14886 відвідувачів онлайн
4 631 19
Редакція Цензор.НЕТ може не поділяти позицію авторів. Відповідальність за матеріали в розділі "Блоги" несуть автори текстів.

Зачем любить Родину?

Порой, нас жизнь сталкивает с вопросами, над которыми мы никогда не задумывались. А когда возникают вопросы, встает потребность найти на них ответы. В настоящее время Украина оказалась в той ситуации, когда тема патриотизма стала не только актуальной, а крайне необходимой. Необходимость задуматься, что значит для тебя родная земля, твой народ и твоя культура, приближает нас к пониманию любви в более широком смысле этого слова.

Почему каждому человеку дорого место где он родился? Почему одни люди становятся на защиту своей земли, а другие предпочитают ее покинуть? Как научиться жить с теми, кто принес в твой дом войну? Возможно ли примирение с родственниками, находящимися на другом полюсе противостояния? На эти и другие вопросы отвечает психоаналитик, преподаватель Международного Института Глубинной Психологии Виктория Макарова.

----- Виктория, с началом войны России с Украиной на повестку дня , наконец-то, встал вопрос о патриотическом воспитании и , соответственно, любви к своей земле. С точки зрения психолога скажите, зачем нужно любить свою Родину? Это долг или, все - таки, взращенное внутреннее чувство?

------ В логике психологии, я бы не говорила о любви как о долге. Любить кого- то или что- то не подразумевает этого понятия. Никто ничего никому не должен. Испытывать внутреннюю ответственность - да. В таком формате мы можем рассуждать, потому что внутренняя ответственность порождается обратной связью. Связью, которая формируется первыми значимыми людьми в жизни каждого человека. Умеют любить, как правило, те люди, которых тоже любили.

А если мы посмотрим на эту проблему более широко, мы обнаружим, в принципе, ту же обратную связь. Не зря же существуют в языке такие выражения, как " Родина- мать" или " земля предков". Родина - это то место, где человек родился, вырос. Это язык, на котором были сказаны первые слова. Иными словами, это твое детство. Тот период времени, когда каждый из нас еще беззащитен и зависим от заботы другого. Это идентификация себя с тем, кто заботится. Это место твоего самоопределения как субъекта. Вот здесь и закладываются первые навыки умения любить. Поэтому, я бы сказала, что любовь к Родине - это взращенное внутреннее чувство.

Но нужны особые обстоятельства, чтобы человек их осознал. Кажется, что Родина находится спереди нас, сзади, над, но не внутри, и почувствовать эту любовь бывает сложно. Нужно оказаться вне ее пределов или стать свидетелем событий, которые актуализируют внутренние душевные движения. Такие, как происходят в нашей сегодняшней Украине.

------- Почему некоторые люди покидают свою страну и считают своей Родиной там, где сытнее?

------- Я повторяюсь, говоря о том, что все зависит от условий, в которых формировался человек. От норм и правил, которые были привиты ему с детства. И естественно от сформированной внутренней ответственности, порождаемую любовью и заботой. Удовлетворение главной потребности ребенка - потребности в любви, порождает, ту, обратную связь о которой я говорила ранее. Она есть, в некотором смысле, производная. С нее все и начинается. Если у ребенка эта потребность не была удовлетворена, о какой любви может идти речь? Люди бессознательно ищут удовлетворения этой потребности. Поэтому и иммигрируют. Их Родиной становится та земля, которая подарила им это ощущение. В нем совокупность многих факторов, в основе которых положен внутренний комфорт. Понятие же комфорта у каждого индивидуальное. Трудно за это кого- то винить. По- сути, каждый человек в большей или меньшей степени потребитель. И это нормально.

В данном контексте, я не говорю о тех людях, которые в силу определенных обстоятельств вынуждены были покинуть свою страну. Здесь вопрос больше связан с сохранением жизни себя и своих близких. Например, иммиграция евреев в период Второй Мировой Войны и подобных событиях.

------- Скажите, патриотические воспитание - это воспитание жертвенного служения Родине или понимание ответственности и выполнения конституционных обязанностей?

------- Я думаю, что это два в одном. Для того , чтобы к нам относились хорошо, мы также должны относится и к другим. Это относится и к государству. Что такое государство? Это форма управления людьми, живущих на одной территории. Люди сами устанавливают для себя правила , сами формулируют наказание за их нарушение, сами вырабатывают нормы отношений во всех сферах, сами же выбирают себе правителей. Соответственно , берут на себя обязательства. Поэтому, если само государство нарушает эти правила, то получает в ответ очень негативную реакцию. Но я бы вообще не ставила вопроса о жертвенном служении кому- либо или чему- либо. Патриотизм возникнет, как само собой разумеющееся, если государство сделает все, чтобы на его территории люди чувствовали себя безопасно и комфортно.

