9940 посетителей онлайн
15 636 33

Селитра в порту "Южный" может привести к новому Бейруту?

Автор: Вадим Сиротюк

В порту Южный под открытым небом хранится "тройной запас" такой же селитры, которая на днях вызвала катастрофу в Бейруте. Есть ли опасность? В чем схожесть и в чем разница с условиями хранения в Ливане?

После случившегося в Ливане Кабинет Министров дал поручение провести проверки условий хранения аммиачной селитры в Украине. Однако результаты проверки будут обнародованы лишь 15 сентября, тогда как некоторые нарушения видно невооруженным глазом.

В самом большом порту Украины селитра хранится без соответствия мировым стандартам, так как она подвержена изменениям температурных режимов, утверждают СМИ. Кроме того, рядом с этим складом выгружают другие взрывоопасные вещества. Официальная же позиция Администрации морских портов и ряда экспертов – нарушений закона при хранении селитры в данном порту нет.

РИСКИ: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И 10 ТЫСЯЧ ТОНН СЕЛИТРЫ ПОД ОДЕССОЙ

Катастрофических масштабов взрыв, который 5 августа произошел в порту Бейрута, напомнил всему миру о технике безопасности труда, которая нередко игнорируется даже в развитых странах.

В частности, 6 августа в СМИ появилась информация о лежащей прямо на причалах самого большого порта в Украине – Южного – огромной партии той самой селитры.

В Ливанском порту к беде привели 2 700 тонн селитры, упакованной в так называемые "биг-бэги" (мягкие контейнеры, применимые для транспортировки сыпучих и жидких материалов) и несколько лет пролежавшей на складе. В Южном же, по утверждению разных блогеров и СМИ, складировано почти 10 тысяч тонн этого вещества.

К слову, селитра эта лежит буквально в 10 метрах от места, где в начале июля президент Владимир Зеленский встречался с представителями морской отрасли.

Вечером в четверг, 7 августа, Южненский филиал Администрации морских портов Украины на своей странице в Фейсбуке опубликовал опровержение заявлениям в СМИ о том, что селитра в порту хранится с абсолютными нарушениями норм безопасности.

Селитра в порту Южный может привести к новому Бейруту? 01

Ведомство подтвердило, что речь идет о 9,6 т на двух причалах. Однако хранение в биг-бэгах является гарантией безопасности, заявляют там. Также, как подчеркивается в заявлении, опасность может представлять только перегрузка аммиачной селитры навалом, однако она в порту "Южный" не применяется и никогда не применялась.

К слову, в ответе упоминались случаи приписывания руководству филиала АМП комментариев, которые он не давал.

Но, по сути, опровержение Администрации усиливает поводы для беспокойства, так как подтверждает что лежит селитра на причалах 1-2, то есть в непосредственной близости к Одесскому припортовому заводу. Во-вторых, селитра в Южном упакована в те же биг-бэги, в каких она была в Бейруте. Мягкие мешки – обычная упаковка для селитры, однако безопасной она является при соблюдении техники безопасности, особенно температурного режима. Рекордная жара, стоящая в августе, заставляет задуматься.

Селитра в порту Южный может привести к новому Бейруту? 02

АМПУ утверждает, что все безопасно. Но перспектива как минимум втрое более мощного взрыва, чем в Бейруте, все же мотивирует к более обоснованным подтверждениям. Близость ОПЗ, на котором перегружают аммиак, стабильно держащаяся жара, - это дает крепкие основания сильно волноваться за Одессу. Вопрос вызывает и уровень противопожарной безопасности в порту.

Дело в том, что совсем недавно в порт пришел противопожарный буксир "Витязь", о котором также много писали в СМИ. По информации источников в порту, которые представили журналисты, "Витязь" якобы прибыл в порт по заявке от компании "Аксон Шиппинг", непосредственно аффилированной с бывшим руководителем ОПЗ Сергеем Назаренко. По документам, задача буксира – обслуживание газовозов и обеспечение пожарной безопасности. Такую работу могут выполнять только суда с мощностью от 3 800 лошадиных сил, у "Витязя" их 2 500. Буксир не оснащен пожарной техникой, экипаж не обучен специальным мерам поведения в экстренных ситуациях.

