4942 посетителя онлайн
2 221 42

ОТТОРЖЕНИЕ УКРАИНЫ

Автор: Газета.Ru

Так называемый «европейский выбор» Украиной фактически уже сделан, и не горсткой начальников, а большинством ее граждан. Российско-украинские отношения в большой степени будут зависеть от того, сделает или не сделает официальная Россия свой «неевропейский выбор».

Кавказская война ускорила очередной политический кризис на Украине и сильно увеличила интерес к этой стране у нас. Интерес, правда, особого рода. Потому что опирается на особые о ней представления.

Не то что бы общепринятые, но имеющие самое широкое хождение. И среди простых людей, и среди знающих. Что это страна, которая сама себя выдумала, страна-неудачница, страна бедная и с потрохами от нас зависящая. Что она безнадежно расколота на пророссийский восток и прозападный запад. Что вся эта ее «незалежность» – историческое недоразумение, которое надо бы исправить при первом подходящем случае. И что этот случай как раз, пожалуй, и настает. Но каким бы очевидным это ни казалось, все-таки спросим:

а что если отношения между Ющенко, Тимошенко, Януковичем и еще несколькими менее у нас известными людьми не так судьбоносны, как кажется им самим? А вдруг Украина, что с ними, что без них, идет своим путем, и этот путь, может быть, еще и не так извилист, как наш?

Начнем, однако, не с различий, а со сходств. Как и у нас, на Украине сейчас скачет инфляция, и валятся акции на биржах. Впрочем, нынче это признак всех непрочных экономик, что встающих с колен, что не встающих. Добавим к этому кошмарные условия для бизнеса (по удобствам ведения предпринимательства Украина в мире на каком-то совершенно позорном месте, чуть ли не хуже нашего) и бедность народа. Правда, бедность более равномерно распределенную, чем у нас. В России коэффициент Джини (чем он больше, тем больше разрыв между бедными и богатыми) равен 41. Почти на уровне латиноамериканских стандартов. А на Украине – 31. Ближе к Европе. Ровно столько, сколько в Румынии, новобранце Евросоюза. Но все-таки

украинский валовой продукт, приходящийся на душу, втрое меньше, чем у нас, если считать его по обменному курсу валют, и вдвое – если по паритетам покупательной способности.

Правда, из этого же вытекает, что конкурентоспособность украинских производителей на внешних рынках заметно выше. И это им очень кстати. Потому что Украина, в отличие от России, должна много продавать, чтобы платить за газ и нефть.

И она продает. За первые семь месяцев этого года экспорт украинских товаров достиг $49 миллиардов (почти $1100 на одного жителя). Российский экспорт за эту же часть года был подороже – около $2000 на жителя. Но ведь больше двух третей из этой суммы пришлось на топливо. Все прочие экспортные поставки, приходящиеся на одного россиянина, потянули где-то на $600. Дефицит своего торгового баланса (не очень большой, но и не очень маленький) Украина довольно успешно покрывает профицитом в торговле услугами (у нас этот сектор дефицитен) и притоком иностранных инвестиций, более устойчивым, чем шараханья инвесторов к нам и обратно.

Получается, что бедная Украина имеет заметно более открытую экономику и более привлекательные товары и услуги, чем мы, разбогатевшие и избалованные халявными нефтедоходами.

Добавим к этому, что украинские изделия (металлы, сельхозпродукты, сладости и прочее) на наши рынки допускаются безо всякой радости, поскольку конкурируют с продукцией тех, кто у нас производят то же самое и весьма раздражены украинской дешевизной. Ну и получают эти товары все, что у нас причитается нежеланным гостям: ограничения, запреты и близкое знакомство с Онищенко.

Поэтому торговля между нами большая (примерно четверть украинского товарооборота и одна двадцатая российского), но сильно раздражающая обе стороны. Ситуацию, с неожиданной для этого политика мягкостью, не так давно обрисовал Виктор Ющенко в интервью одному российскому агентству: «Обратите внимание: наш объем товарооборота с Европейским Союзом примерно 33 миллиарда долларов, с Россией – 26 миллиардов (за 2007-й год – С. Ш.). Немалые суммы. С этим надо считаться. Но когда ты стучишь в одни двери, надо жить с одним уставом. Когда ты стучишь в другие двери, нам говорят – надо другой устав… Как сделать так, чтобы дорога в сторону России не блокировала нам и другие возможности – вокруг этого и формируется наша политика… Цель этой политики – как связать вещи, которые в прикладной сфере, например, экономике, вообще-то и не вяжутся…»

Эта постоянно действующая необходимость связывать несвязываемые вещи и сравнивать устойчивость одних правил игры с причудливостью других – перманентно толкает Украину в экономическом смысле на Запад. И толкает независимо от предпочтений руководящих лиц.

