Как ФГИ продал "тюрьму-заброшку" за 400 млн гривен
Практически в каждом городе или поселке можно найти множество развалин, которые давно уже не представляют никакого интереса для своих хозяев. Бывшие гиганты промышленности, к сожалению, теперь припадают пылью и собирают вокруг себя нежеланных гостей из числа профессиональных бездомных. В лучшем случае, на месте покинутых зданий возникает стихийный парк из разнотравья и деревьев, которыми заросли заброшенные корпуса и пристройки, создавая уютную атмосферу постапокалипсиса. Кроме негативных социальных, экономических и эстетических последствий, такие развалины несут и непосредственную физическую опасность, в связи с хрупкостью стен и внутренних конструкций, которые могут обвалиться в любой момент.
Интересный факт: чем больше заброшка — тем выше шанс, что она государственная. А теперь подумаем и построим логическую цепочку: если она государственная, откуда государство берет деньги на ее финансирование? Оказывается, что все эти развалины — наш общий, так сказать, инвестиционный проект. И судя по их состоянию, проект не слишком успешный. Цитируя современных классиков, "Денег нет, но вы держитесь". Кроме того, каждый день простоя этих памятников раннего и позднего социализма обходится всем нам в копеечку.
Очевидно, что проблема системная и требует соответствующего системного подхода. Многие годы государство пыталось закрыть глаза на происходящее, но время шло, здания ветшали, а яма расходов на их содержание все разрасталась. Благо, это подталкивает государственного собственника к поиску действительно эффективного решения. Учитывая все сложившиеся обстоятельства, наиболее реальным и выгодным вариантом становиться передача указанных объектов новым частным собственникам, то бишь приватизация.
Как известно, обязанности по управлению объектами госсобственности возложены на Фонд госимущества Украины, соответственно, инициатива по приватизации должна исходить от представителей этого госоргана. До недавнего времени Фонд не проявлял особой активности по приватизационному направлению: продажи госпредприятий шли из рук вон плохо, долги увеличивались, а коррупционные схемы на госпредприятиях регулярно пополняли карманы отечественных олигархов и нечестных на руку чиновников.
Осенью 2019 года в Фонде произошли серьезные кадровые изменения, которые весьма положительно сказались на общей ситуации по управлению госимуществом в целом. Во-первых, стартовала полноценная реформа приватизации и аренды госимущества: вместо непонятных и очень мутных схем, благодаря которым объекты переходили в "нужные руки", теперь вся процедура проходит через систему Prozorro.Продажи, где каждый может как принять участие в аукционе, так и проверить его результаты. Наконец доступ к тысячам государственных объектов получат простые предприниматели, которым не надо будет "заносить" в кабинеты чиновников.
Все это соответствует общей канве на построение равных рыночных отношений в экономике и недавно внесенному в Раду Банковой проекту закона про деолигархизацию. Я бы в этом законопроекте усилил акцент на демонополизацию, ведь в экономике все должны быть равны. Тот же, кто считал себя непотопляемым и неприкосновенным, наконец-то должен будет отвечать по закону. Отдельно отмечу действия государства по восстановлению контроля над "Центрэнерго", которое до недавнего времени контролировал Коломойский.
Во-вторых, результаты приватизации наконец стали реально ощутимы: продажа гостиницы "Днепр" за 1,1 млрд гривен — яркий тому пример. Уже по итогам 2020 года, поступления от приватизации составили более 3 млрд гривен, что в 4 раза превысили показатели 2019 года и более чем в 8 раз улучшили прибыль 2018 года. Теперь же, когда Верховная Рада наконец таки разблокировала процедуру большой приватизации, в ход пойдет тяжелая артиллерия — объекты, оценочная стоимость которых превышает 250 млн гривен. Уже в этом году Фонд планирует проведение аукционов по приватизации ОГХК, ПКМЗ (завода "Большевик") и "Президент-Отеля", обещая положить в казну дополнительные 12 млрд гривен.
В-третьих, существенно активизировалась работа по управлению непрофильными активами со стороны многих государственных учреждений. Неожиданно оказалось, что органы власти очень непрочь подзаработать на давно ненужных объектах и направить полученные средства в развитие. Некоторые до сих пор упираются и по различным причинам не желают передавать непрофильные активы на приватизацию. Другие же охотно отозвались на "боевой клич" ФГИ, понимая очевидные выгоды такого решения. Яркий пример тому — "большая приватизация тюрем", которую запустило Министерство юстиции.
Буквально вчера состоялся аукцион по продаже бывшей Львовской колонии №48, которая вот уже несколько лет пустовала и привлекала внимание разве что любителей сдачи металлолома. Жители соседних домов тоже были не в восторге от такого соседства, а Министерству юстиции приходилось тратить на ее содержание до нескольких миллионов гривен в год. Однако, из-за выгодного расположения вблизи центральных районов Львова, объект привлекал внимание сразу многих игроков: от строительных компаний до представителей IT-отрасли. Было принято решение — выставить объект на продажу.
Несмотря на кучу критики, которая предшествовала продаже бывшей тюрьмы, аукцион прошел более чем успешно: цена во время аукциона выросла в 3 раза, а победная ставка, предложенная представителями IT-холдинга "Софт-Серв", составила 407,5 млн гривен. Достаточно сказать, что это вторая наиболее успешная сделка после продажи гостиницы "Днепр" и больше, чем вся прибыль государства от приватизации в 2018 году. Качественное продвижение объекта, тщательный аудит и предоставление информации по принципу "все знают всё" сделали свое дело.
Всего же кампания по продаже заброшенных тюрем должна принести государству более 1 млрд гривен. При чем, 70% полученных средств перейдут непосредственно Министерству юстиции, которое потратит их на модернизацию существующих тюрем и улучшение условий содержания заключенных. Мифы же о том, что в Украине якобы появились частные тюрьмы, выглядят смешными: достаточно просто вчитаться в условия приватизации, чтобы понять, что речь идет о продаже уже закрытых объектов.
Очень хочется верить, что государство наконец-то научилось хоть в этой сфере брать ношу по себе. Грамотное управление и профессиональный подход могут даже развалины превратить из объекта, нуждающегося в постоянных бюджетных расходах, в объект получения прибыли.