5493 посетителя онлайн
4 858 37

Надеюсь, Украина присоединится к созданию международного трибунала над коммунизмом, - министр юстиции Эстонии Урмас Рейнсалу

Автор: 

Как на Западе оценивают процесс стремительной декоммунизации в Украине и какие шаги помогут навсегда распрощаться с коммунистическим прошлым? Какой важный прецедент создала Эстония для наказания террористов "ЛНР"? Существует ли универсальный путь борьбы с коррупцией и насколько Украина к нему близка? Об этом Цензор.НЕТ поговорил с министром юстиции Эстонии Урмасом Рейнсалу.

Член "Европейской народной партии", господин Рейнсалу гордится тем, что является первым министром стран НАТО, который совершил визит в Украину сразу после оккупации Крыма. Не меньше гордости вызывает у него тот факт, что его страна является мировым лидером по оказанию финансовой и гуманитарной помощи Украине - из расчета на душу населения Эстонии. В 2015 году Украина получила от Таллинна помощь более чем на 2 миллиона евро. В прошлом году сумма помощи была аналогичной.

Нынешний визит министра юстиции Эстонии в Киев связан с переговорами по поводу возможности поддержки Украиной создания международного трибунала над преступлениями коммунистического режима.

эстония рейнсалу

В ЭСТОНИИ ТАКЖЕ СУЩЕСТВУЕТ ПРАКТИКА ЗАПРЕТА ПАРТИИ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ВНЕ КОНСТИТУЦИИ

- Господин министр, почему спустя столько лет после падения коммунистических режимов возникла идея основания специального трибунала над преступлениями коммунизма?

- Чтобы вырваться из темного прошлого, важно его осознать. Конечно, мы готовы помочь с судебной реформой, в борьбе с коррупцией, в частности, в поисках инвестиций для реализации этих пунктов. Также важно решение о либерализации визового режима с Украиной. Но наказание виновных в преступлениях коммунистического режима очень важно для моральных изменений в обществе.

В годовщину подписания пакта Молотова-Риббентропа, 23 августа прошлого года, в Таллинне прошла конференция, на которой инициировано создание международного суда над виновными в преступлениях коммунистического режима. Давно состоялся Нюрнбергский трибунал, но ни один международный суд не компетентен рассматривать преступления коммунистических режимов. Думаю, подписание этого меморандума - важный вопрос для украинского народа, который так сильно пострадал от коммунистов.

11 европейских государств поддержали этот Меморандум. Также его поддержала Грузия. Был бы рад, если бы украинцы присоединились.

- Предварительно с Украинской стороной были переговоры о присоединении к Меморандуму?

- В сентябре заместитель министра юстиции Гия Гецадзе был в Таллинне, мы обсуждали такую возможность. Сегодня (17 декабря. - ред.) у нас встреча с Павлом Петренко.

- В Меморандуме не прописана процедура, каким образом дела должны поступать в этот международный суд. Также возникает вопрос, кто именно должен отвечать за преступления коммунизма: партийные лидеры, которых преимущественно уже нет в живых, или и руководство среднего звена. Какова ваша позиция по этому поводу?

- Конечно, много фигурантов этих дел уже скончались, но многие еще живы. В Европе действует "Платформа европейской памяти и совести", которая занимается подобными вопросами. Они наметили принцип работы. Например, с ее помощью в Чехии осудили пограничников, стрелявших в людей, которые бежали на Запад. Думаю, виновники подобных преступлений найдутся на всех территориях, где действовали коммунистические режимы. Это вопрос моральной перспективы для общества. Если мы хотим иметь общие ценности, значит, и в юридической сфере должна быть дана оценка нашего прошлого.

Я предполагаю, что каждое государство должно вести расследование в рамках своего национального права, а потом передавать дела в международный трибунал.

- Исходя из эстонского опыта декоммунизации, как Вы оцениваете аналогичные процессы в Украине? В частности, запрет КПУ.

- Я слышал о том, что КПУ проиграла апелляцию. Я как иностранец не могу комментировать решения украинских судов. Скажу по поводу самой процедуры. В Эстонии существует юридическая возможность запрета политической партии или организации, действующих против конституционного порядка, но пока таких случаев не было. Коммунистическая партия Эстонии закончила свое существование в начале 1990-х. Коммунисты, пожелавшие остаться в политике, нашли для себя перспективу в других партиях и действуют в рамках демократических институтов.