Мы обратились с запросом в Южный филиал АМП с просьбой пояснить, как обстоят в данном порту дела с пожарной безопасностью.

Итак, каковы условия хранения селитры в порту "Южный" на сегодняшний день. Факт №1 – огромное количество белых мешков действительно лежит на причалах Южного. Факт №2 – мешки находятся под открытым небом, они никак не защищены от солнца или влаги. Факт №3 – импровизированный склад находится под галерей, по которой регулярно идет карбамид – также взрывоопасное вещество. И №4 – на расстоянии нескольких десятков метров расположены железнодорожные пути Одесского припортового завода.

Селитра в порту Южный может привести к новому Бейруту? 03

Это – безопасно, утверждает Южненский филиал АМП, возглавляемый Максимом Широковым.

Поднявшаяся в СМИ волна утверждает, что это преступная халатность, которая при стечении обстоятельств может обернуться трагедией для порта, города Южный, близлежащих сел, а также и для всей Одессы.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН?

Правила по безопасному складированию аммиачной селитры, утвержденные еще в 1972 году Министерством сельского хозяйства СССР и не менявшиеся с тех пор, также гласят, что: "Аммиачная селитра должна храниться в самостоятельных, не ниже II степени огнестойкости бесчердачных одноэтажных зданиях. В порядке исключения в колхозах и совхозах допускается хранение селитры в общем складе минеральных удобрений при условии, что помещение (отсек) для хранения аммиачной селитры будет размещаться у торцовой стены и отделяться от остальной части склада глухой противопожарной стеной, причем все здание склада должно быть не ниже II степени огнестойкости".

За дополнительными разъяснениями мы обратились к эксперту юристу Евгению Сукачеву. Он подтвердил, что селитра как по мировым, так и по украинским ГОСТам должна храниться только на закрытых складах, в котором присутствует возможность удерживать необходимую температуру: "Безусловно, такой груз должен храниться только в закрытых складских помещениях, со строгим соблюдением температурного режима. А этим вопросом должно заниматься руководство порта или владельцы склада. И на них же лежит ответственность за храниение или перемещение данных грузов", - заявил он.

В нашем же случае, судя по опубликованных в прессе фото и видео, селитра хранится при постоянных колебаниях температуры , на  солнце, под дождем, она не укрыта под навесами.

Согласно приказу Министерства юстиции от 2009 года "Об утверждении правил охраны труда при переработке и хранении аммиачной селитры": "7.1.1. Склады (складские комплексы) для хранения аммиачной селитры должны быть построены по типичным проектам". При этом запрещено хранение селитры россыпью.

В разделе 6 этого же приказа есть целый перечень условий, при которых аммиачная селитра может воспламениться или взорваться. Так, п. 6.1.7 гласит о том, что селитра на открытых площадках "не способна взрываться, а может только гореть. Во время длительного хранения в результате перекристаллизации продукта и разрушения гранул чувствительность аммиачной селитры ко взрыву повышается". То есть, нас в данном контексте должна интересовать температурная безопасность и срок хранения селитры.

П. 6.1.2 указывает на то, что данное вещество воспламеняется при температуре 210° C – явно это возможно только при уже возникшем пожаре. А как раз при пожаре возможна детонация селитры и взрыв.

6.1.5. Аммиачной селитре присуща способность взрываться под влиянием сильных ударов, в том числе ударов взрывной волны, а также детонировать в результате воздействия высокой температуры, например, в условиях пожара.

6.1.6. Аммиачная селитра и ее смеси подвержены термическому разложению. Под действием детонаторов аммиачная селитра взрывается при более низких температурах, ее взрывчатость увеличивается при наличии различных примесей.

Опять-таки, видим два главных фактора – время хранения и обеспечение пожарной безопасности.

