5793 посетителя онлайн
9 877 26

Почему аэропорт "Борисполь" не может нарастить пассажиропоток?

Автор: И. Лаевский

По итогам 2013 года международный аэропорт «Киев» (Жуляны) увеличил пассажиропоток на 113,3%, в то время как международный аэропорт «Борисполь» сократил пассажиропоток на 6,5%.

Для анализа причин медленной деградации «Борисполя» необходимо разделить их на два класса - ошибки планирования и ошибки менеджмента. Чтобы лучше понять проблемы, вызванные некачественным планированием, нужно углубиться в прошлое. Говорить о планах государства в первые годы независимости в отношении развития «Борисполя» вряд ли имеет смысл - они отличались полной бессистемностью. В то время, как альтернативный план развития аэропорта, который был разработан специалистами австрийской фирмы ACV в 1994 году, указывал на необходимость строительства нового пассажирского терминала еще в период 1996-1998 годов и введения его в эксплуатацию в 1998-2000 годах. Позже, подобная потребность была подтверждена динамикой роста пассажиропотока через аэропорт «Борисполь». Однако, предложение авторитетной австрийской компании власти решили не рассматривать.

По-настоящему серьезно государство задумалось о развитии «Борисполя» в 2010 году, в преддверии Чемпионата Европы по футболу 2012 года. Однако, временной фактор сыграл свою негативную роль - как планирование, так и реализация задуманного оставляли желать лучшего. Оказалось, что при тогдашней (да и при нынешней тоже) инфраструктуре невозможно превратить аэропорт «Борисполь» в европейский транзитный аэропорт, так называемый хаб. Введение в эксплуатацию терминала « F », как и терминала « D », не приблизило аэропорт «Борисполь» к превращению в полноценный хаб. Терминал « F » имеет невысокую пропускную способность, а терминал « D », несмотря на неплохой показатель пропускной способности, имеет нехабовую планировку. Дело в том, что терминал « D » физически невозможно сблокировать с терминалом «В». В итоге, получается, что точки обслуживания пассажиров разбросаны на слишком большой территории, время на обслуживание транзитных пассажиров составляет несколько часов, что в корне подрывает саму идею об аэропорте-хабе. Кстати, любопытно, многие ли помнят, что п лан реконструкции «Борисполя» к Евро-2012, включал не только построение двух новых терминалов, «F» и «D», но и запуск скоростного электропоезда между ним и Киевом, а также построение новой взлетно-посадочной полосы?

Впрочем, если бы только в этом состояли проблемы главных воздушных ворот страны! Многие зарубежные пассажиры, вынужденные пользоваться услугами аэропорта «Борисполь», вспоминают его услуги с негодованием и возмущением. Это неудивительно - если с первого шага они сталкиваются некачественными услугами по необоснованно высоким ценам, а именно это является «визитной карточкой» аэропорта «Борисполь», то понятно, что желание вести бизнес в Украине у иностранных бизнесменов снижается, а то и вовсе отпадает. Какое же впечатление создается о нашей стране у иностранных пассажиров, многие из которых летят в Украину для решения деловых вопросов?

Итак, мы перешли к вопросу качества менеджмента крупнейшего отечественного аэропорта. Меняется руководство «Борисполя»: вместо Бориса Шахсуварова пришел Антон Волов, потом его сменил Алексей Кочанов. Но ситуация не улучшается, а, скорее, ухудшается.

Что не меняется в «Борисполе», так это монополизм. В «Борисполе» монополизированы рынки большинства услуг, таких, как обработка багажа, обслуживание самолетов на перроне. Выбор компаний, предоставляющих бортовое питание и питание пассажирам в аэропорту, отсутствует - с 1 февраля из «Борисполя» вынужден уйти международный кейтеринговый оператор LSG, компания DO & CO становится полным монополистом. Наземное обслуживание в терминалах и на перроне, комплекс авиационных и неавиационных услуг в пассажирских терминалах, энергоснабжение, авиационная безопасность, реклама, охрана объектов - все это выполняется компаниями, которые являются для аэропорта «единственными и неповторимыми». Отсюда низкое качество предоставляемых пассажирами и авиакомпаниям услуг и высокие цены.

