4262 посетителя онлайн
1 357 19

НАЛОГОВЫЙ РАЙ ИЛИ НАЛОГОВАЯ ИНКВИЗИЦИЯ?

Автор: Я. Романчук, "EUCON"

Деградация государственных органов вызвала естественную реакцию в обществе — недоверие к чиновнику и желание активно отстаивать свои интересы, в том числе в судах, или договаривать­ся. В условиях отсутствия эффектив­ного механизма ответственности чи­новника линия поведения (идти в суд или договариваться) определяется в большинстве случаев с точки зрения того, что дешевле и быстрее.

В жизни человека нет ничего неиз­бежного, кроме смерти и налогов. Бенджамин Франклин

 Налоговая система Украи­ны — одна из наихудших в ми­ре: запутанная, непрозрачная, с неэффективным администриро­ванием и очень большой частью  коррупционных схем.

Налоговое законодательство Ук­раины выполняет фискальную, а не стимулирующую функцию.

По информации специалистов, около 43 % коммерческой прибыли украинское предприятие направля­ет на налогообложение фонда оплаты труда, что является одним из наивыс­ших показателей в Европе.

Идеальных налоговых систем не существует, как и большого желания граждан и субъектов хозяйствования любой страны платить налоги. Но там, где стабильное налоговое зако­нодательство, где правовое государ­ство, где существует эффективная си­стема контроля действий власти, там, где есть правовые традиции, правовая культура, священный долг — вовремя и в полном объеме заплатить налоги.

Что же характерно для современ­ного украинского предпринимателя в отношениях с налоговыми органа­ми? Характерным является ожидание уже на подсознательном уровне чи­новничьего беспредела. Деградация государственных органов вызвала естественную реакцию в обществе — недоверие к чиновнику и желание активно отстаивать свои интересы, в том числе в судах, или договаривать­ся. В условиях отсутствия эффектив­ного механизма ответственности чи­новника линия поведения (идти в суд или договариваться) определяется в* большинстве случаев с точки зрения того, что дешевле и быстрее.

Именно в сфере сбора налогов ба­ланс  интересов  каждого  отдельно­го гражданина и государства можно рассматривать как показа­тель реального состояния   Демократии   который   нельзя исказить   липовой   статисти­кой. На Западе гражданин вспоминает о налоговой службе один раз в год, ког­да сдает декларацию. Налоговая служ­ба тоже помнит о гражданине, возвра­щая переплаченные гражданином нало­ги. Делается это в течение недели после получения декларации. Что бы ни гово­рили о западной демократии, но украин­скому налогоплательщику о таком стоит только мечтать. Разве что о полной отме­не налогов.

Налоговый кодекс — это «конститу­ция», определяющая взаимоотношения между государством и бизнесом.

Разработка и намерение принятия Налогового кодекса на Украине — это одно из самых резонансных событий 2010 года.

Столько критики и экспертных вы­водов не удостаивался ни один законо­дательный акт за время независимости Украины.

Но из своего жизненного опыта я из­влек один урок: в каждом негативе надо научиться искать позитив.

Так что же положительного есть в по­следнем проекте Налогового кодекса?

О позитивном эффекте Налогового кодекса (НК), наверное, можно будет го­ворить в долгосрочной перспективе, через несколько лет.

Сам факт политической воли принятия НК является безусловным позитивом.

Желание разработать законодатель­ный акт, который объединит все нормы, связанные с начислением, уплатой нало­гов и сборов, с целью кодификации на­логового законодательства — несомнен­ный позитив.

НК должен быть направлен на адап­тацию налогового законодательства Украины к принципам и директивам Европейского Союза, а в сфере тариф­но-таможенного законодательства — к стандартам Всемирной торговой органи­зации.

Сегодня на Украине взимается 29 го­сударственных налогов и 14 местных сбо­ров, большинство из которых вообще не являются валидными, расходы на их ад­министрирование превышают поступле­ния. Новый НК предполагает сокраще­ние количества налогов и сборов обще­государственного уровня до 19 и местного уровня — до 4.

