидно, что эффективнее и целесообразнее вкладывать средства в создание, развитие и использование космической инфраструктуры на своей территории, а не на зарубежной.

Другим важным фактором создания космодрома Свободный является его непосредственная связь с общим развитием дальневосточного региона России. Создание космодрома позволит повысить занятость населения региона, задействовать имеющиеся промышленные и строительные предприятия, развить транспортные и энергетические сети.

Приобщение к космической деятельности даст толчок к освоению современных технологий, расширятся масштабы использования в интересах региона космических систем связи, телевидения, навигации, исследования природных ресурсов, экологического контроля и других. Все это будет способствовать повышению потенциала региона и его выравниванию с близлежащими регионами иностранных государств.

Неизбежно расширение международного сотрудничества в области космоса, в том числе за счет развития взаимодействия со странами юго-восточной Азии, уже осознавшими свои интересы в космосе, но еще не имеющими технической возможности их реализации. Космодром Свободный будет способен их предоставить.

Чтобы полностью оценить значение нового космодрома, необходим комплексный подход к изучению его потенциальных возможностей. Космодром — это не только объект оборонного комплекса, он оказывает общее влияние на социально-экономическое развитие страны. Поэтому разрабатываемые в соответствии с Указом Президента России от 1 марта 1996 г. предложения по дальнейшему проведению работ на космодроме Свободный должны это учитывать.

Техническую основу для этих предложений составят результаты проведенного эскизного проектирования по космодрому. Ведется также работа с федеральными органами власти и администрацией Амурской области по дополнению предложений вопросами социально-экономического характера.

