5639 посетителей онлайн
5 737 36

МО: реформы или "тушение пожаров"?

Автор: 

Сейчас начался процесс переписывания Стратегического оборонного бюллетеня – дорожной карты реформ сил обороны. Потому какими будут ВСУ после реформирования - пока не ясно. Но чиновники МО и ГШ отчитываются, что реформы идут полным ходом.

По ТВ крутят рекламный ролик, в котором приглашают энтузиастов присоединиться к команде проектного офиса реформ МОУ.

"Мы пахали..." или "Кто работал? Что делали?"

В 2015-м над реформами в Министерстве обороны работали: руководители оборонного ведомства, Совет реформ, служащие Проектного офиса Совета реформ, отдельные волонтеры, иностранные консультанты. Запустилось много нужных отдельных проектов с разной степенью успешности. Реализовывается программа "Цели партнерства НАТО", функционируют Трастовые фонды и отдельные программы НАТО, ведёт свою работу Мультинациональный координационный комитет. Также свои рекомендации, в плане реформирования, определила компания РЕНД. Есть отдельные инициативы в Проектном офисе МОУ, ну и, конечно, не забываем про множество двусторонних мероприятий и программ сотрудничества, и т. д. Интересно то, что при этом согласованного документа, который бы внятно определял, какими должны быть наши Вооруженные Силы в результате реформ, пока нет. Так же, как и нет дорожной карты реформирования и понятных механизмов воплощения реформ. Стратегический оборонный бюллетень все еще находиться в разработке. И потому непонятно, что задавало формат всего того что, делалось в последнее время.

В августе 2015 года министр обороны своим приказом создал консультативно-совещательный орган - Совет реформ. Цель - реализовать системные реформы экономического блока ВСУ. Совет реформ в свою очередь создал Проектный офис реформ, который отвечает за реализацию конкретных проектов. За время своей работы Совет запустил 11 проектов по четырем основным направлениям: реформирование системы материального обеспечения, реформирование системы государственных закупок, реформирование медицинской системы и реформирование государственных предприятий.

На декабрьском заседании Совета реформ заместитель МО Юрий Гусев сообщил о том, что уже получилось внедрить новые системы электронных закупок в Департаменте государственных закупок МОУ, создать Центр развития и сопровождения материального обеспечения Вооруженных сил. Было принято решение, что прежде всего таким образом будут осуществляться закупки материального обеспечения. Со слов Гусева экономия от перехода на электронные торги сейчас составила около 200 млн грн. На стадии внедрения автоматизация учета потребностей и запасов в сфере материального обеспечения ВСУ. Для этого проекта уже адаптировали программное обеспечение SAP, которое, кстати, было закуплено лет 10 назад, но только сейчас начинает работать.

Также определили инфраструктуру, перевели данные по материальному обеспечению за период 2014-15гг. в электронный вид и произвели унификацию кодирования номенклатуры по стандартам НАТО. Экспериментальная эксплуатация этой системы будет произведена в ближайшее время.

Проводят эксперименты и с продовольственным обеспечением. Вводят гораздо более широкую номенклатуру продуктов, и соответственно делают рацион более разнообразным. Это касается как питания в столовых, так и сухпайков. Естественно, также уделяют внимание автоматизации системы продовольственного обеспечения - внедрили систему "электронный склад".

Еще одну информационную систему разрабатывают для медиков. Задача перевести всю мединформацию о военнослужащих в электронный вид и обеспечить ее оперативный оборот между всеми медучреждениями МО. Пилотное разворачивание этой системы уже произошло на трех объектах.

По информации руководителя Проектного офиса Совета реформ Андрея Загороднюка, в 2016 году планируется запустить проекты по эвакуационному обеспечению, создать Центр обслуживания военкоматов, начать реформу системы обеспечения военнослужащих жильем и т. д. Для выполнения задуманного Проектный офис Совета реформ обещал пригласить военнослужащих, которые проходили учения в странах - членах НАТО.