Предполагается ослабление фи­скального давления на экономику пу­тем снижения до 2014 года ставки нало­га на добавленную стоимость до 17 %, а до 2016 года — ставки налога на прибыль до 16 %.

Проект НК предусматривает, в частно­сти, что в течение полугода после его при­нятия фискальные санкции на платель­щиков будут налагаться лишь в размере

1 грн за каждое нарушение. Это позволит оценить, как эффективно работают нало­говые органы в части администрирова­ния, когда вопрос штрафов у них не сто­ит в повестке дня.

Изменена система налогообложения транспортных средств. Так, НК преду­смотрено налогообложение лишь сделок по приобретению транспортных средств. Перенос налоговой нагрузки на акциз при покупке горючего дает возможность ис­пользовать общепринятую в мире схему — кто больше ездит, тот больше и платит.

Сближение бухгалтерского* налого­вого учета предоставит возможность составлять налоговую отчетность на ба­зе бухгалтерского учета, приблизит ее к мировым стандартам. Первым шагом в этом направлении является отмена дей­ствующего в настоящий момент правила «первого события», применение которо­го приводит к налогообложению вирту­альной прибыли предприятия.

Главным условием улучшения инве­стиционного климата на Украине экс­перты считают не ставки налогов, а пра­вила их администрирования.

В НК предусмотрена обязанность Государственной налоговой админи­страции публиковать новые формы Де­клараций (расчетов) до начала налого­вого периода, в котором они вступают в действие (пункт 46.5).

Кодексом предусмотрена также вза­имная ответственность по налогам, а именно: начисление пени на сум­му бюджетной задолженности по нало­гу на добавленную стоимость (НДС) пе­ред предприятием на уровне 120-про­центной учетной ставки Национального банка Украины, установленной на мо­мент ее возникновения (пункт 200.20).

В соответствии со статьей 44 НК на­логоплательщику предоставлено право подачи ранее отсутствующих докумен­тов до дня окончания проверки и после указанной даты с последующим возоб­новлением проверки или составлением дополнительного акта (справки).

Взыскание денежных средств с на­логоплательщика в счет погашения налогового долга, продажу его зало­женного имущества будет возможным осуществить только при наличии со­ответствующего судебного решения (пункт 95.3).

Освобождение от обложения НДС консультационных, юридических, бух­галтерских, аудиторских и других похо­жих услуг (статья 196.1.14) препятству­ет возможности использования схем для оптимизации НДС с участием субъек­тов, которые их предоставляют.

Положения НК (пункты 139.1.12, 139.1.13) запрещают также включать в состав расходов предприятия расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у физического ли­ца — предпринимателя, уплачивающе­го единый налог, расходы, понесенные в связи с приобретением консалтинго­вых, маркетинговых, рекламных услуг (работ) у нерезидента. Таким образом, уменьшилась возможность использо­вания схем для оптимизации налога на прибыль с привлечением физических лиц — предпринимателей и нерезиден­тов, предоставляющих данные услуги.

Вышеуказанные факторы способ­ствуют выведению экономики Украины из тени, легализации бизнеса в целом.

Упрошены правила возмещения НДС: предусмотрено автоматическое бюджет­ное возмещение налога по результатам камеральной проверки налогоплатель­щикам, которые соответствуют крите­риям, определенным в пункте 200.19 НК. При этом срок камеральной проверки сокращен с 30 до 20 дней, а для платель­щиков, которые в течение предыдущих 36 месяцев будут иметь позитивную на­логовую историю с 1 января 2014 года, — до 5 календарных дней.

Снижен максимальный размер штраф­ных санкций за неуплату согласованной суммы налоговых обязательств до 20% (!!!) от неуплаченной суммы налогового долга (пункт 126.1). Сегодня он состав­ляет 50 %.

