За что стоит воевать. И за что не стоит.

Пожалуй, самое интересное и важное для меня на российско-украинской войне оказалось изучение причин, приведших такую массу людей на войну. Это исследование позволяет мне достаточно уверенно смоделировать возможный оборонный потенциал Украины в зависимости от важнейших, влияющих на этот процесс, факторов. И этот потенциал – людской. Смертоносное железо - это не главный ресурс на войне. По крайней мере, на такой войне. Итак…
Каждый принимает решение идти или не идти на войну по-своему. Обычно на это решение влияет достаточно большое число факторов, но кому-то вполне достаточно и одного, особо веского лично для него. Например, формула Портоса - «я дерусь, потому, что … дерусь», не такая уж редкость и сейчас. Такие «драчуны» есть по любую сторону любой войны. Как правило сторону, за которую будет драться такой «драчун», определяет какой-то случайный фактор типа языка, этнической принадлежности одной из бабушек или даже удобство проезда к точке рекрутинга. Обычно такие воины смелы, порой умелы, честолюбивы и даже ценимы командованием за готовность лезть в любую заваруху. Если командование не обеспечивает таких орлов достойными задачами, они выдумывают их себе сами. В войнах невысокой интенсивности (как АТО) у таких воинов есть высокие шансы вернуться с фронта живыми, с заслуженными орденами и уважением побратимов. Но их не много - около процента. Например, в 100%-о добровольческом 25-м батальоне «Киевская Русь» таких было до 10 человек, то есть 1-2%. Безусловно, они не могут решать судьбу сражений, но являются катализаторами любой, особенно бестолковой, активности на достаточно статичной линии соприкосновения (фронта). Оставив поле брани, такие бойцы могут реализовывать свои амбиции и неугомонность в политических движухах, криминальных и полукриминальных шайках и даже в фейсбук-войнах. Как и в случае с выбором партии (или криминальной шайки) значительную роль играет случай, а не какие-либо внутренние убеждения такого ветерана. Комплект заслуженных орденов/медалей/знаков обязательно будет фигурировать в качестве аргумента правоты или «очень смягчающего» вину обстоятельства на уголовном процессе.
Но вернёмся к остальным 98%. Служивших в ВСУ на момент начала войны кадровых военных в этом тексте я рассматривать не буду, чтобы не отклоняться от сути и мотива его написания, тем более на конечный вывод они повлияют очень незначительно. Какие же факторы обычно влияют на решение человека добровольно идти на войну? В силу своей воинской специализации (командир подразделения артразведки) мне пришлось достаточно близко общаться как со всеми подразделениями своего батальона, так и с сотнями бойцов и командиров других батальонов/бригад. Подавляющее большинство из них были добровольцами и у каждого были свои аргументы, приведшие их на войну. Перечислю основные, совершенно не обязательно в порядке их решающего значения, поскольку каждый фактор влияет на каждого человека с очень разным коэффициентом усиления (ослабления). Из факторов «За» - это чувство долга перед страной, которую человек считает своей, этнический патриотизм, дискомфорт от чувства, что можешь отсидеться за чьей-то спиной, страх потерять уважение окружающих, как и желание это уважение добыть, жажда приключений, желание быть причастным к историческим событиям, честолюбие, стремление (порой не сильно скрываемое) конвертировать военные заслуги в положение в обществе и карьеру, невозможность безучастно наблюдать за гибелью людей, к которым испытываешь уважение и/или сострадание… У каждого могут быть и свои индивидуальные, порой очень важные мотивы. Например, месть за близких, давнишняя ненависть лично к Путину и его «русскому миру», воинские традиции семьи и пр.
Из главных факторов «против» я бы выделил СТРАХ. Обычный животный страх быть убитым или искалеченным на войне. Этого страха не лишён никто. Самый отчаянный сорвиголова находит свой адреналин именно в борьбе с этим самым страхом. Я знаю случаи, когда реальные (не позёры) патриоты так и не смогли справиться с этим животным инстинктом, организм физически не давал возможности выполнять то, на что они совершенно сознательно пошли, и они вынуждены были покинуть фронт. Из остальных основных факторов - это непонимание сути конфликта, дошедшего до военной фазы, отсутствие ощущения собственной причастности к самой причине войны, идейный пацифизм, ответственность перед теми, кто от тебя зависит или очень тобой дорожит, страх потерять семью, состояние здоровья (возраст), способное превратить потенциального бойца в обузу для подразделения, сложность оставить на время и не потерять достигнутое в бизнесе/карьере и др. Таких функций можно насобирать сотни, но на самом деле на решение индивидуального уравнения «идти или не идти» на войну реально влияют 2-3.
В принципе, рассматривая эти факторы как функции и подставив к ним индивидуальные коэффициенты, можно вывести уравнение, с одной стороны которого будут функции («за» и «против») с индивидуальными коэффициентами, а с другой решение дилеммы идти или не идти на войну.