Вместе с тем, уже сегодня очевидна необходимость проработки организационной стороны проблем реализации 11-го этапа строительства космодрома, предусматривающего создание стартового комплекса ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара".
показать весь комментарий
02.12.2009 10:40 Ответить
Без Имени
Израилю, Индии, Украине и другим странам: а как доставлять из этих стран ракетоносители? Через Пакистан, Иран, и Афганистан? Кто может запретить России принять закон запрещающий перевозку иностранной ракетной техники через свою территорию.
показать весь комментарий
02.12.2009 10:48 Ответить
Вітер2
Не думаю, що це можливо. Росія свої грузи також переправляє через території інших держав, тому у цьому випадку може просто виникнути торгова війна, що нікому не вигідно
Зрештою, коли не помиляюся, ракетну техніку можна й літаками доставляти -- Україна має "Руслан"
показать весь комментарий
03.12.2009 00:09 Ответить
Умрёт нах байконур. С каждым годом сужается деятельность полигона.
А другие туда не придут.
Коммерческие запуски на РН "Союз" переползают в Куру и Плесецк, Протон выжимают до последнего, пока Ангара не полетит с Плесецка, а после Плесецка стартовый стол Ангары поставят на вновь создаваемом космодроме Восточный на дальнем востоке.
показать весь комментарий
02.12.2009 10:46 Ответить
Без Имени
Украине сейчас как никогда нужен космодром
показать весь комментарий
02.12.2009 10:51 Ответить
ЧернавеТЦкий)))))
показать весь комментарий
02.12.2009 12:13 Ответить
Индия отпадают, они могут запускть ракеты ЮЖНЕЕ, а вот Украина с Израиелем очень может быть! Евреям с арабами не уютно.
показать весь комментарий
02.12.2009 10:54 Ответить
А чего украина пускать будет?
показать весь комментарий
02.12.2009 10:59 Ответить
да шо попало! дабра ентого навалом...
показать весь комментарий
02.12.2009 11:23 Ответить
Навалом , ну ка по пунктам какого добра и скока, просто интересно стало, откуда таки стока добра?
показать весь комментарий
02.12.2009 11:31 Ответить
Вот неплохой урожай например в этом годе
Вот неплохой урожай например в этом годе - да много чего ...
показать весь комментарий
02.12.2009 11:36 Ответить
только нужно ПРИДУМАТЬ нафуя!
показать весь комментарий
02.12.2009 11:44 Ответить
Вот именно, лучше мозх себе не парить и заниматься постройкой памятника голодомора.
У укров это лучше всего получается.
показать весь комментарий
02.12.2009 12:11 Ответить
Вот именно, лучше мозх себе не парить и заниматься постройкой памятника голодомора.
У укров это лучше всего получается.
показать весь комментарий
02.12.2009 12:11 Ответить
Вітер2
Україна досить активна в космічних запусках (див. "Морський старт"), правда в основному це комерційні запуски, де Україна складає певну конкуренцію Росії. На свої розробки зараз жмуться гроші давати, хоча деякі проекти все ж таки намагаються тягнути...
показать весь комментарий
03.12.2009 00:16 Ответить
В каких ещё космических запусках активна украина?
Носитель Зенит, используемый в морском старте на 80% состоит из российских комплектующих.
На 1-й ступени стоит двигатель разработки и изготовления Энергомаша подмосковье, двигатель 2-й ступени разработки того же энергомаша и большей части комплектухи с самары и Химок, система управления разработки и изготовления КБ Пилюгина г.Москва.
Украинского в Зените тока баки. Других носителей нет у украины.
Конкурируют в морском старте скорее российские производители с росийскими же производителями.
показать весь комментарий
03.12.2009 11:38 Ответить
Действительно - "Украине сейчас как никогда нужен космодром"
Действительно - "Украине сейчас как никогда нужен космодром" - хапуститть в космос пудов двадцать картошки на МКС по срочному тарифу ...
показать весь комментарий
02.12.2009 11:00 Ответить
Про Индию правильно говоришь, им нах не нужен казахстан, израиль-тута мона подискутировать.
показать весь комментарий
02.12.2009 11:01 Ответить
Без Имени
А есть такое "УкрКосмос"? Надо ещё "ПолЛитКосмос" на Байконур до кучи.
показать весь комментарий
02.12.2009 11:02 Ответить
Antipendos
мне кажется маяк демократии - Грузия созрела до полетов в космос, что бы нести свет свободы дальше ... в иные миры...
Казахстан пытается заменить Россию на "Байконуре" Украиной, Израилем или Индией, - СМИ - Цензор.НЕТ 3353
Ктонить скажите уже Саакашвили, что молодой демократии без своего космопорта ну никак...
показать весь комментарий
02.12.2009 11:37 Ответить
...
прикольно читать как каТсапы истекают желчью...
показать весь комментарий
02.12.2009 11:59 Ответить
Без Имени
Давай прикалывайся дальше,пока они строят ракеты,корабли,самолеты-а ты продолжай "прикольно".
показать весь комментарий
02.12.2009 12:02 Ответить
Мы в Куру перебираемся, новые площадки в Плесецке делают, начинаются движения на новом космодроме на дальнем востоке.
Эт наоборот прикольно наблюдать, как они в бессилии начинают метаться, особенно это на байконуре чувствуется.
показать весь комментарий
02.12.2009 12:07 Ответить
Пущай повыпендриваются казахи, что им ещё остаётся. Кроме России никто не будет там поддерживать оставшуюся инфраструктуру, новое там никто ничего не строит с 91-92гг. Тока до последнего ресурсы продляют.
Да и настроения там чемоданные у оставшихся специалистов, площадки закрываются и разграбляются, здания по кирпичикам разбираются населением с ближайших аулов.
А кого привлечь новое строить, эт глухо.
показать весь комментарий
02.12.2009 12:04 Ответить
Все едино будут сворачивать
Все едино будут сворачивать там программу - вот и суетятся по-дежурному ...
показать весь комментарий
02.12.2009 13:18 Ответить
Я в шоке.. И казахи опустили убогих кацапов
показать весь комментарий
02.12.2009 13:42 Ответить
Без Имени
были списаны все долги, числившиеся за Казахстаном. Ежегодно Астана получает от Москвы арендную плату за "Байконур" в размере 115 млн долларов. Еще около 170 млн долларов ежегодно перечисляются на поддержание и развитие инфраструктуры космодрома и города Байконур. Самой России этих средств могло бы хватить на строительство современного космодрома,
показать весь комментарий
02.12.2009 13:49 Ответить
Главное что россию и казахи выгнали. Пускай США там поставит свою базу
показать весь комментарий
02.12.2009 13:50 Ответить
шарнир
Да хоть Хохланд, своё овощехранилище, нам не жалко. Почитай посты повыше, может что прийдёт в свидомую голову.
показать весь комментарий
02.12.2009 14:10 Ответить
Одесса.Александр
Шо кацапы тупорылые,то киргизы вас лохов лапотных, с базой в Манасе на лаве кинули,теперь казахи без вазилина факают и так будет ещё не раз.Потому как вы просрали и пропили свой шанс стать нормальной страной,вы неудачьники и осознавая это, вы ненавидите другие народы,бывшие ранее в вашей империи,а ныне ставшие независимими и пытаются что то изменить в своей жизни на лучшее.Но у них со временем,все получится,а вы так и останитесь в своей паРаше.
показать весь комментарий
02.12.2009 14:47 Ответить
Я
Кацапы уже ВСЕХ соседей *******!
показать весь комментарий
02.12.2009 15:04 Ответить
Без Имени
Ох и лошара же ты оранжево пупыпый.Ты кого придурок ругаешь?.Ты и такие как ты превратили Украину в помойку,благодаря таким удодам,страна в полной опе.Раша хоть что-то делает,старается свои интересы отстаивать,казахи уже пытались пукать в воздух,как и кыргызы,плохо кончилось.А вот с нами ситуация все больше напоминает ситуацию между богатой США и "великой" и "дерьмократической" республикой Мексика.Звону много, атолко мало,много нищих месиканцев бегущих за бугор.Так и с нами делают.Поэтому закрой свое поганое хлебало и думай об интересах страны,УРОД!!!!
показать весь комментарий
02.12.2009 17:20 Ответить
Без Имени
Звезда в шоке
показать весь комментарий
02.12.2009 13:50 Ответить
показать весь комментарий
02.12.2009 15:35 Ответить
Казахи сами себя опустили .
Россия планомерно сворачивается с байконура и казахи в тихом бешенстве, они хотят считаться космической державой, РФ НИЧЕГО нового не строит, тока пользует до последнего сооружения и комплексы совецких времён.
Ангару на Байконур Россия не планирует уже ставить, тока плесецк и Восточный. РФ уходит из байконура, а казахам оставляет здания и металл, которые быстро разворуются и растащутся за неимением специалистов и промышленности, производящей РН.
Казахи мечутся и строят воздушные замки, типа укров привлечь, которые ничего не имеют, или Израиль, или Индусов. Пускай помечутся.
показать весь комментарий
02.12.2009 17:51 Ответить
Без Имени
http://www.allcountries.org/wfb2008/kazakhstan/kazakhstan_people.html
Kazakhstan People 2008
Ethnic groups:
Kazakh (Qazaq) 53.4%, Russian 30%, Ukrainian 3.7%, Uzbek 2.5%, German 2.4%, Tatar 1.7%, Uygur 1.4%, other 4.9% (1999 census)
показать весь комментарий
02.12.2009 15:39 Ответить
Без Имени
http://www.win.ru/civil/1426.phtml
Выслушал критику вождя и «признал свои ошибки»
решению о придании Казахстану и Киргизии статуса союзных республик и о передаче Каракалпакии в состав Узбекистана. Помимо того, что Россия теряла 3 млн. кв. км территории,
показать весь комментарий
02.12.2009 15:49 Ответить
Северный Казахстан придётся возвращать.А это Усть-Каменогорск,Караганда,Петропавловск,Экибастуз.Житница Казахстана.Там русских почти 80%.Вот и умрёт Казахстан.
показать весь комментарий
02.12.2009 16:15 Ответить
Без Имени
Назарбаев не ющенко
показать весь комментарий
02.12.2009 16:23 Ответить
Правильно.Он умнее,и вставать поперёк России врят ли будет.Понимает что из за этого конфликт межнациональный может начатся
показать весь комментарий
02.12.2009 16:27 Ответить
!
"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА":
Казахстан занялся развитием космического туризма на Байконуре.....
________________________

