5981 посетитель онлайн
7 299 36
Редакция Цензор.НЕТ может не разделять позицию авторов. Ответственность за материалы в разделе "Блоги" несут авторы текстов.

Миллионы налом в е-декларациях. Что дальше?

1 сентября начался первый этап электронного декларирования имущества государственных чиновников, которые обязаны подать свои декларации за прошлый год в течение 60-ти дней.

И первое, чем озадачили госчиновники - это количеством наличных средств, задекларированных ими по е-декларациям. Народ начал шутить: "не доверяют украинским банкам".

На самом деле все просто: когда деньги хранятся в банке, их источники и расход легко отследить. Наличные же средства можно пояснять и ссылаться на них как и сколько угодно. Свести такую "бухгалтерию" очень сложно. И сколько именно потратил на себя чиновник из этих средств - непонятно. Поэтому их можно еще переносить на будущие периоды. Или, как острят некоторые, "пояснять будущие взятки".

В то же время именно по расходам и образу жизни в сравнении с официальными доходами определяется коррумпирован ли чиновник.

Так что можно сказать, что метод с декларированием наличных - действенный.

Например, кто-то зафиксировал поездку госслужащего с семьей на отдых за границу. Пояснение - взял из семейных сбережений. Покупка автомобиля - оттуда же. Другие подобные платежи - также из "семейного банка".

Несосытковка может произойти только если вдруг появится какая-то особо ценная недвижимость, стоимость которой несоразмерна со сбережениями. Но и тут уже есть отработанный способ: "Притула одолжила".

В связи с этим декларирование значительного количества наличных стредств с точки зрения коррупционных рисков должно заставить задуматься не только граждан.

При этом для того, чтобы точно посчитать сколько же в результате из задекларированной налички было потрачено за год, а сколько чиновник может перенести на следующий год - нужно иметь возможности отследить все передвижения его и членов его семьи, расчеты по банковским карточкам в Украине и за рубежом, и все другие наличные и безналичные расходы.

Кто это будет делать? По Закону "Про запобігання корупції" мониторинг (выборочный) жизни государственного служащего должно осуществлять Национальное агентство по предотвращению коррупции. Орган - который не наделен ни следственными полномочиями, ни доступом к банковской тайне, ни другими функциями, которые позволили бы проведение серьезной проверки.

Все, что по сути может сделать этот орган - это констатировать факт: что чиновник задекларировал, а что нет.

Поэтому е-декларирование явно показало, что назрела необходимость в законодательном регулировании оборота наличных средств хотя бы в руках государственных чиновников: обязать их хранить денежные средства в банковских учреждениях.

Это позволит отследить и источники и расходы. Так что на одну и ту же сумму нельзя будет отнести разные затраты. И по - разному обосновать. Так как наличка, шеи более в руках госчиновника - это потенциально коррупционные ресурсы.

Плюс существенно укрепится банковская система, которую в этом случае государство будет оберегать как зеницу ока. А банкиров, выводящих средства, преследовать до последнего оффшора. И все в выигрыше: чиновникам не надо бояться ограблений. Экономика обопрется на финансово стабильные банки, которым после госслужащих постепенно начнет доверять и население.

Это если с долей шутки, а если серьезно, то в Европе сумма наличных в размере 2 тысячи ЕВРО уже считается криминальной. И нужно пояснить источник. У нас же пока задекларировал - и достаточно. Увы, для предотвращения коррупции и борьбы с ней - нет. Хотя то, что результаты е -декларирования подняли ряд вопросов - уже хорошо.

Да, в европеских странах нет прямых норм, обязывающих граждан держать деньги в банках. Но ни один крупный платеж наличными у них просто не примут. Более того, могут вызвать полицию или заставить подробно описать источник, уведомив параллельно налоговую. Так что другие государства регулируют такие вопросы не через граждан, а через субъектов проведения расчетов.

