4829 посетителей онлайн

У русской литературы закончился срок годности

Автор: А. Невзоров

Нет, наверно, в мире литературы, столь же агрессивной и дидактичной, как русская. Вся русская литература имеет отчетливый, навязчивый, великодержавный подтекст с культом солдафонов. Вскормленные романтизмом усатые мальчики в Славянске некрасиво прячутся в библиотеках, прачечных и за всяких торговцев крыжовником. Вместо того, чтобы выйти в чисто поле и принять там бой с украинской армией, не подвергая риску мирное, офигевшее население. Они же прячутся в жилых кварталах. Выглядит это все предельно паскудно. В такой ситуации, конечно, можно погибнуть. Но если эти имперские мальчики являются теми, за кого себя выдают, то такой пустяк их смущать не должен. Там, кстати говоря, все эти колорадские аксессуары смотрелись бы лучше, чем в подворотнях.

Мы слышим плач толстых министров, черносотенцев и филологических дам - они очень сожалеют, что дети не читают.

Никто не задался вопросом: а что, собственно говоря, этим детям читать? Классику? А почему ее надо читать? Почему надо употреблять продукт, у которого явно закончился срок годности? Почему до сих пор никто не хочет называть вещи своими именами?

Богоискательская истерика Достоевского имеет к сегодняшнему дню такое же отношение, как шумерские глиняные таблички. Пафосное, мучительное, многословное фэнтези Толстого о войне 1812 тоже свое отжило. В этом жанре появились образцы и поинтереснее. Тема многолетних предсовокупительных терзаний самок в кринолинах тоже сегодня особого интереса не представляет.

Конечно, существуют какие-то максимально влиятельные образцы культуры. В трилогии Толкиена современная литература сварилась, как в котле. Но Толкиен не сильно пропагандируется, потому что все боятся простой и очевидной аналогии с Мордором.

Как сказал классик, духовность - это газ, который выделяют попы из разных бородатых отверстий. И это очень точно сказано, особенно сегодня. Вообще, что такое сегодня духовность? Духовность - это не знание астрономии и астрофизики, это полное невежество в вопросах молекулярной биологии, физиологии, структурной геологии. Следующий этап культа духовности - аттракционы типа наполнения бассейнов гноем Иова Многострадального и коллективных заплывов в нем. Тоже очень духовненько.

Нет, наверно, в мире литературы, столь же агрессивной и дидактичной, как русская. Когда-то она была очень актуальной, отчего сегодня особенно бессмысленна, потому что языковая и мировоззренческая картина мира сменилась полностью. Вся русская литература имеет отчетливый, навязчивый, великодержавный подтекст с культом солдафонов. Есть ли в этом хотя бы воспитательный эффект? Он нулевой. Сегодня это особенно хорошо заметно.

Вскормленные романтизмом усатые мальчики в Славянске некрасиво прячутся в библиотеках, прачечных и за всяких торговцев крыжовником. Вместо того, чтобы выйти в чисто поле и принять там бой с украинской армией, не подвергая риску мирное, офигевшее население. Они же прячутся в жилых кварталах, как какие-нибудь сирийцы, которые никогда не читали Бердяева или Хомякова. Выглядит это все предельно паскудно. Можно подумать, что на юго-востоке Украины мало больших свекольных или картофельных полей должной гектарности, где можно было бы разгромить украинскую армию. В такой ситуации, конечно, можно погибнуть. Но если эти имперские мальчики являются теми, за кого себя выдают, то такой пустяк их смущать не должен. Там, кстати говоря, все эти колорадские аксессуары смотрелись бы лучше, чем в подворотнях.

Конечно, у русской литературы до сих пор есть фанаты. Достоевский из могилы весьма успешно дергает за ниточки даже самого Милонова, не говоря уже о его мелких подражателях типа Проханова, Дугина, Холмогорова и других черносотенцев. Эти персонажи, конечно, симпатичны, но они на вряд ли обеспечат русской литературе вторую жизнь.