Реформы ли это?

Действительно, сделано многое. Однако называть большую часть происходящего реформами неверно. Реформа предполагает, что реформируемый объект меняется принципиально, вносятся радикальные изменения в его функционирование. А многое из того, что происходит сейчас в МО, - это "тушение пожаров". Правильно называть это оптимизацией или модернизацией, но не реформированием. Заместитель директора офиса связи НАТО в Украине Марк Опгенорт специально для "Цензор. НЕТ" рассказал: "Проекты Совета реформ очень важны и правильны. Они призваны решить конкретные, насущные проблемы, которые требуют немедленного реагирования. Но теперь пришло время более системного подхода к реформированию. Это станет возможным, как только Стратегический оборонный бюллетень будет одобрен".

Таким образом, Полторак собрал группу, которая пытается как-то точечно улучшить существующее положение вещей в экономическом блоке, выдавая это за системное реформирование. При этом через широкую рекламную кампанию в СМИ приглашаются к работе специалисты непонятно какого профиля и непонятно под какие задачи.

Министр обороны Украины Степан Полторак объяснил, что в прошлом году внимание было направлено на реформирование системы логистики. А вот в новом году министр попросил Совет реформ обратить внимание на реформирование самих структур МО и ГШ. Глава проектного офиса реформ при МОУ Андрей Загороднюк на своей странице в facebook написал: " Министр официально сообщил о решении включить Раду как орган занимающийся общей реформой всего Министерства и Вооруженных сил. Причем особенно отметил огромный опыт наших ребят и то, что такое решение усиливает принцип гражданского контроля над военными, который является доминирующим в современной армии. Это решение открывает колоссальные перспективы для реформирования в следующем году. Теперь Рада (и ее исполнительный орган - Офис реформ) сможет полноценно координировать процесс общего комплексного реформирования Вооруженных Сил по стандартам НАТО." Получается, что 30 членов Совета реформ, ангажированных сугубо для решения вопросов модернизации экономического блока ВСУ, неожиданно расширят поле своей деятельности на структурные вопросы. При этом задачи, которые ставятся перед ними не определены, а уровень их компетенции неясен.

Мы видим, что пока документа, который определял бы, какими в результате реформирования должны стать структуры МО и ГШ, нет. Сейчас специалисты Генерального штаба, Министерства обороны и иностранные советники офиса связи НАТО готовят для СНБО проект Стратегического оборонного бюллетеня. Этот бюллетень как раз и должен стать дорожной картой оборонной реформы в Украине. Речь в нем идет не только о реформировании МО и ГШ, а в целом сил обороны. Это составляющая сектора безопасности и обороны Украины, в которую входят Вооруженные Силы Украины, Государственная служба спецсвязи и защиты информации, Государственная специальная служба транспорта и другие военные формирования, а также правоохранительные и разведывательные органы в части привлечения их к выполнению задач по обороне государства.

В этом документе определены пять ключевых направлений:

· первое - формирование единой системы оборонного командования на базе принципов и стандартов НАТО;


· второе - военное планирование и управление ресурсами;


· третье - развитие необходимых оборонных возможностей;


· четвертое - реформирование системы логистики и обеспечения;


· пятое - профессионализация Вооруженных сил, переход на контрактную армию и создание резерва.

Исходя из этих пунктов, возникает вопрос, будет ли тот Совет реформ, который работает сейчас при МО, достаточно эффективным для выполнения задач, описанных в Стратегическом бюллетене. Определенно, должен быть сформирован новый межведомственный Совет, в который должны войти представители всех составляющих частей сил обороны, представители СНБО, депутаты ВР, эксперты от наших западных партнеров и представители общественных организаций. Согласно пяти стратегическим задачам, будет меняться и структура Проектного офиса.

Открытым остается вопрос подчиненности этого нового Совета реформ. Возможно, он так и останется под Министром обороны. Хотя для меня, например, очевидно, что реформирующий орган не может эффективно реформировать систему, внутри которой он сам находится. То, какими должны быть наши ВСУ, - это вопрос глобальной стратегии. Министр обороны - исполнитель этой стратегии, но никак не лицо ее определяющее.

