7829 посетителей онлайн
20 940 99

Создав аэрокосмический ракетный комплекс UAirlaunch, Украина вернется в элитный клуб космических стран

Автор: М. Дегтярев, А. Кондратюк, А. Лёвин, А. Вовнянко, Н. Тепан

Освоение космического пространства началось сравнительно недавно – в конце 1950-х - начале 1960-х с запуска первого спутника и космонавта Ю.А. Гагарина Советским Союзом. А дальше началось соревнование между СССР и США, где каждый стремился показать преимущество своих инженерных и научных школ, технических решений и подходов. В основном запуски, включая пилотируемые, производились в военных и политических целях.

В последнее десятилетие освоение космического пространства осуществляется гигантскими темпами (более 1000 космических аппаратов ежегодно) в коммерческих, военных и в научных целях. Мало того, идет последовательная работа, направленная на изучение планет солнечной системы и, в первую очередь, Луны и Марса. Необходимо отметить, что в современной истории все большую роль начинают играть частные компании, созданные выдающимися представителями современности, такими как Илон Маск, Джозеф Безос, Ричард Бренсон и другие. И если раньше государства тратили колоссальные бюджетные средства на создание космических технологий для подтверждения собственного превосходства и лидерства, то коммерческий космос требует другого подхода, а именно значительного снижения стоимости пуска при сохранении и наращивании темпов создания новых ракетно-космических технологий.

Советский Союз наравне с США были на первых позициях в мире по баллистическим ракетам оборонного назначения и пилотируемым пускам, поочередно "отвоевывая" друг у друга пальму первенства. Огромную роль в создании "ракетно-ядерного щита" СССР сыграли разработки конструкторского бюро "Южное" и серийного завода "ЮМЗ" в Украине. Созданный ими стратегический ракетный комплекс Р36М, получивший на Западе название "Сатана", не имел аналогов в мире, по уровню технического совершенства и достигнутым тактико-техническим характеристикам. Одновременно развивалось и направление мирного освоения космического пространства, венцом которого стала ракета-носитель "Зенит". Запуски этой ракеты проводились с космодрома "Байконур", также на базе этой ракеты был создан международный проект "Морской старт", в рамках которого запуски выполнялись со специальной океанской платформы из приэкваториальных районов Тихого океана.

В настоящее время количество стран, освоивших ракетные технологии значительно увеличилось - это Европа, Китай, Индия и другие. Многие страны стремятся попасть в этот элитный клуб и вкладывают значительные средства в создание ракетных технологий. Даже такая маленькая страна, как Новая Зеландия, запускает ракеты "Электрон" в космическое пространство.

В 1990-х годах в Украине началась разработка различных авиационно-космических систем на базе самолетов Ан-225 и Ан-124 (см. "Самолет Ан-225 "МРІЯ" - несбывшаяся мечта"). Одной из таких систем был украинский проект "Світязь", в котором предусматривался запуск модифицированной ракеты "Зенит" с самолета Ан-225. Преимущества таких систем в том, что первая ступень – самолет многократного использования, это принципиально то же решение, к которому пришел Илон Маск 20 лет спустя возвращая первые ступени ракет для повторного использования.

Авиационно-космические системы позволяют снизить стоимость пуска, что очень важно в коммерческих проектах и, главное, что для них не нужен сложный и дорогостоящий космодром, как например "Байконур". Кроме того, пуски можно производить в различных точках земного шара, что позволяет в первую очередь решить вопросы безопасности (расположение трассы полета вне населенных территорий, что крайне актуально для Украины) и оптимизировать массу выводимой полезной нагрузки. В связи с тем, что создание новой электронной элементной базы ведется стремительными шагами (это можно увидеть в быту на примере смартфонов) то масса и размеры спутников значительно уменьшаются и их можно выводить на околоземную орбиту небольшими ракетами.

Для примера рассмотрим две авиационно-космические системы, созданные в США. Первая "Pegasus" была создана еще в 1990 году, но не получила широкого применения из-за высокой стоимости пуска более 40-50 млн долларов.

Создав аэрокосмический ракетный комплекс UAirlaunch, Украина вернется в элитный клуб космических стран 01

Самолет L-1011 c ракетой "Pegasus"

В конце 1980-х годов один из авторов предлагал компании "Orbital Sciences Corporation" из США компоновку их ракеты "Pegasus" на пилоне сбоку фюзеляжа самолета Ан-124. Но, оценив актуальные на тот момент риски, прежде всего политические, американцы остановились на самолете L-1011 фирмы Локхид.

Второй проект Р. Брэнсона "LauncherOne" созданный совсем недавно в 2021 году совершил успешный испытательный пуск и вывел на орбиту 10 спутников. В данном проекте ракета подвешивается под крылом самолета между фюзеляжем и внутренним двигателем модифицированного самолета В-747-400. Заявляемая разработчиком стоимость пуска здесь составляет около 12 млн долларов.

Создав аэрокосмический ракетный комплекс UAirlaunch, Украина вернется в элитный клуб космических стран 02

Старт ракеты с модифицированного самолета В-747-400

Создание подобного класса авиационно-космических систем на базе самолета Ил-76 проводилось и в Украине, например, проект "Мальва", но дальше создания рекламных буклетов дело не шло. Дело в том, что десантирование таких ракет предусматривалось проводить из грузовой кабины самолета Ил-76. Работы, проведенные А. Вовнянко и И. Сердюком в конце 1980-х годов показали, что невозможно безопасно десантировать длинную ракету (20 метров) из-за воздушных вихрей, которые образуются в задней части самолета. Вторым отрицательным фактором при десантировании ракеты из грузовой кабины самолета являются ее габариты и в особенности хвостовое оперение сопоставимое с поперечными габаритами грузовой кабины. Разместить ракету на пилоне под крылом невозможно из-за огромных нагрузок на крыло Ил-76 да, к тому же, ракету надо расположить ближе к земле, чтобы в процессе отделения она не задела двигатель или обтекатель шасси. А размещение ракеты на пилоне на уровне обтекателя шасси позволяет избежать нежелательных контактов. Сейчас самолет Ил-76 принят в качестве основного варианта для его доработки с целью создания самолета-носителя при реализации украинского проекта "Аэрокосмический ракетный комплекс UAirlaunch".