Сохраняющиеся масштабы нашей торговли, скорее, сбивают с толку. Товарообмен велик, и поддерживающие его кредиты тоже. Но это и все. Украинских гастарбайтеров все меньше у нас и все больше в Европе. Украинские накопленные прямые инвестиции в российскую экономику, и без того маленькие, сокращаются и уступают сейчас инвестициям Казахстана и Азербайджана. И обратно: накопленные прямые российские инвестиции на Украине тоже до смешного малы и гораздо скромнее вложений российского капитала в Белоруссию или Армению. Серьезные иностранные инвестиции на Украине – почти все из Евросоюза и до последнего времени продолжали расти, несмотря даже на кризис.

Связи Украины с ЕС, связи на всех уровнях – и деловые, и человеческие – сегодня никак не слабее ее связей с Россией. Одно другому могло бы и не мешать, но официальная Москва то ли уже говорит, то ли вот-вот скажет: «Выбирай – или я, или…»

А если так, то нам не надо строить иллюзий. В том числе и насчет раскола украинского востока с украинским западом. Если точнее, там не два, а четыре макрорегиона: русскоговорящие восток и юг, украиноговорящий запад и двуязычный центр. По многим позициям они расходятся. И по отдельным пунктам можно увидеть именно тот раскол, о котором у нас так любят рассуждать. Например, по поводу членства в НАТО. Но чаще линии раздела проходят иначе, и по многим вопросам раскалывается именно восток.

Начнем, однако, с того, с чем все или почти все на Украине согласны. Например, что Крым России отдавать не надо. За передачу Крыма – от 1% опрошенных в Западном макрорегионе до 5% в восточном и 11% в южном, а в совокупности – 4% (опрос КМИС – Киевского международного института социологии).

Украинское национальное единство – далеко не такая сила, как хотелось бы тамошним патриотам, но уж далеко не такая фикция, как это видится домашним нашим патриотам империи.

Об этом же можно судить и по раскладу в спорах о судьбе российского Черноморского флота (свежий опрос КМИС). Опрошенные сторонники ющенковской «Нашей Украины» и «Блока Тимошенко», вопреки разругавшимся вождям, мыслят одинаково. И те, и другие в подавляющей массе (больше 60%) за вывод флота из Севастополя – либо немедленно, либо в 2017 году. А за дальнейшее его там пребывание после 2017-го – только 8–10%. Зато среди сторонников Партии регионов Януковича по этому пункту как раз и раскол: 41% здесь за оставление флота навсегда, а 36% за его вывод – прямо сейчас или через девять лет.

При этом украинское общественное мнение довольно определенно одобряет состоявшееся в этом году вступление в ВТО: 48% опрошенных считают, что Украина от этого в выигрыше, а 25% – что в проигрыше. Для украинца, в отличие от россиянина, эта тема – не разглагольствования в телевизоре, а вполне житейские плюсы и минусы. Для него ВТО – это открытие Украины Западу, в первую очередь, в Европе, которое реально идет уже не первый год, и наличные результаты которого одобряются двумя третями имеющих свое мнение на этот счет, а молодежью – еще более уверенно.

Примерно в той же пропорции поддерживается и идея о вступлении Украины в ЕС. И эта мысль вовсе не выглядит абстрактной. При том 6–8-процентном экономическом росте, который выдерживается Украиной при всех сменяющих друг друга правительствах, до уровня уже вошедших в Евросоюз Болгарии и Румынии – ей работать лет пять или немного больше. Что же до политических нравов, то даже и они здесь до смешного похожи на тот постоянно действующий скандал, которым была «большая политика» в тех же Румынии, Болгарии или Словакии в 1990-е годы.

Так называемый «европейский выбор» Украиной фактически уже сделан, и притом не горсткой начальников, а большинством ее граждан. И эволюция российско-украинских отношений будет зависеть не столько от очередных смен караула в Киеве, сколько от того, сделает или не сделает официальная Россия тот «неевропейский выбор», на возможность которого то намекают, то вдруг перестают намекать наши высшие руководители.

Сегодня большинство жителей всех без исключения украинских макрорегионов (от 65% в центральном до 48% в восточном) предпочитают такой вариант отношений с Россией: «независимые дружественные страны с открытыми границами без виз и таможен».