ПРОБЛЕМА НЕ В СЕЛИТРЕ?

Эксперт Александр Захаров сообщил, что в "Южном" боксы с селитрой находятся по месяцу, однако необходимо проверить, насколько они обработаны от детонации:

"На мешках, якобы, маркировка, что обработана против детонации и от слеживания. Это надо проверять. Хранится всего чуть более месяца, всего ок. 10000 тн, в сутки вывозится до 500 тонн. Автотранспортом", - написал он.

Селитра в порту Южный может привести к новому Бейруту? 04

То есть, в порту "Южный" ситуация в среднем в пределах нормы, и риски там не выше и не меньше, чем в Бейруте или любой нефтебазе. Выход – переносить склады подальше от городов и густонаселенных районов:

"В любой момент может бахнуть! Бахает в самых развитых странах и не очень. Чтобы быть на 100% уверенным в том, что город не пострадает, опасные производства осознанно выносят из центров городов, вообще из городов... Дорого? В Бейруте тоже деньги считали... А-ля Чернобыль или Бейрут надо отодвигать от одесситов. Принудительно. Только в этом, именно в этом основа отсутствия проблем для горожан".

Вадим Сиротюк

Топ комментарии
+6
А что стоит послать врагу туда дрон с гранатой? Уже и показали где и как лежит взрывчатка и что она не охраняется. Осталось только не полениться и устроить Одессе Хиросиму. А потом наши чинуши будут крайнего как обычно искать.
показать весь комментарий
13.08.2020 18:19 Ответить
+3
Обязательно надо рассказать об этой селитре и показать место, где она лежит. Компетентные органы могут с этой ситуацией разобраться самостоятельно и без постоянной болтовни в СМИ?
показать весь комментарий
13.08.2020 16:56 Ответить
+3
Пам"ятаю гори,гори тої селітри,яка лишилась як совітський спадок по нашим колгоспам,що тільки но почали тоді розкрадуватись...Діти видовбували гарбузи,насипали туди селітру і кидали згори вниз,страшно тішачись з пилюки...На відміну від наших мудрагелів діти абсолютно не боялись,бо знали - щоб селітра перетворилась на вибуховий порох потрібно ще два компоненти...
показать весь комментарий
13.08.2020 17:01 Ответить
Комментировать
Сортировать:
Обязательно надо рассказать об этой селитре и показать место, где она лежит. Компетентные органы могут с этой ситуацией разобраться самостоятельно и без постоянной болтовни в СМИ?
показать весь комментарий
13.08.2020 16:56 Ответить
Проблема "нашей" власти и чиновников в том, что без шумихи в СМИ они хрен пошевелятся, да и с шумихой не факт. Ну а кацапы наверняка в курсе того, что происходит в наших портах , особенно с учетом количества ваты в Одессе.
показать весь комментарий
15.08.2020 16:53 Ответить
Пам"ятаю гори,гори тої селітри,яка лишилась як совітський спадок по нашим колгоспам,що тільки но почали тоді розкрадуватись...Діти видовбували гарбузи,насипали туди селітру і кидали згори вниз,страшно тішачись з пилюки...На відміну від наших мудрагелів діти абсолютно не боялись,бо знали - щоб селітра перетворилась на вибуховий порох потрібно ще два компоненти...
показать весь комментарий
13.08.2020 17:01 Ответить
Дитиячий садок...Проведіть поршук по 'вибухи селітри'
показать весь комментарий
13.08.2020 19:55 Ответить
совітський радянський спадок....
показать весь комментарий
14.08.2020 05:54 Ответить
верно. Этим мудрагелям надо дать бег селитры, и пусть попытаются его поджечь или взорвать. Хоть на солнце, хоть при 100С, хоть как