А Россия знает?
показать весь комментарий
02.12.2009 17:09 Ответить
Без Имени
В Москве на Чистых прудах есть памятник казахскому акыну (на хера он там нужен, правда), так полгода рядом с ним дежурили менты...лично я , ежели прохожу мимо, то непременно плюю рядом с ним...
показать весь комментарий
02.12.2009 17:26 Ответить
тоже месный
Культура так и прет из Вас
показать весь комментарий
02.12.2009 17:44 Ответить
Без Имени
Да шучу, не плюю - гирербола в некотором роде...А Вам лично, нравится этот памятник???
показать весь комментарий
02.12.2009 17:46 Ответить
панi Галя
як буваю в Моцкве,то сразу бэру такси еду до памятныка и кладу.....квиткы.
показать весь комментарий
02.12.2009 17:56 Ответить
Сэмэн
и много уже наклала?
показать весь комментарий
02.12.2009 18:15 Ответить
Без Имени
Лучше нанаписать ПАН КРОКОДИЛ/ГАЛЬКА (как в анекдоте). Ну, что ж просраться иногда бывает полезно, не правда ли ********...
показать весь комментарий
02.12.2009 19:37 Ответить
Казахстан пытается заменить Россию на "Байконуре" Украиной, Израилем или Индией
______________________________
Молодцы!
Всегда следил за тенденциями казахских новаторов.
Дело за малым.
Осталось поднять в Израиле ракетостроение, заинтересовать индусов космонавтикой и построить ракетопровод из Украины в Казахстан.
Ессно не по территории России.