Кодексом предусмотрена также воз­можность невключения в состав валовых доходов налогоплательщика сумм воз­вратной финансовой помощи, получен­ной от его учредителя, в случае возраще­ния таковой не позже 365 дней со дня ее получения (пункт 135.5.6).

Пунктом 145.1.4 НК предоставлено право выбора налогоплательщикам одно­го из пяти методов начисления амортиза­ции основных средств, в том числе и уско­ренного. При этом начисления аморти­зации по новому методу разрешается начинать с месяца, следующего за меся­цем принятия предприятием соответству­ющего решения.

Введено понятие «первоначальной стоимости основных средств» и детализи­рован перечень расходов, которые можно включить в ее состав.

Прогрессивным является введение дифференцированной ставки налога на доходы физических лиц (15 % и 17 %) в зависимости от общей суммы получен­ных налогоплательщиком доходов в от­четном налоговом месяце (пункт 167.1). Поскольку такой подход давно использу­ется во многих странах мира.

Пункт 138.2 НК предоставляет нало­гоплательщику право на отображение в налоговом учете предприятия расходов, которые подтверждаются документами нерезидентов (при условии наличия обя­зательных реквизитов).

Приятным событием для налогопла­тельщика (возможность увеличения ва­ловых расходов) и для его командиро­ванных работников является увеличение размера суточных расходов: до 0,2 раз­мера месячного прожиточного мини­мума для трудоспособного лица, дей­ствующего на 1 января отчетного года, а для командировки за рубеж — до 0,75 (пункт 140.1.7).

В случае предоставления плательщи­ком декларации, в которой заявлено к возмещению из бюджета НДС и/или со­держится отрицательное его значение больше 100 тыс. грн, документальная вы­ездная внеплановая проверка будет про­водиться исключительно относительно проверки данных вопросов.

Очень важным является тот факт, что определенный субъект законодательной инициативы понимает ответственность в перспективе, я имею в виду политическую ответственность на будущих выборах, от­ветственность в случае неэффективности внедрения Налогового кодекса.

Я попытался частично проанализи­ровать положительные моменты проек­та Налогового кодекса. Понимаю, что в свой адрес получу немало критики за на­мерения «приукрасить» или прореклами­ровать данный законопроект как положи­тельный документ. В оправдание скажу: я согласен со многими экспертами, кото­рые обращают внимание на отрицатель­ные моменты, заложенные в этом доку­менте, и в последующих статьях напишу и о негативных его моментах.

 Ярослав РОМАНЧУК - адвокат, управляющий партнер Международного правового цент­ра «EUCON» г. Киев для "Юридической практики"

Источник:  «EUCON»
Комментировать
Сортировать:
Цензор.НЕТ
показать весь комментарий
28.10.2010 10:07 Ответить
bsgserg
Очередной заказной материал Бутусова для поддержания на плаву своего коллектива. Ибо тот, кто писал, никогда не сталкивался ни с налогами, ни с бухгалтерским учетом, ни с налоговой инспекцией. Написаны одни теоретические выкладки в стиле 'как все будет хорошо'. Советую всем лично попрактиковаться, а потом брать деньги за свои 'статьи'.
показать весь комментарий
28.10.2010 12:15 Ответить
Без Имени
Мудак ты, автор. Ты б написал как на костях налогоплательщиков сейчас строят бюджет. И пофиг им Законы. И Кодекс будет пофиг.
показать весь комментарий
28.10.2010 18:53 Ответить
Без Имени
Догадываюсь, почему предыдущие комментарии удалены и что в них содержалось.
Увы, господин Романчук, всё что приходит в голову после прочтения Вашего опуса, можно передать только в терминологии тех комментариев, которые удалены. Цензурные слова подобрать не удаётся. Поэтому воздержусь от более подробного комментирования, чтобы и этот комментарий не удалили.
показать весь комментарий
28.10.2010 22:20 Ответить
Цензор.НЕТ
Удалили комменты просто из-за некорректности Вашей. Статья с профессиональной точки зрения содержит целый ряд интересных тем, и отрицать так все огульно - это показатель эмоций, а не логики...
показать весь комментарий
28.10.2010 22:55 Ответить
Без Имени
Моей некорректности?
Комментарий в 22:20 - мой первый комментарий к этой статье. Просто догадываюсь, что могли написать предыдущие комментаторы, потому что мне точно такие же мысли сразу в голову пришли.