Все наши архаисты переходят на административный крик, и всю эту милую макулатуру XIX века окончательно хоронят, потому что они превращают Пушкиных, Толстых и Достоевских в личного врага каждого школьника.

Вообще, эта имперская идеология тащит на себе безумный культ старья и нелепых, корявых, антисанитарных артефактов. Считается, чем больше будет Россия похожа на лавку старьевщика, тем она будет величественнее и страшнее. А того, кто пытается произвести уборку, выкинуть всякое гнилье, затхлости и заплесневелости, почему-то называют русофобом. Хотя самые страшные враги России - это черносотенцы.

И еще одна важная заметочка по поводу чтения, касающаяся скорее современной литературы.

Мы видим, как ломанулись писатели в православие. Очень трудно найти столь же благочестивую публику, как писатели. Они воодушевились продажами милого, но блеклого пропагандистского чтива Тихона Шевкунова, и поняли: совершенно не важно, какая книжка, а важно, через сколько торговых точек она распространяется. Если получить вожделенный гриф патриархии, то книжку можно продавать через десятки тысяч свечных лавок при каждой церкви.

С другой стороны, есть всякие Задорновы, которые всерьез говорят о том, какие американцы тупые. Задорнов хороший сатирик, и если он хотел рассмешить, то у него получилось. Давайте сравним количество нобелевских лауреатов. В России - 23 лауреата, а в тупой Америке - 356.

Дети отказываются читать, и они в этом совершенно правы, и надо им в этом помогать. Устами младенца глаголет истина. Не надо заставлять детей читать. Надо признаться, что читать им в общем нечего.

Александр Невзоров, snob.ru

Топ комментарии
+20
- Вам непременно хочется вызвать меня на спор? Но уверяю вас, это бесполезно. Все, что вы изволили сейчас с таким жаром высказывать, я слышал и читал сотни раз. Вражда ко всему европейскому, свирепое презрение к инородцам, восторг перед мощью русского кулака и так далее и так далее… Все это говорится, пишется и проповедуется на каждом шагу. Но при чем здесь народ, Павел Аркадьевич, этого я не понимаю. Не могу понять. Народ - то есть не ваш лакей, и не ваш дворник, и не мастеровой, а тот народ, что составляет всю Россию, - темный мужик, троглодит, пещерный человек! Зачем вы его-то пристегнули к вашим национальным мечтам? Он безмолвствует, ибо благоденствует, и вы его лучше не трогайте, оставьте в покое. Не нам с вами разгадать его молчание…
- Позвольте-с, я не хуже вас знаю народ…
- Нет, уж теперь вы позвольте мне, - дерзко перебил его студент. - Вы давеча изволили упрекнуть меня в том, что я будто бы смеюсь над вашими разглагольствованиями… Так я вам скажу уж теперь, что смешного в них мало, так же как и страшного. Ваш идеальный всероссийский кулак, жмущий сок из народишек, никому не опасен, а просто-напросто омерзителен, как и всякий символ насилия. Вы - не болезнь, не язва, вы - просто неизбежная, надоедливая сыпь, вроде кори. Но ваша игра в широкую русскую натуру, все эти ваши птицы-сирины, ваша поддевка, ваши патриотические слезы - да, это действительно смешно.

