11366 посетителей онлайн
9 285 17

"С законопроектом у нас жопа": как пытаются поделить игорный бизнес при Зеленском

Автор: 

Если вы смотрели сериал "Острые козырьки", вы приблизительно знаете, как устроен игорный бизнес и какие деньги в нем вертятся. Если не смотрели, то усаживайтесь поудобнее – вы можете вживую смотреть, как сейчас делят игорный бизнес в Украине.

Почти десять лет этот бизнес жил на откатах силовикам, которые исчислялись миллионами долларов, а последние 5 лет компанию, связанную с окружением Порошенко, старались сделать монополистом на рынке. После победы на выборах Владимира Зеленского он пообещал легализировать этот рынок. И тут представители разных контор вступили в бой за то, чтобы пролоббировать нужный им вариант легализации.

Сначала часть лоббистов вышла на Давида Арахамию, и был написан один вариант законопроекта, потом в игру включился Кабмин (точнее Минфин), и там стали писать другой законопроект. Текст уже подан в Раду, но 5 дней его нет не только на сайте парламента, но его не могут достать и депутаты, а тем временем документ передают на рассмотрение из одного комитета в другой.

2 МИЛЛИОНА ОТКАТА, И ИГРАЙТЕ КАК ХОТИТЕ

Итак, в далеком 2009 Юлия Тимошенко запретила игорный бизнес, оставив только лотереи. То есть раз в неделю сыграли и успокоились до следующей. Но это, увы, не значило, что назавтра все остальные умерли, просто игроки рынка попытались выжить, используя существующие возможности.

Например, есть такая старая лотерея "Спортпрогноз". Она проводится с 1987 года, когда был список из 12 матчей, и нужно было угадать, кто выиграет, проиграет и где будет ничья. Если вы росли при Совке и увлекались футболом, вы помните ее анонсы в спортивных газетах.

Но после 2009 ей пришел конец, потому что в подворотнях центра Киева появились подпольные букмекерские конторы, которые принимали ставки на спорт.

Это были времена уже Януковича, министром внутренних дел был Виталий Захарченко. Но милиционеры решили не бороться с подпольщиками в пользу лотерейщиков, которые платили налоги, а ввели внутренний налог на нелегальный беттинговый бизнес. Всего ничего – 2 миллиона долларов отката в месяц.

Главное, чтобы конторы были в неброских местах – напротив кинотеатра "Киев", возле пивбара. Выпил, сыграл. Все удобно.

Во времена Януковича в Раду вносили до десятка законопроектов о легализации игорного бизнеса. Особенно много их было в 2011. Тогдашний вице-премьер Борис Колесников ратовал, что это позволило бы получить дополнительные деньги на проведение Евро-2012. В свою очередь Николай Азаров лоббировал идею о создании отдельного органа, который управлял бы игорным бизнесом, а возглавить его якобы должен был его сын. В общем, старость обещала быть безбедной.

Иногда соратники Виктора Федоровича в борьбу втягивали даже церковь, чтобы та в момент рассмотрения ненужного законопроекта сказала, что это все эти азартные игры от лукавого.

В результате в 2012 был принят закон, предусматривающий, что государственная лотерея может проводиться с использованием электронной системы принятия ставок, которая позволяла заменить лотерейные билеты другим способом фиксации права на получение приза.

В законе было указано, что электронная система принятия ставок, состоит из центральной электронной системы и самих терминалов. Таким образом по сути был легализован видео-лотерейный терминал (VLT). То есть вместо автомата, который продает билеты, мы получили игровые автоматы, через которые ты напрямую играешь. И если денежный фонд лотереи известен, то в этом случае здесь все пошло неконтролируемым денежным потоком. А по всей стране стали открываться десятки игорных залов под разными вывесками, но с одним хозяином. Под видом интернет-кафе открывались сотни игорных заведений, с которых рядовой милиционер получал свою сотку долларов, а Захарченко - чемоданы.

ПО ПРАВИЛАМ ТРЕТЬЯКОВА И К°

В 2014 игорщики пошли к министру внутренних дел Авакову наводить мосты, а тот их отправил в Минфин брать лицензии на лотереи. Так, букмекерские конторы стали лотереей ТОТО.