а то по стране уже отправились кучи МЧС-ников проверяют хранение селитры и откашивают бабло
показать весь комментарий
14.08.2020 12:47 Ответить
А что стоит послать врагу туда дрон с гранатой? Уже и показали где и как лежит взрывчатка и что она не охраняется. Осталось только не полениться и устроить Одессе Хиросиму. А потом наши чинуши будут крайнего как обычно искать.
показать весь комментарий
13.08.2020 18:19 Ответить
Да ничего ей не будет от гранаты.
показать весь комментарий
13.08.2020 19:34 Ответить
Нафіг гранари ...Сама рвоне...Її властивість
показать весь комментарий
13.08.2020 19:53 Ответить
" при определенных условиях аммиачная селитра может сдетонировать. Ее непросто заставить это сделать, но если ее сильно нагреть, использовать дополнительную взрывчатку, то можно ее заставить взорваться."

бoлъше всегo там прoизвoдили и феерверки, при пoжаре былo пoхoже на разлет и взрывы петард
показать весь комментарий
13.08.2020 20:32 Ответить
да, в Ливане селитра попала в зону большого пожара, где дополнительно взрывались ВВ которые стали детонатором.

Наши идиоты теперь говорят про хранение на солнце и без навеса.
показать весь комментарий
14.08.2020 12:33 Ответить
А что помешает кацапским диверсантам подложить зажигательные заряды? Насколько я понимаю порт охраняется куда хуже чем армейские склады.
показать весь комментарий
15.08.2020 16:55 Ответить
какие предложения?

вы не в теме. не понимаете, о каких количествах и распространенности идет речь.
и не понимаете, что даже небольшое удорожание логистики удобрений сделает наш агросектор неконкурентоспособным. Это 42% ВВП
показать весь комментарий
17.08.2020 10:39 Ответить
Мне это напоминает рассказы генштаба после первого взорванного артсклада о том, как сложно и вообще очень дорого организовать нормальное хранение,охрану и рассредоточение боеприпасов. В итоге кацапы взорвали у нас 5 складов, потери составляют миллиарды долларов, и деньги на борьбу с последствиями взрывов резко находились, хотя до этого их якобы негде было взять. Вот только боеприпасов у нас больше нет.
Ну а предложение очень простое - не накапливать в одном месте такие большие партии удобрений, лучше рассредотачивать их в разных местах. Потому что если рванет этот склад, то потери будут значительно выше, не говоря уже про людские жертвы.
показать весь комментарий
20.08.2020 05:06 Ответить
а сколько можно хранить в одном месте? ))
вагонную норму - 64 тонны - можно?

64 тонны слабенько рванут?
или получать в вагонах и развозить машинами по разным складам? )))
показать весь комментарий
20.08.2020 11:28 Ответить
Уже есть крайний. В Україні правильно зберігають селітру: Шмигаль. https://magstorage.macc.com.ua/2020/08_AUGUST/13/HD_stud%D0%86ya_13_08_bz_zber%D0%86gannya_sel%D0%86tri.mp4 ВІДЕО
показать весь комментарий
13.08.2020 22:29 Ответить
Там исчо и карбамид - дайте рецепт , как его рвануть ! А то взрывами мешков и машин с страшно взрывчатой селитрой уже набаловались...А ПОТОМ и калийную соль с суперфосфатом бабахнем !Про песчаные карьеры промолчу - от косого взгляда могут сдетонировать!
показать весь комментарий
13.08.2020 18:36 Ответить
Як два пальця... Завше в великій кількості й при довгому хранінню вибухає Спонтанно
показать весь комментарий
13.08.2020 19:51 Ответить
"Завше в великій кількості й при довгому хранінню вибухає"...

Маячня.
І невігластво.
Без детонатора - ніколи.
Загляньте у шкільний підручник з хімії, ну або наведіть приклад вибуху амселітри в СССРі, де вона дуже часто й густо була "в великій кількості й при довгому хранінню", але жодного разу при цьому не вибухнула.