Создав аэрокосмический ракетный комплекс UAirlaunch, Украина вернется в элитный клуб космических стран 03

Размещение РН на самолете-носителе Ил-76Т(ТД)

Вы спросите, а почему взят самолет Ил-76, а не украинские самолеты ОКБ О.К. Антонова. Объясняем. Конечно, можно было бы использовать самолет Ан-124-100, но, чтобы приобрести такой самолет, модернизировать его и модифицировать под установку оборудования для пуска ракеты необходимо около 100 млн. долларов, что сопоставимо со стоимостью всего проекта. Да и затраты на выполнение пуска существенно возрастут, что негативно скажется на конкурентноспособности проекта. Кроме того, самолетов Ан-124-100 на вторичном рынке нет, а новые уже давно не строятся. Можно было бы рассматривать самолет Ан-70, но огромные винты не позволяют разместить ракету сбоку фюзеляжа. На модификации этого самолета Ан-188 с турбовентиляторными двигателями можно реализовать этот проект, но завершение создания такого самолета, постройка и сертификация обойдется уже около 1 млрд. долларов.

А самолеты Ил-76 широко используются в Украине и гражданскими и военными. Цена и стоимость их эксплуатации сравнительно невысокая. Этот тяжелый транспортный самолет давно зарекомендовал себя как надежный с большими транспортными возможностями. Созданный еще в СССР, он совершил первый взлет 50 лет тому назад. В настоящее время модификация этого самолета Ил-476 серийно строится в России.

КБ "Южное" известно далеко за пределами Украины, поэтому предоставим сведения о УРАРП. Это украинский разработчик, авиационное и реновационное предприятие с собственной хорошо развитой современной инфраструктурой, с соответствующей технической и разрешительной документацией, высококвалифицированными специалистами для осуществления всех видов ремонта, технического обслуживания и продления ресурса самолетов ИЛ-76Т(ТД), а также текущего и капитального ремонта двигателей Д30КП (КП-2). Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, предприятие тесно сотрудничает с ведущими научно-исследовательскими учреждениями и организациями Украины, в частности Государственным научно-исследовательским институтом авиации, Украинским научно-исследовательским институтом авиационной технологии и др.

Поэтому УРАРП не нужно согласовывать проведение указанных работ с разработчиком самолета авиационным комплексом им. С.В. Илюшина. Кстати в России такая же ситуация со всеми типами самолетов ОКБ О.К. Антонова, продление ресурса там проводят институты и Госавиаслужба. В частности, авиакомпания "Волга-Днепр" получила сертификат и самостоятельно без ГП "Антонов" проводит продление ресурсов и модернизацию самолетов Ан-124-100.

Самолеты Ил-76Т(ТД), которые имеются в собственности концерна "Титан", имеют небольшой налет (несколько тысяч летных часов) и построенные в конце 1980-х годов. На сегодняшний день этому самолету установлен ресурс 35000 летных часов и 40 лет. Самолет Ил-76 сделан очень добротно, собственно, как и все самолеты ОКБ С.В. Илюшина и он еще будет продолжать эксплуатироваться несколько десятков лет. Например, в США для самолета В-52 продлена эксплуатация до 100 лет, а сверхтяжелого военно-транспортного самолета С-5А и С-5В до 70 лет.

Для реализации украинского проекта Аэрокосмический ракетный комплекс UAirlaunch требуется сравнительно небольшая сумма денег (значительно меньше, чем аналогичные зарубежные системы). По предварительным оценкам затраты на создание авиационного космического ракетного комплекса составят ~ 100 млн долларов.

Рассматриваемый ракетный комплекс UAirlaunch потенциально будет способен обеспечить выведение всех украинских космических аппаратов, создаваемых для решения различных национальных задач. Кроме того, принимая во внимание актуальные тенденции на рынке выведения малых космических аппаратов в космическое пространство – постоянный рост коммерческого спроса на такие услуги, такой проект может быть коммерчески успешным при грамотной маркетинговой политике и государственной поддержке.

Учитывая, что указанная система создается прежде всего в интересах государства, оптимальной схемой финансирования создания такого комплекса представляется государственно-частное партнерство, когда выделяется необходимое бюджетное финансирование проекта с одновременным привлечением частных инвестиций. В качестве головного разработчика ракеты-носителя и проекта в целом выступает ГП "КБ "Южное", в качестве разработчика самолета носителя – концерн "Титан".

Прошедшая в настоящее время в мире технологическая революция в области создания космических аппаратов, привела к существенному снижению их массы практически без потери функциональных возможностей. И если ранее запуски космических аппаратов были привилегией наиболее развитых в техническом отношении и богатых стран, то сейчас на рынке КА появилось большое количество независимых разработчиков, которые имеют возможность создавать относительно недорогие космические аппараты небольшой массы и различного назначения (для мониторинга поверхности Земли, развития коммуникаций, аппараты специального назначения, аппараты для проведения научных экспериментов, аппараты разрабатываемые в учебных целях и пр.). Минимальные массовые характеристики космических аппаратов снизились до 1 кг. При этом, учитывая появление на рынке КА огромного количества этих аппаратов, для обеспечения удобства их запуска, в мире вводятся (вначале для сверхлегких КА) требования по стандартизации их массы, габаритов, интерфейсов установки, подключения и т.д. Все это начало формировать новые требования и к разработке ракет-носителей существенно ужесточив их в части, в первую очередь, стоимости выведения одного килограмма КА и обеспечения оперативного запуска. Появление новых требований со стороны КА привело к необходимости создания соответствующего типа ракет-носителей. Аэрокосмический ракетный комплекс UAirlaunch как раз и является таким отражением реализации предъявляемых требований к РН. Конфигурация аэрокосмического ракетного комплекса принята не случайно, а на основе системного анализа возможностей самолета-носителя, создаваемого на базе Ил-а рынке пусковых услуг, системного анализа возможностей самолета-носителя, создаваемого на базе Ил-76Т(ТД) (грузоподъемность, взаимное размещение самолета-носителя и РН при пуске, обеспечение необходимых начальных условий для пуска РН, возможность доработки самолета-носителя и др.), особенностей рассматриваемой конфигурации РН (стартовая масса, масса выводимого полезного груза, геометрические размеры, компоненты топлива, маршевые двигатели, технологии изготовления и перспективы их развития и применения в других проектах и др.), а также затрат на разработку и стоимости пуска, и с учетом особенностей территориального размещения Украины.