Статья не содержит никаких интересных тем. Всего-навсего выдержки самых одиозных моментов из НК с попыткой фальшиво оправдать их, а иногда просто полить полынь елеем.
Автор статьи забыл народную мудрость: "сколько не говори "халва" - во рту слаще не станет".

Кстати, если уж говорить о профессионализме, то профессиональный юрист никогда не допустит, к примеру, такого огульного оборота: Положения НК (пункты 139.1.12, 139.1.13) запрещают также включать в состав расходов предприятия расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у физического ли­ца — предпринимателя, уплачивающе­го единый налог, расходы, понесенные в связи с приобретением консалтинго­вых, маркетинговых, рекламных услуг (работ) у нерезидента. Таким образом, уменьшилась возможность использо­вания схем для оптимизации налога на прибыль с привлечением физических лиц — предпринимателей и нерезиден­тов, предоставляющих данные услуги.
показать весь комментарий
28.10.2010 23:55 Ответить
Цензор.НЕТ
В таком случае извините, удаленные комментарии были неконструктивны. Спасибо за интересный отзыв.
показать весь комментарий
28.10.2010 23:59 Ответить
Без Имени
Все возвращается на круги своя ... Только этот возврат называют почему-то "нововведениями" ....

В качестве примеров :

1. Дифференцированные ставки подоходного налога - 15 % и 17 %. Наверное мало уже кто помнит, что еще лет 8 назад существовала совсем иная шкала подоходного налога со ставками от 10 до 40 процентов. Затем какие-то умники "с целью выведения зарплаты из тени" ввели единую ставку независимо от суммы доходов в размере сначала 13 % (с 01.01.2004, затем, и по настоящее время 15%). Сколько было крику по поводу "революции в налогообложении доходов", куча экспертов с пеной у рта доказывали "позитив этого шага" ...

Результат - никакой зарплаты из тени так и не вытащили, и теперь уже "революцией" обьявляется дифференциация подоходного налога в зависимости от суммы дохода ...

Не удивлюсь, если через пяток лет очередной умник предложит очередную "революцию" с единой ставкой подоходного налога для всех, независимо от дохода ... Таковым может оказаться тот же Колесников, ярый поборник "равных условий" в бизнесе ...

2. Порядок определения налогооблагаемой прибыли.

Да всю жизнь (до принятия Закона о прибыли), еще с советских времен налогооблагаемая и бухгалтерская прибыль определялись одинаково. Затем опять каким-то умникам пришло в голову все переставить с ног на голову, введя понятия "первого события", "прироста остатков ТМЦ" и т.д.

Теперь опять возврат к тому, что уже было, выдается за "новое, передовое", что позволит "сблизить, упростить и т.д.

Вопрос - а на хрена было усложнять, чтобы через десяток лет упрощать ?

Могу продолжать до бесконечности, но, честно говоря, противно уже на это тему говорить ...

Законы пишут люди, которые "ни уха, ни рыла" в той теме, которую пытаются "узаконить" ... Нет, какие-то представления (теоретические) у них есть, но только теоретические ...

Иногда такое ощущение, что пишут законы профессора, читающие лекции в институтах, и не представляющие себе реальной практики ...

Иначе не было бы такого идиотизма, как налоговые накладные, да еще с 8-ю обязательными реквизитами, отсутствие любого из которых лишает налогоплательщика права на налоговый кредит ... Вот ведь интересно, налогового обязательства не лишает, а право на кредит лишает ... В каком пьяном мозгу какого налоговика это родилось ? Когда (по идее) единственным критерием для получение права на налоговый кредит должно быть включение твоим поставщиком этой же суммы в свое налоговое обязательство ...

