11567 відвідувачів онлайн
6 947 31
Редакція Цензор.НЕТ може не поділяти позицію авторів. Відповідальність за матеріали в розділі "Блоги" несуть автори текстів.

Броня для БТР: процент серы или ошибочка вышла?

бтр,броня

Был удивлён недавно двумя вещами.

Первая. Что мой недельной давности пост с оценками ситуации о производстве БТР-4 из импортной брони вызвал обвинения в заангажированности и необъективности. Да, давненько такого уже не бывало. Ок, я это запомнил) Наверное, и вправду ценная тема.

Вторая "удивляшка" касается уже самой финской брони, о которой шла речь. Она используется для производства бронемашин "Козак" компании "Практика" и ее ХКБМ им.Морозова планирует использовать для производства БТР-3 и БТР-4. Это нужно для минимизации ряда рисков, связанных с производствам корпусов БТР из брони отечественной марки 71. Были подобраны зарубежные аналоги отечественной брони - на основе решения генерального конструктора, который является ключевой фигурой при принятии подобных решений. Один из аналогов – как раз финская Miilux Protection 500.

В соответствии с протоколом совещания в Минобороны "Организация выполнения ГОЗ и контрактных обязательств по поставке бронетранспортеров БТР-4Е и машин на его базе на 2015 г." было изготовлено 10 БТР-4Е с корпусами со стали Miilux Protection 500. В ХКБМ утверждают, что нареканий на эти машины у пользователей не было.

В сентябре 2018 г. между Минобороны, ДК "Укроборонпром" и ХКБМ было подписано новое Совместное решение, по которому ХКБМ под контролем военной приемки должно было изготовить два корпуса БТР-4Е с использованием броневой стали марки Miilux Protection 500. В декабре 2018 г. ХКБМ подписало контракт на поставку брони с польским дилером компании Miilux, отвечающим за Восточную Европу. В феврале-марте 2019 г. эта броня была поставлена на ХКБМ. И именно вокруг этой поставленной партии сейчас активно ломаются копья и высекаются искры взаимного праведного негодования - со стороны Минобороны, "Укроборонпрома", ХКБМ и военной приёмки. Так как ставки гораздо выше, нежели судьба этих двух злосчастных БТРов.

Поставщик и заказчик утверждают, что химический состав стали Miilux Protection, из которой в 2016 г. было изготовлено и поставлено в Минобороны 10 бронетранспортеров такой же, как и у стали, поставленной в марте 2019 г. Или, как поясняют в ХКБМ, "хімічний склад броньованої сталі марки Miilux Protection 500 поставки 2016 р. та поставки 2019 р. не має суттєвих розбіжностей та забезпечує належний рівень захисту, що підтверджено протоколами випробувань".

Позиция Минобороны, вернее, военной приемки, которая обеспечивает входной контроль продукции, иная. 6 июня 2019 г. на сайте оборонного ведомства появилось сообщение, которое существенно подняло градус взаимных обвинений. Речь шла о том, что "військова прийомка з’ясувала, що вміст шкідливих елементів у сталі марки MiiluxProtection 500, таких як сірка й фосфор у визначених зразках до 30 разів перевищує будь-які норми навіть для сталей низької якості, тим паче броньових. Водночас, вміст легуючих елементів, які наділяють метал броньовими властивостями, визначено як критично низький. Відтак, сталь з такими параметрами, нехай і теоретично, жодним чином не могла потрапити на конвеєр, де складають бронетехніку для того ж НАТО чи іншої країни", - утверждалось в сообщении.

Даже удивительно было, как финны могли так проколоться. Ведь недавно они приезжали в Украину для того, чтобы подтвердить, что все бронелисты, которые были поставлены в Украину от польского дилера Miilux - это их продукция. И это действительно броня Miilux Protection.

И теперь вот новый поворот.
Анализ химсостава финской брони 16 мая 2019 г. проводила компания "Сендлаб" из города Днепр. Речь шла о химанализе 14 образцов. Как я понимаю, именно на основе этого анализа, в частности, появились утверждения о превышении процента серы в металле "в 30 раз", хотя там у разных образцов – разные показатели. Например, при анализе "наиболее серосодержащего" образца брони под номером 30657-31-18-3 – процент серы в нем в документах от "Сендлаб" указан 0,06.