Да и нарушений прав чиновника как гражданина здесь потенциально нет. Может же НБУ ограничивать граждан в снятии наличных. Так почему не ограничить чиновников в их владении?

Это что касается наличных средств, которые действительно есть.

В то же время большинство граждан, судя по комментариям в интернете, прекрасно понимает, что налички в индустриальном количестве у украинских чиновников нет. И если попросить показать - вряд ли смогут. Хотя и были такие исключения как Ставицкий с пятью миллионами долларов США и Янукович с камазами денег.

И существуют обоснованные подозрения, что если задекларированные суммы налом вдруг примерно совпали со сбережениями, а не приписаны "на будущее", хранится в основном все в иностранных банках, на счетах оффшорных компаний, выведенное туда без лицензий НБУ. Плюс недвижимость.


Поэтому теперь нужно постараться отследить сколько украинских денег хранится на иностранных счетах и вложено в иностранные компании.

Закон "Про запобігання корупції" этом случае также беззубый. Он обязывает чиновников уведомлять НАЗК при открытии счета за границей. А если счета на оффшорных компаниях? А если они уже открыты? И что дальше?

А дальше, согласно украинского законодательства, - ничего.

И проверить, опять-таки, без уголовного дела и при отстутсвии механизмов поиска активов за границей в нашем уголовном процессе, - практически ничего нельзя. Даже органам следствия.

Что можно сделать в этом случае? Лучший с точки зрения выявления средств закон был принят в свое время США (Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA). По нему США договорились с другими странам, что те ОБЯЗАНЫ предоставлять им информацию об имуществе американских граждан и их счетах.

Такое обязательство есть и у Украины.

Мы в сравнении с США объективно слабы и вряд ли нам кто-либо обяжется раскрывать такую информацию.

В таком случае реалистично заставить ее раскрыть наших граждан. Например, введя амнистию, о которой так много все говорили и никто не продвинулся дальше нежизнеспособных законопроектов. По которой все, что находится за границей можно задекларировать с начислением минимального налога (например 10 процентов) без дальнейших последствий. А уже что не будет задекларировано в этих условиях - признать преступными средствами, подлежащими конфискации при обнаружении.

И разрешить иметь иностранные счета и имущество за границей при условии их декларирования и оплаты налогов. ВСЕМ. Как это происходит во всем мире.

Потому что это - наша реальность. И не признавая ее, мы уходим от проблемы, а не решаем ее. И создаем больше коррупционных возможностей. На выведении денежных средств за границу без лицензий НБУ и размещении их на счетах оффшорных компаний, зарабатывают прежде всего украинские чиновники, которые эти действия "крышуют". И участники нелегального рынка.

А заставить не выводить средства в наших условиях и в условиях глобализации экономики - невозможно.

В итоге от искусственно введенных запретов страдает прежде всего государство и экономика.

Кроме того е-декларирование создает дополнительные условия для внешнего давления на украинских чиновников со стороны иностранных партнеров. У которых, в отличие от украинского следствия, достаточно информации про их заграничные счета и имущество. И если кто-то наивно полагает, что Запад кинется это имущество взыскивать и тем более возвращать Украине - это не так. Тем более, что юридически иностранные счета как правило защищены презумпцией невиновности чиновника в стране происхождения его доходов. Но зато такая информация прекрасно подходит для политического шантажа. Как это уже неоднократно случалось на практике. А это уже - вопрос национальной безопасности.

Поэтому Украина как государство и ее граждане в принципе заинтересованы в том, чтобы украинские чиновники "спали спокойно". Задекларировав свое имущество и оплатив по нему налоги.

Осталось только помочь принять правильные решения в этом направлении депутатам. Хранящим деньги в наличных.

