9284 посетителя онлайн
15 646 132

Афганистан: Глупая война или прозрение ценой тысяч гробов

Автор: 

Ровно 40 лет назад, 25 декабря 1979-го, началась одна из самых глупых и нелогичных войн в современной истории. Эта война закончится позором и станет одной из причин развала... СССР. Ровно спустя 12 лет, 25 декабря 1991 года, президент Михаил Горбачев заявит о распаде Союза.

А 40 лет назад советские войска зашли в Афган без выстрелов: просоветский президент Амин, лидер коммунистической партии, приветствовал вступление советских друзей. Вот только плохой знак случился сразу - при заходе на посадку в Кабул 25 декабря разбился в горах Ил-76 с десантом 350-го парашютно-десантного полка, погибло 38 человек, которые даже не успели ступить на афганскую землю.

Амин не знал, что советские вожди и генералы, с кем он общался и которые уверяли его в своей дружбе, приняли решение его уничтожить как недостаточно благонадежного и заменить на главу другой фракции коммунистов. Советское руководство оторвалось от реальности и не понимало, что Амин был на самом деле единственной крышкой кипящего котла, который с трудом сдерживал Афганистан от открытого взрыва, замешанного на вражде разных племен, разных народностей, наркомафии, на феодальных отношениях, коррупции, всеобщей неграмотности, нищете, исламском фундаментализме, иностранных спецслужбах.

27 декабря советский спецназ пошел на штурм президентского дворца и убил Амина, государство исчезло и наступила анархия. Новый режим на штыках СССР держаться не мог и вскоре вся страна стала зоной боевых действий, куда все враги СССР - США, Турция, Китай, Пакистан, Иран, Япония слали деньги и смерть, а миллионам афганцев терять было нечего, и война стала единственным местом работы.

"В Афганистане мы бомбили не повстанческие отряды и караваны, а наши идеалы. Эта война стала для нас началом переоценки наших этических ценностей. Именно в Афганистане изначальная нравственность нации вошла в вопиющее противоречие с антинародными интересами государства. Но неужели за прозрение нам следовало платить ценою 15 тысяч молодых жизней?!" - так написал в повести "Спрятанная война" Артем Боровик, журналист, участник войны в Афганистане.

Афганистан: Глупая война или прозрение ценой тысяч гробов 01

За девять лет войны в Афганистан было направлено 620 тысяч советских военнослужащих, из них 25% - 160 тысяч, были украинцами.

Погибло 15 тысяч человек, 20% жертв составили украинцы - 3 тысячи человек.

11 тысяч человек стали инвалидами, еще 42 тысячи человек получили средние и легкие ранения, травмы и контузии.

115 тысяч переболело инфекционным гепатитом, 31 тысяча - брюшным тифом, болели и потеряли здоровье почти все.

8 советских солдат и офицеров перешли на сторону врага и воевали против СССР.

21 человек попали в плен и возвращаться в СССР отказались, кто-то остался в Афгане, кто-то перебрался в США.

Афганистан: Глупая война или прозрение ценой тысяч гробов 02

В этой войне сразу выяснилось, что могущество советской армии - это миф. Эта армия несмотря на подавляющее превосходство во всех компонентах над противником, не умела воевать без большой крови. Армия могла разнести и стереть в порошок горы, но не могла уничтожить мотивированного врага, отряды пехоты, которые в горах жили как дома. СССР оказался не готов к современной локальной войне, воевать надо было не с НАТО, а с дикими феодальными племенами. Война была ненужной, а армия - непрофессиональной, тактика - ошибочной. Множество операций завершались ничем, а не прицельные артиллерийские налеты и авиабомбардировки по площадям только увеличивали ненависть и число бойцов сопротивления, желающих отомстить за невинных жертв.

Боровик писал: "Время шло, и мы постепенно стали походить на Балаганова и Паниковского, которые давно поняли, что золота в гирях нет, но все равно продолжали пилить их с еще большим остервенением. Война тянулась девять долгих лет – почти одну седьмую часть всей советской истории. Чему мы, обуреваемые горделивой идеей мессианства, хотели научить афганцев, если сами не научились вести как следует собственное хозяйство? Скорей всего, мы экспортировали не революцию, а застой".