Поэтому я с большой долей скепсиса читаю данную статью с попытками найти "хоть что-то хорошее в новом НК" ...

Пеня на невозвращенный государством вовремя НДС - это замечательно ! Только как быть с реальностью, когда налоговая тупо не принимает декларации по НДС с суммами к возмещению, настаивая на обязательности суммы "к уплате" и стращая включением в "перечень предприятий высокого риска" и т.д.

Это в каком пункте НК прописано ?

А у нас пытаются урезонить "хулигана" составляя все новый и новый "Кодекс строителя коммунизма" ... И надеясь, что "хулиган " начнет по нему жить ...
показать весь комментарий
29.10.2010 10:29 Ответить
Без Имени
Абсолютно с Вами согласна.
Позволю себе оспорить только по последнему абзацу.
Увы, Налоговый Кодекс уж никак не тянет на "Кодекс строителя коммунизма" (возможно, конечно, что Вы использовали это выражение в ироничной форме).
Кодекс строителей монополизма - да.
показать весь комментарий
29.10.2010 15:40 Ответить
Без Имени
Последний абзац - чистой воды ирония, не имеющая никакого отношения к НК ...
показать весь комментарий
29.10.2010 15:59 Ответить
Без Имени
Я просто хотел сказать, что до тех пор пока у налоговой, таможни и т.д. будут "планы по сбору", до тех пор будет продолжаться "беспредел" с их стороны (невзирая ни на какие кодексы и законы), с молчаливого одобрения правительства, президента и т.д. Главное ведь "наполнить" бюджет ... А за "ценой" такого наполнения они не постоят ...

Иначе как обьяснить, когда при падении обьемов производства на 30 процентов, план по сбору налогов выполняется на 105 % ?

Может быть хоть кто-то вспомнит случай, чтобы налоговик пострадал за хамское отношение к налогоплательщику ? За непринятые (без обьяснения причин) декларации ? За налоги, взятые авансом ? Лично я (за почти 25 лет) не помню ... Налоговик может пострадать только если перепутал свой и государственные карманы ... Если он вымогает для государства - он герой, ему почет и продвижение по службе ... И не важно какой ценой ... И кодекс им до лампочки ...
показать весь комментарий
29.10.2010 16:13 Ответить
justlawyer
С господином Романчуком я бы с удовольствием поспорила на многие вопросы! Однако полностью разделяю его философию: нам придется иметь дело с тем документом, который примет Верховная Рада, и поэтому следует поискать новые возможности для "удобного толкования" закона, а для этого наши уважаемые парламентарии оставили столько простора...
А конкретики уважаемому коллеге, думаю, хватает в процессах, собственно, как и нам всем.
Позволю себе только высказать пожелание, чтобы господин Романчук при всей его весомости в известных кругах все таки постарался приложить усилия к улучшению Налогового кодекса, путем высказывание на счет этого документа больше конструктивной критики, нежели размышлений на тему: "жить стало лучше, жить стало веселее..."
показать весь комментарий
29.10.2010 11:09 Ответить
Без Имени
Згідний із автором статті в частині того, що постаратись знайти позитивний момент потрібно. Кодифікований акт - це великий крок вперід.
Зовсім інша справа - норми, що містяться у цьому акті. Знаю, що сотні а то й тисячі представників малого бізнесу намагаються активно протидіяти прийняттю Кодексу, оскільки його положення напросто знищують останніх.
Насмілюсь зауважити, що в абсолютній більшості положення Кодексу направлені проти людей.
Проте прийняття кодифікованого акту податкового законодавства - необхідне. І для автора статті - таке прийняття є позитивним явищем, незалежно від змісту. Згодьтесь, для юристів - збільшення юридичних спорів носить доволі прийнятний характер.
Якщо аналізувати статтю - її характер попросту не сприймається людьми. Оскільки апріорі, подактовий кодекс - негативне явище, яке викликає лише негативні емоції. Якщо ж про податковий кодекс говорять із позитивом - це викликає нечуване обурення, а в деяких індивідуумів нецензурні висловлювання (останнє свідчить лише про рівень освідченості). А якщо ж позитив висловлює не "чиновник" або законодавець - а громадянин, який діє у тій же сфері, що й "простий люд" - так цей люд просто захлинається від обурення. Для кожного - його сорочка ближча до тіла. А це не є правильно - оскільки потрібно враховувати усі точки зору.
показать весь комментарий
29.10.2010 11:38 Ответить
Без Имени
Пробачте, шановний, але стаття викликає обурення саме змогою видати чорне за біле. При цьому в деяких випадках автор статті навіть нехтує заради цієї мети здоровим глуздом. Інакше як можна пояснити, наприклад, таку безглуздість: Освобождение от обложения НДС консультационных, юридических, бух­галтерских, аудиторских и других похо­жих услуг (статья 196.1.14) препятству­ет возможности использования схем для оптимизации НДС с участием субъек­тов, которые их предоставляют.
?