Топ комментарии
+11
https://censor.net/blogs/4161/milliony_nalom_v_edeklaratsiyah_chto_dalshe А дальше нічого !
Спецоперація проходить вдало - народ , поступово , звикає , що награбоване добро можна не ховати .
показать весь комментарий
29.10.2016 22:13 Ответить
+5
Зачем стране эти "декларации"? Чиновники на гос-службе или "народные депутаты" имеют миллионы долларов наличными. Что дальше? Дальше воры должны идти в тюрьму. Иначе - это издевательство и ложь!
показать весь комментарий
29.10.2016 13:43 Ответить
+5
Декларации по 2015г - это условная точка отсчета и поэтому скорее всего общество увидит близкую к реалиям картину. Вряд ли государство будет что-либо глобальное предпринимать по этим начальным декларациям,ибо запросто может погрязнуть в бесконечные судебные тяжбы. А вот период отчетности за 2016г уже интересная веха. Тут борьба с коррупцией сможет быть эффективной,при желании соответствующих служб и по требованию гражданского общества.
показать весь комментарий
29.10.2016 13:54 Ответить
Комментировать
Сортировать:
Зачем стране эти "декларации"? Чиновники на гос-службе или "народные депутаты" имеют миллионы долларов наличными. Что дальше? Дальше воры должны идти в тюрьму. Иначе - это издевательство и ложь!
показать весь комментарий
29.10.2016 13:43 Ответить
Декларации по 2015г - это условная точка отсчета и поэтому скорее всего общество увидит близкую к реалиям картину. Вряд ли государство будет что-либо глобальное предпринимать по этим начальным декларациям,ибо запросто может погрязнуть в бесконечные судебные тяжбы. А вот период отчетности за 2016г уже интересная веха. Тут борьба с коррупцией сможет быть эффективной,при желании соответствующих служб и по требованию гражданского общества.
показать весь комментарий
29.10.2016 13:54 Ответить
А что, когда Вы голосовали за парламент, не знали, что все фамилии в избирательном бюллетени принадлежать миллионерам? Или может украинцы созрели проголосовать за преподавателя университете, живущего на зарплату?
показать весь комментарий
30.10.2016 01:02 Ответить
Может и созрели,но преподавателя надо раскручивать через СМИ,а иначе,как о нём узнают миллионы избирателей,только через спонсорство,круг замкнулся. Получается ,что не мы не готовы,а система не даст.
показать весь комментарий
30.10.2016 11:18 Ответить
Беда в том, что условных преподавателей не выбирают уже на уровне райсоветов. Здесь еще нет миллионов избирателей. Вспомните, кого люди больше обсуждают, как достойного кандидата: бизнесмена, содержащего местный магазин, или школьного учителя? По моим наблюдениям - однозначно бизнесмена - он сумел заработать деньги для себя, сумеет и для города.
Мы должны сами меняться - тогда изменится и власть.
показать весь комментарий
30.10.2016 22:50 Ответить
https://censor.net/blogs/4161/milliony_nalom_v_edeklaratsiyah_chto_dalshe А дальше нічого !
Спецоперація проходить вдало - народ , поступово , звикає , що награбоване добро можна не ховати .
показать весь комментарий
29.10.2016 22:13 Ответить
+
показать весь комментарий
30.10.2016 00:05 Ответить
тай "народ" сам по трохи привикає - до свого ...- чи те що "народ" скиздив трошки менше , це тіпа те що нам недоплатили ...
...просто в цьому перехідному - ми є суспільство кривих зеркал ...
показать весь комментарий
30.10.2016 00:07 Ответить
А раньше депутаты прятали свои доходы? Неужели для кого-то новость, что в Раде сидят одни миллионеры?
показать весь комментарий
30.10.2016 01:03 Ответить
Воры пришли к
власти с помощью циничной лжи и орденоносных "*********". За свои
лживые обещания они не собираются нести ответственность. Население Украины
легко покупается на брехню краснобаев. В этом его вина. Ошибки надо учиться
исправлять, а за ложь - жестоко наказывать.
показать весь комментарий
30.10.2016 01:15 Ответить