------- Виктория , вот одним из компонентов в понятии " патриотизм" ученые выделяют терпимое отношение к своим землякам, желание помогать им. Но, у нас есть земляки, которые кричали " Путин, введи войска! ". С их подачи пришла война, смерть и горе. Понятно, что ничего не бывает вечного и мир все равно наступит. Но, как нам жить с этими людьми?

------ Это очень тяжелая ноша для всех сторон. Гражданская война самая страшная. У братьев по крови всегда присутствует амбивалетность чувств. В них присутствует и любовь и ненависть. И когда ненависть начинает преобладать, на выходе мы получаем непримиримый антагонизм, выражающийся в противостоянии. Но время лечит. Затянутся раны и людям станет легче понять и простить друг друга. Естественно, будут те, кому придется ответить за содеянное и предстать перед законом.

Возможно, сейчас, когда идет война, это звучит дико, но для психического и физического здоровья нам необходимо будет помириться. Нельзя все время жить с чувством мести и ненависти. Это опустошает и не дает возможности к развитию. Не думаю, что те, кто призывал к нам Россию, представляли себе чем это все обернется. Уверена, что в будущем люди все осознают и найдут общий язык. Наша же задача не дать ожесточить свои сердца.

------- Я припоминаю случай со своими студентами. Это было лет 20 назад, когда я только пришла на работу. Задала им дежурный вопрос о том, пойдут ли они защищать свою страну , если придется. Я ожидала дежурного ответа, что , конечно, пойдем. Ответ меня огорошил. Они сказали, что не пойдут так как страна им ничего не дала. Но, пришла война и мои бывшие студенты кто с оружием в руках, кто как волонтер встали на ее защиту. Что же произошло?

-------- Снова повторюсь, любовь к Родине проявляется в особенных обстоятельствах. Патриотизм - это тоже составляющая любви, а потребность в любви всеобщее чувство. Оно присутствует в каждом из нас. Если же оно подкреплено обстоятельствами оно становится манифестным. Кроме того, когда нарушаются границы государства, человек воспринимает это как нарушение границ своего собственного ЭГО и начинает защищаться. Вот такая получается проекция.

С началом войны к людям пришло понимание не только любви к своей земле, но и понимание своей гражданской роли в обществе. Как никогда внутренняя сила, энергия, мужество стали востребованы. Появилась возможность показать свои лучшие качества и сделать что -то хорошее для других. От этого люди начали получать моральное удовлетворение. Очень важно когда твои действия помогают спасти чью -то жизнь или здоровье. Наряду с жестокостью и ненавистью, у людей существует потребность помогать другому. Война обостряет не только плохие, но и хорошие качества. Люди почувствовали себя гражданами своей страны от чьих действий зависит сейчас судьба всех, кто живет в Украине.

-------- Виктория , последний вопрос. Почему невозможно переубедить родственников, живущих в России, что у нас нет никаких фашистов, что никто никого не распинает, что мы отстаиваем свою возможность жить так, как мы хотим? Смогут ли люди когда -то переубедить в этом своих родственников-ватников?

------ Людям свойственно верить в то, во что они хотят верить. И не забывайте, что в каждом из нас живут демоны и познакомиться с ними очень страшно. Проще их увидеть в другом и с проецировать их на другого, а самому выступить таким себе благородным рыцарем спасающим человечество. Российское общество, в большинстве своем, не готово принять свой целостный образ на сознательном уровне, в котором есть и плохие и хорошие аспекты. Они видят мир в расщепленном состоянии. И если оно хорошее, кто- то должен быть обязательно плохим. Должно пройти время и люди сами начнут искать ответы на вопросы и поймут, что ничего не бывает однозначным. В настоящий момент это практически невозможно.

Нам же остается воспитывать своих детей в том, что патриотизм - это не пустой звук. Но для этого нужно дать им самый большой урок, который нужно усвоить. Это урок любви. Это главная задача государства. Вот тогда придет уважение к своим традициям, к своему языку и самое главное, уважение, к самому себе, как к личности.

В завершении хочу сказать, что 26 --28 мая в Киеве на базе Международного Института Глубинной Психологии, пройдет международный конгресс психоаналитиков на тему " Родина. Что это значит для нас сегодня". Всем кому интересно понять, как формируется понятие родной земли в психике каждого человека очень рекомендую посетить, послушать и получить ответы на заданные вопросы.