"Пари матч" и "Фаворит" получили лицензии через УНЛ. Через некоторое время окружение Порошенко смекнуло, что выгоднее, если вместо трех владельцев лицензий на рынке останется один (подконтрольный им), и против двух ("М.С.Л." и "Патриот") ввели санкции за якобы спонсирование "ЛНР-ДНР."


Потом в Раду и вовсе внесли законопроект, который бы позволил остаться только УНЛ (чьи интересы представляли Александр Третьяков, Глеб Загорий и Борис Ложкин). По его нормам, лотерейным бизнесом должна была заниматься компания с десятилетним опытом, не пребывающая под санкциями.

Закон провалили. Рынок остался полуподпольным. Силовики по своему зашли на рынок. Предприимчивые люди из МВД запустили сеть "Спортлото", взяв лицензию у той же Украинской национальной лотереи, начальство СБУ начало развивать "Космолот".

Невидимые десятки миллионов долларов зарабатывались на рынке беттинга и игровых автоматах, налоги платили только с лотерей.

И тут появился Владимир Зеленский, который решил легализовать рынок. Не спешите хлопать - не он первый. В первые месяцы власти это обещали делать и команда Януковича, и Петра Порошенко.

ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ ИЛИ ПО СТАРЫМ?

На пресс-марафоне в ответ на вопрос журналистки, что будет с игорным бизнесом, Зеленский так описал концепцию: "Мы уменьшим количество людей, которые тратят свои последние деньги. Это в основном простые люди. Первый этап - казино в пятизвездочных отелях, где на конкурсах очень дорого будет продаваться лицензия".

Но на самом деле, это не так. Тот, законопроект, который разрабатывался в Раде и главным автором которого является Давид Арахамия, не предусматривает исчезновения игровых автоматов с улиц, чему были бы рады украинцы, и оставляет рынок с неустановленными объемами в интернете, который просто заплатит некоторые деньги за лицензию.

У лотереи будет один оператор, то есть история мало чем отличается от того, что предлагала команда Порошенко для своих.

Плюс появится управляющий орган, о котором когда-то мечтал Азаров, чьей работой будет выдача лицензий.

Изначально текст законопроекта об игорном бизнесе разрабатывался в налоговом комитете. При этом рабочая группа работала очень интенсивно, собираясь каждый день. Что для депутатов и без того работающих в турборежиме было утомительно и не давало времени разобраться. Например понять, что делает на рабочих группах бизнесмен Борис Баум - владелец игорного оффшора First National Lotteri Ltd, которго связывают с российской "лужниковской" группировкой.

В октябре журналист Юрий Николов написал серию статей о том, что законопроект практически не решит ключевые проблемы рынка, плюс к этому появилась информация, что законопроект Арахамии написан под двух участников рынка – беттинговые конторы "Пари-матч" и "Фаворит". У лидера фракции СН есть друг Андрей Астапов, он же работал как юрист с "Пари-матч".

Журналисты программы "Схемы" зафиксировали регулярные встречи Давида с миноритарным собственником компании "Пари-Матч" (ТМ "Parimatch") и ее гендиректором Сергеем Портновым.

Из-за чего возникли вопросы о незаангажированности законопроекта. Как следствие - Кабмин забрал его на доработку.

ВАМ ЛАС-ВЕГАС ИЛИ ДРЮЧИТЬ?

В четверг корреспондент Цензор.НЕТ спросила у Давида Арахамии, что с законопроектом об игорном бизнесе, на что нардеп ответил более чем искренне:

- А с законопроектом у нас жопа!

- С чем, чем у нас жопа? – переспросили депутаты от "Слуги". Но лидер фракции спешил к президенту и не стал вдаваться в подробности. А вот вечером рассказал подробнее.

С законопроектом у нас жопа: как пытаются поделить игорный бизнес при Зеленском 01

- Сначала мы придумали концепт, работали над ним на рабочей группе порядка полутора месяцев, передали наши наработки на Кабмин, они исчезли на 3-4 недели и вот, по слухам, нам сейчас передают другой законопроект, который сильно отличается от нашего. Я не могу вам прокомментировать все его "зрады", но он будет претерпевать сильные изменения, если мы возьмем за основу кабминовский законопроект. Если мы увидим, что там теряется вся суть, то мы подадим альтернативный законопроект от нашего комитета.

- В вашем законопроекте вы предлагаете легализовать все виды, а не только лотереи, как сейчас?