10 июня 2019 р. повторный химанализ этих же бронематериалов провело харьковское НПП "Укрінтех". При этом оказалось, что фактический состав брони близок к тому, что указано в сертификате от поставщика. Ну, это по мои визуальным оценкам. Впрочем, оцените сами – даю фото со сводной таблицы. И нет аномального, выходящего за нормы допустимого превышения по процентному содержанию серы и фосфора. При анализе того же образца брони под номером 30657-31-18-3 показатель серы в нем - 0,0051.

Вот такая нескладуха вышла.

Почему так? В письме на ХКБМ от компании "Сендлаб" все объясняется так: "При определении таких химических элементов как сера и фосфор может быть погрешность прибора…"

P.S.
Предлагаю для верности еще несколько экспертиз провести. Чтоб уже точно без погрешностей прибора, о чем как-то запутано изложено в письме из Днепра. Правда, пока суть да дело, история с разборками вокруг финской брони, особенно после того, как ее публично назвали "мусором", кажется, начала приобретать и международную окраску. Это по нашим правилам в борьбе за правду не обязательно подбирать слова и факты. У финнов и тут что-то не так. По моей информации, финская компания готовится к тому, чтобы выставить претензии к украинской стороне за заявления и действия, которые наносят урон деловой репутации компании.Будет это или нет - посмотрим. Но уверен - в истории про броню и БТРы "динамики" и удивительных фактов скоро явно добавится.

На фото в таком порядке: майские данные "Сендлаб"/ анализ "наиболее серосодержащего" образца брони под номером 30657-31-18-3 по документам "Укрінтех" / сводная таблица содержания микроэлементов всех образцов по данным "Укрінтех" / поясняющее письмо от компании "Сендлаб" на ХКБМ.

Цензор.НЕТ Изображение
Цензор.НЕТ Изображение
Цензор.НЕТ Изображение
Цензор.НЕТ Изображение

Топ коментарі
+7
Немає відката , немає якості . За все потрібно налапу .
показати весь коментар
14.06.2019 14:15 Відповісти
+5
Автору потрібно було б спочатку вияснити яка різниця в методах хіманаліза. Дві контори два різні методи: оптико-емісійний та рентгено-флуоресцентний. Оптичний більш точний. А взагалі потрібно робити мокру хімію вона на арбітраж краще їде. Висновок: спеціалістів майже немає, але балаболів до біса
показати весь коментар
15.06.2019 12:02 Відповісти
+5
однозначен факт попытки срыва поставок финской стали в Украину для военных целей и условно понятно, откуда ноги. Была б политическая воля, правоохранители могли б найти на кого следует одеть наручники в срок 2-3 дней. Вот этой серии в этом захватывающем сюжете как раз и нет.
показати весь коментар
16.06.2019 18:17 Відповісти
Коментувати
Сортувати:
зрадолюбы керовы, все об-рали...
показати весь коментар
14.06.2019 14:05 Відповісти
Немає відката , немає якості . За все потрібно налапу .
показати весь коментар
14.06.2019 14:15 Відповісти
скорее всего так все и было
показати весь коментар
14.06.2019 18:49 Відповісти
У меня термисты в цеху "на искру" любой состав определяли, с погрешностью 0, 00001%
показати весь коментар
14.06.2019 19:02 Відповісти
Я вам без искры, по запаху который идёт от стружки при механической обработке, отличу качественную сталь вроде 45 от стали обычного качества вроде Ст - 3. У качественной запах чистый, чуть пряный острый. У той где больше серы и фосфора он забивается их неприятным запахом.