При выборе конфигурации аэрокосмического ракетного комплекса рассматривалось несколько возможных вариантов ракет-носителей (с использованием ступеней на базе маршевых двигателей с турбонасосной системой подачи компонентов топлива, на базе гибридных двигателей, на базе двигателей с вытеснительной и электронасосной системой подачи компонентов топлива). Для всех рассматриваемых вариантов ракет-носителей характерны следующие особенности: применение нетоксичных компонентов топлива, максимальное использование композиционных материалов для изготовления элементов конструкции, включая топливные баки, применение аддитивных технологий для изготовления элементов конструкции маршевых двигателей и др. На основе проведенного комплексного анализа в качестве основного варианта выбрана ракета-носитель с условным рабочим названием "Микрон", ступени которой разрабатываются на базе маршевых двигателей с электронасосной системой подачи компонентов топлива. Ракета-носитель предназначена для выведения Полезного груза массой от 50 до 200 кг на эллиптические и круговые орбиты в т.ч. солнечно-синхронные в диапазоне высот до 1000 км. Стартовая масса РН ~ 17 тонн. Указанная грузоподъёмность ракеты-носителя соответствует требованиям по обеспечению запуска космических аппаратов, которые могут быть разработаны в Украине для мониторинга территории, в интересах министерства обороны и народного хозяйства, а также может эффективно использоваться в коммерческих целях для запуска космических аппаратов соответствующего класса, рынок которых динамично развивается и демонстрирует стабильный рост. Реализация проекта UAirlaunch откроет Украине свободный доступ в космос, который был утрачен при обретении государственной независимости и позволит быть самостоятельным игроком на рынке пусковых услуг.

Создав аэрокосмический ракетный комплекс UAirlaunch, Украина вернется в элитный клуб космических стран 04

Десантирование РН с самолета-носителя Ил-76Т(ТД)

Долгое время аэрокосмическая отрасль Украины жила за счет технического и технологического задела, полученного от Советского Союза. При этом на протяжении многих лет независимой Украины при разработке новых проектов использовалась ранее установившаяся кооперация предприятий по материалам и комплектующим РН. В основном, отрасль жила за счет инозаказов, в т.ч. из Российской Федерации. Ввиду известных событий 2014 года, большинство установившихся связей оборвалось, а процесс импортозамещения проходит очень болезненно ввиду практически полного прекращения государственного финансирования проектов аэрокосмической отрасли в последние годы. Ситуация еще более усугубилась в связи с распространением пандемии короновируса, что привело к резкому сокращению экономических связей с инозаказчиками. Сейчас, как никогда требуется государственная поддержка аэрокосмической отрасли Украины, поэтому проект UAirlaunch одобрен на высшем уровне и включен в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины в Перечень приоритетных для государства инвестиционных проектов до 2023 года и предложен для включения в национальную космическую программу Украины на период 2021-2025гг.

Для обеспечения разработки РН "Микрон" потребуются новейшие технологии по изготовлению крупногабаритных конструкций из полимерных композиционных материалов. Освоение и локализация в Украине собственного высокотехнологического производства по изготовлению конструкций из композиционных материалов позволит в перспективе его использовать не только для изготовления ступеней РН, но и в интересах авиационной промышленности, военно-промышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства.

Для изготовления маршевых двигателей планируется широкое применение аддитивных технологий, которое будет способствовать снижению стоимости их изготовления и, как следствие приведет к минимизации общих затрат на разработку и эксплуатацию АКРК UAirlaunch. Двигатели ступеней РН разрабатываются на компонентах топлива жидкий кислород + керосин. Особенностью двигателей является использование высокомощных, высокооборотных электроприводов для насосов подачи компонентов топлива. В свою очередь, электроприводы для своего питания требуют установки на ступенях РН высокомощных литий-полимерных батарей.

Для управления РН в полете потребуются новые, современные системы авионики, обладающие малыми массовыми характеристиками, достаточной надежностью и функциональной способностью, разрабатываемые на новой элементной базе.

Пуски РН предполагается проводить при размещении технической базы для обеспечения интеграции полезного груза с РН, подготовки самолета-носителя и РН к пуску, как на территории Украины, так и на территории других государств. Поэтому проект предполагает тесное международное сотрудничество. Для оперативного пуска РН с заданным наклонением траектории выведения полезного груза к наземному технологическому оборудованию предъявляются требования по обеспечению его мобильности и возможности перебазирования в заданную точку размещения технической базы в минимально возможные сроки.

Таким образом, реализация аэрокосмического ракетного комплекса UAirlaunch создаст основу для технологического развития украинского производства и инженерной кооперации, обеспечит внедрение и освоение современных перспективных технологий в аэрокосмической отрасли. Наличие в Украине современных технологий позволит создавать другие международные кооперации по разработке новых или модернизации уже существующих ракетно-космических комплексов различного базирования и будет способствовать повышению имиджа Украины на международном уровне и позиционированию как высокотехнологического, обладающего современными космическими технологиями государства.

М. Дегтярев, А. Кондратюк, А. Лёвин, А. Вовнянко, Н. Тепан

Топ комментарии
+24
"Вы спросите, а почему взят самолет Ил-76, а не украинские самолеты ОКБ О.К. Антонова....А самолеты Ил-76 широко используются в Украине и гражданскими и военными. В настоящее время модификация этого самолета Ил-476 серийно строится в России."