- Да, у нас рынок разделен на несколько категорий: есть онлайн - гэмблинг и беттинг, есть земля – казино и игорные залы (самые проблемные ) и есть лотерея, настоящая, а не та, под видом которой у нас крышуют игорные залы. Наша задача все эти вещи урегулировать. С казино все просто – берем большие 5-звездочные отели, размещаем казино, платим деньги в бюджет.

- Это само казино получит лицензию, а не условный Космолот?

- Да, безусловно, само казино.

Дальше идем, это беттинг – покупают люди лицензию, открывают сайты, играют. Теперь лотерея – это должна быть государственная лотерея и мы разыгрываем право оператора на аукционе. Мы хотим, чтобы она была одна монопольная, потому что математика в лотерее работает только на объеме. Осталось последнее - залы-автоматы – это будет самым сложным. Сегодня есть 160 тысяч автоматов, мы хотели срезать залы в 10 раз, зонировать их, чтобы они были далеко от школ, больниц, сделать 300-метровые помещения. Сейчас концепция Кабмина – разрешить их делать в 3- и 4-звездочных отелях. Если так, то исходя из того, что, по данным Минэкономики, у нас всего 400 с копейками отелей, то эти автоматы все не разместишь.

- А разве основной рынок не в интернете?

- Нееет, основной рынок на улице.

- Может, вы так говорите, потому что вы не можете посчитать деньги онлайна? Как вы их считать будете?

- А мы решили фикс-пеймент брать, потому считать их бесполезно, они их так умело прячут, что бесполезно за ними гоняться.

- Каким будет фиксированный платеж?

- От одного до трех миллионов за онлайн казино, и от миллиона до 10 – за олайн-беттинг.

- А игровые автоматы?

- Мы предложили фикс-пеймент три тысячи долларов в год с автомата.

- Это при том, что с автомата они получают 100-150 долларов в день?

- Нет, они столько не зарабатывают. Мы рассчитали так, что облагаем где-то 55% их дохода. И установили фиксированный платеж. Потому что есть две мировые практики – патентный платеж, а потом процент (gross gaming leveling). Но мы решили остановится на фиксированном платеже.

- Вы вводите в своем законопроекте специальный орган для выдачи лицензий в этом секторе. Когда-то Азаров пытался такой же создать под своего сына, потому что это постоянный поток взяток. Не боитесь, что он станет цветником коррупции?

- А мы так выписываем нормы, что это исключительно формальный орган, которому трудно будет заработать, потому что лицензии на Prozorro- продажи будут покупаться, а потом мы все стараемся сделать фикс-платежами, чтобы трудно было манипулировать. Мы понимаем, что такой орган потенциальный источник коррупции, поэтому сильно урезали ему полномочия. В нашей изначальной концепции все выглядело хорошо.

- Вы знакомы с публикациями, где вас называют лоббистом интересов двух компаний – "Пари матч" и "Фаворит" через юриста, который с ними работал?

- Я знаком уже со всеми публикациями и участниками рынка. В рынке беттинга есть всего два игрока – Пари матч и Фаворит. Все! Мы пытаемся с них взять как можно больше денег в бюджет. Если это лоббизм, то только государственных интересов. Я пытался построить диалог с Юрием Николовым, его претензии: "сделайте открытый рынок". Но это нельзя развивать как рынок, это скорее налог на роскошь, который нужно регулировать. Это нужно создавать Лас-Вегас, чтобы его развивать. Но наш избиратель, когда ты его спрашиваешь, та запретите вообще его к черту и уберите это с моих глаз. Если мы смотрим на это как бизнес, тогда нужно снизить цену входа и давать всем лицензии, если смотрим как на регуляцию – тогда нужно уменьшить количество игроков и дрючить их, плюс требовать верификацию игроков. Тут важно определить позицию. Наша государственная позиция сейчас - ограничивать!

- Но знакомый юрист есть?

- Андрей Астапов? Да! Я сам его привлек. Я не могу встречаться с участниками этого рынка, там половина представители криминального мира. Я раз попробовал, мне стали слать угрозы. Я сказал: не хочу, давайте создадим рабочую группу. Андрей Астапов входит в эту группу. И Борис Баум входит.

- А Борис Баум как кто?

- Это эксперт, которого дали другие люди. И есть еще 4 другие юриста от других групп.