Если руководство аэропорта «Борисполь» этого не понимает - это свидетельствует о его служебном несоответствии. Впрочем, есть все основания полагать, что дела обстоят намного хуже. Нынешнее руководство аэропорта «Борисполь» наверняка все это отлично понимает, но работает оно не в интересах государства (хотя «Борисполь» на 100% является госпредприятием), не в интересах пассажиров. Работает оно в интересах двух одесских бизнесменов - Бориса Кауфмана и Александра Грановского - которые, согласно сообщениям в СМИ, являются так называемыми «кураторами» международного аэропорта «Борисполь».

Им сейчас не до развития аэропорта - в «Борисполе» идет «зачистка», в результате которой все неподконтрольные Б.Кауфману и А.Грановскому компании меняются на аффилированные с ними структуры. Это коснулось буквально всего: авиахэндлинга, наземного обслуживания, организации бортового питания, ресторанов, магазинов, стоянок транспорта. При такой организации бизнеса аэропорт «Борисполь» не в состоянии обеспечить достойное обслуживание пассажиров, не способен увеличить свои производственные показатели. Кстати, почти половина задержек рейсов в аэропорту «Борисполь» возникает по причине низкого качества наземного обслуживания воздушных судов. А это, в свою очередь, является прямым следствием монополизации едва ли не всех видов услуг, предоставляемых «Борисполем». Монополизации, которая выгодна лишь «кураторам» аэропорта. Эксперты отрасли констатируют, что при новом руководстве аэропорта уровень монополизации услуг стремиться к 100% - право их предоставлять передано исключительно фирмам, связанным с «кураторами».

Поэтому неудивительно, что из «Борисполя» в «Жуляны» переходит все больше авиакомпаний - Wizz Air, «ЮТэйр», «Трансаэро», «Мотор Сич», Georgian Airways, другие. Наука и практика однозначно подтверждают - лучшего метода повышения качества услуг и установления обоснованных цен, чем создания конкурентных условий ведения бизнеса, не существует. К сожалению, в Украине этого не понимают. Пример - международный аэропорт «Борисполь», который, как считают осведомленные аналитики, отдан в фактическое владение двум бизнесменам из Одессы. С соответствующими последствиями - переход многих авиакомпаний на обслуживание из «Борисполя» в «Жуляны», как и уход ряда авиакомпаний из Украины вообще, является одним из негативных результатов этого.