И только в двух из них есть многочисленные, хотя и находящиеся в меньшинстве группы, которые предпочитают «объединение Украины и России в одну державу»: в южном (33%) и восточном (45%). В масштабах Украины эта державная идея гораздо слабее, чем идея вхождения в Европу, и даже на востоке силы обеих примерно одинаковы.

Если заставим выбирать, если начнем обводить себя ограждением с колючей проволокой по периметру, то Украина не разделит с нами одиночества. Останется снаружи.
Комментировать
Сортировать:
модератор
показать весь комментарий
17.09.2008 15:23 Ответить
Без Имени
букаф много. как всегда газ нефть флот. новое бы шо придумали.
показать весь комментарий
17.09.2008 16:16 Ответить
Без Имени
кацапы почему вы не хотите союзного государства с украиной. валюта гривна столица киев. флот ваш поставим в севастополе.
показать весь комментарий
17.09.2008 16:25 Ответить
Без Имени
хотим.
Но начнем с ЕЭП.
показать весь комментарий
17.09.2008 16:44 Ответить
Без Имени
это братцы весь ваш комплекс неполноценности говорит... это из серии не земля вокруг солнца крутится, а наоборот...
показать весь комментарий
18.09.2008 00:34 Ответить
Еще один москаль
Согласны. Валюта - гривна, столица - Киев, президент - Путин
показать весь комментарий
21.09.2008 23:25 Ответить
kapitan
в целом статья правильная.
показать весь комментарий
17.09.2008 16:29 Ответить
вуйко з далеку..
А ШО, УКРАИНА В ЦЕЛОМ РЕСПЕКТ И УВАЖУХА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
показать весь комментарий
17.09.2008 18:41 Ответить
фофудьеносецЪ ПотЪмкінЪ
братіє!

нЪ вЪрьтє єтому подлому шакалу западніх посольств, грантоєду і наверняка замаскірованому хохлу!

всЪ істінніє малоросі мЪчтают когда фофудїєносніє танкі (отбЪрутЪ у нас вілкі і ******* туфлі)вічЪркнуто...освободятЪ малоросію отЪ Петлюрьі, Бандерьі і Мазепьі.

а єтот продажній найміт ЦРУ і МІ-6 вєрзєт ліберстічЪскій брЪд про т.н. "еуропЪйскій вібор України"

АНАТЕМА!!!

ДОКОЛЄ?!?!?