Сидя в Кремле Леонид Брежнев хотел в Афганистане так же, как сегодня Владимир Путин в Украине, всего лишь поменять одного президента на другого, более лояльного, и это привело к ожесточенной войне, международной изоляции, к расходам в десятки миллиардов рублей, а тысячи гробов убили доверие к государству. В политической рулетке, миллионы жизней и судеб оказались для Москвы всего лишь горстью разменных монет. Неизвестные герои ненужной войны были не нужны своему государству. И государства не стало.

Вы правы, всё было впустую, и верно, мы были не правы.
Когда у глухой переправы кишлак разнесли подчистую.
Когда на скалистой террасе построили их для расправы.
И слали за трассером трассер, мы были не правы, Вы правы.

Вы трижды наверное правы, кивая на нашу увечность,
Мы вдоволь напились отравы с названием БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.
Вы правы, потери напрасны. И жаль, что не всех порешили.
Мы дьявольски там нагрешили, прикрывшись полотнищем красным.

Мы предали все идеалы, в чужие вторгаясь приделы.
И щерились в ярости скалы на наше неправое дело.
Вы правы, а правда была ли, когда убивать обучали?
Конечно, не Вы нас туда посылали, не Вы - ВЫ ведь просто молчали.

И Вашим молчаньем гонимы, брели мы не ведая брода.
Молчащие дети немого народа, смиренные как пилигримы!!!
Теперь мы подонки и квиты. И души вконец опустели.
Но душат ночами нас тени убитых да рваные наши постели.
Оплачены страшными снами и память и совесть всё вкупе.
А нашу вину перед Вами мы раннею смертью искупим (Тимур Бобровский)


 

Юрий Бутусов, Цензор.НЕТ

Топ комментарии
+27
Мы дьявольски там нагрешили, прикрывшись полотнищем красным...

Ми були "один народ", не слід забувати чим закінчується братерство із кацапами...
показать весь комментарий
26.12.2019 10:43 Ответить
+24
Найвлучніший коментар під цим фейсбучним постом-у Бабченка :
"Как они все всегда вспоминают о 15 тысячах погибших своих. И им всем всегда совершенно похер на МИЛЛИОН убитых афганцев."
показать весь комментарий
26.12.2019 10:54 Ответить
+16
Лише економіка їх поставила на місце. Розуму там нема, а трупи кацап ніколи не рахував.
показать весь комментарий
26.12.2019 10:34 Ответить
Комментировать
Сортировать:
Страница 2 из 2
є другі аналогії...меріканці, наприклад обробляли В'єтнам напалмом,і ніхто особливо не скиглить за вбитими в'єтнамцями,а ветеранов в'єтнамської війни співвідчизники так же палко шанують,як і ветеранів других війн...в нас же, якась шиза косить громадян,замість того,щоб поважати своїх співвідчизників,починається ось така шизофрєнія...херові ви правдолюби,*****...
показать весь комментарий
26.12.2019 18:20 Ответить
Ще одна гнида москальська. Американи воювали за свою країну і проти комунізму, а наших бідних українців імперія зла використовувала для посилення комунізму.
показать весь комментарий
26.12.2019 22:01 Ответить
ще один патріот з Польші повернувся...шаровари виправ? Омерикани й досі Афган херачать,хоч там і нема вже камуністів...
показать весь комментарий
27.12.2019 12:07 Ответить
Ну кацапів вони доручали хєрачити афганцям.
показать весь комментарий
27.12.2019 17:21 Ответить
ага,точно...доручали,доручали,потім подивились на тих авханців,і самі почали їх херачить...
показать весь комментарий
27.12.2019 17:59 Ответить
Так буває, вуйку з полонини.
показать весь комментарий
27.12.2019 18:42 Ответить
до чого тут твої вуйки,та й ще з полонини,як шо мериканці товчуть афханців...
показать весь комментарий
27.12.2019 21:06 Ответить
Якщо ти не розумієш, що так буває, то я тобі доступно пробую донести. Але ти відать з далекої полонини, то мушу повторити - так буває, вуйку.
показать весь комментарий
27.12.2019 21:41 Ответить
та навіщо мені знати,як у вас у вуйок на полонині буває...ну буває,то й нехай буває...
показать весь комментарий
28.12.2019 09:06 Ответить
Ну нарешті до тебе телепня щось трохи дійшло. Мабуть шишка зі смереки впала на твою тупу голову, вуйку.
показать весь комментарий
28.12.2019 11:44 Ответить
а я бачу,шо й до тебе дійшло,коли цеглина впала на твою хвору макитру...доречи в нас смереки не ростуть,в нас все більше терекони...
показать весь комментарий
28.12.2019 16:03 Ответить
То була чергова війна москви заради свого "вєлічія" . Почитай книгу спогадів про Афган Сергія Бояркіна . Так есесівці діти малі проти того що витворяли "інтернаціоналісти" московії . То була війна москви і українцям немає чим пишатися в тій війні . Два мільйони загиблих афганців волають до справедливості , певно вже час тим героям до Гааги .
показать весь комментарий
26.12.2019 22:17 Ответить
"В Афганистане мы бомбили не повстанческие отряды и караваны, а наши идеалы. Эта война стала для нас началом переоценки наших этических ценностей. Именно в Афганистане изначальная нравственность нации вошла в вопиющее противоречие с антинародными интересами государства. Но неужели за прозрение нам следовало платить ценою 15 тысяч молодых жизней?!" - так написал в повести "Спрятанная война" Артем Боровик, журналист, участник войны в Афганистане.Источник: https://censor.net.ua/r3167335