А, забыл...

И заменить в казахских мотоциклах двигатель на педальную тягу.
Тоже для экологии.
показать весь комментарий
02.12.2009 18:22 Ответить
Без Имени
Как не крути - а уход РФ из Байконура неизбежен. И если казахи подталкивают - токо хорошо.
Нонсенс, когда страна снимает космодром у другой страны. Да ещё платя за это. Начали же строить новую площадку под Владиком. Тогда казахи отговорили, пошли навстречу РФ. Хоть щас бы они пошли на принцип...
России казахами выплачиваеца неустойка, за расторжение подписанного контракта до 2050г. РФ на эти бабки дооборудует владивостокскую площадку. Казахстан использует Байканур сам или сдаёт какой стране (или многим странам). На первых порах может и РФ частично потдержать казахов...
показать весь комментарий
02.12.2009 18:24 Ответить
Марк
Хоть бы успели достроить на дальнем востоке, что бы китайцам готовый достался, чухонцы мечтательные....
показать весь комментарий
02.12.2009 19:22 Ответить
Без Имени
А это даже не вопрос. Китайская стена неизбежно будет и на западной границе РФ.... С днепровско-китайской автономией...
показать весь комментарий
02.12.2009 19:24 Ответить
Все кацпов гонят. Надоели людям голожопые вонючие ***********. Пускай к себев Мааскву едут
показать весь комментарий
02.12.2009 18:27 Ответить
Без Имени
Точно. И ить такие прикольные хохлы - а никто видеть их не хочет в мире...
показать весь комментарий
02.12.2009 18:34 Ответить
Все хотят от нас денег.
Но не все получают.
показать весь комментарий
02.12.2009 18:41 Ответить
Как не все? Путин вас имеет и деньги от вас имеет. А вы кацапы нищие!
показать весь комментарий
02.12.2009 19:29 Ответить
Без Имени
Нищие Кто б говорил
показать весь комментарий
02.12.2009 19:32 Ответить
Я рад что ты согласен что кацапы нищие
показать весь комментарий
02.12.2009 19:32 Ответить
Без Имени
Конечно нищие, я и не спорю...
показать весь комментарий
02.12.2009 19:33 Ответить
Вот так бы и сразу
показать весь комментарий
02.12.2009 19:33 Ответить
Без Имени
А украинцы богатые?
показать весь комментарий
02.12.2009 19:34 Ответить
такие же богатые как в россии. Но не кричим на весь мир что по зарплатам Европу догоняем
показать весь комментарий
02.12.2009 19:35 Ответить
Без Имени
показать весь комментарий
02.12.2009 19:36 Ответить
Не везёт украине!
показать весь комментарий
02.12.2009 19:46 Ответить
А чего тогда с протянутой лапой к япошкам лезли, а они вам фуй да еще и о курилах рассказали
показать весь комментарий
02.12.2009 19:31 Ответить
Без Имени
Это перемога? Не везет России?
показать весь комментарий
02.12.2009 19:31 Ответить
ПНХ ДЛБ
показать весь комментарий
02.12.2009 19:32 Ответить
Без Имени
Сам ПНХ, чмо!
показать весь комментарий
02.12.2009 19:32 Ответить
Хочешь сказать что везет?
показать весь комментарий
02.12.2009 19:33 Ответить
Без Имени
Да мне пох Россия
показать весь комментарий
02.12.2009 19:34 Ответить
а мне пох на безимянных
показать весь комментарий
02.12.2009 19:35 Ответить
Без Имени
УРА!!! А вот тебе шо то Россия не пох!!! Боишься ее?
показать весь комментарий
02.12.2009 19:36 Ответить
Конечно боюсь что сюда ломятся кацапы, разносят спид и прочье дерьмо. Поэтому и говорю что границу нужно закрывать! При чем строить вторую берлинскую стену!
показать весь комментарий
02.12.2009 19:39 Ответить
Где записывают в строители?
показать весь комментарий
02.12.2009 19:41 Ответить
Без Имени
В Украину ломятся кацапы??????? Не попутал ли чего? Да они Украины как огня боятся!
показать весь комментарий
02.12.2009 19:47 Ответить
молодой
А разве Казахстану принадллежит пусковой комплекс, это собственность России, так, что это развод, ну чтож "без лоха и жизнь плоха"
показать весь комментарий
02.12.2009 20:16 Ответить
Без Имени
http://www.radikal.ru Казахстан пытается заменить Россию на "Байконуре" Украиной, Израилем или Индией, - СМИ - Цензор.НЕТ 4076
показать весь комментарий
03.12.2009 00:13 Ответить
Без Имени
http://www.cidcm.umd.edu/mar/assessment.asp?groupId=70501