АРХИВЫ КГБ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТКРЫТЫ ДЛЯ ИСТОРИКОВ И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ

- Противники декоммунизации в Украине утверждают, что из-за больших размеров Украины и неоднозначного отношения к коммунизму в Украине нельзя проводить резких изменений в политике памяти. Их оппоненты наоборот считают, что осуждение коммунизма нужно было провести давно. Как украинский закон о декоммунизации оцениваете Вы?

- Это всегда деликатный вопрос - как быть по отношению к прошлому. Все государства находят свой собственный путь. Хороший пример - денацификация Германии. Там было два этапа. Первый - в той части Германии, которая находилась под управлением союзников. Вторая волна - в 1960-х годах, когда новое поколение немцев нашло свой путь моральной оценки действий отцов. Рано или поздно приходит время оценить действия предыдущих режимов с юридической точки зрения. Коммунизм - это идеология, направленная против человечества.

Украинские законы я читал, знаю, что вокруг них велась острая дискуссия. И размер страны значения не имеет. В свое время в Эстонии было так же. Люди, которые были агентами КГБ, должны были прийти с явкой в полицию. А люди, которые желали баллотироваться в парламент или занять государственные посты, должны были подавать декларацию о том, что не были агентами КГБ.

- Каким образом можно проверить, правильные ли данные они подали?

- Важен контроль общества. К тому же за сокрытие факта сотрудничества с коммунистическим режимом предусмотрена ответственность - не криминальная, а скорее моральная. Имя преступника делали публичным, и он терял все свои должности.

- Открытие засекреченных архивных материалов также будет способствовать уточнению имен преступников. С другой стороны, доступ к архивам КГБ всех желающих может только усилить напряженность в обществе. Каково Ваше мнение?

- Однозначно, архивы КГБ должны быть открыты для научных деятелей и следователей. Что касается доступности архивов советского периода для общества… после падения Берлинской стены это универсальная проблема для всех государств постсоветского блока. Отдельная тема - российские архивы. Очень надеюсь, что, рано или поздно, и они будут открыты для исследователей.

Повторюсь, каждый народ должен найти свою дорогу. Видим, что разные страны действовали по-разному: кто-то открывал все фонды, кто-то посчитал, что это только усугубит проблему.

Но важно, чтобы не было манипуляций вокруг ранее секретных документов - через давление на политика или любого другого человека, чье дело лежит в архиве. Эта информация не должна выходить за круг тех людей, кто ею владеет. В Эстонии по этому поводу велись жаркие дискуссии. Было решено, что это вопрос национальной безопасности - сохранение взаимопонимания в стране.

- Вы говорите, что в Эстонии также велись дискуссии по поводу декоммунизации, как вам удалось найти консенсус? Например, в вопросах Второй мировой войны.

- И нацистов, и коммунистов эстонцы признавали оккупантами. Поэтому в политической перспективе вопросы Второй мировой войны и советского периода не разделяют эстонское общество. В начале 2000-х годов в Эстонии были созданы комиссии правды при участии историков. Они в ходе публичных обсуждений давали оценку прошлым событиям. Все граждане наблюдали за дискуссией. Я видел рапорт этой комиссии (он весит около 20 кг). Хочу подарить его копию украинскому министру юстиции.

Эстонское общество скорее разделено по поводу оценки действий Владимира Путина по отношению к Украине. У нас есть люди, поддерживающие официальную риторику Кремля. Таких мало, но они есть. В целом эстонцы болеют за Украину, мы видим, что вы боретесь за свободу, и поддерживаем вас в намерении самостоятельно вершить свое будущее.

КОРРУПЦИЯ ЕСТЬ ВЕЗДЕ: В ЭСТОНИИ, ГЕРМАНИИ, США… НО ВАЖНА НЕТЕРПИМОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ К НЕЙ

- То, что Эстония согласилась выдать Украине своего гражданина Владимира Полякова, воевавшего на стороне донецких террористов, можно считать фактом признания вашим государством "ДНР" и "ЛНР" террористическими организациями?

- По сути да. Эстонское правительство согласилось выдать Украине своего гражданина, воевавшего на стороне боевиков "ЛНР". Прокуратура Эстонии по этому факту открыла уголовное дело и признала, что Поляков воевал на стороне террористической организации. Украина обратилась с просьбой передать его в руки украинского правосудия. Это важный прецедент - государство Европейского союза признало действия своего гражданина в составе "непризнанной республики" "ЛНР" деятельностью в составе террористической организации. Это может стать важным прецедентом для других стран, чьи граждане воевали на Донбассе на стороне боевиков.

эстония рейнсалу

Господин Рейнсалу с послом Эстонии в Украине Сулевом Каннике у Мемориала памяти жертв Голодомора 1932-33 гг.