РЕНД рекомендовал, чтобы при разработке дорожной карты реформ именно Министерство обороны предоставляло ключевую экспертизу. Но Министерство обороны истолковало рекомендации по-своему и начало формулировать так же и оборонную политику в общем, описывать конечные цели реформирования. Это произошло потому, что и профильный комитет ВР и СНБО в значительной мере устранились от описания стратегии оборонных реформ. Получается, что МО, как барон Мюнхгаузен, само себя пытается вытащить из болота. Как сказала "Цензор.НЕТ" Директор Программы "Россия и Евразия" Центра Стратегических и международных исследований (США) Ольга Оликер, "реформируемое ведомство несомненно должно участвовать и в определении "пункта назначения" и в имплементации. Оно лучше, чем кто-либо, понимает свою систему. Это мировая практика. Но более широкая оборонная политика, которая включает и другие ведомства, выходит за пределы компетенции МО. Конечные цели должны быть сформулированы внешним органом". Также Совет реформ вне системы МО позволяет уменьшить естественное сопротивление системы изменениям. Главы департаментов не управляют процессом изменений, а просто принимают в нем участие. Совет реформ сектора обороны должен быть надведомственным образованием, напрямую завязанным на главу СНБО или на Совет национальных реформ. А проектный офис должен работать уже непосредственно внутри организации.

Кто будет руководить проектами?

На руководство конкретными проектами должны назначаться специалисты с опытом управления изменений, управления отдельных проектов и с четким виденьем того, какой должна быть система после реформирования. Естественно, у таких специалистов и оплата труда должна быть соответствующая. Государство сейчас себе такого позволить не может, поэтому должны помогать западные партнеры - США, Великобритания или НАТО. Надо понимать, что эффективность работы руководителей проектов во многом будет определяться уровнем выделенных им полномочий и степенью допуска к сведениям, составляющим гостайну.

Проектные команды привлекают необходимых специалистов из структурных подразделений, других государственных ведомств, гражданских экспертов, точно так же отечественных и иностранных советников на равных и с четким разделением заданий. Поскольку проектная команда взаимодействует с сотрудниками МО и ГШ параллельно на всех уровнях иерархии, это позволяет более качественно и оперативно диагностировать систему, быстро получать обратную связь и кроме того эффективно корректировать культурные коды.

По мнению западных партнеров, эффективный состав Проектных команд должен быть таким:

· Координатор проекта.

· Представитель профильного департамента МО и ГШ ВСУ

· Представители структур, входящих в силы обороны

· Эксперты МО или ГШ, прикомандированные на постоянной основе

· Советники западных партнеров (НАТО, ЕУКОМ, РЕНД и т.д.)

· Независимые гражданские активисты.

О целеполагании...


Улыбчивые хиппи шестидесятых говорили: "Кому все равно куда идти, тот никогда не заблудится". Я послушала отчеты на заседании Совета реформ в конце прошлого года, и у меня сложилось впечатление, что руководство ГШ и МО последний год тоже следуют этому убеждению.

Отсутствие согласованного документа, подмена реформ модернизацией и формирование через СМИ ложного общественного мнения об активных оборонных реформах, вызывает серьезное беспокойство у парламентариев, международных партнеров Украины и представителей гражданского общества.

Без дорожной карты тяжело планировать соответствующую консультативную и техническую помощь. Без согласованных механизмов управления вероятность того, что запланированные мероприятия будут успешно реализованы, крайне низка. Западные партнеры уже не рекомендуют, а требуют,чтобы мы описали и внедрили единый механизм, который направлял бы и обеспечивал эффективное планирование и реализацию реформ в сфере национальной обороны.

