12297 посетителей онлайн
22 334 18
Редакция Цензор.НЕТ может не разделять позицию авторов. Ответственность за материалы в разделе "Блоги" несут авторы текстов.

Лучший прицел для СВД. Опыт волонтера

Я бы хотел начать эту статью с вопроса. А чем вас не устраивает стандартный прицел?
Конечно же это касается военных, чьи винтовки комплектуются ПСО-1 по умолчанию. Ну, или должны комплектоваться.

Мне понадобился целый год извращений с заменой прицелов на полсотни СВД, чтобы понять, что родной ПСО не так плох, как принято считать. Итак, если на вашей винтовке он есть и чудом неплохо сохранился за 25-50 лет жизни, я считаю, что это лучший вариант для даного оружия. Что я подразумеваю, под исправностью? Чистые и целые линзы, правильно работающее перемещение сетки и самое главное - стабильность фиксации на ласточкином хвосте. То есть неушатаным должно быть, как крепление прицела, так и сам кронштейн. Подсветка сетки работает мало на каком ПСО, но эта проблема легко поправима - перепаивается проводка, ставится подходящая и даже в пару раз более емкая батарея, а лампочку даже можно поменять на цветную диодную.

Итак, давайте оценим главные преимущества родного ПСО-1:

1. Если крепление исправно, то неплохо держит.
2. Фиксированная кратность позволяет без всяких «если» использовать дальномерную сетку, которая к тому же имеет простую и понятную ростовую шкалу.
3. Баллистический барабан вертикальных поправок действительно плюс-минус соответствует баллистике патронов и позволяет успешно стрелять без знаний и понимания траектории.
4. Кратность 4 дает возможность кое-как идентифицировать цель на дистанции до 600 метров и при этом не смущает начинающих стрелков брожением марки на цели.
5. Достаточно широкий угол обзора.
6. Простая и понятная ростовая дальномерная шкала.
7. Подсветка сетки.

А теперь о недостатках ПСО:

1. Кратности может действительно не хватать для поиска и идентификации целей на дистанциях 600-900 метров, которые на практике вполне достижимы для этой винтовки в случае ее доработки (приклад, сошки, супрессор, демпфер)
2. Невозможность адекватно вносить вертикальные поправки в случае, когда баллистический барабан не соответствует патрону.
3. Посредственная светосила не позволяет работать вечером и ночью.
4. Отсутствие регулировки параллакса и резкости сетки

Короче говоря прицел ПСО, если он исправен, - последняя деталь СВД, которую стоит заменить получив в руки винтовку. Но если я вас все же не убедил, давайте поговорим об альтернативах.

ПСО и ПОСП

Особая группа альтернативных прицелов - совковые варианты специально сделанные для СВД и подобных винтовок. Главная особенность и в то же время преимущество в том, что они по умолчанию имеют подходящее крепление и привычные «советскому солдату» сетки. Это могут быть более современные (если можно так сказать) версии - ПСО-2 и ПСО-3, а также их гражданские клоны - ПОСП. Второй и третий ПСО действительно неплохи - относительно надежные, легко и хорошо крепятся, и к тому же дают большую кратность - 6 и 8 соотвественно. Но их очень сложно и дорого доставать в Украине

А вот ПОСПы совсем плохи в плане надежности - сыпятся линзы, откручиваются объективы, не соответствуют клики смещения сетки, плохо держат крепления. Да и дальномерная сетка переделана для охотников - ориентирована не на рост человека 1.7 метра, а на животное - 1.5 метра. В моей практике примерно 20 из 40 купленных ПОСПов очень быстро вышли из строя. Да, вам может повезти, но стоит ли рисковать с учетом, цены прицела в 250-400 долларов.

Кронштейн-адаптер

Эту часть статьи правильней начать с ответа на вопрос - как установить на СВД стандартный прицел без специального СВД-шного крепления. Для этого нужен особый кронштейн-адаптер, который крепится на «ласточкин хвост» винтовки и выносит вверх планку пикатини-вивера. На которую уже без проблем ставятся кольца и прицел. Правильный кронштейн и представляет главную проблему. Большинство доступных на рынке недорогих вариантов либо сделаны для АК и просто не подходят для СВД, либо имеют очень низкое качество (Беломо, ВОМЗ, ЭСТ, UTG, Leapers) - они люфтят, гнутся, раскручиваются, планки пикатини могут вообще не соответствовать стандартам. Результат - отсутствие кучности боя, постоянное смещение СТП.