- Но если говорить о западных странах, все чаще от экспертов можно услышать мысль: "Запад устал от Украины". Из-за фактического отсутствия реформ и борьбы с коррупцией соответственно подрывается доверие к Украине. Исходя из общения с Вашими европейскими коллегами, Вы видите, что Запад устал от Украины?


- Нет, этого я не вижу. Заявления отдельных политиков не означают, что Запад отвернулся от Украины. Мир вынужден сплотиться перед кризисами: в борьбе с терроризмом, в преодолении потоков беженцев и так далее. Украинский кризис также является важным вопросом. Эстония наравне с другими странами несет ответственность за то, чтобы украинский вопрос не сходил с повестки дня, а Украина продолжала свой путь в Европу. Из морального принципа Европа не может предать Украину. Мы понимаем: вы сейчас не в конце, а в начале очень огромного процесса. Всегда готовы Вас поддержать.

- Вы министр юстиции европейской страны. Как оцениваете судебную реформу в Украине, а точнее, ее отсутствие?

- Я не могу давать Украине указаний, как нужно проводить реформы. Если бы Эстонии кто-то говорил "делайте так", это вызвало бы недоумение. Я согласен, что борьба с коррупцией и реформа судов - самые важные шаги на пути развития государства. И мой однозначный ответ, что в любом случае мы готовы помогать вам. Но давать конкретные советы мы не можем.

Коррупция есть везде: в Эстонии, Германии, США… Но важна нетерпимость к коррупции в обществе, а также понимание, что от закона никому не уйти. На Западе все равны перед законом, и телефонное право не действует. Важно доверие общества к правоохранительным структурам. А достигнуть его можно путем искоренения коррупции и выплатой достойных зарплат правоохранителям. В Эстонии в ходе реформы правоохранительных органов набрали молодых прокуроров практически без опыта. То есть, не старались переучить старое поколение, а набрали молодых. Это оказалось очень правильным шагом. Таким образом, мы очень подняли доверие к правоохранительным органам. Были ошибки, но зато молодые специалисты не были коррумпированы. Однако и баланс поколений был сохранен, потому что работать остались и опытные прокуроры.

В Европе следят за реформами в Украине, и рядом с поражениями видят удачные шаги. Очень высоко оценивают введение патрульной полиции. В начале 90-х годов в Эстонии взятки на дорогах давали повсеместно. Сейчас же такие случаи вызывают скандал. Я рад слышать, что в Украине также преодолевают коррупцию на дороге. Думаю, это только начало. Вся ответственность только на вас, и украинцы должны выработать свой уникальный механизм борьбы с коррупцией.