Александр Куприн, "Корь"
показать весь комментарий
31.05.2014 23:33 Ответить
+12
Адам Мицкевич и Богдан
Залеский, часто встречались в Париже с Гоголем «для литературно-политических
бесед». «Конечно, мы говорили больше всего о москалях, которые вызывали
отвращение и у нас, и у него. Вопрос об их финском происхождении постоянно был
предметом обсуждения. Гоголь подтверждал его со всем своим украинским пылом. Он
имел под рукой у себя прекрасные сборники народных песен на разных славянских
языках. Что касается вопроса о финском происхождении москалей, он написал и
читал нам прекрасную статью. В ней он указывал, на основании сопоставления и
детального сравнения песен чешских, сербских, украинских и т. д. с
великорусскими, на отличия, которые бросались в глаза, что касается духа,
обычаев и моральных взглядов у великороссов и других славянских народов. Для
характеристики каждого человеческого чувства он подобрал отдельную песню: с
одной стороны, нашу славянскую сладкую и кроткую, и рядом великорусскую -
угрюмую, дикую, нередко людоедскую, одно слово - чисто финскую. Дорогой земляк,
ты легко можешь себе представить, как эта статья искренне порадовала Мицкевича
и меня».
показать весь комментарий
01.06.2014 08:42 Ответить
+11
Нда, вот и Путин читал , а Обама не читал. Путин женщинами и детьми догадался прикрывать войска , а Обама нет, вот как странно получается.
показать весь комментарий
01.06.2014 00:24 Ответить
Комментировать
Сортировать:
Страница 4 из 4
Невзоров меня приятно удивил. Раньше я был худшего о нем мнения.
показать весь комментарий
01.06.2014 23:10 Ответить
Интересно на тему российской классики высказался Лимонов. Цитату искать не буду, перескажу смысл. Во всех последних глобальных нашествиях на Россию виновна и русская литература. Завоеватели уверены, что в России их встретят "лишние люди", "Расскольниковы да "Платоны Каратаевы", а встречают они в России не ту страну и не тот народ о котором они читали в у русских писателей, а такой железобетонный конгломерат закалённых историей и природой народов, что оклемавшись от очередного разгрома, европейцы опять начинают экранизировать "Анн Карениных" и их опять тянет на "слабый" восток.
показать весь комментарий
02.06.2014 04:14 Ответить
По-моему, статья не справедливая:
Я согласна с тем, что российская и русская литература является в высшей степени политизированной. Однако, по давней традиции хорошую и не политизированную русскоязычную литературу публикуют на Западе.
Другое дело, что ВСЕ русскоязычные западные книжные магазины - являются от московских издательств, а западные рускоязычные издания можно купить только в интернете или в больших западных книжных магазинах, в секкции книг на иностранных языках.
показать весь комментарий
02.06.2014 06:51 Ответить
Выйти в чистое поле?!....ваши ублюдки в чечне не выходили в чистое поле, из исподтишка постреливали...зелененькие зарабатывали.
показать весь комментарий
02.06.2014 08:12 Ответить
Пушкин , Лермонтов, Толстой, Достоевский, Булгаков и тд итд итд это все не хохлы, это Русские
показать весь комментарий
02.06.2014 13:47 Ответить
Классика русской литературы признана во всем мире, и более того, люди специально учат язык, чтобы читать ее в оригинале. Другое дело, что выбор остается за каждым: читать или не читать. Если Толстой, Достоевский, Чехов для вас-нечто устаревшее и неактуальное, никто не принуждает обращаться к этой литературе. Однако от этого она не станет плохой. По поводу того, что русская литература "политизирована", а российская -нет... "Архипелаг Гулаг" Солженицина -тоже русская литература. И как точно отражает тон данного обсуждения фраза: "Солженицина не читал, но осуждаю".
показать весь комментарий
02.06.2014 14:26 Ответить
Еще важно то, что в России список классической литературы на много короче, чем на Западе, потому что многие русские классики не пройдя цензуры, публиковались заграницей. Например, практически весь Пушкин сначала публиковался заграницей без цензуры, и только потом, уже после цензуры, издавался в России. А Николая Тургеньева издавали только на Западе - в России он был запрещен. Щедрин издавался не весь в России... и т.д.. Набоков, например, в России не считается классиком, а на Западе, определенно классик русской литературы, как и Войнович, Азарян.
показать весь комментарий
03.06.2014 00:56 Ответить
неужели Вы считаете, что на Западе не было цензуры и не было тех, кто под нее попадал? Даже сейчас существуют списки запрещенной литературы и находятся те, кто отстаивает право на ее легальность. Сколько будет существовать человек, столько он будет бунтовать против запретов. Если я правильно поняла посыл Вашего сообщения, то Вы имеете ввиду притеснения русской литературы во времена Российской империи и СССР. В современной России дополняются и публикуются ранее не изданные произведения классиков. Да и тем самым, Вы так же подтверждаете мою мысль о том, что русская классическая литература востребована для читателя. На счет Николая ТургенЬева поясните, если я правильно Вас поняла, и Вы имеете ввиду Николая Тургенева, декабриста, автора книги "Опыт теории налогов", а не Ивана Сергеевича Тургенева, писателя, автора "Отцы и дети"? Но литературное творчество Николая Тургенева вряд ли относится к тому разряду классической литературы, споры о которой развернулись здесь.