Единственный правильный серийный кронштейн, который мне встречался - российский МАНТА 2, но цена его цена превосходит 150 долларов. Также отличный кронштейн производит для установки своих теплоприцелов на СВД киевская компания Archer TVT, но в свободной продаже их нет. Также в интернете можно найти точные чертежи этих двух вариантов и заказать производство на ЧПУ из дюрали, но получится тоже не дешево и не просто (около 100$). Каким должен быть правильный кронштейн? Крепиться к «ласточке» двумя-тремя винтами с гроверами (никаких быстросъемных креплений), позволять без проблем снимать крышку ствольной коробки и в то же время не прижимать ее сбоку, иметь отрицательный наклон в 20 угловых минут, достаточную жесткость на кручение и сгибание, иметь правильный стопор позволяющий до упора толкнуть не зажатый кронштейн на «ласточке» от себя.

Импортные снайперские прицелы.

Итак, начинать выбирать «неродной» прицел для СВД стоит только в том случае, если у вас уже есть в руках правильный кронштейн. Бытует мнение, что на СВД стоит ставить недорогие (чаще всего китайские) прицелы. Мнение это конечно зародилось не от хорошей жизни и единственным аргументом кроме экономии может быть лишь то, что вместо покупки дорогого (от 1000$) прицела можно купить уже даже простенькую импортную винтовку (например Remington 700 или Howa 1500 в 308 калибре) + недорогой прицел (правильный китайский от 200$ типа Konus или NikoStirling). В итоге по точности и дальности такая система даст форму СВД-шке даже с самым крутым прицелом. Если же есть средства и стоит задача работать именно с СВД (из-за бесплатного БК, невозможности оформить винтовку или по другим причинам) то поводов не поставить на нее хотя бы Vortex или даже Leupold я не вижу.

Какие главные требования к прицелу для СВД?

Фактически такие же как и требования к прицелам большинства других военных винтовок, в том числе и импортных.

1. Способность держать отдачу, которая у СВД даже побольше, чем у большинства винтовок в калибре 308. При этом речь идет не только о самих линзах, но и о механизмах смещения сетки.
2. Иметь кратность желательно не менее 8-ми. А минимальную не более 6-ти. В идеале что-то около 3-12, 4-14, 5-25 или 6-20.
3. Иметь открытые т.н. «тактические» барабаны. То есть, чтобы крутить барабаны поправок не нужно снимать крышку-колпачек. А вот фиксаторы-локи как раз не помешают. Желательно чтобы шкала барабанов была в сантиметрах (MRAD, MIL, тысячные), а не в угловых минутах (MOA) - так удобней рассчитывать поправки.
4. Иметь дальномерную сетку типа MilDot, TMR, Horus и т.п. Желательно, чтобы сетка была в передней фокальной плоскости (Front Focal), тогда шкала сетки работает на любой кратности прицела.
5. Иметь диаметр трубки желательно не менее 30 мм. На трубку в 30 мм проще найти кольца и уровни.
6. Бывают прицелы со встроенным пузырьковым уровнем - это очень неплохо. Если такого нет, то стоит докупить отдельно уровень, который крепится на трубку прицела.
7. Для стрельбы ночью и вечером очень желательно иметь подсветку сетки. А для того, чтобы избежать бликов нужно позаботиться о бленде и сетке «kill flash».

Из самых недорогих прицелов очень хорошо себя показали Konus (KonusPro M30 4.5-16x40 за 200$ или KonusPro M30 6.5-25x42 за 250$), а также NikoStirling (от 200$). Достаточно популярный китайский бренд TAC Vector Optics мне не нравится - часто встречал браки и поломки.

амое худшее в дешевых непроверенных прицелах, что они могут быстро выйти из строя абсолютно незаметно для стрелка. То есть неопытному стрелку это еще и не сразу станет понятно.

Но важно понимать, что для работы с прицелом со стандартным барабаном вертикальных поправок (а не баллистическим, как у ПСО) нужны серьезные знания баллистики в целом и характеристик советских боеприпасов, чего большинство «снайперов» в нашей армии не имеют. Соответственно замена стандартного ПСО-1 даже на самый крутой и современный прицел для начинающего стрелка без особых знаний означает фактически неспособность вести огонь на разные дистанции.