нет, я спрошу что будут делать великие умы этого проекта если рф просто заморозит возможность ремонта критических запчастей к этому борту?? Тех запчастей что НЕ ПРОИЗВОДЯТСЯ в Украине? Где только берут таких ушлепков. Вы хоть посмотрите что делается счас с той же Ольхой....то на Краз шасси собирали, потом Краз забанкротили, начали на МАЗ шасси...счас Беларусь уже враг - опять непонятно что делать. Не легче ли все же начинать на своей ресурсной базе делать? чтоб на полпути не заглохнуть? Да и экономике от этого будет лучше.
показать весь комментарий
08.06.2021 09:12 Ответить
+19
Патаму ша идиоты! До людей на 7 год войны так и не дошло, почему вводится запрет на торговлю с Рашкой запчастями в авиации и ведется импортозамещение. Но дело тут не только в возможности перекрыть нам поток запчастей, дело еще и финансировании самой Рашки и рекламе ее авиапрома (типа мол смотрите сами украинцы выбрали наш самолет а не свой...).
Последней причины более чем достаточно, чтобы поставить на данном проекте жирную точку, а этим "Илонам Маскам" надавать по ушам!!!
показать весь комментарий
08.06.2021 09:32 Ответить
+14
В добрый путь фантазеры-утописты-мечтатели: Дягтерев,Кондратюк,Левин,Вовнянко,Тепан.Как говорится-мечтать не вредно.
показать весь комментарий
08.06.2021 08:07 Ответить
Комментировать
Сортировать:
Вместо PR запуска устаревшего спутника лучше бы деньги в этот проект вложили.
показать весь комментарий
08.06.2021 08:01 Ответить
Ан-70 має бути носієм ракет для повітряних пусків.
показать весь комментарий
08.06.2021 19:51 Ответить
Кому "ЛУТЧЕ"?
показать весь комментарий
09.06.2021 18:53 Ответить
В добрый путь фантазеры-утописты-мечтатели: Дягтерев,Кондратюк,Левин,Вовнянко,Тепан.Как говорится-мечтать не вредно.
показать весь комментарий
08.06.2021 08:07 Ответить
Верно. Стране нужно больше ТРЦ и ЖК, а тут какие-то фантазёры с какими-то космическими пусками...
показать весь комментарий
08.06.2021 09:49 Ответить
Стране нужно не ТРЦ или этот бессмысленный прожект, а финансирование программы Гром, Вильха М, Нептунов,которые сейчас по факту не финансируются вовсе. А сажать яблоки на Марсе будем потом, когда от россиян отобьемся.
показать весь комментарий
08.06.2021 13:54 Ответить
Вы не совсем правы. Гром, Вильха, Нептун - это тоже ракеты и КБ Южное тут очень даже при чём. И ракеты в космос запускают не просто так. У нашей страны практически нет своих спутников на орбите. Ни военных, ни гражданских. Вот хотя бы для этого, плюс можно выполнять заказы других стран. Опять же, денежка капать будет. Так что, про бессмысленный я бы так категорично не утверждал.
показать весь комментарий
08.06.2021 16:07 Ответить
Если бы это например Горбулин написал, то доверие было бы. А эти авторы кто?
показать весь комментарий
08.06.2021 17:09 Ответить
Так ведь дело не в авторах, а в самой идее. Авторы ничего нового и сенсационного не написали - идея запускать ракеты с самолётов не нова. Имею ввиду не в мире (это и так понятно), а в самой Украине.
показать весь комментарий
08.06.2021 19:30 Ответить
Ну, це ВСЕ відомі персонажі, Дегтярьов, до недавнього часу (Олександр Дегтярьов) був директором "Південмашу". Правда, він помер в листопаді 20 року.
показать весь комментарий
09.06.2021 19:04 Ответить
Коли КБ Южнає доведе до ума Грім та Коршун - тоді нехай мріє про щось більше.
А поки що це лише розпил бабла
показать весь комментарий
09.06.2021 05:27 Ответить
отбиваемся с переменньім успехом более 300 лет.
Израиль живет на передке 60 лет.
Так что, клепать только Нептуньі с Ольхой?
Надо учиться жить в условиях постоянной агрессии разной интенсивности.
показать весь комментарий
08.06.2021 16:47 Ответить
Ну учись, кто тебе мешает? А в стране должны быть приоритеты. Сейчас-главная угроза широкомасштабной войны с РФ. У Израиля что то похожее из угроз существовалотв 1973-м. Аж.
показать весь комментарий
08.06.2021 17:11 Ответить
Колись роССіянє мріяли, що "На Марсе будут яблони цвести", що "северние реки повернут на юг", що "нинішнє покоління радянських людей житиме при комунізмі". Яка з цих мрій збулася?
показать весь комментарий
08.06.2021 10:18 Ответить
Сбылась в коммуняцком китае...только там южные реки будут отправлены на север по свехгигантскому виадуку...
Ну и члены от партии работники от райкома и выше жили при коммунизме...сейчас это депутаны
показать весь комментарий
08.06.2021 19:22 Ответить
... и примкнувшие к ним учоные кивы!
показать весь комментарий
08.06.2021 10:37 Ответить
А может для начала создайте украинский беспилотник не хуже турецкого,чтобы развивать собственное производство?
показать весь комментарий
08.06.2021 08:17 Ответить
Справді чому не розвивати ракетні технології маючи усі можливості. крім того дана ракета внісши певні поправки в алгоротми роботи маршевих двигунів легко стане бойовою. скоріше в тому й справа - в Україні "партнерами та ворогами" для того й проводились "реформи" створювалась олігархічна система щоб маєток Ахметова був важливіший за ракети.
показать весь комментарий
08.06.2021 08:39 Ответить
Потьомкінські дєрєвні. Якщо вже два роки не виділяється і гривні для Сапсана і Нептуна, а на митниці в цей час крадеться по 200 млрд. на рік, то весь цей цирк про "світові досягнення" - квартальська гра на роялі пуєм.
__________
Балабола і крадуна Зєлю геть. Дострокові.
показать весь комментарий
08.06.2021 08:55 Ответить
"Вы спросите, а почему взят самолет Ил-76, а не украинские самолеты ОКБ О.К. Антонова....А самолеты Ил-76 широко используются в Украине и гражданскими и военными. В настоящее время модификация этого самолета Ил-476 серийно строится в России."