Топ коментарі
+5
Очень хорошо бы посетить это мероприятие нашим властным мужам, чтоб заменить в их сознании любовь к деньгам/обогащению на любовь к Родине.
показати весь коментар
08.05.2016 19:27 Відповісти
+3
Патриотизм-это больше гораздо,чем любовь к своей земле.Это прежде всего-чувство ответственности за себя,своих детей,свою землю,свою страну и готовность быть смелым и жертвенным.Скажу немного неприятную вещь,но уж простите-не до сантиментов: народ в массе своей стал иждивенцем и потребителем с черствой,равнодушной душенкой.Вытягивают ситуацию люди,способные к самостоятельным решениям и целостные простые воины,которые с молоком матери впитали понятия украинского патриотизма ,совести и чести,а также разные категории людей,поддерживающие финансово , морально армию и добробаты.
показати весь коментар
08.05.2016 18:43 Відповісти
+2
Люди не рождаются патриотами своей Родины,они либо становятся ими в процессе своего становления либо не становятся. Если ,начиная со своего рождения, человек будет уверен,что он нужен не только родным ,но и Родине и что Родина его не предаст,что лично он для неё бесценен и не повторим,то он никуда не уедет ,а если уедет,то обязательно вернётся.
Простить- не простить. Для этого нужно время. Время-лечит. Многих ,особенно потерявших родных,и оно не излечит. Здесь,мне кажется,не может быть единства,как бы не хотелось.
показати весь коментар
08.05.2016 16:38 Відповісти
Коментувати
Сортувати:
Люди не рождаются патриотами своей Родины,они либо становятся ими в процессе своего становления либо не становятся. Если ,начиная со своего рождения, человек будет уверен,что он нужен не только родным ,но и Родине и что Родина его не предаст,что лично он для неё бесценен и не повторим,то он никуда не уедет ,а если уедет,то обязательно вернётся.
Простить- не простить. Для этого нужно время. Время-лечит. Многих ,особенно потерявших родных,и оно не излечит. Здесь,мне кажется,не может быть единства,как бы не хотелось.
показати весь коментар
08.05.2016 16:38 Відповісти
Любить Украину!

Любіть у труді, у коханні, у бою,
як пісню, що лине зорею…
Всім серцем любіть Україну свою -
і вічні ми будемо з нею!
показати весь коментар
08.05.2016 18:20 Відповісти
Родину - нужно любить как и мать но не эту так званую дэржаву ее бандитские ценности и банду мерзавцев под названием власть !
показати весь коментар
08.05.2016 18:26 Відповісти
Патриотизм-это больше гораздо,чем любовь к своей земле.Это прежде всего-чувство ответственности за себя,своих детей,свою землю,свою страну и готовность быть смелым и жертвенным.Скажу немного неприятную вещь,но уж простите-не до сантиментов: народ в массе своей стал иждивенцем и потребителем с черствой,равнодушной душенкой.Вытягивают ситуацию люди,способные к самостоятельным решениям и целостные простые воины,которые с молоком матери впитали понятия украинского патриотизма ,совести и чести,а также разные категории людей,поддерживающие финансово , морально армию и добробаты.
показати весь коментар
08.05.2016 18:43 Відповісти
Очень хорошо бы посетить это мероприятие нашим властным мужам, чтоб заменить в их сознании любовь к деньгам/обогащению на любовь к Родине.
показати весь коментар
08.05.2016 19:27 Відповісти
Поднятая тема не может правильно освещена преподавателем иняза. Здесь нужны психологи, правоведы, юристы. Одно дело Родина-Мать и совсем другое - Государство-аппарат насилия, да еще и воровское, коррумпированное, олигархическое, вероломное, лживое и т. д. и т. п. во многия ипостаси .Беззаконие порождает наглость и кровопролитие, а нищенское существование не прививает любви, патриотизма и морального удовлетворения, только высокое самосознание индивида, закладывающееся с детства ....для дальнейшего сказа необходимы выше перечисленные спецы.
показати весь коментар
08.05.2016 21:04 Відповісти
В Конституции Украины (и не только Украины) вообще не используется понятие "Родина".

Зато там говорится о высшей ценности в Украине.

Это - человек, его права и свободы.

Эту ценность на своей территории, люди и защищают от внутренних и внешних врагов, за нее и борятся.
Борятся подчас, не щадя своей жизни.
показати весь коментар
09.05.2016 03:54 Відповісти
...патріотична патетика - як легко і просто ...- і ні слова , а чому іменовані хЕліти не пішли на Фронт - не загинули за Неньку..., не послали в то пекло Війни своїх дітей......, що , не хочеться......, і наостанок ... - коли крали , та грабували свій Народ -свою Націю ці всі 25-ть років, це було ЗЛОДІЙСТВО-КАЗНОКРАДСТВО .....- а сьогодні -це МАРОДЕРСТВО ...., аід лже -патріотичним "соусом"...
...поїдьте по -тим селам , маленьким містечкам - розкажіть це там - тим, "простим"...
...не вірю...
...але що поробиш , коли "хаваєм" і це ....
показати весь коментар
09.05.2016 11:24 Відповісти
много слов вместо простой фразы Христа: возлюби врага своего как самого себя
мне же ближе совет моей бабушки - если человек оскорбил тебя, обидел, посмеялся над тобой и т.д. - не ругай его, не выясняй отношения, а просто прекрати общение с ним раз и навсегда
показати весь коментар
09.05.2016 11:33 Відповісти