за что оні нас так?
показать весь комментарий
17.09.2008 16:35 Ответить
Без Имени
рашки, а че у вас такой небольшой процент населения ловят кайф от нефтепроводов?
равняйтесь на Эмираты и Бруней!
задайтесь вопросом, несчастные, и будет вам совет да любовь
показать весь комментарий
17.09.2008 19:09 Ответить
Umka
У нас ловят кайф от работы, а не от выборов. А на счет нефти - в России рядовые жители мировой кризис вообще не заметили, благодаря нефтезапасам.
А если и в укрии не заметили - так это только от отсутствмя денег вообще
показать весь комментарий
18.09.2008 16:31 Ответить
Без Имени
почем такие статьи,я тоже могу навалять
пардон наваять,написать в общем
показать весь комментарий
17.09.2008 22:13 Ответить
Бука
Не сможеш.У тебя запаса слов не хватит.
показать весь комментарий
17.09.2008 22:35 Ответить
Без Имени
у меня и словарный запас большой и ума хватает
только вот незадача- совесть есть
показать весь комментарий
18.09.2008 19:02 Ответить
Без Имени
Послушайте!!! Россия спокойно могда зайватить и грузию вместе с тбилиси... и при этом также весь мир нах послать... то что россия этого не сделал говорит о том что не это цель... и крым может быть спокоен... только ********* могут сделать вывод что вторым шагом будет крым.... первого шага не было!!!
показать весь комментарий
18.09.2008 00:32 Ответить
KORO ©
я х.ею "без баяна"!
после этого дЭбильного оборота ("Не то что бы общепринятые, но имеющие самое широкое хождение.") просто отпадает желание тратить время на ознакомление с "мнением" опусанта
показать весь комментарий
18.09.2008 04:50 Ответить
Лёха [Харьков]
Что же (или кто) заставил тебя потратить таки свое время?
Имя, брат! Имя!
показать весь комментарий
18.09.2008 09:30 Ответить
Незванный
Впервые приятно удивлен российской объективностью. Даже как то странно, статья изложена вопроеки имперских амбиций
показать весь комментарий
18.09.2008 09:05 Ответить
Незванный
удивительно, но на портале Газета.ру сами россияне эту статью поддерживают
показать весь комментарий
18.09.2008 09:10 Ответить
ню-ню (РФ)
Разумная статья, поддерживаю.
"...независимые дружественные страны с открытыми границами без виз и таможен" - абсолютно согласен. За всех россиян не распишусь, а в моем окружении все думают также.
показать весь комментарий
18.09.2008 14:29 Ответить
Андреас
все правильно.
так шо не лаша тумбай, а всё таки раша гудбай
)))))))))))))))))
показать весь комментарий
18.09.2008 14:43 Ответить
Umka
А чего Раша гудбай???
Кто вас держит??? От вас только и слышишь раша гудбай. Кто держит то вас? Как интересно вам Россия мешает развиваться???
показать весь комментарий
18.09.2008 16:33 Ответить
Ктулху
а кто постоянно кричит что нужно продлить договор о дружбе? Не уж то Украина?
показать весь комментарий
18.09.2008 16:37 Ответить
Umka
Ну хозяин - барин, не продлевайте.
Вас что под автоматами заставляют подписывать договор что ли???
Хотя не вижу ничего плохого в этом договоре. И России и Украине он принесет больше пользы чем его отсутсвие
показать весь комментарий
18.09.2008 16:44 Ответить
Ктулху
Больше будет пользы Украине, когда введем визовый режим с Россией и прекратим практически все отношения. Газ будем брать, как это делают страны Европы. по таким же ценам. и никаких вопросов с обеих сторон
показать весь комментарий
18.09.2008 16:52 Ответить
Umka
Согласен на все 100% бизнесс и ничего личного.
Но вопрос как раз в этом и заключается. Газ Европпа не берет, она его покупает по 400 бакинских в среднем, в 2009 еще больше будет цена.
Украина такое себе позволить не может.
Что касается виз - а где ваши граждане работать будут??? Хорошо, предположим домой вернутся и все будет чики - пуки.
И если так все просто, то почему Украина оранжевая не предприняла этих мер раньше??? Ведь это идеальный вариант !!!
показать весь комментарий
18.09.2008 16:56 Ответить
Ктулху
Украина такое себе позволить не может
========
Почему ты так решил? Только не давай плиз источник на РТР. Кричали что не сможем платить 80, потом 100, потом 200. Платили прекрасно.. И будем платить
показать весь комментарий
18.09.2008 17:38 Ответить
ню-ню (РФ)
Цифры в студию! Рассматриваются аргументы, а не лозунги.
показать весь комментарий
18.09.2008 17:19 Ответить
Ктулху
какие цифры? по сколько брать будем? По столько, по сколько берет Европа. Пока 400, а там видно будет
показать весь комментарий
18.09.2008 17:38 Ответить
ню-ню (РФ)
Не прикидывайся. Я про эту твою сентенцию: "Больше будет пользы Украине, когда введем визовый режим с Россией и прекратим практически все отношения" - вырази в цифрах выгоду для пересичного.Лозунгами не отвечать.
показать весь комментарий
18.09.2008 18:00 Ответить
Еще один москаль
А что вам даст визовый режим? А... понятно, хочешь разрушить кровные семейные связи? Да и врать про Россию проще будет, без свидетелей-то.
показать весь комментарий
21.09.2008 23:28 Ответить
Еще один москаль
Вцепилась Украина мертвой хваткой в Россию - и орет дурниной "Раша, гудбай!". Орет, но не отцепляется никак
показать весь комментарий
21.09.2008 23:27 Ответить
Solo
Как для России, то очень взвешенная статья.