показать весь комментарий
03.06.2014 12:25 Ответить
Я не спорю с Вами, мой предыдущий текст начинается с "А еще важно".. Т.е. я к Вашим мыслям добавила свои.
Насчет цензуры - мне трудно ответить... У нас, пожалуй, нет цензуры на "мысль", но есть цензура на форму изложения. Например, многие "нецензурные" слова нельзя употреблять, за исключением цитат прямой речи. Нельзя публиковать то что уничтожает человеческое достоинство - расизм, антисемитизм и т.п. Большинство издательств отказывается публиковать какую-либо пропаганду - политическую или религиозную, онако вы можете открыть свое издательство и публикуйте любую пропаганду. Я работаю иллюстратором в международном издателстве и у нас не публикуют, например "жестокость", если это не документальные мемуары, но другие издательства публикуют например, детективы, фантастику, ужасы с эпизодами жестокости. Вот пожалуй и все. На самом деле, сами Вы можете издать все что угодно, другое дело, что тогда сами и будете распростронять свою книгу. Потому что издательтва привязаны к своей целевой аудитории, что не цензура, а бизнес интерес.
Да, Вы меня правильно поняли, я говорила о цензуре в Российской Империи, в СССР, а так же и РФ. Да, РФ не публикует очень много хороших книг на русском, из стран бывшего СССР, хотя там осталось много рускоязычных авторов. Ну и тем более западных русскоязычных авторов. Более того, российские посольства каждый год устраивают ярмарки Так сказать "рускоязычных" книг и в рекламах пишут что "приглашаются все иностранные издательства", но на самом деле, иностранным издательствам отказано в участии. То же и насчет российских литературных конкурсов, где говорят что любой автор может принять участие, но на самом деле конкурсы ведутся только для россиян. Главное, это то, что в РФ имеется критерии для книг - книга обязана нести патриотическую мысль. Это к сожалению, больше всего сказывается на детской литературе. У нас на Западе есть изумительные русскоязычные детские приключенческие книги, однако, из-за того что авторы из бывшего СССР, эти книги даже ОЗОН не берет на продажу. У нас есть дивные авторы из Украины, филологи, лингвисты, слависты - в РФ о них слышать не хотят! Мало того что из бывшего СССР, да еще и из США или Канады И накнец, мы брали раньше на дистанционную работу российских редакторов, так они попросту переписывали всю книгу ! Они переписывали МЫСЛИ до неузнваемости, потому что считали так нужно! У нас - авторский текст трогать нельзя, можно поправить знаки, описки, а если что-то непонятно написано, то редактор помечает обзац и просит перефразировать. А российские редакторы кромсают и переписывают книги не моргнув глазом!
Сейчас отправлю, потому что сильная гроза, чтобы написанное не пропало.
показать весь комментарий
04.06.2014 02:11 Ответить
Продолжу:
Да, я писала о брате Ивана Тургенева, Николае, кторый был очень умным человеком, политиком и публицистом. Его книга "Россия и русские", если бы была христоматийной в России, то определенно повлияла бы на развитие России лучшим способом. Однако она была запрещена при царях по понятным причинам, и в СССР - по тем же причинам, а так же в РФ - потому что причины остались.
Взять к примеру Пушкина - русского классика, национального поэта, а после 1937 года названного "нашим советским"... Тысячи книг написаны о нем, о тм как сильно он любил Россию и простой народ... Потому что всем в России нужен поэт-государственник, а значит, патриот. патриотический образ, и главное, вымышленный. Сам поэт хотел «взять тихонько трость и шляпу» и «никогда в проклятую Русь» не возвращаться - его слова. Поэтому оригиналы его многих работ и писем друзьям заграницу, в России никогда небыли опубликованы, а только заграницей.
Т.е. мы с Вами можем любить одних и тех же классиков, при этом иметь совершенно разные образы о них лично и об их произведениях, в том числе реалей времен.
И таких примеров уйма... Горький - жаловался что не может творить в России, а только заграницей... Маяковский... А цензура подавала этих людей как символ патриотизма и воспитывала на этом образе поколения.
На самом деле, русскоязычная классика действительно прекрасна и глубокомысленна, насыщена драмой и мудростью, но не та, которую вы в России знаете, ибо то что вы знаете - это складно политизированные редакции.
Одно радует, что ничего не потеряно.
показать весь комментарий
04.06.2014 06:35 Ответить
По моему скромному мнению, не все, что пишут, нужно выпускать. Не все мысли, которые приходят в некоторые больные головы, нужно сеять в неокрепшие умы, которые еще не научились хотя бы в какой-то мере отфильтровывать весь поток информации, который на него льется. Я о современной публицистике. Вы правы, сейчас, в том числе и в России, во главе угла стоит либо удовлетворение существующих потребностей, либо создание новой потребности у аудитории, с дальнейшим удовлетворением этой сформированной потребности.