Глубокомысленно.
А афганцы за ваше недопрозрение почему должны платить своими жизнями?
показать весь комментарий
26.12.2019 14:31 Ответить
Замполит нам вещал про Афган, если бы не наши войска, то американские ракеты были бы возле границы СССР и влетело это вторжение в 40 млрд. долларов.
показать весь комментарий
26.12.2019 18:07 Ответить
Если бы не российские войска, то бандеровцы прислали бы поезд дружбы и перерезали всех севастопольцев. Одно и то же...
показать весь комментарий
26.12.2019 19:23 Ответить
государство исчезло и наступила анархия. Новый режим на штыках СССР держаться не мог и вскоре вся страна стала зоной боевых действий, куда все враги СССР - США, Турция, Китай, Пакистан, Иран, Япония слали деньги и смерть, а миллионам афганцев терять было нечего, и война стала единственным местом работы.

Угу. Сначала США помогли всё это создать против СССР. А потом были вынуждены сами туда влезть, заменив СССР. И результаты получили примерно такие же...

А вот в Ирак, Сомали и Ливию СССР не влезал. С ними уже США сделали точно то же самое. .
показать весь комментарий
26.12.2019 18:28 Ответить
.. и в Ирак и в Сомали и в Ливию СССР не влезал? О КАК!!! Типа ..как сейчас твоя кацапия , гражданином которой ты являешься..Сашок... не влезает в Украину!!!))) Только всё в Ираке, Ливии, Сомали и в той же Анголе было советское. Танки, авиацию иракцы, в пустыне нашли, ливийцы аналогично в своих военторгах прикупили...)))) Или ты не знаешь..кацапсинка.. что там всё советское было и советские советники. И заметил..Сашок... как только СССР издох, так и сгнили и Ирак и Ливия и Сомали. Некому было кормить и вооружать. Амеры ведь просто так ничего не дают. И что там сейчас в афгане? Сидят амеры..немцы..британцы на базах, контролируют поток наркоты в твою кацапию и потирают руки. Или тебе рассказать о Анголе, откуда сраной метлой выперли кацапских советников и страна стала подниматься. Если бы ты... тузик подзаборный побывал бы в Луанде в 1985 году и в 2015, ты бы просто бы подумал, что попал в другой мир. И знай сашок!!! Где был СССР, а сейчас смердячая рашка...там КРОВЬ, ГОРЕ, СЛЁЗЫ и НИЩЕТА!!!!
показать весь комментарий
26.12.2019 22:04 Ответить
100 % +++ !!!
показать весь комментарий
26.12.2019 22:21 Ответить
Добрий коментар. Дякую.
показать весь комментарий
27.12.2019 22:13 Ответить
все що робила росія завжди безглуздо,налякати ворога масою трупів своїх цивільних та вояків..
показать весь комментарий
26.12.2019 19:07 Ответить
История ходит по кругу. Ещё лет шесть и…
показать весь комментарий
26.12.2019 19:25 Ответить
Сказавши А, говори уже и Б, а то какие-то недомолвки.
И что будет через 6 лет, прорицатель ты наш?
показать весь комментарий
26.12.2019 19:54 Ответить
Все буде Україна!
показать весь комментарий
26.12.2019 22:47 Ответить