нет, я спрошу что будут делать великие умы этого проекта если рф просто заморозит возможность ремонта критических запчастей к этому борту?? Тех запчастей что НЕ ПРОИЗВОДЯТСЯ в Украине? Где только берут таких ушлепков. Вы хоть посмотрите что делается счас с той же Ольхой....то на Краз шасси собирали, потом Краз забанкротили, начали на МАЗ шасси...счас Беларусь уже враг - опять непонятно что делать. Не легче ли все же начинать на своей ресурсной базе делать? чтоб на полпути не заглохнуть? Да и экономике от этого будет лучше.
показать весь комментарий
08.06.2021 09:12 Ответить
Патаму ша идиоты! До людей на 7 год войны так и не дошло, почему вводится запрет на торговлю с Рашкой запчастями в авиации и ведется импортозамещение. Но дело тут не только в возможности перекрыть нам поток запчастей, дело еще и финансировании самой Рашки и рекламе ее авиапрома (типа мол смотрите сами украинцы выбрали наш самолет а не свой...).
Последней причины более чем достаточно, чтобы поставить на данном проекте жирную точку, а этим "Илонам Маскам" надавать по ушам!!!
показать весь комментарий
08.06.2021 09:32 Ответить
А чому ракету потрібно кріпити знизу чи збоку фюзеляжу літака? Чому не прикріпити ракету ЗВЕРХУ, на фюзеляж ЛІТАКА? Так колись Мрія225 катала ще совіцький Буран. Тим більше компоновка планера високим розміщенням точки кріплення крил і роздвоєною хвостовою частиною схоже проектувалась під таку можливість!!!
навіщо рекламувати чи доробляти ворожі, російські літаки?
показать весь комментарий
08.06.2021 13:15 Ответить
Потому что с таким фюзеляжем есть только Мрия!
А разработка/строительство нового выйдет в сотри миллионов баксов, которого у них в бюджете нет! Использовать саму Мрию с г/п 250 тонн, при их потребности в 47 тонн (если они они рассматривают Ан70 и Ил76) - даже не знаю! Хотя как по мне почему бы и нет - переделка самолета не требуется, сертификации не требуется, а нужен только "узел крепления". Цена вопроса - цена аренды Мрии на несколько часов (там правда тоже миллионы)
Если им хватает 47 тонн, то там есть куча других вариантов с турбинами и Боинги и Арирбасы....Но им почему то пригланулся кацапский вариант, как Зеленскому среди вышиванок приглянулась косоворотка
показать весь комментарий
08.06.2021 13:38 Ответить
я думаю дело не в кацапском варианте.... в статье сказано, что планируют пользоваться самолётами, принадлежащими концерну "Титан"... я думаю, что этот Титан просто предложил самую дешёвую цену за аренду своего ИЛ-76, которые, судя по часам налёта, у него всё равно большую часть времени стоят без дела...
показать весь комментарий
08.06.2021 13:49 Ответить
Там не аренда, насколько я понял, требуется переделка крыла самолета, для установки крепления. А для такой переделки, требуется разрешение Ильюшин и новая сертификация...
показать весь комментарий
08.06.2021 13:54 Ответить
В качестве головного разработчика ракеты-носителя и проекта в целом выступает ГП "КБ "Южное", в качестве разработчика самолета носителя - концерн "Титан". Источник: https://censor.net/ru/r3269938
я думаю, что никто никакое разрешение у рф спрашивать не собирается....
показать весь комментарий
08.06.2021 13:57 Ответить
Если нет разрешения от илюшина, то за пределы Украины самолет не выпустят...
показать весь комментарий
08.06.2021 23:33 Ответить
Сейчас еще раз прочитал, оказывается стартовая масса ракеты вообще 17 тонн! В этом контексте, я вообще не понимаю, что за проблема с самолетами!!!
показать весь комментарий
08.06.2021 13:56 Ответить
А наш ан74 не подходит под этот вес?Там вообще двигатели сверху.
показать весь комментарий
08.06.2021 16:30 Ответить
Нет, у него максимум 10 тонн!
По идее должен подходить грузовой вариант Ан 148 у него г/п 20 тонн при цене около 30млн, что примерно соответствует Ил76.
Но тут другая проблема (точнее несколько): 1. на крыле нет места для установки "пусковой установки" (турбина вплотную к фюзелажу). 2. Поскольку вешать собирались на крыле, то возникнет смещение центра масс + нарушится воздушный поток (3х тонн запаса не хватит чтобы это компенсировать, а еще вес "пусковой установки" в пару тонн!).
Запускать с данного самолета, можно только "с под брюха", переделав фюзеляж под "бомболюк" и соорудив выдвижную консоль. Либо брать самолет с приличным запасом г/п, раз этак в 1,5 (что они собственнно и сделали)
показать весь комментарий
08.06.2021 23:35 Ответить
тому что ця ракета при старті відчепляється від літака спочатку і через 2 секунди вільного падіння автоматика запускає її двигун. Якщо причепити її зверху - двигун доведеться запускати ще на літаку, що може зруйнувати літак-носій...
показать весь комментарий
08.06.2021 13:41 Ответить
Абсолютно нічого не заважає застосувати кріплення ракети на фюзеляж літака у вигляді ромбовидного домкрата. У повітрі ракета підійматиметься над фюзеляжем на кілька метрів.
Таким чином реактивні джети не будуть пошкоджувати задню частину планера Мрії225.
Можна покрити чатину корпуса Мрії спеціальною керамікою, як у Бурана. Цю кераміку, у свій час, розробляв наш київський Інтитут теплофізики.
показать весь комментарий
08.06.2021 14:45 Ответить
Галимый номер! Чтобы это сработало, поднять нужно на пару метров! А аэродинамика?! а смещение центра масс? (на минуточку - ракета 17 тонн)
Это можно решить с помощью выталкивания ракеты, вперед и вверх, дополнительным зарядом (например по аналогии, как ракета "Сатана" выстреливается дополнительным пороховым зарядом - тандемная схема запуска), чем ракете еще и доп. ускорение придается. По сути это катапультирование. После того как ракета отходит от носителя, включаются ракетные двигатели...
Но это так - поток бреда в слух, все надо считать (в том числе, энергию импульса которую получит фюзеляж от такого "катапультирования" 17 тонн)
показать весь комментарий
08.06.2021 23:51 Ответить
а не простіше через бомболюк?
показать весь комментарий
09.06.2021 05:30 Ответить
еще как проще! И в основном именно так все и делают. Но нужен бомболюк соответствующих размеров, А для этого нужно: либо готовый самолет с таким бомболюком, либо делать его с нуля, поскольку пропилить такой люк в существующем самолете маловероятно (нарушится прочность стойки шасси которая напрямую зависит от целостности профиля фюзеляжа, который будет разрезан и перестанет нести нагрузку)
показать весь комментарий
09.06.2021 09:10 Ответить
Потому что фамилиё/кликуха очередного " эксперта" -ПОНЧИК. Обсуждать его идеи бессмысленно...
показать весь комментарий
09.06.2021 04:10 Ответить
Тоже подумал о запчастях для ИЛов
показать весь комментарий
08.06.2021 09:44 Ответить
Ну так проект писався нарасіє для наших клоунів - ось і поставили на фото найбільший свій літак
Агєнтура отупєла - деградація РФ на лице
показать весь комментарий
08.06.2021 10:02 Ответить
був би наш проект - був би АН-124 або АН-225.
А так навіть мені зрозуміло кому насправді потрібен цей "проект"
показать весь комментарий
08.06.2021 10:03 Ответить
Чукча не читатель....
Вы спросите, а почему взят самолет Ил-76, а не украинские самолеты ОКБ О.К. Антонова. Объясняем. Конечно, можно было бы использовать самолет Ан-124-100, но, чтобы приобрести такой самолет, модернизировать его и модифицировать под установку оборудования для пуска ракеты необходимо около 100 млн. долларов, что сопоставимо со стоимостью всего проекта. Да и затраты на выполнение пуска существенно возрастут, что негативно скажется на конкурентноспособности проекта. Кроме того, самолетов Ан-124-100 на вторичном рынке нет, а новые уже давно не строятся. Можно было бы рассматривать самолет Ан-70, но огромные винты не позволяют разместить ракету сбоку фюзеляжа. На модификации этого самолета Ан-188 с турбовентиляторными двигателями можно реализовать этот проект, но завершение создания такого самолета, постройка и сертификация обойдется уже около 1 млрд. долларов. Источник: https://censor.net/ru/r3269938
показать весь комментарий
08.06.2021 10:43 Ответить
Вообще то у них довольно странный выбор между Ан-124-100 с полезной нагрузкой 120-150тонн, Ан-70 с 35-47тонн и Ил-76 50тонн.
А что касается сертификации, то для Ил она что бесплатная? Сертификация стоит одинаково (разве что от веса и мощности силовой установки зависеть будет)