Я не могу спорить с Вами аргументированно по поводу приведенных вами примеров о Пушкине, Маяковском и др, т.к. не знаю вопроса на том уровне, который бы позволил мне с уверенностью писать ответ.
Исходя из своего читательского опыта, о других не могу говорить, после чтения Толстого, Достоевского, Булгакова, Шолохова, у меня остается не политическое послевкусие, не остается осадок в виде "Ура-патриотизма" и глубокой убежденности в святости Империи или Союза.
У нас была и есть цензура, это глупо отрицать, но так же неправильно считать, что в России люди способны думать только политическими клише, которые впитываются с молоком матери. От штампов и стереотипов полезно избавляться не только русским, но и тем, кто считает, будто истиные реалии доступны кому угодно на Земле, но только не тем, кто живет в России.
показать весь комментарий
04.06.2014 11:24 Ответить
Я совсем не говорю о том, что ВСЕ нужно публиковать! Мы например, отказываем в публикации уйме книг, потому что они попросту, не интересны читателям нашей аудитории, однако это не "цензура" и те же книги могут опубликовать другие издательства (что и часто делают) или сам автор.

И я совсем не говорю что "патриотизм" - плохо.
Просто я не считаю что например, Николай Тургенев был меньшим патриотом России от того что делал критику российской политики. А в истории России подобных примеров полно, где именно "политика" подменяят понятие "патриотизма". Иными словами, где если ты несогласен с властью царя, сталина, путина (обобщенно говоря), то значит ты не патриот России.

Точно так же я не считаю что Пушкин стал хуже от того что хотел хоть раз пожить заграницей, но ему в этом было неоднократно отказано, что выразилось в его бунтарстве... Опять же - против власти. Больной Горький мог полноценно жить и творить в его любимой Италии, но это не вписывалось в искусственный образ властей о его патриотизме, так что великого писателя уничтожили. Маяковский - был безусловно патриотом, но не по понятию властей, где он разрывался между семьей (любимой женой и ребенком) заграницей и политическими реалями России...