У некоторых легирующих элементов тоже есть характерный запах. Например у ванадия и вольфрама. Но их я пока слабо различаю.
показати весь коментар
14.06.2019 19:23 Відповісти
А лизать кусок сталюки ты не пробовал? Мог бы большие деньги зарабатывать на таком анализаторе...
показати весь коментар
15.06.2019 07:14 Відповісти
"Дебил, ***" (с) С. Лавров.
показати весь коментар
15.06.2019 12:38 Відповісти
Ну может и не с указанной точностью, но хороший слесарь по искре марку стали более менее отличит. (как минимум содержание углерода и некоторых легирующих элементов)
показати весь коментар
15.06.2019 14:10 Відповісти
В 50-х годах было в войсках ПВО "Руководство по ремонту РЛС"..Оно было рассчитано на невысокий уровень личного состава.Там ,кроме маркировки,проверки и ремонта (даже) радиоэлементов,было и определение металла по искре.Спустя 10 лет я пацаном пробовал:результат был весьма точен.
Что произошло на заводе?Подмена или провокация или диверсия?Ждём продолжения в следующем номере.
показати весь коментар
17.06.2019 23:46 Відповісти
Или входной контроль в оборонных предприятиях отменён?
показати весь коментар
17.06.2019 23:53 Відповісти
Вы бы еще в "Евролаб" обратились !
показати весь коментар
15.06.2019 08:11 Відповісти
Автору потрібно було б спочатку вияснити яка різниця в методах хіманаліза. Дві контори два різні методи: оптико-емісійний та рентгено-флуоресцентний. Оптичний більш точний. А взагалі потрібно робити мокру хімію вона на арбітраж краще їде. Висновок: спеціалістів майже немає, але балаболів до біса
показати весь коментар
15.06.2019 12:02 Відповісти
при чем тут методы химанализа...скорее всего финны не заплатили кому надо, вот в Минобороны и решили запретить эту сталь
показати весь коментар
15.06.2019 13:40 Відповісти
Хорошо, что тему подняли! Держим на контроле развитие ситуации.
показати весь коментар
15.06.2019 23:42 Відповісти
однозначен факт попытки срыва поставок финской стали в Украину для военных целей и условно понятно, откуда ноги. Была б политическая воля, правоохранители могли б найти на кого следует одеть наручники в срок 2-3 дней. Вот этой серии в этом захватывающем сюжете как раз и нет.
показати весь коментар
16.06.2019 18:17 Відповісти
Блин, раз в кои то веки хотел написать по делу....
показати весь коментар
15.06.2019 23:46 Відповісти
О, получилось. Вкратце, сам работал в лаборатории на металлургическом и кухню малость знаю. Скорее всего накосячили днепровцы (третье фото, диапазон измерений 0,02-0,06 и 0,02-0,66, что очень много, сера/фосфор обычно идут в тысячных, если это не высокосернистые стали)-либо не тот прибор, либо не тот метод анализа.
показати весь коментар
15.06.2019 23:49 Відповісти
Второй момент-харьковчане снял по три точки (0,0078-0,0081 фосфор и 0,0042-0,0058 сера, для спектрального анализа полторы тысячных это нормально, фосфор так вообще идеально совпал), сколько снимали днепровцы непонятно вообще, не удивлюсь если по одной. Скорее всего просто большая ошибка прибора, нельзя было мерять тысячные, когда у тебя оборудование рассчитано на сотые (то бишь разница на порядок). Как-то так.
показати весь коментар
15.06.2019 23:54 Відповісти
Нарешті. Спеціаліст знайшовся, я вже думав їх немає. Все правильно написали. Більш того сірку Дніпро могли визначити і за допомогою газоаналізатора АН-7529 (існує методика), але вона геморойна. Рентген-флуоресцентний (XRF) метод більше підходить для кольорових металів, а для неметалів (C, Si, P, S) його не рекомендують. Одно разу на виставці зразок простої сталі (Ст3кп) XRF-апарат видав 3 різні результати (на одному апараті укр. виробництва, хоча япошка тоже накосячив). В той же час німецький оптико-емісійний (Bruker Q2) дав правильний результат. На рахунок харківських дослідників - в них є всі прилади - і опитчні і рентген. навіть новий прилад LIBS (лазерна спектрометрія). Тому більш точні дані від харківських. Інша частина аналізу нажаль не вказана в статті - а це результати механічних вибробувань та дані металографії.
показати весь коментар
16.06.2019 13:49 Відповісти
АНовский анализатор (если не ошибаюсь это который с предварительно прокаленными керамическими тигельками в виде лодочки в которых потом прожигается стружка с плавнем, ох сколько я их прокаливал в своё время ) весьма хорошая штука в плане точности, обычно мы проверяли уже в окончательной пробе после плавки(как правило существенного расхождения со спетрометром не было). С XRF методами дела не имел, врать не буду, погуглил навскидку, что-то не очень для сталей подходит, тут вы правы. Вообще судя по всему днепровцы сделали по принципу "нам принесли-мы сделали" не особо задействовав мозги, вот и получилось то, что получилось. Структуру металла как понимаю ни те, ни те не проверяли, может и там что-то быть.
показати весь коментар
16.06.2019 14:23 Відповісти
Як приємно зі спецами спілкуватися. АН більше на поток (на плавку металу) під якусь конкретну задачу. а коли вже їде дослідження невідомих металів то потрібно мати велику кількість стандартних зразків які дуже "недешеві". XRF для розкалібрування підійде, а для точних аналізів - не воно. Принцип вибору виконавця напевно був по ціні, а не по якості. Тому і такий результат. А взагалі на підприємстві такого рівня повинна бути своя лабораторія вхідного контролю (а по факту там такого немає) з нормальним комплектом обладнання та колективом спеціалістів (з нормальною ЗП). І таких проблем більше не буде
показати весь коментар
16.06.2019 15:17 Відповісти
Да нет, я как раз не спец, просто довелось поработать, да и было это лет 15 назад. Я даже не химик-аналитик, а всего лишь химик-силикатчик, так что насчёт теории в аналитике весьма слаб. Со сказанным вами согласен полностью, и то, что своя ЦЗЛ должна быть, и персонал, который бы этим занимался. Ну так на оборудовании норовят сэкономить(к примеру наш спектрометр стоил в районе полумиллиона убитых енотов, не всякому по карману, хотя был и второй, ДФС что ли, не помню марку точно), вот и получается, то что есть, да и персоналу проще свалить в Польшу или податься в манагеры. Вот так и получилось.
показати весь коментар
16.06.2019 20:46 Відповісти
https://censor.net/user/235566 - ну и как может специалист - лаборант мерять тысячные прибором, который меряет сотые? Его кто-то просил так померять?? и раструбить туфту по всему миру еще кто-то просил?? КТО эти люди??
показати весь коментар
16.06.2019 18:21 Відповісти
Откуда ж я знаю, не я ведь мерял, я вообще не спец, по специальности химик-силикатчик, а не химик-аналитик, просто работал в лаборатории на металлургическом лет так 15 назад, вот и вспомнилось, мысли как мог изложил. А там уже пусть поумнее меня люди разбираются.
показати весь коментар
16.06.2019 20:35 Відповісти
різниця між балаболом і спеціалістом - спеціаліст спочатку перевірить і тільки потім зробить висновок на основі якого вирішить проблему. а балабол просто буде балоболити в пусту. Хімік він і а Африці хімік (і там знайде роботу, а про Польщу взагалі мовчу). Технічні спеціалісти знайдуть спільну мову в будь-якій країні (Жак Фреско цілу теорію придумав). Є навіть такий вислів, що не можна називати дурнів дурнями, їх потрібно називати гуманітаріями. Технарі завжди знайдуть швидке рішення проблеми (щоб потім спокійно пива бахнуть)
показати весь коментар
16.06.2019 21:58 Відповісти
Жаль, но это сейчас мало кому нужно, у меня чуть ли не весь офисный коллектив на работе мыслит категориями "купи-продай" и какая с этого будет маржа. Скучно с ними, цифры в глазах вместо зрачков.
показати весь коментар
16.06.2019 23:48 Відповісти
В нашому укроборонпромі працюють "слони по продажу посуду". Хіба рекламацію на товар треба через ЗМІ давати? Не по вузьким каналам?
показати весь коментар
16.06.2019 13:27 Відповісти
Немного теории по сере (отвечал на экзамене на вопрос, по фосфору - не довелось)