А то, блин, если при общении с россиянами говоришь, что Украина не собирается разваливаться и целиком идёт в Европу, то тут же превращаешься в русофоба, бандеровца и радикального украинского националиста.
показать весь комментарий
18.09.2008 19:17 Ответить
ню-ню (РФ)
Желаю в реале Украине стать самостоятельной и благополучной страной. Со всеми вытекающими... И обеим нашим странам восстановить ДРУЖЕСТВЕННЫЕ отношения друг с другом со здравым прагматизмом.
показать весь комментарий
18.09.2008 19:48 Ответить
стройбат - Сумы
"экспорт украинских товаров - $1100 на одного жителя.
Российский экспорт $2000 на жителя. Но ведь больше двух третей из этой суммы пришлось на топливо. Все прочие экспортные поставки, приходящиеся на одного россиянина, потянули где-то на $600"
Брехливый толмуд однако.
Украина на Запад тоже гонит только сырьё - металл (выплавленный на российском газе), зерно (удобрения из российского газа). Машиностроительная продукция тоже на Запад не поставляется.
показать весь комментарий
18.09.2008 21:46 Ответить
ввп
что т я не видел такую статью. а если и видел то это может быть мнением дилетанта.сравни ВВП,раздели на кол-во жителей,посчитай паритет.ну не как этих цифр не получается.в смысе близких друг к другу.
а что касается *******(интересно в какое обострение, весеннее или осеннее погоняло себе придумал)лечись парниша.а визовый режим с вами давно уже пора сделать.
показать весь комментарий
18.09.2008 22:51 Ответить
из Донбассу
Вот когда чиновники будут уважать цивилизованные законы у населения будет европеёская зарплата и как говорится по труду и кошелёк тогда можно говорить о европейском выборе. Апока сосём лапу и одеваемся потеплей господа пересичени украинцы т.к правительство не спешит щемить капиталистов а тока увеличивает стоимость всего что только можно(квартплата-отопление просто жуть, киев конечно выплывет!), несмотря на все обещания. К чему это приведёт?- пока неизвестно....
показать весь комментарий
19.09.2008 18:09 Ответить
Solo
Под кого косишь?
показать весь комментарий
19.09.2008 20:26 Ответить
Бобр
Статейка в принципе правильная, но по большому счету ни о чем совершенно. За приведенные факты автору респект, только вот поданы они задом наперед. Экономическая интеграция с Россией сходит на нет - это подается как движение в сторону Европы...
"официальная Москва то ли уже говорит, то ли вот-вот скажет: "Выбирай - или я, или…" "... Не знаю, что там говорит официальная Москва, а тем более не имею понятия о том, что она может быть вот-вот скажет... А вот про войну России с Украиной официальный Киев уже сказал, и продолжает повторять как мантру. Считается, что это делает Украину более европейской страной. И опять старая песня про "европейский выбор", якобы, Украина срочно должна решить, войти ли в состав России или взять и стать Европой, построить стену на востоке и готовится к войне с кацапами. Третьего, конечно, не дано...
показать весь комментарий
19.09.2008 22:11 Ответить
Саньчас
Я чёто недогоняю - ну допустим визовый режим - можно ведь и с визами ездить туды - сюды ... Ну усложнится маленько, только и всего ... Ну не будем сотрудничать - я на урале даж и не в курсе буду - шо там с сотрудничеством ))) ... Просто вопрос такой, если Ющенко так сильно всё хочет - пускай делает - его ж народ выбрал ... Чё разглагльствовать то - взял и сделал - зафтра!!! ))) Если Раша со дня на день должна напасть на Украину - дак срочно - привентивный удар!!! Срочно всё минировать - территорию, объекты, шоб Маскалям недостались!!! И поголовная мобилизация - прям послезавтра!!! ДЕМОГОГИ блин ...
показать весь комментарий
22.09.2008 15:12 Ответить
Без Имени
Странный вы народ, "украинцы". Парят вам какую-то лабуду бес перерыва, имхо вас разводят. Ну какая мне или моей семье разница откуда у страны доходы. Ну с нефти и газа и очень хорошо. Разница в уровне жизни уже в 2-3 раза - вы это-то понимаете? И через пять лет будет в 10 раз и что вы свидомые и оранжоиды тогда скажите народу своему многострадальному? Что вы скажите шахтерам, рабочим, военным, которые типа воевать с Россией должны? Мы бедные, но гордые хохлы?

По поводу отношения русских к Украине много уже сказано. Никто в России за исключением огалтелых ура-патриотов и в мыслях не держит вас присоединять или захватывать. Вообще никого мы не хотим присоединять. Ну осетины, ладно, их мало они 17 лет бились, чтоб войти в состав России, ну можно взять. а так чтоб мы насильно кого-то к себе тащили - этого же бред. Нам же делиться придется, если кого возьмем. Россия - это АО и 140 миллионов акционеров, кто больше, кто меньше получает (кто на что учился), но других акционеров нам не надо. И территории у нас завались, и богатств разных, и мы никого к себе просто так не примем. Вы это как-то уже поймите и топайте в Евросоюз, не надо нас уговаривать, мы не против, чтоб вы туда стремились всю свою оставшуюся жизнь и не надо нас убеждать - мы согласны - идите (одно условие - танки к нашим границам натовские подгонять не дадим).
показать весь комментарий
23.09.2008 00:07 Ответить
Леопольд
Ребята, давайтк жить дружно.
показать весь комментарий
24.09.2008 12:52 Ответить