Я хочу сказать что Родину любить могут и не согласные с самодержавными властями. Потому что понятия "Родина" и "Власть" - из разных категорий. Тем самым власти прячут цензурой, реальную любовь к их стране, подменяя нереальными образами.

И я сосем не хочу сказать что от куда-то что-то виднее. Нет. Я только хочу сказать что без каких-либо вмешательств появляется более широкий спектр видения.
показать весь комментарий
06.06.2014 04:40 Ответить
ну не все так однозначно. если проанализировать список лауреатов по физике, именно американцев, несомненно, много, половина точно, но вот какие есть интересности в происхождении лауреатов:

1.
1. Альберт Абрахам Майкельсон, родился в Стрельно, Пруссия,

2.
2. Отто Штерн, родился Рыманув, Австро-Венгрия

4.
3. Феликс Блох,
родился: Цюрих, швейцарский физик еврейского происхождения

5.
4. Поликарп (?!) Куш, родился: Бланкенбург, Германская империя

6.
5. Янг Чжэньни́н, родился: Хэфэй, Китай

8.
6. Ли Чжэнда́о (Ли Цзунда́о, кит.: 李政道;
пиньинь: Lǐ Zhèngdào; англ. Tsung-Dao Lee; 24 ноября 1926, Шанхай)

9.
7. Эмилио Джино Сегре , родился: Тиволи, Италия 8. До́нальд А́ртур Гла́зер. Родился в семье еврейских
иммигрантов из России.

11.
9. Юджин Ви́гнер, родился: Будапешт

12.
10. Мария Гёпперт-Майер, родилась: Катовице, Германская империя

13.
11. Ка́рл Де́йвид А́ндерсон, родился в
Нью-Йорке, в семье шведского иммигранта.

14.
12. Эрнест Орландо Лоуренс. Родители Эрнеста Лоуренса, Карл Густавус и Гунда
Лоуренсы, оба потомки норвежских иммигрантов.

15.
13. Ричард Филлипс Фейнман родился в обеспеченной
еврейской семье., потомок эмигрировавших в США в конце XIX века
евреев из России и Польши

16.
14. Ханс А́льбрехт Бе́те, родился: Страсбург, Эльзас-Лотарингия, Германская империя 15. Ма́рри Гелл-Ма́н, родился в
Нью-Йорке, в семье евреев-иммигрантов из Черновцов (тогда в Австро-Венгерской
империи)

18.
16. Айвор Джайевер, родился: Берген, Норвегия

19.
17. Сэмюэл Чжаочжун Тинг (Дин) (丁肇中;
англ. Samuel Chao Chung Ting; пиньинь: Dīng Zhàozhōng; Уэйд-Джайлз: Ting¹
Chao⁴-chung¹; род. 27 января 1936, Энн-Арбор)

20.
18. Арно Аллан Пензиас (родился: Мюнхен)

21.
19. Шелдон Ли Глэшоу Родился в Нью-Йорке, в семье
уроженцев Бобруйска Льюиса Глуховского (1889-1961) и Беллы Рубиной (1893-1970),

22.
20. Николас Бломберген (родился: Дордрехт, Нидерланды)

23.
21. Леон Макс Ледерман. Родился в семье еврейских
иммигрантов Мориса Ледермана (из Киева) и Минны Розенберг (из Одессы) в
Нью-Йорке.

24.
22. Джек Стейнбергер (родился: Бад-Киссинген, Германия)

25.
23. Ханс Георг Демельт (нем. Hans Georg Dehmelt;
род. 9 сентября 1922, Гёрлиц, Германия)

26.
Родился в Нью-Йорке, в еврейской семье выходца
из местечка Пружаны, ныне города в Брестской области Белоруссии[1] Оскара Перла
и Фаи Розенталь.