Задекларировав свое имущество и оплатив по нему налоги- "спи спокойно" Источник: http://censor.net.ua/b416 П.С.А ви як хотіли ?-в Європу-так в Європу! Теперь усім по деклараціям нарахують податки і зобовяжуть виплатити за 60-т днів,хто приколовся-посадять,а хто сховався-платники самі з ними й розбиратимуться(без жалю)Досить пудрити мізги світові!Гондурас, в пять разів багатший від України(по мінімалці 200 на 40)-вже сміється!Каже"Мабуть- було б найбільше досягнення світу (навіть не допомога у війні чи санкції для росії)-вивести корумпований олігархат України на чисту воду!"
показать весь комментарий
30.10.2016 02:57 Ответить
"...все, что находится за границей можно задекларировать с начислением минимального налога (например 10 процентов) без дальнейших последствий..." -
хороший способ отмывания денег, за 10% наверное кто угодно и любые суммы задекларировать согласится.
показать весь комментарий
30.10.2016 03:19 Ответить
Абсолютно не сомневаюсь, что после деклараций.Что либо изменится.Систем правосудия и кадры все старые .Нужно иметь железную волю и сильный дух поменять всю эту плесень.Кто имеет такую волю и дух!?! Президент?который постоянно говорит одно , а делает другое или полунищие депутатики?пришедшие в раду лишь для обогащения.Сделают лишь маленькое послабление народу. скорей всего.. Круг опять сомкнется так же как после майдана.
показать весь комментарий
30.10.2016 04:36 Ответить
Мы можем рассчитывать только на свои силы и поддержку Запада.
Запад сделал ставку на Украину в ее борьбе с мордором, и проиграть для них - это значит понести репутационные потери, что там ценится дороже денег. На Западе прекрасно понимают всю гниль наших чинуш и их опасность для Украины. Именно Запад вынуждает нашу говноэлиту принимать все эти законы про декларации и прочее. И как бы эти с@ки не извивались, их будут теснить.
И если украинский народ не будет молчать, и тоже будет теперь каждую мразь с миллионными капиталами держать в поле зрения, мы вместе этих крыс постепенно вытравим.
показать весь комментарий
30.10.2016 08:49 Ответить
тут вже пора РНБО ,СБУ та Нац Банку приймати швидкі і суворі рішення - бо може обвалитись банківська система - мертві гроші вилучені з обігу можуть водночас бути вкинуті в обіг -- результат буде страшний (гіперінфляція)
ще рік тому пропонувалось змінити колір чи вигляд або деякі елементи паперових грошей (Гривні) і обмін не більш як 50 тисяч на місяць готівкою або через банк безготівковий -також не більше 50 тис.\місяць на одну людину
показать весь комментарий
30.10.2016 04:55 Ответить
Які можуть бути суворі рішення, коли голова Нац.банку тримає кошти не в гривні, а в доларах?? Це яскравий показник нашої банківської системи.
показать весь комментарий
30.10.2016 08:36 Ответить
У народа просто не остаётся другого выхода, как валить всех подряд на крутых иномарках, в дворцах... Благо с оружием стало полегче. А нам преподнесут как очередной взрыв преступности из за разгона следственных органов и т п.
показать весь комментарий
30.10.2016 07:56 Ответить
Поэтому Украина как государство и ее граждане в принципе заинтересованы в том, чтобы украинские чиновники "спали спокойно". - а вот вам хрен!!! Ограбили людей, сняли последнюю нитку, вогнали в нищету, а теперь - спите спокойно. Не будет этого!!! Будете возмездия ждать из-за каждого угла.
показать весь комментарий
30.10.2016 08:30 Ответить
Может быть и так или10% или ничего.Хотя есть большие сомнения и насчет этих 10. Кто такие законы примет. Тут на корень всех " вырезать" надо (депутатов) Выбирать надо реальных професоров и менеджеров которые знают и хотят что надо и как это сделать.Вот только где их взять? Тут больше вопросов чем ответов.
показать весь комментарий
30.10.2016 08:32 Ответить
Что-то народные избраннички не торопятся вкладывать наличные в украинскую экономику