Ты ж сам знаешь, нулёвка. Только я не ваш. Мне ваша кацапия на хрен нее всралась.
показать весь комментарий
27.12.2019 05:36 Ответить
Брежнев на тот момент давно был в полной несознанке; а войну начало МО СССР, поскольку хотело подгрести под себя весь траффик герыча в Европу.
показать весь комментарий
27.12.2019 07:54 Ответить
Брежнев всё прекрасно понимал и был категорически против ввода войск, но министр обороны, министр иностранных дел и председатель КГБ настаивали, такому могучему триумвирату он долго сопротивляться не мог и в конце концов сдался. Я думаю, последним аргументом стала расправа с Тараки, которого Брежнев лично знал и очень уважал. Стало понятно, что Амин становится неуправляемым и поэтому опасным, несмотря на декларируемую им просоветскость. Но даже после ввода Брежнев поднимал вопрос о выводе войск, так по воспоминаниям Щербицкого на заседании Политбюро весной 81-го он кричал на Устинова: Дима, ты что не понимаешь, там же наши мальчики гибнут!! Но его опять уговорили - нельзя так быстро выводить, только зашли и сразу уходим, мы потеряем международный авторитет.
показать весь комментарий
27.12.2019 11:31 Ответить
Воины "-интернационалисты" называют себя афганцами,ветеранами -афганцами,не кощунственно ли это говорить,если после ввода советских войск погибло 1 миллион афганцев? Похоже ,что настолько им промыли мозги,что осознание этого факта проходит мимо их сознания ,точнее совести.Сказалась советская система воспитания,советская действительность,когда в процессе создания нового человека ,почти убили эмпатию,которая человека(биологического существа) делает Человеком(социального,морального существа)!
показать весь комментарий
27.12.2019 15:21 Ответить
В ходе действий спецназа были отмечены десятки случаев, когда мирные афганцы погибали ночью на караванных тропах, попадая под огонь рейнджеров, сидящих в засаде. "Наша группа открыла огонь по каравану по приказу лейтенанта. Я слышал крики женщин. После осмотра трупов стало ясно, что караван мирный, но раскаяния я тогда не испытывал", - признал бывший солдат лашкаргахского батальона, вспоминая о подобных случаях.
показать весь комментарий
27.12.2019 19:32 Ответить
http://afghan-war-soldiers.ru/crime-002.html
показать весь комментарий
27.12.2019 19:33 Ответить
Я склоняюсь к альтернативной версии по количеству погибших военнослужащих Советской армии - 35 тыс.
показать весь комментарий
28.12.2019 01:45 Ответить
СЕРСЕРСЕР почав війну в Афгані і РОЗВАЛИВСЯ! КАЦАПСТАН почав війну в Україні І ТАКОЖ РОЗВАЛИТЬСЯ! ЦЕ ТІЛЬКИ ПИТАННЯ ЧАСУ! близького часу...
показать весь комментарий
28.12.2019 07:57 Ответить
Война в Афганистане-это тягчайшее преступление советского народа против афганцев.
Мы вырезали миллион афганцев!
Мы должны на весь мир покаяться!
показать весь комментарий
28.12.2019 12:10 Ответить
Страница 2 из 2