"Та учися, милий сину,
Добре та багато,
Бо ти дурнем зостанешся,
А я - твоїм татом!"
Степан Руданський. Лист.
показать весь комментарий
14.08.2020 00:26 Ответить
она таки взрывается и без детонатора
показать весь комментарий
14.08.2020 00:58 Ответить
Не примушуйте казати про невігластво...Ваше, обмежене уявлення про речовини й їх властивості,викликає смуток й гірке розуміння що буде,ще безліч подібних випадків... Термодинаміка невмолоима... А мавпи нерозумні(двоногі)...
показать весь комментарий
14.08.2020 10:03 Ответить
Чо за селитра - не знаем, но буквочки составляем. "Надо проверять" - так сначала надо проверять.
показать весь комментарий
14.08.2020 10:27 Ответить
Сколько же идиотов-экспертов набежало!

Аммиачная селитра - ЭТО БАЗОВОЕ УДОБРЕНИЕ!!! Его в Украине используется огромное количество, больше 2 МИЛЛИОНОВ ТОНН В ГОД!!!

И хранится оно везде, где производится, складируется, перевозится и используется. От заводов до сараев фермеров. Это тысячи мест хранения.

Вы чего добиваетесь? Вы идиоты хотите устроить борьбу с агросектором, который только и "вывозит" экономику.
Селитра сама по себе не может ни загореться, ни взорваться. Купите в любом агромагазине кило селитры. Попробуйте поджечь ее спичкой. Попробуйте сдетонировать ее ударом.

Селитра не должна попадать в зону больших пожаров. Не должна храниться насыпом, потому что это создает риск детонации. И все.

Кто помнит когда последний раз взрывалась селитра в Украине? 2 МИЛЛИОНА ТОНН в год по всей стране, десятки тысяч мест хранения. Когда был последний взрыв?
показать весь комментарий
14.08.2020 12:31 Ответить
У тебя есть наглядный пример того как эта самая селитра взрывается и есть враг, который готов ее взрывать, ну а виноваты конечно же журналисты которые кричат об этой проблеме.
показать весь комментарий
15.08.2020 16:58 Ответить
Проблема в том, что все любят попиз@еть на злобу дня, а сути вопроса никто не понимает.
И так почти во всем.
показать весь комментарий
17.08.2020 10:42 Ответить
Да куда уж нам убогим до интернет "специалистов",ну а в Бейруте то вообще фигня была, не стоит на такие вещи внимания обращать.
показать весь комментарий
20.08.2020 05:09 Ответить
в сарказме вы ориентируетесь лучше, чем в теме
показать весь комментарий
20.08.2020 11:37 Ответить
Какой поц пишет такие глупые стать...Постоянно уже не первый год перегружаем. И никаких, никогда проблем. А репартёрежки решили запеариться...
показать весь комментарий
14.08.2020 15:08 Ответить
Может проблема в том, что кацапы готовы пойти на любое преступление и подрыв данной селитры в таком количестве, да еще и рядом в другими взрывоопасными веществами просто уничтожит этот порт и всю округу?
показать весь комментарий
15.08.2020 17:00 Ответить
Yes...
показать весь комментарий
15.08.2020 13:30 Ответить
гарантовано бахне, якщо не позбутись! у всіх коротка пам'ять, скільки збройних складів ВСУ підірвано кацапами???? ЦЕЙ ПОРТ НА ЧЕРЗІ!!!
показать весь комментарий
16.08.2020 01:29 Ответить
Когда-то глотки драли борцы с атомной энергией.Теперь эти борцы уже при бабках и должностях. Потом было много борьбы,например недавно с коррупцией.Теперь Серега в бабле и наблюдательном совете.Теперь селитру разрабатывают.Старатели ищут золото,засирая черепа лохтората. Кстати,взрывоопасны многие производные от соединений азотной кислоты и органических углеводородов.Например,нашатырь - это в девичестве гидроксид аммония. Соединения кислоты и клетчатки могут быть опасны.Чтобы это узнать - достаточно не прогуливать химию в 9 классе.Кстати,южный порт далеко не в центре Одессы, как мастерская хезболлы в Бейруте.
показать весь комментарий
16.08.2020 18:51 Ответить