Дуже цікаво, як саме автор статті уявляє собі процес взаємовідшкодування ПДВ між взаємодіючими суб`єктами підприємницької діяльності?
Чи не спадає панові Романчуку на думку, що той, хто надає іншому податковий кредит, сам одночасно нараховує податкові зобов`язання рівно в тому ж самому розмірі.
Чи не однакове, хто саме сплатить до бюджету цю саму суму податкових зобов`язань - підприємство, якому не буде надано додатковий податковий кредит, чи підприємець, що надасть підприємству податковий налоговий кредит, а собі нарахує зобов`язання?
показать весь комментарий
29.10.2010 16:04 Ответить
Без Имени
Я тоже обратил внимание на этот пункт ... Это говорит только об одном - автор не очень сильно представляет себе механизм начисления налоговых обязательств и налогового кредита по НДС ...

Интересно, как это можно "оптимизировать" НДС, когда в налоговую сегодня сдаются даже реестры налоговых накладных, и проверка включения в налоговое обязательство плательщиком - дело минут ...
показать весь комментарий
29.10.2010 16:18 Ответить
Без Имени
Положительным действительно является следующее: возможность пополнить оборотные средства предприятия (которых иногда не хватает ) за счёт возвратной финансовой помощи от учредителя (у которого они всегда есть ) и не попасть при этом под налоги. Особенно это актуально для тех предприятий, у которых средства в уставный фонд уже внесены, а бегать каждый раз с уставными документами на перерегистрацию - ох как не хочется!
Мне, как бухгалтеру,импонирует также норма о сроках публикации новых форм декларации (расчётов). А то меняют формы накануне предельных сроков подачи отчётности и стоишь потом в очередях.
показать весь комментарий
29.10.2010 11:46 Ответить
Cаша Киев
"По информации специалистов, около 43 % коммерческой прибыли украинское предприятие направля­ет на налогообложение фонда оплаты труда,"
....далее выкладки пана адвоката можно не читать... он сам не понимает о чем пишет
показать весь комментарий
29.10.2010 18:47 Ответить
Cаша Киев
Взял бы хоть по интернету что ли кинул и поискал.... если сам не может найти в законах...даже по минимуму начисления и удержания (а назови их хоть вычислениями, суть тоже самое) 33,2+2% + 1,5 + 0,5 +15...это уже выходит ...52% ....откуда же он взял каких то 43????
Впрочем он все равно не понимает даже что это за проценты....
Не понятно тогда, для чего же он все это пишет
показать весь комментарий
29.10.2010 19:01 Ответить
Без Имени
який він страшний, і пан адвокат і кодекс
показать весь комментарий
29.10.2010 22:52 Ответить