НА ЧТО ПОСТАВИТ КАБМИН

17 октября Кабмин подал в Раду свой законопроект. Но по состоянию на 22 октября его нет на сайте и его не видели депутаты. Что в этом законопроекте предложено – неясно.

С законопроектом у нас жопа: как пытаются поделить игорный бизнес при Зеленском 02

Кабинет министров Украины рассчитывает, что легализация игорного бизнеса принесет в бюджет 2-2,5 миллиарда гривен.

Арахамия сказал, что если кабминовский законопроект будет расходиться с концепцией депутатов, то снова будет создана рабочая группа. Хотя президент поручил подать законопроекты в Раду до 1 декабря.

Но война лоббистов только начинается. И это можно понять из того, что вчера законопроект об игорке передали из налогового комитета в комитет экономики.

Самим же членам налогового комитета предстоит пройти детектор лжи из-за обвинений во взятке в 30 тысяч долларов за лоббизм, правда из-за другого законопроекта по площадкам Prozorro.

Но даже смена комитета не гарантирует, что депутатам хватит сил изучить европейский опыт и развести лотереи и беттинг и гемблинг в разные законопроекты, а также прописать здравые нормы лицензировния, а не новую систему приручения. Бег по граблям – все-таки украинский национальный вид азартных игр. Ваши ставки, господа…

 Татьяна Николаенко, Цензор.НЕТ

Топ комментарии
+3
Стаття писалася задля однієї фрази: "...а последние 5 лет компанию, связанную с окружением Порошенко..."
Утім, назви компанії так і не надано. А було б цікаво
показать весь комментарий
23.10.2019 10:45 Ответить
+2
круто было при честном липецким кондитером .что б убрать конкурента .как МСЛ и Патриот ,достаточно было СБУ (подконтрольной кому ?) подозреват ь в спонсировании лныры-дыныры ..и все вы вне закона
показать весь комментарий
23.10.2019 11:08 Ответить
+2
Согласен, просто надо было подкорректировать, чтобы налоги платили в полном объёме.
показать весь комментарий
23.10.2019 13:50 Ответить
Комментировать
Сортировать:
В совковой лотерее "Спортпрогноз" был список из 13 матчей.
показать весь комментарий
23.10.2019 10:16 Ответить
"С законопроектом у нас жопа": как пытаются поделить игорный бизнес при Зеленском - Цензор.НЕТ 2464
показать весь комментарий
23.10.2019 10:16 Ответить
Стаття писалася задля однієї фрази: "...а последние 5 лет компанию, связанную с окружением Порошенко..."
Утім, назви компанії так і не надано. А було б цікаво
показать весь комментарий
23.10.2019 10:45 Ответить
Вообще-то назвали - УНЛ. Ложкин - бывший глава Администации Порошенко.