Анна Коваленко, для "Цензор НЕТ"
Топ комментарии
+6
ты думаешь что боевые офицеры знают как проводить реформы ? ты ошибаешься - с личного опыта тебе пишу. нужны умные молодые специалисты, получившие образование на западе. А боевой офицер знает как организовать бой а не как провести реформу обеспечения армии, потому что это вопрос не военного человека, а специалиста по финансам, економике, праву и т.д.
показать весь комментарий
18.01.2016 13:15 Ответить
+4
Нужны не реформы а настоящий ПЕРЕВОРОТ,чтобы командование взяли БОЕВЫЕ ОФИЦЕРЫ!!А этих толстожопых генералов и маршалов(господи прости)отпустили с миром на пенсию!!
показать весь комментарий
18.01.2016 11:17 Ответить
+3
Як і для чого проводити реформи людям яким і так прекрасно живеться?
показать весь комментарий
18.01.2016 10:26 Ответить
Комментировать
Сортировать:
Як і для чого проводити реформи людям яким і так прекрасно живеться?
показать весь комментарий
18.01.2016 10:26 Ответить
Нужны не реформы а настоящий ПЕРЕВОРОТ,чтобы командование взяли БОЕВЫЕ ОФИЦЕРЫ!!А этих толстожопых генералов и маршалов(господи прости)отпустили с миром на пенсию!!
показать весь комментарий
18.01.2016 11:17 Ответить
ты думаешь что боевые офицеры знают как проводить реформы ? ты ошибаешься - с личного опыта тебе пишу. нужны умные молодые специалисты, получившие образование на западе. А боевой офицер знает как организовать бой а не как провести реформу обеспечения армии, потому что это вопрос не военного человека, а специалиста по финансам, економике, праву и т.д.
показать весь комментарий
18.01.2016 13:15 Ответить
Сейчас не о реформах говорю(это ширма для распила денег)надо довести до ума боевые действия!!А их ни кто не хочет проводить(из власти)!!Вспомни финскую,сколько там было люду и дали звиздюлей сесесерии!!Мы уже не только выиграли во времени,мы можем переиграть!!Мир видит какая зависимость у нашей власти и от коррупции,и о сепарат.во власти!Прокуратура на замке,суды в фаворе-и тут только военный переворот!!А потом уже по твоему тексту!!
показать весь комментарий
18.01.2016 13:29 Ответить
переворот говоришь? ну-ну..
показать весь комментарий
18.01.2016 13:32 Ответить
Ну и Майдан тут ни к чему!!С ними надо жестко!!А то они так и будут со скорбными рожами раздавать ордена родственникам погибших!!Восхвалять межгалактическую воровку гонтареву,и локомотив коррупции шокина!!
показать весь комментарий
18.01.2016 13:34 Ответить
А сам то что-то делаешь, что б было по другому? Или от тебя ничего не зависит?
показать весь комментарий
18.01.2016 14:12 Ответить
Вообще то я вел диалог с МО: реформы или "тушение пожаров"? - Цензор.НЕТ 7200 https://censor.net/user/145417!!А я вам порохососам поясняю,что жопа нам идет с такими,гавнокомандующими!!
показать весь комментарий
18.01.2016 15:10 Ответить
Ну а ты(!) что делаешь, что бы избежать жопы?? Или уже всепропало?
показать весь комментарий
18.01.2016 15:15 Ответить
цена победы и что затем с такой победой украинцам делать?
Воровать у государства и соседа нужно прекратить . Это первое и основное . Так и победим.
Если головы схемами и кражами заняты, то до реформ и вообще до проблем государства дела нет.
показать весь комментарий
18.01.2016 16:01 Ответить
http://lb.ua/news/2016/01/18/325804_bivshego_zamglavi_nbu.html Бывшего замглавы НБУ, подозреваемого в хищении 2 млрд, восстановили в должности
показать весь комментарий
18.01.2016 16:02 Ответить
какая победа с таким тылом?
показать весь комментарий
18.01.2016 16:03 Ответить
Слушай ты, провокатор сраный - ты сам-то в окопах был? Что ты сам сделал для будущего Украины?
Или ты кацап, вполне научившийся заходить на цензор из-под украинских прокси? Тогда всё становится на места.
Пошёл-ка ты нах в спам.
показать весь комментарий
18.01.2016 16:20 Ответить
З якого окопу такі гасла?
показать весь комментарий
18.01.2016 17:41 Ответить
Анна Коваленко, хоть свои мысли высказываете или кто-то Вам пишет? Что заканчивали в сфере обороны и безопасности. Я понимаю, что с реформами в минобороны очень плохо. Но будет другой крайностью если военной реформой будут заниматься люди без специального образования. Вы ж к стоматологу без медицинского образования, но очень активному гражданскому деятелю не обратитесь.