Т.е. им хватает самолета с г/п 47 тонн, а таких, на рынке хватает и боинги и аирбасы...На худой конец можно с китайцами договорится (под продвижение своего авиапрома, они забесплатно подгонят новый Xi'an Y-20.)
показать весь комментарий
08.06.2021 13:24 Ответить
Я думаю просто перебирали все варианты, которые есть в наличии, независимо от грузоподъёмности.... а покупка (или аренда) и переделка Боинга или Эйрбаса будет стоить в 20 раз дороже аренды ИЛа у концерна "Титан"
показать весь комментарий
08.06.2021 13:54 Ответить
Ил не будут арендовать, его точно так же нужно переделывать, а посему нужно будет покупать...
показать весь комментарий
08.06.2021 14:44 Ответить
PS А Ан-124-100 на вторичном рынке ЕСТЬ! Только не в Украине - у нас они активно эксплуатируются. Можно Ан-124 купить у той же Рашки (например у Волга Днепр) - они приостановили их эксплуатацию (поскольку Антонов прекратил обслуживание) и не так давно выставляли на продажу тот же Ан-124-100 за 25 млн
показать весь комментарий
08.06.2021 13:28 Ответить
т.е. купить АН-124 у рашки - это патриотично, а взять в аренду самолёт у украинской компании нет?
показать весь комментарий
08.06.2021 13:55 Ответить
Не патриотично, ни то, ни то! И как по мне, там куча других вариантов есть. Но если уж выбирать только Ан 124 или Ил76, то вариант с покупкой Ан у козломордых, лучше, чем реклама их авиапрома (мы просто не можем себе такого позволить)
показать весь комментарий
08.06.2021 14:48 Ответить
Ща кацапня разбежалась и продала Украине борт, чтобьі усилить авиакосмическую отрасль, ага!
показать весь комментарий
08.06.2021 16:54 Ответить
Проще паренной расейской репы: регистрируется офшор (например на Кипре), на него покупается самолет, самолет регистрируется под флагом (например того же Кипра) и спокойно вылетает из Рашки. Можно вообще в наглую - сделать фирму в Рашке записав ее на расейского бомжа, а дальше аналогично (можно вообще даже не парится с флагом, но тогда будут риски)
показать весь комментарий
08.06.2021 23:57 Ответить
Те що новиє Ан-124-100 давно не будують - це не означає. що не можуть розпочати.
Рано чи пізно це все одно доведеться робити або покинути нішу вантажних авіаперевезень назавжди
показать весь комментарий
09.06.2021 05:34 Ответить
Кому насправді потрібен цей проект? В світі є попит на такі запуски, за які країни готові платити гроші, а в Україні є розроблена технологія і технічна документація на такі запуски... уловлюєшь зв'язок?
показать весь комментарий
08.06.2021 10:45 Ответить
Все одно питання по криттичних запчастинах до ілів справедливе.
показать весь комментарий
08.06.2021 12:45 Ответить
На проєкт потрібен всього 1 літак, вони що запчастини на одну радянську машину не знайдуть? Відканібалять від сусіднього. Крім того як піде щось не так, Іл, - не жалко на відміну від Ан-124- який є вершиною транспортного авіабудування в світі.
показать весь комментарий
08.06.2021 13:19 Ответить
Іл тобі не шкода а як щодо пілотів?
показать весь комментарий
09.06.2021 05:17 Ответить
Який притомний інвестор вкладе гроші у країну яка взагалі нічого не запускає?
Єдина мета цього "проекту" - крадіжка коштів з бюджету з метою послабити обороноздатність країни.
Сюди ж відносяться ініціативи Клоуна по будівництву університетів в лісо-паркових зонах Києва, будівництво доріг за потрійний бюджет, роздута зарплатня топ-керівникам держ компаній, що неспівставна з результатами діяльності тих компаній і взагалі будь-яка коррупція пов'язана з витрачанням коштів з бюджету
показать весь комментарий
09.06.2021 05:22 Ответить
Потому что на предприятиях остались одни "совкодебилы", из инженеров кто в космосе что-то понимал все или умерли, или давно на пенсии или уехали в SpaceX, LauncherOne и так далее.
Проект на Ил-76 мертворожденный труп, на него запчасти придется через разведку и агентуру закупать по пятикратной цене, но тогда обязательно случится бигус, которого сжигать в крематории нельзя из за угрозы международного скандала.
показать весь комментарий
08.06.2021 14:33 Ответить
Согласен на все 100! Проект на Ил, имеет смысл, только как пилотный, для демонстрации возможностей, привлечения инвестиций для последующей миграции на другой носитель!
С точки зрения, потенциального заказчика запуска (и страховых компаний), фирма предлагающая запуск спутника с использованием самолета восстановленного из хлама, выглядит сомнительным мероприятием
показать весь комментарий
09.06.2021 00:03 Ответить
і взагалі вкладати кошти у країну, що нічого не запускає та навіть не має власного супутника зв'язку та компанію, що не здатна добудувати найпростішу ракету - це треба бути повним ідіотом!
показать весь комментарий
09.06.2021 05:36 Ответить
Даже если рассматривать это как пилотный проект (MVP), то все равно нужно дорабатывать самолет, устанавливая на него пусковую установку. На ИЛ-76 она предполагается на боковой части фюззеляжа между центропланом и шасси. Это большие деньги и время на разработку, испытания, корректировки. И потом эти все чертежи невозможно взять и одним движением копипастить на любой другой самолет! Там фактчеиски все будет заново, потому что конструкция фюзелляжа, центроплана, шасси будет существенно отличаться! А еще нужно дорабатывать двигатели самолета для подачи туда кислорода из баллонов во время пуска, потому что без этого спутный след ракеты может сорвать факел в двигателе. И это лишь то что я навскидку вижу "на поверхности", и все эти разработки уникальны под конкретный самолет и их невозможно скопировать! Копируется максиму сама идея, не более того!
показать весь комментарий
09.06.2021 14:18 Ответить
Ну, запускати можна, а як на мене, то й потрібно після катапультування з тримача, то ж турбуватися про кисневий наддув двигунів - не варто.
показать весь комментарий
09.06.2021 18:20 Ответить
Спитайте у російського шпигуна Єрмака.
показать весь комментарий
09.06.2021 10:04 Ответить
У вас кива - ученый, а мосейчук с бигусом - журналисты. А про железнодорожника лещенко вообще молчу!
показать весь комментарий
08.06.2021 09:13 Ответить
То все квіточки. В нас Зєля - президент!
показать весь комментарий
08.06.2021 10:14 Ответить
і такий придурок як ти, його привів до влади... От же дебільне воНаненятко.
показать весь комментарий
08.06.2021 10:36 Ответить
Ти забув про "проФФесора"
показать весь комментарий
08.06.2021 10:20 Ответить
Ну для входу в "елітарний клуп" треба буде підняти тарифи на електрику до 10 грн/кВт та на громадський транспорт до 50 грн/зупинку інакше не подужаємо!
показать весь комментарий
08.06.2021 10:00 Ответить
Точно!
С плавучего космодрома под Херсоном запускаем самолёт, а уже с него - ракету на Луну и устанавливаем там 6 спутников.
Именно так сказал Зеленский!
показать весь комментарий
08.06.2021 10:13 Ответить
"Преимущества таких систем в том, что первая ступень - самолет многократного использования, это принципиально то же решение, к которому пришел Илон Маск"
Какая невероятно-наглая ложь и манипуляция. Корабль то многоразовый, а вторая ступень?
У Маска весь комплекс многоразовый, а не только первая ступень.
показать весь комментарий
08.06.2021 10:34 Ответить
У Маска тільки перша ступінь багаторазова...
показать весь комментарий
08.06.2021 10:41 Ответить
Проект хороший и жизнеспособный. Обязательно надо поддержать! Это и заработок и передовые технологии и престиж.
показать весь комментарий
08.06.2021 11:05 Ответить
Поддержим лайком хорошее дело!
показать весь комментарий
08.06.2021 11:22 Ответить
Казки з одної книжки, що і млрд дерев.
Пенсіонерам їсти нічого, села вимириють, в лікарню, в суд і мєнтовку краще не попадати- бо останнє витрусять з людини...
А тут летючий космодром зібрались будувати
показать весь комментарий
08.06.2021 11:11 Ответить
Гиперлуп был ближе к жизни
показать весь комментарий
08.06.2021 11:21 Ответить
Что бы сказку сделать былью - надо с начала научить чиновников жить честно на свои кровно заработанные, а уж потом при наличии прибыли думать о таких проэктах. А пока это всё сказки дида Панаса.
показать весь комментарий
08.06.2021 11:26 Ответить
а на базе нашего Антонова мозгов или совести не хватает такую разработку сделать??? это издевка какая-то - новые оборонные разработки делать на базе техники, которую производит страна-оккупант... или может как раз стоит задача похоронить этот проект, не начавши...
показать весь комментарий
08.06.2021 11:28 Ответить
Мозги у них есть, только пропарашенские. Они как Зеленский, своим фильмом "Слуга народа", продумывал шаги наперед перед президентскими выборами(((
показать весь комментарий
08.06.2021 12:06 Ответить
Шоб на Антонове шо-то начали делать - надо разогнать дедов-комуняк, а ето госпредприятие, оттуда законно уволить человека можно только ногами вперёд.