Это особенно забавно смотрится на фоне призывов гройсмана к иностранцам инвестировать бабки в Украину

показать весь комментарий
30.10.2016 08:37 Ответить
https://censor.net/blogs/4161/milliony_nalom_v_edeklaratsiyah_chto_dalshe

Надо полагать, что мы таким образом легализовали ранее украденные деньги, типа амнистия ворам в эпоху становления дикого капитала. Это было в других странах но еще в позапрошлом веке. Дальше мы должны сравнивать нынешние декларации и поданными в будущем и сажать, если не будет представлено документов о происхождении указанного капитала. Жаль что это не сделали 20 лет назад, но лучше позже, чем никогда.
показать весь комментарий
30.10.2016 08:42 Ответить
Абсолютно с Вами согласна.Имеем только тот позитив,что всё тайное стало явным и вынуждены принять за точку отсчёта эти декларации. Действительно,можно сравнить с пра-пра- дедушками многих американских и европейских состояний,нажитых неправедным путем,а их наследники чисты перед законом. Мы возмущены и даже шокированы,но обществу некуда деваться,как признать это де-факто как де-юре и серьёзно готовиться к контролю за декларациями 2016г.
показать весь комментарий
30.10.2016 11:28 Ответить
Підсумовуючи написане висновок - е-декларування це не боротьба з корупцією а її імітація для європейських чиновників "лохів" які собі навіть уявити не можуть до чого докотились бандити при владі починаючи від офшоренка-панамського і закінчуючи різними там вовчиками лесиками аваковими і гонтарєвими які вкрали в України ні не мільйони доларів готівкою - вони вкрали саму державу Україна!!!
показать весь комментарий
30.10.2016 09:42 Ответить
Не согласна с Вашим выводом. Е-декларирование - эффективный старт борьбы с коррупцией. И вот за это Европе спасибо ,что настояли. Странный у Вас перечень. Начало он должен брать вовсе не с нынешнего времени,а с момента зарождения этих капиталов,не честной приватизации,переделок с перестрелками и т.д. Прошлое надо принять к сведению, сосредоточиться на его уроках и активизировать контроль общества.
показать весь комментарий
30.10.2016 11:38 Ответить
Ви маєте свою думку я маю свою яка базується на тому що я особисто знайомий з досить великою кількістю цих мерзот які вдома тримають мільйон доларів готівкою на кишенькові витрати саме так на кишенькові витрати а те що в них є в дійсності вони ніколи і нікому не покажуть. Довелось навіть побувати в одного з високопосадовців в Хорватії на його віллі і побачити в дійсності що в нього є. Ось мене цікавить як буде виглядати його декларація - поки що її немає. А ось мій колега який знайомий особисто з прокурором Матіосом коли прочитав його декларацію то просто довго сміявся і сказав що там не вказано навіть 10 частини того що в цього "слуги" народу є в дійсності. А як Вам декларація генпрокурора Луценка - Ви особисто вірите що там правда? Я повірю що це ефективний метод боротьби з корупцією тільки в тому випадку коли буду знати хто конкретно буде перевіряти дані які оприлюднені і хто буде наказувати тих хто вписав туди неправду? Тому що якщо цим будуть займатись наші нові антикорупційні органи яких наплодили як мухоморів після дощу - шансів немає жодних що саму верхівку а починати треба з президента хтось взагалі "зачепить". А вся корупція починається саме звідти з кабінету офшоренка-панамського - по іншому цю людину я називати ніколи не буду хоча каюсь особисто за нього голосував піддавшись на цю лавину як тепер уже відомо брехні і обіцянок що ми почнемо "жити по новому".
показать весь комментарий
30.10.2016 12:26 Ответить
Мухомори допоможуть
показать весь комментарий
30.10.2016 16:36 Ответить