показать весь комментарий
18.01.2016 12:29 Ответить
Как раз люди со специальным образованием двадцать пять лет квалифицированно разваливают нашу армию. Пора бы начать привлекать к реформированию людей с элементарно развитым здравым смыслом и волей к изменениям.
показать весь комментарий
18.01.2016 15:35 Ответить
для того , чтобы гражданское лицо занималось реформированием ему нужно иметь очень большой авторитет, заслуженный реальными делами, в которых проявились его ум и честность. Распиаренные жулики не прокатят. Волонтеров всех подряд тоже нечего туда совать.
А разваливают именно из-за непрофессионализма, а не наоборот. Кто успел познакомится с нашей армией знает ее уровень профессионализма и организации. Бардак.
На полиграф деятелей МО и ГШ и по результату отсеять с открытием криминального производства. Через полиграф и набирать. И каждый месяц на полиграф - отчитываться о проделанной работе.
Пока с коррупцией в отсталом и порочном обществе только китайцы успешно борятся: украл чиновник - расстрелять , отравили детей молоком - расстрелять. Так и развиваются , очищаясь от грязи. А у нас вся грязь наверх всплыла и прилипла там накрепко , уговорами и реформами какими-то не заставишь жить честно.
Преподавателя Полторака министром МО поставили и горланили , что он революцию сделает в МО, а у него нацгвардия на дырявых и грязных матрацах спала и гнилую картошку ела.
показать весь комментарий
18.01.2016 16:20 Ответить
Анна Коваленко, Вполне возможно, что Вы чего-то в Украине не развалили лишь только потому, что не успели. Вы слишком юны. И еще хотелось бы узнать. Если написать подобную статью, то автоматически запишут к людям с элементарно (!) развитым здравым смыслом? Или все же Вы согласитесь, что элементарного (!) мало и нужен профессиональный здравый смысл. В противном случае мы повторим историю одной страны, где тот, кто был никем, стал всем.
показать весь комментарий
19.01.2016 16:49 Ответить
У нас всё как всегда.На бумаге всё прекрасно.
Конституция-лучшая в мире.
Военная доктрина Украины-скромно и со вкусом(Кто не читал,рекомендую)
Теперь,вот этот документ,дорожная карта реформ-всё по уму.
Нет самого главного,исполнителей-государственников.Вместо них,одни барыги.А время то уходит.Предлагаю создать группу из натовских генералов-отставников(надеюсь такие найдутся) и подчинить сей Совет этой группе.А пока суть да дело,предлагаю Порошенко и Муженко выколоть по одному глазу,чтобы хотя-бы внешне походить на Нельсона,Кутузова,Даяна.Может внешняя схожесть с этими выдающимися полководцами заставит их шевелиться и им подражать.
показать весь комментарий
18.01.2016 13:05 Ответить
Натовские отставники тоже только чего-то напишут. А исполнять кому, этим же барыгам? Думаю, что и в Украине есть много толковых людей но у них нет полномочий. И за один день ничего не поменяется. И даже и за год. А Порошенка, который назначил Муженка, выбирал украинский народ. Так куда очи смотрели? А, что от нас зависит? Вот как раз таки, в одном из случаев, от нас зависит кого выбираем.
показать весь комментарий
18.01.2016 13:17 Ответить
Я считаю,что не очень много украинцев выбирало педро.Орден охеровскому о чём-то тебе говорит.
показать весь комментарий
18.01.2016 13:35 Ответить
А украинцы проглотили орден охендовского, значит всем нравится. А может охендовский вовсе и не украинец, и даже не землянин??? В том, что бардак в стране виноваты все. И когда, ну хотя бы не все, а критическая масса люду поймет это - начнутся перемены к лучшему.
показать весь комментарий
18.01.2016 14:02 Ответить
"Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает открытие". Да, такого "невежду" найти можно, но дадут ли ему работать зажравшийся, продавшийся, жрущий водяру и просиживающий штаны украинский генералитет во главе с гласнымкомандуюсчим?
показать весь комментарий
18.01.2016 13:38 Ответить
Все фігня - доки 300 генералів Яника стоять на чолі Армії - все буде марно !
показать весь комментарий
18.01.2016 13:39 Ответить
верни Толю Гриценко он нареформирует
показать весь комментарий
18.01.2016 13:47 Ответить
кем бы не был Гриценко - он хоть умное что-то способен предложить(готов ли он это делать?), а полтораков и муженков с их отговорками и брехней даже слушать тошно.