Ольга Скороход, Цензор.НЕТ
фото: Postimees
Топ комментарии
+17
Какие же молодцы эстонцы! Принципиально важнейший трибунал на коммунизмом-большевизмом-ЧК-ГПУ-МГБ-КГБ-путинизмом, уже 100 лет олицетворяющим воинствующее мракобесие регресса человечества, а точнее империи зла (лучше Рейгана здесь и не скажешь).
показать весь комментарий
22.12.2015 18:06 Ответить
+14
Коммунизм это хуже чем немецкий нацизм.Немцы не погубили столько людей,сколько коммунисты.И к тому же коммунисты отбросили те народы,которых смогли поработить минимум на 40 лет назад.Преимущество нормальной,свободной страны перед коммунистической такое,как Австрии над КНДР.И основная масса любителей днр,по крайней мере тех кого я знаю,это внуки чекистов,и дети кагебистов и их стукачей.
показать весь комментарий
22.12.2015 19:05 Ответить
+11
Этот вопрос уже давно назрел. Если бы его вовремя решили, не было бы нынешних проблем.
показать весь комментарий
22.12.2015 17:53 Ответить
Комментировать
Сортировать:
Этот вопрос уже давно назрел. Если бы его вовремя решили, не было бы нынешних проблем.
показать весь комментарий
22.12.2015 17:53 Ответить
Заголовок не совсем верный . По вполне понятным причинам , Украина обязана возглавить этот трибунал. Это поможет решить вопрос с мордорским геноцидом , включая голодоморы , поможет в санкциях и контрибуциях в будущем , поможет в прекращении закупок мордорских нефти и газа. Поможет объяснить тем в Украине, кто еще не понял , что такое Мордор и поможет вполне официально судить тех , кто настаивает к поддержке режима Мордора и лишать их гражданства и права находиться в Украине.
показать весь комментарий
23.12.2015 09:50 Ответить
Полностью согласен. Без международного трибунала над коммунистическим прошлым, не будет будущего. Нужно сделать "Нюрнберг" над пособниками античеловеческого режима.
показать весь комментарий
23.12.2015 11:04 Ответить
Самое главное , чтобы весь мир понял причины полного прекращения Украиной отношений с Мордором и мог использовать их для полного отказа от мордорской нефти , газа и всего остального. Как , в свое время , поступили с Ливией.
показать весь комментарий
23.12.2015 13:26 Ответить
Какие же молодцы эстонцы! Принципиально важнейший трибунал на коммунизмом-большевизмом-ЧК-ГПУ-МГБ-КГБ-путинизмом, уже 100 лет олицетворяющим воинствующее мракобесие регресса человечества, а точнее империи зла (лучше Рейгана здесь и не скажешь).
показать весь комментарий
22.12.2015 18:06 Ответить
С грамотой ты, видно, не дружишь или не хочешь читать. Там же ясно сказано, что Эстония больше всех помогла Украине из расчета на душу своего населения.
показать весь комментарий
22.12.2015 20:27 Ответить
Член "Европейской народной партии", господин Рейнсалу гордится тем, что является первым министром стран НАТО, который совершил визит в Украину сразу после оккупации Крыма. Не меньше гордости вызывает у него тот факт, что его страна является мировым лидером по оказанию финансовой и гуманитарной помощи Украине - из расчета на душу населения Эстонии. В 2015 году Украина получила от Таллинна помощь более чем на 2 миллиона евро. В прошлом году сумма помощи была аналогичной. Источник: https://censor.net/r366189
Читать не можешь, а туда же.
Или что чешский еще не выучила, а русский забыла?
А погонять ты своего мужика будешь. Как была быдлом, так и осталась, даже перебравшись за бугор.
показать весь комментарий
22.12.2015 20:44 Ответить
Коммунизм это хуже чем немецкий нацизм.Немцы не погубили столько людей,сколько коммунисты.И к тому же коммунисты отбросили те народы,которых смогли поработить минимум на 40 лет назад.Преимущество нормальной,свободной страны перед коммунистической такое,как Австрии над КНДР.И основная масса любителей днр,по крайней мере тех кого я знаю,это внуки чекистов,и дети кагебистов и их стукачей.
показать весь комментарий
22.12.2015 19:05 Ответить
Нацисты всегда были учениками коммунистов.От них переняли такие "изобретения" как душегубки,концлагеря,массовые расстрелы,изощренные пытки.Многие заблуждаются на этот счет,считая что это всё придумали нацисты.Нацисты даже не успели достигнуть совершенства в деле массового уничтожения людей,такого как достигли их учителя.Трудно себе представить,что было-бы с людьми,если бы осуществилась первоначальная мечта Сталина завоевать Европу вместе с Гитлером.
показать весь комментарий
23.12.2015 12:03 Ответить
Китайцы не такие лицемеры как кацапсины и прекрасно понимают что от их камунизма остался пшык . Научитесь хоронить своих покойников репоеды
показать весь комментарий
22.12.2015 22:46 Ответить