Потом в Раду и вовсе внесли законопроект, который бы позволил остаться только УНЛ (чьи интересы представляли Александр Третьяков, Глеб Загорий и Борис Ложкин).Источник: https://censor.net/r3155342
показать весь комментарий
23.10.2019 11:27 Ответить
Як з цим пов'язані казино та гральні автомати? Адже в статті йдеться про нелегальний гральний бізнес, а названа Вами УНЛ цілком легальна.
показать весь комментарий
23.10.2019 11:34 Ответить
круто было при честном липецким кондитером .что б убрать конкурента .как МСЛ и Патриот ,достаточно было СБУ (подконтрольной кому ?) подозреват ь в спонсировании лныры-дыныры ..и все вы вне закона
показать весь комментарий
23.10.2019 11:08 Ответить
ну да, а при честном криворожском клоуне совсем не круто.
СБУ на игорный бизнес не наезжает, а наезжает на "Арселор-Миттал", типа, за экологию.
Те резко направляют на выплату дивидендов акционерам почти 11 млрд. грн., тем самым выводя эти деньги из-под уплаты налогов в бюджет.
Да, это не круто.
показать весь комментарий
23.10.2019 11:50 Ответить
я не специалист в игорном бизнесе и не его участник, но подозреваю, что в нашей стране он расцвел таким буйным цветом, что никакие арахамии под контроль его взять не смогут.
Они просто лягут под грузом откатов и забьют болт на то, что большинство электората Зе против легализации.
показать весь комментарий
23.10.2019 11:54 Ответить
до армянина никак не дойдет, шо легализация - это не всегда сразу налог и бюджет....
показать весь комментарий
23.10.2019 12:27 Ответить
Зачем вообще эта деятельница Тимошенко запретила игорный бизнес? Деньги шли в бюджет, хоть что-то. После запрета - все в тень. А о гражданах, любящих сорить деньгами в казино , пусть их родственники заботятся. А то привыкли, что государство должно возиться.
показать весь комментарий
23.10.2019 13:25 Ответить
Согласен, просто надо было подкорректировать, чтобы налоги платили в полном объёме.
показать весь комментарий
23.10.2019 13:50 Ответить
популізм, це єдине чим вОна керується у свої діяльності в меті стати сцарицею всея Малоросії
показать весь комментарий
23.10.2019 14:29 Ответить
В какую "тень"? А? Что мешало оперативно закрывать? Или ты хочешь сказать "ни магли найти и узнать"?
показать весь комментарий
25.10.2019 09:56 Ответить
Якщо в голові пусто, не виросте капуста, у зебілів скрізь проколи, з шайтанмаєром, прокол, з розведенням прокол, з землею прокол, з касовими апаратами, прокол, з ігорним бізнесом, прокол, з країною в смартфоні прокол.
показать весь комментарий
23.10.2019 20:35 Ответить
конечно жопа, ведь Авакян крышует этот бизнес
показать весь комментарий
23.10.2019 21:34 Ответить
Мда. Назвать свинарники, клоповники и прочую сатанинску. нечисть "игорным бизнесом" это сильно.
С ЧЕМ у человека ассциируется фраза "игорный бизнес"? С Лас-Вегасом, казино.
У нас СЕЙЧАС что? Клоповники с дымом, в которых нищие и больные люди проигрывают ПОСЛЕДНЕЕ. Проигрывают ВСЕ деньги, абсолютно ВСЕ. ИХ семьи НЕ имеют НИКАКОГО дохода. Более того у больных людей еще и долги. ЗАЧЕМ открывать ящик пандоры уже легально? Это произведет еще большое количество таких "козино".
Представьте, Вы ОДНА здоровенная фирма с миллионом рабочих, которые трудятся у ВАС, покупают продукты в Ваших магазинах, оплачивают кмоуналку через ВАШИ комунальные хозяйства.
И вдруг кто-то предолжил - а давай я буду продавать водку по миллиону бутылок в день твоим же рабочим. Прибыль почти пополам, ну как пополам, тебе 15-20%.
В итоге все рабочие НЕ могут адекватно работать, не покупают продукты, не оплачивают счета. В итоге Ваша фирма понесет гигантские потери.
Так и с этим дерьмом. Это дерьмо а не игорный бизнес. Это дерьмо нужно закрывать, ведь между тем что ЕСТЬ УЖЕ и между продажей тяжелых наркотиков можно и нужно ставить знак "=".
Нет, если ИХ детишечки, живут или учаться за бугром, то да, это для них НОРМАЛЬНО. Для Украины это зло, сатанинское концентрированное зло. А байки "мы не можем побороть" - оставьте баранам. Неужели кто-то поверит что транспрант размером 2-3 МЕТРА не видно? Ночью он подсвечивается.
Завтра что предложите? Продавать наркотики? продавать органы людей? Что еще придумаете? КАКУЮ Украину оставим детям и внукам? Нет слов. А надежд было на Зеленского много. Получили ПОЛНЫЙ карт-бланш. Мы ведь за Ваших безымяных парикмахеров, таксистов голосовали лишь для того чтоб Зеленский и его партия имела ВСЕ возможности для принятия НОРМАЛЬНЫХ законов и нормального управления страной. РЫГОаналы, пеця со своими свиньями не получили НИЧЕГО. Так думайте про Украину и их жителей, а не про бабло.
показать весь комментарий
25.10.2019 09:53 Ответить
Совершенно не понимаю зачем на улицах эти лохотроны и кто в них ходит. У вас что дома нет компьютера, можно с любого гаджета зайти на сайт казино Вулкан https://all-free-films.net/moneyslot/igrovoj-klub-vulkan-na-dengi и играть точно так же как и в этих стрёмных заведениях.
показать весь комментарий
26.10.2019 23:13 Ответить