показать весь комментарий
18.01.2016 16:54 Ответить
А боевых роботов уже наклепали ? Ведь если такими "гипертемпами" проводить реформы, то до их завершения всех людей выбьют, и воевать не будет кому.
показать весь комментарий
18.01.2016 13:43 Ответить
Если МО, ГШ и государство в целом будет и далее управляться бездарными жадными барыгами, ни о каких реформах и речи быть не может. РЕФОРМЫ БУДУТ МЕШАТЬ ИМ ДЕРИБАНИТЬ НАРОДНЫЕ ДЕНЬГИ!!!
показать весь комментарий
18.01.2016 14:04 Ответить
правильно! а треба такі реформи, щоби було легше деребанити народні гроші і не було за те ніякої відповідальності
показать весь комментарий
18.01.2016 14:06 Ответить
первый шаг очистка мо и генштаба от агентов кгб. всё остальное херня
показать весь комментарий
18.01.2016 15:34 Ответить
Про реформи можна буде говорити тільки після усунення московських ставлеників з вищого військово-політичного керівництва України. Наразі президент, головнокомандувач і міністр оборони займаються виключно саботажем на користь ворожої держави.
показать весь комментарий
18.01.2016 17:49 Ответить
В конце февраля 2014г. в Крыму и Севастополе находились 18,8 тыс. украинских военнослужащих, из них представителей военно-морских сил - 11,9 тыс., воздушных сил - 2,9 тыс. Более 6,5 тыс. военнослужащих и членов их семей желают продолжать службу в вооруженных силах Украины и быть эвакуированными из Крыма. НАПОМИНАЮ ВСЕМ! ФРАЗА О ТОМ, ЧТО ПРИСЯГУ ПРИНИМАЮТ ОДИН РАЗ В ЖИЗНИ - ЭТО МИФ! ПЕРЕПРИСЯГА ВОЗМОЖНА!!! НО ТОЛЬКО ЛИШЬ В ДВУХ СЛУЧАЯХ:
1. СТРАНА, народу которой была ранее принесена присяга, ПЕРЕСТАЛА СУЩЕСТВОВАТЬ! Так случилось в 1991-92гг., после распада СССР. Мой отец, офицер Советской армии, принял присягу народу Беларуси и ни минуты не колебался. Так сделали все офицеры и прапорщики в 14 новых странах. Кроме России. Её военные продолжали служить стране, которой уже не было.
2. Страна, народу которой была ранее принесена присяга, ОФИЦИАЛЬНО УВОЛЬНЯЕТ служащего, и лишает его гражданства. Бывший служащий эмигрирует, получает новое гражданство, поступает на службу и принимает НОВУЮ ПРИСЯГУ.
В КРЫМУ НЕ БЫЛО НИ ПЕРВОВОГО НИ ВТОРОГО ВАРИАНТА!!! А это значит, что более ДВЕНАДЦАТИ ТЫСЯЧ украинских военнослужащих ИЗМЕНИЛИ ПРИСЯГЕ, то есть совершили УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ! Это я не говорю о сотрудниках МВД И СБУ, которые также приносили ПРИСЯГУ УКРАИНЕ! Там % предателей в разы выше!
А теперь вопрос. Братья-украинцы! Я не слышал, что в украинских судах завели более 12 ТЫСЯЧ уголовных дел по факту измены Родине. А Вы слышали об этом?
Слава Русі-Україне!
показать весь комментарий
18.01.2016 23:20 Ответить
В современном мире признается вполне нормальным и не бесчестящим человека ситуация, если он/она увольняется законным образом из вооруженных сил или других силовых структур государства, сдает надлежащим образом дела своему преемнику по должности, а потом поступает на службу в силовые структуры другого государства. Тут есть конечно непростой момент знакомства с сведениями, составляющими государственную или военную тайну; но в современном мире эти секреты в подавляющем своем большинстве очень быстро устаревают (если не брать доли процентов от общего числа людей, допущенных к чрезвычайно секретной "долгоиграющей" информации), так что через пару лет этот вопрос снимается.
А вот переход на сторону противника в процессе воинской службы - это без сомнений бесчестие и позор; особенно для командного состава. Самый позорный пример в Крыму: вице адмирал Березовский, который перешел на сторону противника на следующий день после своего назначения главнокомандующим ВМС Украины; приличный человек, если он не хотел продолжать служить Украине в сложившихся тогда обстоятельствах, должен был бы не принимать такого назначения, а напротив уволиться со службы, передать дела установленным порядком, а потом уже поступать на новую службу в ВМС хоть России, хоть Вануату или Зимбабве.
показать весь комментарий
19.01.2016 15:19 Ответить
Перелом в войне с Россией произойдет только после замены 90%
руководства МО и ГШ ВСУ Украины, а так же СБУ и МВД Украины. Всех
генералов и полковников.