У китайцев был другой коммунизм. У них Чан Кай Ши расстреливал коммунистов без суда на улицах среди толп народа или движущегося транспорта. Коммунистам стали сочувствовать все бесправные и малограмотные . Мао был намного умнее члениных - сралиных - срущёвых. Поняв, что на народных эмоциях легко играть, следстствие он часто поручал хунвейбинам (подросткам и молодёжи коммунистических взглядов), а экзекуции и пытки своих врагов - не органам, а толпам сборищам народа. Народ входил в раж как на боях гладиаторов. Обплёвыал, избивал, мучал до смерти "врагов народа" даже за наличие магнитофона, непонятных книг, обнаруженных при таком следствии. Так он сделал соучастником преступлений коммунистов народ. И периодически показывал "народность" вождишек. Дэн Сяо Пина, члена ЦК КПК он отправил на перековку и перевоспитание работать в свинарник. Именно не руководить, а работать свинаркой и не на один год. Потом Дэн вернулся в ЦК и стал после смерти Мао автором реформ в китайском коммунизме - переизбираемость вождей, частная собственность. Так, что китайцу осудить коммунизм - осудить себя. Так то глупышки членинцы-сралинцы, гэбню вам в задницу!
показать весь комментарий
23.12.2015 01:07 Ответить
Надеюсь, Украина присоединится к созданию международного трибунала над коммунизмом, - министр юстиции Эстонии Урмас Рейнсалу - Цензор.НЕТ 2756
показать весь комментарий
22.12.2015 19:47 Ответить
Просто не имеет права не присоединиться
показать весь комментарий
22.12.2015 20:12 Ответить
Грамотное, умное, выдержанное и содержательное интервью.
Сразу видно, что не кобылкин или деревяшкин говорит.
показать весь комментарий
22.12.2015 20:37 Ответить
Или песков или чуркин...
показать весь комментарий
22.12.2015 22:50 Ответить
Пока в европейских парламентах и правительствах сидит куча коммунистов и социалистов-популистов, серьёзных движений не будет. Средний западноевропейский обыватель с нацизмом вплотную столкнулся, а с т.н. коммунизмом - не. Для них абстрактно. Это, к сожалению, нужно наверное испытать на собстенной шкуре, ну, как мы и эстонцы.
показать весь комментарий
22.12.2015 21:07 Ответить
Я вже долучився і знищую ********* енкаведешних партянок,які називають себе руссскіє. Смерть рашні!
показать весь комментарий
22.12.2015 21:11 Ответить
СПЕЦПРОЕКТ
Нюрнберг Россииhttp://gulag.ipvnews.org/ http://gulag.ipvnews.org/
показать весь комментарий
22.12.2015 21:30 Ответить
а Эстония присоединится к международному трибуналу по Украине?
аннексия , всё такое
показать весь комментарий
22.12.2015 21:53 Ответить
Где клоп симоненко?
показать весь комментарий
22.12.2015 22:20 Ответить
Оно, это чмо продажное фашиствующему кремлю, оно Вам надо?!
показать весь комментарий
22.12.2015 22:51 Ответить
недавно по каналу Гамма верещал о том, как это ужасно - безвизовый режим, бабушкам нечего кушать.
показать весь комментарий
23.12.2015 00:14 Ответить
РАЗМЕЧТАЛСЯ! ПОЛОВИНА УКР. ПОЛИТИКИ ВЫПЕСТОВАНА КОММУНЯЦКИМИ ОТРОДЬЯМИ ! ИЛИ ПАПАШКА КОММУНИСТ ИЛИ НАЧИНАЛ В КОМСОМОЛЬСКОЙ ГЫДЛОТЕ....
показать весь комментарий
23.12.2015 02:18 Ответить
Что вы тут пишитете о раследование ? Так в УРКаине другие проблемы в нашей депутатской зРАДЕ главная на сегодня проблема как бабло и бюджет распилить по карманам и себя любимых обогатить .А все остальные проблемы их никогда и не интересовало .
показать весь комментарий
23.12.2015 08:25 Ответить
И вот кстати НИКТО естонцам ничего не говорит о запрете этой партии, а по Украине уже
куча решений всяких там международных институций - "низзя запрещать компартию!"
Это как называется - искривление международного права?
Или искривление мозгов?
показать весь комментарий
23.12.2015 08:58 Ответить
Я против коммунизма-я за частную собственность .Я против воровства у меня моей частной собственности .А это воровство у всего населения после падения ссср - произошло .В наследство от ссср осталась квартира и всё .Всё остальное у меня украли и присвоили нагло и бесцеремонно.Это не капитализм сейчас у нас -а банальное воровство .А воров в капстранах судят испокон веков.Смотрим на нашу теперешнюю верхушку-кто за меня и мой народ ? *** целых и ноль десятых -это называется !Не могу назвать ни одной фамилии в правительстве и в верховной зраде ,ни одной !-чтобы сказать-это честный человек !Воры в законе и без закона тихонько делают своё воровское ремесло .Сейчас афаков говорит о приватизации опз и у этого даже ни на миг не возникает догадки -что он опять кусочек от меня и моих детей хочет украсть и присвоить и передать такому же вору -не бесплатно конечно.Всё что сейчас происходит на Украине -крайне не верно -5% ворья обворовало своё население -украв 95% частной собственности и делает вид -что это большое благо! Для порхов ,яйцекроликов и афаковых-да благо-для народа -обман .Поэтому осуждая коммуняк ворьё забывает сказать о частной собственности-фабрики ,заводы ,недра ,землю ,электростанции и прочее ,которое им досталось легко -потому ,что они сами коммуняки и от корыта раздающего не отползали ни тогда ни сейчас.
показать весь комментарий
23.12.2015 09:49 Ответить
Давно пора приравнять КАМУНИЗДОВ к фашикам или нацистам ! Столько народу загубили в лагерях и голодоморах, коллективизациях .............. Скоты!
показать весь комментарий
24.12.2015 16:57 Ответить
да эти вражины коммунистические ещё и посмели Украину отстроить! За это им отдельную статью впаять надо!
показать весь комментарий
25.12.2015 11:14 Ответить
А шо с трибуналом по геноциду полякив? А? А? А?
показать весь комментарий
25.12.2015 11:14 Ответить