27.
24. Фре́дерик Ра́йнес Родился в Нью-Джерси, США в
семье евреев-эмигрантов из России. Его родители - Израиль Райнес и Гусси Коэн -
эмигрировали из одного маленького городка в Российской империи.
показать весь комментарий
02.06.2014 17:13 Ответить
Ну ведь Америка - страна эмигрантов и это не удивительно. К нам едет много талантливых людей, потому что у нас равные возможности для всех - это особенно вжно для ученых, которые могут получить максимальную поддержку в своей работе. Да и для всех творческих людей. И да, у нас очень много в культуре из России кто приехал сюда в детстве или уже родился здесь в семье эмигрантов.
показать весь комментарий
03.06.2014 00:36 Ответить
А що це мусить доводити, кеп Очевидність? Що російські умови розвитку науки гірші за американські?
показать весь комментарий
23.10.2014 11:05 Ответить
Я не особый фанат русской классики, но то что здесь написано -- полный бред.
... Только сейчас дошло, что это тот самый Невзоров, уж было подумал наши нацики наезжают. Ну, товарищ известный, он не думает, он транслирует, чего-нибудь близкое к фактам, а с учётом названия сайта snob.ru становится очевидным, что социалистического реализма от аффтара не дождёшься. Похоже на то, что поток киселёвщины подверг странной метаморфозе интеллект даже правильных россиян. Глядишь, они скоро вериги на себя наденут, начнут юродствовать...
показать весь комментарий
02.06.2014 20:40 Ответить
Пошел ты на .уй,смотри свое кацап-тв,сплошное вранье,поливания грязью Украины,разжигание межнациональной розни и откровенные призывы к войне и убийствам украинцев.Не ври и подличай ватник,тебя здесь не банят.
показать весь комментарий
03.06.2014 10:41 Ответить
Понравилась заметка про русскую литературу,смело.Аутодафе всей это литературной,архаичной чуши.
показать весь комментарий
03.06.2014 10:35 Ответить
Вы совершенно правы! Своим сообщением я попыталась обратить внимание автора сообщения, который зацепился за верхушку вопроса, не вдаваясь в его детали, что Америка, как государство, скорее всего лидирует по количеству премий (я пока не анализировала подробно, поэтому не буду утверждать), но вопрос о лидерстве американцев по количеству премий спорный, ведь добрая половина этих умов, нобелевских лауреатов, не являются американцами от рождения. Ученому для реализации потенциала нужны условия, и Америка, судя по всему, предоставляет их в нужной мере, вот с этим не поспоришь.
показать весь комментарий
03.06.2014 12:39 Ответить
Этот материал написал эпатажник Невзоров, который, в общем-то, малограмотный человек! И литературу, великую русскую литературу он воспринял только в меру своей испорченности!
показать весь комментарий
29.07.2014 16:24 Ответить
А в чому велич порівняно з іншими літературами освічена людина може пояснити? Чи то не до Вас?
показать весь комментарий
23.10.2014 10:59 Ответить
Як завжди останнім часом, маємо замість спроби об'єктивно розібратись епатажні заяви. Класика - так, доносить до нас "застарілі" поняття, та читаючи того ж "Айвенго" пересічний британець не ліпить себе за зразком головного героя. То й немає їм шкоди від читання Вальтера Скота, хоч і напливу бажаючих теж. Нам же у спадщину від СРСР дісталось сприйняття "книжних" "канонізованих" образів. І значна некритичність і неаналітичність при прочитанні класичної літератури. І Невзоров усе це вихаркує з кров'ю, мабуть, тому, що інакше літературознавство ризикує остаточно задихнутись у мільйон разів пережованих темах і знову замість картини подій і звичаїв буде бачити у творіннях класиків таку собі інструкцію, як треба жити, хоч писано переважно про те, як НЕ треба . . Російській літературі, може, лісталось найбільше, бо національні все ж, здається мені, трохи активніше "перетрусили" свій канонічний список після розвалу СРСР, викинувши з нього явних бездарних запроданців.
показать весь комментарий
23.10.2014 10:58 Ответить
Страница 4 из 4