Объясню почему. Все эти паркетные начальники шли в армию чтобы воровать
армейский бюджет и армейское имущество (от носков и портянок до боевых
вертолетов). 90% из них куплены Ельциным и Путиным начиная с 1990-х.
Почти на каждого из них у Путина есть компромат связанный с изменой Родине и
присяге и коррупцией. Много лет они вместе служили рядом с агентурой
ФСБ. Особенно в Крыму и на Востоке Украины. Все они прекрасно знают друг
друга в лицо. Да это и козлу понятно, что эти люди ждут прихода своего верховного
главкома. И это не Порошенко. Лозунг сегодня: Майоров - на генеральские и полковничьи должности! Вот так сейчас должен стоять вопрос! Если этого не сделать мы точно проиграем войну кремлевскому карлику. Остается последний вопрос: почему вот уже 1.5 года этого не делают Порошенко, Яценюк и Гройсман? А потому, что Украиной управляют не украинцы, а евреи. А для еврея Родина - это Израиль. Побратимы - евреи всего мира. Так было тысячу лет. И так есть сейчас. И это нормально.
Слава великому Израилю!
Слава Русі-Украіне!
показать весь комментарий
18.01.2016 23:51 Ответить
неплохая статья... но координатор проекта - этонекто, кто координирует деятельность участников. в списке ролей отсутствует руководитель проекта - кто своей жопой отвечает за проект. кто будет всех перетрахивать, чтобы проект был реализован, будет требовать себе ресурсы и полномочия
показать весь комментарий
19.01.2016 09:41 Ответить
Опять нужен иностранный независимый эксперт. Сами не справимся? К нашему стыду. Заболтаем, зарекламируем и замолчим, до очередного пинка под ....
показать весь комментарий
20.01.2016 20:09 Ответить