Сера образует связи с железом в стали (сульфаты кажется, короче соли серы). При кристаллизации эти соединения вытесняются на границы зёрен. Эти соединения имеют низкие механические свойства и низкую температуру плавления. В результате при повышении содержания серы нарушаются связи между зёрнами металла. От этого понижаются механические свойства, в частности ударная вязкость. Кроме того - ухудшается показатель красноломкости (при нагревании для ковки - соли плавятся, связи между зёрнами ещё сильнее слабеют. Сталь легче ломается а не пластически деформируется).
показати весь коментар
17.06.2019 00:22 Відповісти
Термісти бісяться (метал просто тріщить), а при мехобробці (листогиб і навіть гільйотина) також нічого нормального не виходить. приклад: фірма рубала метал на гільйотині (10 мм) і край метала розшаровувався як листи в книжці. Майже те саме коли метал гнуть. Метал по лінії згину тріщить і розшаровується. Негативний вплив сульфіду заліза. На металографії це все добре видно . Вихід тільки один: зміна виробника/постачальника металу. Всі виробники в яких були такі проблеми відмовились від вітчизняного металу (особливо це стосується однієї великої контори). Ні польський ні німецький метал таких проблем не має
показати весь коментар
17.06.2019 10:44 Відповісти
Або некомпетентність (у 30 разів), або диверсія (зрив контракту).
В обох випадках края можна знайти, якщо шукати.
показати весь коментар
18.06.2019 07:38 Відповісти