Assessment for Russians in Kazakhstan
показать весь комментарий
03.12.2009 10:49 Ответить
Без Имени
http://i-news.kz/news/451520
«В насущных вопросах жизнеобеспечения Западный Казахстан зависит от России, а не от РК, при этом до 97% его доходов забирает себе Астана, а не Москва»
показать весь комментарий
03.12.2009 11:39 Ответить
Влад
Кацапы зажрались, вот и оскорбляют украинцев, казахов, евреев и другие народы. Но при этом зачем то тащат всех в СНГ. А насчет того, чего запускать Украине не волнуйтесь, у нас светлых голов хватает и технологии есть. Когда кацапы в Грузии впервые столкнулись с нашими радиостанциями, то ***. А потом стали просто копировать собаки.
показать весь комментарий
03.07.2011 18:17 Ответить
заменить
 уже  никем не удастся ибо  вложить столько бюджетных денег  как СССР с 1946 по 1991 год ни одно государство МИРА уже никогда в Байконур  не сможет. Пуск одного изделия стоил около 2,5 миллиона сов. рублей плюс даровой народ на стартах плюс вся инфраструктура тоже на военніх заказах. С 1992 года сколько было растащено пусковых комплексов на металл . С уходом русских на Байконуре можно ставить жирный  крест.
показать весь комментарий
03.07.2011 18:40 Ответить
смотрящий
Если некто пьян и грязен, горе мыкает весь век. Чей труд тяжел и безобразен и по результатам несуразен- ТАК ЭТО РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК !!!
показать весь комментарий
11.12.2012 18:00 Ответить
Ветеран
Казахам отдали часть систем ПРН при распаде Союза, что из этого вышло можно посмотреть тут... http://www.youtube.com/watch?v=rJocYp3L3No
показать весь комментарий
11.12.2012 18:07 Ответить