Игорь Лаевский по материалам прессы

Топ комментарии
+1
борисполь отстой,даремно мильйони викинули.
показать весь комментарий
29.01.2014 10:15 Ответить
+1
даунецкие менаxеры, вчерашние квартирные маклеры и кидалы!
Вылезли из копанки и на руководящие должности в столицу.
показать весь комментарий
29.01.2014 11:41 Ответить
Комментировать
Сортировать:
IG
Жуляны рулят. все удобно и добираться хорошо. сколько народу опоздало на самолеты из-за пробок на Южном мосту. а терминал Д в Борисполе вообще отстой. парковка вечно забита и идти хз сколько да терминала.
показать весь комментарий
29.01.2014 10:05 Ответить
13
Только толку с его ВПП 2 км.. максимум 737 сядет и то не каждый...плюс ограничения по погоде...когда туман все в Борисполь тикают....на его ВВПП 3,5 и 4 км...Это совсем разные аэропорты, Борисполь с его 8 паксов..и Жуляны с их потолком в 2...потому то больше не смогут в черте города
показать весь комментарий
29.01.2014 23:57 Ответить
vovagr
От Жулян особенно в восторге киевляне, над домами которых постоянно заходят на посадку и взлетают самолеты. Вообще его неплохо было бы закрыть.
показать весь комментарий
30.01.2014 22:30 Ответить
БОРИСПІЛЬ
ЖАБА ЗАДАВИЛА ДУМАЮТЬ НА ВИСОКИХ ТАРИФАХ КИШЕНІ НАБИТИ А ПОЛУЧАЄТЬСЯ НАВПАКИ
показать весь комментарий
29.01.2014 10:11 Ответить
Прохожий
Пускай еще немного цены задерут и тогда еропорт Борисполь нахрен не будет нужен. Сервис на минимуме. Подъезды похожи на барикады. За авто на стоянке бабло гребут, но никакой ответственности не несут.
показать весь комментарий
29.01.2014 10:13 Ответить
13
Цены во всех аэропортах одинаковые, они устанавливаются Минтрансом
показать весь комментарий
29.01.2014 23:50 Ответить
киев
борисполь отстой,даремно мильйони викинули.
показать весь комментарий
29.01.2014 10:15 Ответить
к_
Ну не скажите ... Какое тут выкинули - ни копейки не пропало, всё распилили по карманам.
показать весь комментарий
29.01.2014 11:54 Ответить
бабай
Согласен на все 100%. БОРИСПОЛЬ ОТСТОЙ!!! Мне есть с чем сравнивать.Побывал в десятках аэропортов мира.Первое что приходит на ум -Африка. За всю не скажу но Ангола,Камерун Код 'Дивуар,- оно самое. Офигенно неудобно,медленно,некачествено да еще и вещи тырят.Питание на рейсах МАУ как в задрыпаной столовке времен сссра (не к ночи будь сказано).В Таиланде на внутренних рейсах кормят лучше чем МАУ на международных.Жесть.Одно приятно-симпатичные и приветливые стюардессы (может просто повезло)
показать весь комментарий
29.01.2014 12:02 Ответить
Согласен полностью
при прилете на родную землю контраст с аэропортами других стран разительный.
показать весь комментарий
29.01.2014 13:22 Ответить
бабай
Кстати еще о МАУ.При посадке в Борисполе пилот так грохнулся на посадочную полосу,думал что и крылья и шасси отвалятся.Наверное из донецких по блату назначили недоученного.Хорошо хоть новый боинг 737 был.Выдержал,бедолага.
показать весь комментарий
29.01.2014 16:15 Ответить
томущо там рулят
даунецкие менаxеры, вчерашние квартирные маклеры и кидалы!
Вылезли из копанки и на руководящие должности в столицу.
показать весь комментарий
29.01.2014 11:41 Ответить
Так они обещали
что все будет Донбасс. Пацан сказал - пацан сделал. Аэропорт Борисполь пакращено.
показать весь комментарий
29.01.2014 13:23 Ответить
Константин
Жил в Донецке до 1974 года. В 14 лет с семьёй переехали в Иркутск. Этим летом был в Донецке. В общем понравилось. Милиция деликатная, люди живут не хуже, чем в России. Летел из Донецка в Рим через Борисполь. Худшего аэропорта я давно не видел. Пообедать невозможно. Какая-то одна зачуханная точка общепита по абсолютно космическим ценам. Короче, не пообедал (а из Донецка вылетал в 8-00 на голодный желудок). Ну ладно, думал поем в самолёте(МАУ) - где там! Только кофе с пирожным (а я сладкое вообще не ем) на почти трёхчасовом перелёте. Так, что, когда сбросите яныковскую мафию, не забудте навести там порядок.
показать весь комментарий
29.01.2014 13:27 Ответить
Кот Маркиз