15 августа 2015. FB: Павел Кащук, Combat-ua

Топ комментарии
+4
Павел, я познакомился с Вами и Вашей командой заочно по видео-обзорах автомобилей Infocar. С тех пор слежу за Вашим творчеством. И очень приятно, что молодой, красивый и успешный человек стал волонтером. Не побоялся все бросить и занятся тем, что сейчас важнее всего. Вы достойны того, чтобы стать примером для наших детей на равне с теми, кто сейчас на фронте. Бог Вам в помощь. Здоровья Вам и всем Вашим близким. Победы и мирного неба над головой.
показать весь комментарий
01.09.2015 15:03 Ответить
+3
Вот это молодец парень, полностью разобрался с технической частью. Приятно видеть как выросло самосознание украинцев, столько людей, которые воюют и поддерживают армию
показать весь комментарий
01.09.2015 17:08 Ответить
+2
Моя позиція щодо тюнінгу АК
Лучший прицел для СВД. Опыт волонтера - Цензор.НЕТ 7873
показать весь комментарий
01.09.2015 14:34 Ответить
Комментировать
Сортировать:
Моя позиція щодо тюнінгу АК
Лучший прицел для СВД. Опыт волонтера - Цензор.НЕТ 7873
показать весь комментарий
01.09.2015 14:34 Ответить
"Соответственно замена стандартного ПСО-1 даже на самый крутой и современный прицел для начинающего стрелка без особых знаний означает фактически неспособность вести огонь на разные дистанции "

А что в Украинской армии так много есть в наличии СВД что их раздают начинающим?
СВД по сути в современных условиях это даже не снайперская винтовка,а винтовка меткого(читай опытного стрелка)
показать весь комментарий
01.09.2015 14:34 Ответить
Как то так,а СВДшок до хрена и больше,единственное как на меня-сильно громкая
показать весь комментарий
01.09.2015 15:15 Ответить
Павел, я познакомился с Вами и Вашей командой заочно по видео-обзорах автомобилей Infocar. С тех пор слежу за Вашим творчеством. И очень приятно, что молодой, красивый и успешный человек стал волонтером. Не побоялся все бросить и занятся тем, что сейчас важнее всего. Вы достойны того, чтобы стать примером для наших детей на равне с теми, кто сейчас на фронте. Бог Вам в помощь. Здоровья Вам и всем Вашим близким. Победы и мирного неба над головой.
показать весь комментарий
01.09.2015 15:03 Ответить
Не стоит впихивать невпихуемое. ПСОшки для СВД, иностранные прицелы для иностранных винтовок. Да Хова лучше, но БК, минимум 30 грн патрон - только для отдельных спецов.
показать весь комментарий
01.09.2015 15:10 Ответить
30грн это самый говняжный Меско, а взякие Лапуи или Хорнади будут за 50. Только релоад и самокрутные патроны.
показать весь комментарий
12.06.2016 14:03 Ответить
Барретов бы тыща-другая не помешала,да пока не дают нам американцы...
показать весь комментарий
01.09.2015 15:14 Ответить
А какие проблемы закупить если есть потребность?
показать весь комментарий
01.09.2015 15:21 Ответить
Отсутствие денег думаю,ибо есть классные иностранные винтовки.Но там комплекс винтовка прицел и прочие фишки стоят дохрена и больше.
показать весь комментарий
01.09.2015 16:23 Ответить
Барреты свободно продаются в Украине как и другие винтовки, армия что то там уже прикупила.
показать весь комментарий
01.09.2015 15:54 Ответить
Где это вы Бареты в свободной продаже видели ?
показать весь комментарий
12.06.2016 14:07 Ответить
Рассуждать нужно не только о вариантах и компоновках винтовок, а и о количестве и уровне подготовки их пользователей. Только адекватный тандем человек - оружие позволяет говорить об итоговой эффективности.
показать весь комментарий
01.09.2015 16:54 Ответить
Вот это молодец парень, полностью разобрался с технической частью. Приятно видеть как выросло самосознание украинцев, столько людей, которые воюют и поддерживают армию
показать весь комментарий
01.09.2015 17:08 Ответить
Цікаво, коли ж армія отримає нові гвинтівки "Форт-301" ?

http://www.fort.vn.ua/ua/produkciya/snajperski-gvintivki/snajperska-gvintivka-fort-301.html

Наскільки ця снайперка краща за СВД?
показать весь комментарий
02.09.2015 01:30 Ответить
Проблема, видимо, в том, что это винтовка под 7,62 НАТО. Т.е. 7,62*51, а не под обычный патрон СВД 7,62*54. Не знаю насколько сложно переделать ее под СВДшный патрон. Но в таком виде она точно в войска не пойдет.
показать весь комментарий
02.09.2015 13:25 Ответить
Патроны очень разные. У одного патрона закраина, у другого проточка. Стоимость такой переделки соизмерима со стоимостью винтовки.
показать весь комментарий
12.06.2016 14:05 Ответить