Даже если мы наймём там керувать директора Боинга или Эйрбаса - всё шо сможет делать Антонов - дурить державу на лаве, больше там никто ничего делать не умеет, не хочет и не сможет.
показать весь комментарий
08.06.2021 13:45 Ответить
Опять пропарашенские гавнюки подставляют Украину, закладывая в проект российский самолет. Твари - да и только!!!!!
показать весь комментарий
08.06.2021 12:02 Ответить
Я так вважаю: якщо дійсно на проект треба менші гроші ніж на літаки антонова (і при цьому росія ніяк не зможе вплинути), то спробувати можна. А маючи практичний досвід і замовивши антонову руслан, а потім і мрію,Є можна реалізувати і більш потужні проекти.
А зараз йде обговорення на рівні емоцій.
показать весь комментарий
08.06.2021 12:50 Ответить
Нужно подождать еще 20 лет, когда элементная база позволит создавать спутники той же функциональности, но в два-три раза легче. Соответственно в два-три раза уменьшится стартовый вес ракеты и ее смогут поднимать СУ-27, которые к тому времени высвободятся от воинской службы. А с учетом того, что СУ-27 сможет поднимать такую ракету в два раза выше и придавать ей начальную скорость в три раза больше чем ИЛ-76, функциональные возможности проекта значительно расширятся.
показать весь комментарий
08.06.2021 13:41 Ответить
Можно помечтать о первой ступени ракеты с гиперзвуковым двигателем, которая будет разгонять ракету до 6-8 МАХ и поднимать на высоту 30-40 км. после сброса с самолета. Ей нужно меньший вес топлива, так как будет использоваться аэродинамическая подъёмная сила, и не нужно тащить с собой окислитель используя атмосферный кислород. Это позволит значительно увеличить вес полезной нагрузки.
показать весь комментарий
08.06.2021 14:55 Ответить
Может, поделитесь своим знанием , какие технологии будут через 20 лет ожидания? Я любопытен...
показать весь комментарий
09.06.2021 04:24 Ответить
Давайте сразу UEarthbreakfast!
показать весь комментарий
08.06.2021 16:13 Ответить
Давно пора запускати свої супутники, особливо військові, але тут як і з "Вільхами" і "Нептунами" - далі слов діло скоріш за все не піде.
показать весь комментарий
08.06.2021 19:06 Ответить
Ой, и Толя Вовнянко тут. Толик, бабки от Раиссы кончились за установку их оборудования на Русланы? Чистый бред.
показать весь комментарий
08.06.2021 20:01 Ответить
А , что в Украине с 6 -ю президентами
осталось ( НИЧЕГО) одни мечтания в Бразилии и ничего не стоящей Будапештской Декларацией .
В то время , когда весь цивилизованный МИР вооружался и вооружается современными видами оружия !И теперь при мировом конфликте останется без защитной ...
.Без ЯО , хотя бы тактического .
Натовские солдаты не пойдут умирать за Нашу Землю . Финита - ля - комедия .........
Для справки - ( без бана)Не мерянно природных ископаемых- - как-то уран, цирконий, тантал, бериллий,свинец и цинк, никель, кобальт, вольфрам, молибден. 90 процентов территории Северной Кореи , это территории богатые полезными ископаемыми.