Помню, что лет 10 - 15 тому назад, когда был только терминал "Б", бориспольский аэропорт считался лучшим в восточной европе и никто с этим не спорил. С тех пор аэропорт очень вырос, появились терминалы "F" и "Д", количество гармошек выросло до 15. Когда колесников занимался этим аэропортом, он планировал соединить все 3 терминала, чтобы создать хаб, а почему нынешние кураторы аэропорта этот проект отбросили, совершенно не понятно. Я так думаю, что пацаны пришли по быстрому нарубить бабла и свалить от туда, потому им пофиг развитие аэропорта. Я тоже бывал в очень большом количестве международных аэропортов, но категорически не согласен с тем, что он так уж плох. Конечно, борисполь не Чанги и не Инчхон, но поднять его на нормальный уровень вполне возможно. Я, например не в восторге от JFK в Нью-Йорке, шереметьево, Франкфурта или Каира. Флуменчино в Риме тоже не порадовал, Хитроу хороший, но очень уж перегруженный, а Пудонг в Шанхае слишком уж огромный Впрочем кому как нравится. А вот жуляны порадовали, хотя еще недавно были полным отстоем. Жаль, что из-за того, что он находится в городской черте, там особо некуда удлинять ВПП, а потому большие лайнеры типа Б-747 туда летать не смогут. В Борисполе все должно наладиться, поскольку кризис вроде как заканчивается, пассажиропоток все равно будет расти. МАУ заказали 5 Б-777 и 4 Б-877. Эти самолеты в жуляны не уйдут, а пассажиропоток увеличат
показать весь комментарий
29.01.2014 20:58 Ответить
Франкфурт, ИМХО, плох только как пересадочный узел, когда тебе нужно бежать из конца одной ветки терминалов в другую. В остальном он вполне адекватен гигантскому пассажиропотоку. Там же легко 5 самолетов может на эшелоне посадки висеть - очень поразили меня в свое время эти огни цепочкой в небе.
показать весь комментарий
30.01.2014 07:29 Ответить
Всезнающий
Ха, Франкфурт... всего-то каждые 30 сек взлет - посадка. Когда заходили на посадку первый раз в Атланте, США, у меня глаза на лоб полезли - паралельно с нами шел саомлет, я думал галюники, оказывает нет, все нормально, две полосы принимают самолеты в паралельном режиме и точно так же выпускают. Семь наземных терминалов по 100 выходов в каждом! Соединены подземкой, каждый километр, чтобы не мешать нормальной посадке пассажиров с галлерей. Не то что Борисполь дедушкин способ - автобус, перевозка, обледеневщие ступени на трапе! МРАК!!! И недовольная рожа дежурной по посадке с выражение "КАК ВЫ МЕНЯ ДОСТАЛИ!" И репликой давай быстрее - холодно. Мне и самому холодно, я бы и рад, да на трапе 5 см льда... Центр ЕВРОПЫ!!! Ха, Франкфурт. При транзите целых три станции на моникулере, из одногоконца в другой... А в Борисполе ноги в руки, ручная кладь на спине и бегом - "У нас нет транспорта, а ваш вылет через 15 минут" ЕВРОпа!
показать весь комментарий
30.01.2014 21:35 Ответить
В Атланте не был, но верю.
показать весь комментарий
31.01.2014 08:52 Ответить
1
Терминал F по проекту строился как грузовой, потом в связи с евро12 на последнем этапе переделали в пассажирский. Был там в августе 13-го - огромный сарай на отшибе, за терминалом В. До терминала D не меньше километра. Очень сложно представить, как все это можно соединить вместе - разве что трамвай пустить))
показать весь комментарий
30.01.2014 09:37 Ответить
13
Все очень просто, МА Борисполь в прошлом году потерял Аэросвит, в этом и падение перевозок в прошлом году... Аэросвит это больше трети рейсов из Борисполя было.
В этом году у них попер рост http://aerovokzal.net/rost-perevozok-v-aeroportu-borispol/
показать весь комментарий
29.01.2014 23:52 Ответить
Все еще проще
У громадян все меньше грошей на полеты,.......а у зарубежных гостей все меньше желания лететь в этот бардак.
показать весь комментарий
30.01.2014 00:07 Ответить
Кот Маркиз
Ваша ирония здесь не уместна. Если пасажиропоток Борисполя уменьшился на 6 %, то в Жулянах он вырос вдвое. Кроме того, все основные аэропорты Украины в 2013 году показали рост и очень даже не плохой. Политические события последних дней не то что не уменьшили пассажиропоток в Киев, а наоборот его сильно увеличили. Если есть желание больше прочитать на эту тему, кликните avianews.com
показать весь комментарий
30.01.2014 18:09 Ответить
Yaya
Не дай вам Бог прилететь в Борисполь вечером без гривень и сим-карты. Денег не обменять, домой не позвонить. И было не очень поздно- только около 6 вечера. (лето 2013)
показать весь комментарий
30.01.2014 01:46 Ответить
и тут жиды рулят
показать весь комментарий
02.02.2014 08:06 Ответить
шурик
Для создания конкуренции надо еще развивать региональные аэропорты, так как все таки больше народу живет за пределами Киева, и вполне возможно, что, допустим, 2/3 пассажиров приземлившись в Киеве, потом разъезжаются по другим городам Украины.
Те же лоукосты свободно могли бы летать во многие другие города - но опять же, люди которые контролируют региональные аэропорты думают не о создании условий и здоровой конкуренции, а как бы срубить бабла побыстрее (как кто то выше написал). А может у этих людей и нет контроля, а делают то, что из центра им говорят.
показать весь комментарий
03.02.2014 07:04 Ответить