Я,без претензий на истину,просто по своему разумению.Я не думаю,что декларации по доходам 2015 года будут проверять и имеет ли это смысл.Ведь позади 24 года не декларирования доходов и обворовывания государства,но концы в воду. Лучшие адвокатские конторы мира были вовлечены в процесс легализации и доказывать в судах по каждой отдельной личности злоупотребления и конкретные суммы награбленного бесперспективное занятие. Очевидно,что существовало множество коррупционных схем,раскручивать их сложно,а вот резко оборвать ,оттолкнувшись от деклараций 2015 ,при желании,возможно. И не столь важно,кто будет конкретно в антикоррупционных структурах,нужен контроль гражданского общества,гласность и требования ихней законной реакции. И по президенту. Я тоже голосовала за него. Особого вранья от него не слышу. Я четко имела информацию,как и весь народ Украины,что за время его бизнесменской деятельности он стал владельцем сети "Рошен" и др. бизнеса. Кто-то сомневался что этот человек миллионер? Голосовала потому,что достали постоянные междоусобицы Ющенко-Тимошенко,наглость ,тупость и жадность Януковича- Азарова.Видела в Порошенко хорошего дипломата и грамотного бизнесмена и одного из лидеров Майдана. Но я бы не голосовала за Порошенко,если бы предвидела войну с Россией. Видела в нём глубоко штатского человека. За кого бы голосовала, имея информацию о предстоящих военных действиях, и сейчас не знаю. Выбор был не велик. И ещё о Порошенко Я не верю,что он обогатился на войне ,это сплетни. Уверена,что пошёл в президенты не ради наживы,а чтобы поднять Украину и вписать своё имя в её историю.
показать весь комментарий
30.10.2016 13:43 Ответить
10 найбагатших українців збідніли за рік і лише Порошенко збагатів http://www.pravda.com.ua/news/2015/10/30/7086937/
"Я не верю,что он обогатился на войне ,это сплетни. Уверена,что пошёл в президенты не ради наживы,а чтобы поднять Украину и вписать своё имя в её историю." Вони - статки зросли чисто випадково і офшоренко-панамський про це навіть не здогадується тому що всім його майном керує "сліпий траст" який також чисто випадково був створений саме в той час коли мого 21-річного племінника ***** розстрілював під Іловайськом. Ви шановна порохобот чи просто за шоколадки тут працюєте???
показать весь комментарий
30.10.2016 17:10 Ответить
Ни то, ни другое. Прочитав про племянника, понимаю Вашу позицию,смерти ничем не оправдаешь,а жизни не купишь ни за какие миллиарды.
показать весь комментарий
30.10.2016 18:00 Ответить
Ну, про "лідера Майдану" ви, шановна, дещо загнули )))
показать весь комментарий
30.10.2016 18:39 Ответить
Действительно,кажется загнула, точнее - один из активных участников Майдана.
показать весь комментарий
30.10.2016 20:35 Ответить
Оля правилно все расписала, НО, кто должен принять такие решения, Рада? Она не примет, следующая Рада, будет в лучшем случае такой, а если взглянуть на ее эволюцию, то будет еще хуже.Тупик?
Это сделать может лишь президент любящий Украину, а не свой бизнес - узурпировав сначала власть, приняв необходимые решения [(как когда то Кучма выдаваший декреты), а оказавшийся простым раклом], а потом передав ее назад в Раду, избрав на очередных выборах туда юристов, а не бизнесменов. Примеры этого в мире есть, вы их знаете. Это моя точка зрения на ситуацию.
показать весь комментарий
01.11.2016 23:19 Ответить
У меня в начале теплилась мысль об этом после прихода к власти Януковоща (он это сделает, а иначе зачем ему это), но оказался тоже вор. Со стороны может показаться, что в Украине могут править только воры, но история нам говорит, что это не так.
Жаль, плохой кусок истории проживаем
показать весь комментарий
01.11.2016 23:25 Ответить