Научные центры -
Реактор - размножитель.Ядерный научно-исследовательский центр в Йонбёне - крупнейший ядерный объект КНДР, управляющий первым ядерным реактором. Расположен в Йонбёне (провинция Пхёнан-Пукто). Состав предприятий ; Специальная лаборатория в Пхеньянском университете им. Ким Ир Сена, где проводятся работы в области экспериментальной ядерной физики.
- Завод по производству топливных стержней и хранилище для них в Атомном научно-исследовательском центре в Ненбене.
- Исследовательский ядерный реактор мощностью 5 МВт в Ненбене.
- Ядерный реактор мощностью 50 МВт в Ненбене. По утверждениям северокорейской стороны, он находится в стадии строительства. Обращает на себя внимание тот факт, что оба реактора мощностью 5 и 50 МВт относятся к категории реакторов двойного назначения и могут использоваться как для выработки электроэнергии, так и для наработки оружейного плутония.
- Радиохимическая лаборатория Института радиохимии в Ненбене.
- Строящийся газографитный реактор мощностью 200 МВт на природном уране в Таечхоне.
- Урановые шахты в Пакчхоне и Пенгасане (запасы в пересчете на металлический уран - 15 тыс.тонн).
- Два завода по обогащению урана.
- Установлены три энергетических реактора мощностью 635 МВт каждый Карл и 4 (ЧЕТЫРЕ) экспериментальных пусковых старта.
показать весь комментарий
09.06.2021 00:22 Ответить
Советский Союз наравне с США были на первых позициях в мире по баллистическим ракетам оборонного назначения и пилотируемым пускам, поочередно "отвоевывая" друг у друга пальму первенства. Огромную роль в создании "ракетно-ядерного щита" СССР сыграли разработки конструкторского бюро "Южное" и серийного завода "ЮМЗ" в Украине. Созданный ими стратегический ракетный комплекс Р36М, получивший на Западе название "Сатана", не имел аналогов в мире, по уровню технического совершенства и достигнутым тактико-техническим характеристикам.__________ а что мешает все это возродить? а мешает этому украинское жлобство и воровство всех чиновников от местного "клопа" до самого высокого олигарха - политика и высшего судьи!!! плевать что скажут, пусть нас боятся тогда никакого и НАТО не нужно будет...
показать весь комментарий
10.06.2021 21:28 Ответить
... может тогда НАТО будет у нас просить членства...
показать весь комментарий
10.06.2021 21:30 Ответить
... а вообще хорошая ракета была... видел в живую...
показать весь комментарий
10.06.2021 21:31 Ответить
Один супутник нам амери виводять на орбіту за 2 млн баксів. Нам потрібно 5-7 військових супутників, тобто, десь 10-15 млн баксів, а пацанчікі штовхають проект "всього" за 100 лімонів баксів. "Іканамісти", одначе...
показать весь комментарий
11.06.2021 21:06 Ответить