Зная решение этого уравнения (решение уже принятое человеком) и значение некоторых функций, можно с достаточно высокой вероятностью вывести и его личные коэффициенты других основных функций уравнения. Например, видя в фейсбуке или других медиаресурсах пламенного патриота страны, отважно ведущего непримиримую борьбу с бандитами при власти за лучшее будущее Украины без видимых медицинских противопоказаний от воинской службы и не пошедшего летом 2014-го за эту страну воевать… Что-то не то в этом уравнении… Не находите? По крайней мере, в исследуемом нами уравнении явно не хватает какой-то очень значимой величины - функции с очень высоким коэффициентом, чтобы это уравнение выглядело правдоподобно. Ну, или одна из активно демонстрируемых функций «липовая». Вероятно патриотизм и/или отвага.
Вместе с тем, у того, кто оказался на фронте по нашу сторону ещё весной 14-го, в левой части уравнения может оказаться нулевой коэффициент у функций патриотизма, личной ответственности, сопереживания и мужества. Зато очень высокий коэффициент карьеризма, тяги к лёгкой наживе, в т.ч. так называемой «контрабанде», неконтролируемым потокам пожертвований и банальному грабежу. А в качестве бонуса - чувство власти над безоружными и почести «героям». Некоторые из таких персонажей уже отбывают заслуженное наказание.
У «героев» начала компании, сколотивших рейтинги «яркими» медиа-подвигами по вывешиванию национальных флагов и «с головой» ушедших «в политику» в тот момент, когда на фронте решалась судьба страны (зима 14-15), тоже реальные коэффициенты патриотизма и долга явно отличаются от декларируемых. Таких и подобных ещё пара процентов. Впрочем, я сейчас не о них.
Всех вышеперечисленных не хватило бы и на формирование одного условно-боеспособного линейного батальона. А Украину защитили те, кто сам пришёл в военкоматы, добился собственной мобилизации, чтобы выполнить свой долг и защитить свою Свободную Страну от соседа-феодала. Если бы ещё в 2013-м феодал Путин захотел бы откусить у феодала Януковича немного ленных владений, почти все эти люди не оторвались бы от своих привычных занятий и даже мало кто из них огорчился бы такому развитию событий. Но победивший Майдан вернул им ощущение Свободы и именно за это они были готовы сражаться. А вот армия главкома Януковича оказала бы «свирепое» сопротивление, торгуясь за печеньки и бонусы от перехода под знамёна другого феодала. Примерно как в Крыму весной 2014-го.
Абсолютно уверен, что если страна проиграет внутреннюю войну за Свободу и станет добычей внутренних феодалов, она снова станет беззащитной перед внешним врагом, поскольку очень мало кто из тех, кто отстоял Свободную Украину в 2014-2015 годах, встанет в строй на защиту ленных владений феодала Порошенко (или кого другого). И меня феодальные переделы границ точно не заинтересуют.
Исходя из вышеизложенного полагаю, все, кто сейчас призывает «не расшатывать лодку (будку)», объявляет агентами кремля (Вашингтона, сионизма…) тех, кто критикует власть и требует отставки зарвавшихся чиновников (включая первого), рискуют стать соучастниками военного поражения Украины. Поскольку «реформированная по стандартам НАТО» ВСУ Порошенко-Муженко не способна НИ НА ЧТО! Кроме проедания бюджета любого размера. А очередей у военкоматов из добровольно идущих на защиту феодального удела Порошенко, Авакова и Ко точно не будет. Ну, а если кого и поймают-забреют, только наберут бесполезный балласт.
Ну и в качестве вывода и призыва:
Побратимы! Патриоты! Политики!
Шатайте лодку (будку)!
Отставка (импичмент) любому проворовавшемуся (зарвавшемуся) чинуше!
Даёшь Антикоррупционный Суд!
Не мешать НАБУ!
Югу обратно на нары (как минимум за преступное раскрытие антикоррупционной агентуры)!
РЕФОРМЫ (не липовые) или ИМПИЧМЕНТ!
Миша, ЖГИ!!!
Пару уточнений по сути написанного: из очередей образовавшихся в военкоматы в 2014 призвали едва ли не 10%. Хвост очереди уже успел увидеть, что идет слив и сдача территорий, так быстро и явно это происходило. Многие люди не оказались на войне совсем не по озвученным в статье причинам, а по причине наличия мозга и способности к анализу. И есть большая доля вероятности, что после прихода нормальной власти немало граждан захочет вступить в ряды украинского Кайтселийт или Кидон. И мы получим многочисленную, мотивированную армию.
Теперішній етнічний склад Східної України, і Донбасу зокрема, сформувався не за часів "Слова". Взагалі, номади, хоч і добрі вояки, не здатні в історичній перспективі протистояти землеробам, через те, що землеробство економічно більш продуктивне і має змогу забезпечити значно більшу щільність населення.
Українська етнічна колонізіція, що простягалася навіть значно далі на схід від Донбасу, і московська адміністративна колонізація - ось два головних чинники, що сформували етнічний склад Донбасу. Українська складова переважала, адже москалі були лише у війскових поселеннях і гарнізонах у містах.
Яку дійсно треба мати любов до Батьківщини, щоб воювати в таких умовах!