5797 відвідувачів онлайн
370 1
Редакція Цензор.НЕТ може не поділяти позицію авторів. Відповідальність за матеріали в розділі "Блоги" несуть автори текстів.

Приватизация ОГХК: сейчас или никогда?

Приватизация ОГХК: сейчас или никогда?

Конец лета в Украине обещает быть весьма жарким: аккурат 31 августа 2021 года состоится первый аукцион большой приватизации, призванной привлечь инвестиции в национальную экономику. Первым крупным объектом, выставленным государством на продажу, станет АО “Объединенная горно-химическая компания”, крупнейший в Украине и Европе производитель титановых, рутиловых и цирконовых руд. Аукцион должен стать крупнейшей — с момента продажи “Криворожстали” — приватизацией государственного имущества. Однако все ли готово к проведению сделки?

Аукцион по продаже АО “ОГХК”, как впрочем и других объектов большой приватизации, должен был состояться еще в 2020 году. Однако, в конце марта того же 2020 года Кабмин, а позже и Верховная Рада заблокировали https://www.epravda.com.ua/news/2020/03/30/658684/  проведение сделок по большой приватизации в связи с пандемией COVID-19 и возможной нестабильностью на мировых рынках. Впрочем, Фонд госимущества не сидел сложа руки: за этот период предприятие прошло 9 процедур due diligence, вновь вернулось к прибыльности, а стартовая цена АО “ОГХК” выросла на 75%. С чем столкнулось государство на пути восстановления порядка на предприятии? 

Схемы

Созданная в 2014 году, АО “Объединенная горно-химическая компания” — буквально — объединила под одной организационной структурой производственные мощности Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК. Новая компания, которая к тому же обладала крупнейшими в Европе мощностями по выработке титановой руды, сразу же привлекла внимание “сильных мира сего”. Согласно расследованию, https://blogs.pravda.com.ua/authors/leschenko/564efdaada1b8/  опубликованному Сергеем Лещенко еще в ноябре 2015 года, во времена президентства Порошенко ОГХК находился чуть ли не под прямым контролем народного депутата от партии “Народный Фронт” Николая Мартыненко: лояльный (а точнее карманный) менеджмент позволял выводить миллионы гривен на якобы выгодные для государства поставки сырья.

Под “чутким руководством” приближенного к Мартыненко экс-директора ОГХК Руслана Журило и его соратников, предприятие поставляло сырье для малоизвестной австрийской компании “Bollwerk Finanzierungs- und Industriemanagement AG”. Дело в том, что стоимость поставленной продукции ОГХК по контракту с этой конторой — а по сути, типичной прокладкой для отмывания и вывода средств — была в 2 или даже 3 раза ниже рыночной. В конце концов, схемами Журило заинтересовались правоохранители: НАБУ инкриминировала бывшему руководству предприятия незаконный вывод средств на сумму более 300 млн гривен. Дело получило настолько широкую огласку, что даже привлекло внимание корреспондентов “Радио Свобода” https://www.radiosvoboda.org/a/schemes/29087265.html , которые подробно рассказали о финансовых махинациях на госпредприятии. 

“Венский арестант”

Как уже повелось по старой (но не доброй) традиции украинского госсектора, Фонду госимущества предстоял трудоемкий процесс восстановления нормального государственного контроля над предприятием. Во-первых, ФГИ нуждался в новом менеджменте для ОГХК, способном восстановить нормальный производственный цикл на предприятии. Как показало время, для этого понадобилась не одна, а целых две полных смены руководства предприятия. Дело в том, что кроме Мартыненко о судьбе ОГХК очень беспокоился бывший арендатор Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК — никто иной как Дмитрий Фирташ.

Потеря ценных активов в 2014 году серьезно ударила по возможностям Group DF, для которой поставки титанового сырья производства ОГХК имели крайне важное значение для стабильной работы завода “Крымский титан”, находящегося в оккупированном Армянске. Для этого команда Фирташа пыталась наладить “взаимовыгодное сотрудничество” с руководством ОГХК, по сути — оформить запрещенные законом поставки сырья на территорию Крыма в обмен на личное финансовое благополучие менеджмента госпредприятия. Такая “модель работы” с руководством ОГХК работала аж до начала 2020 года, когда Фонду госимущества таки удалось отстранить от руководства предприятием “токсичного” Александра Гладушко.

Нормализация

В октябре 2020 года на должность врио главы правления АО “Объединенная горно-химическая компания” был назначен Артур Сомов, под руководством которого компания, кажется, наконец начала работать на своего непосредственного собственника — на государство. Повторная замена руководства предприятия позволила не только избавиться от внешнего давления на работу ОГХК, но и завершить процесс финансовых и хозяйственных преобразований, необходимых для прозрачной приватизации. Уже к завершению 2020 года компания показала чистую прибыль размером в 350 млн гривен — в 3,5 раза больше, чем в 2019. 

Эффективный контроль за финансами компании, а также открытие новых запасов сырья на территории Вольногорского ГМК крайне позитивно сказались на формировании стартовой цены объекта: уже к апрелю 2021 года стартовая цена АО “ОГХК” выросла на 1,6 млрд гривен и составила 3,7 млрд гривен. Подобный рост цены — 75% — беспрецедентен, особенно учитывая масштаб объекта приватизации. Кроме того, впервые в истории Украины на ОГХК был снят гриф секретности “Для служебного пользования” — в практическом смысле это означает, что все участники будущего аукциона будут четко понимать не только финансовое состояние объекта, но также и разведанные запасы сырья. Отдам должное: BDO Corporate Finance, который выступил советником по приватизации, провел все процедуры прозрачно и в соответствии с лучшими рыночными практиками.

Впервые после приватизации “Криворожстали” в 2005 году, государство получило реальную возможность привлечь крупный международный капитал для развития национальной экономики. Принимая во внимание негативный коррупционный опыт на ОГХК, приватизация — это оптимальный шаг установления эффективной работы предприятия без риска для государственного собственника. Кроме того, за продажу одного объекта государство планирует выручить сумму, превышающую https://www.epravda.com.ua/news/2020/12/24/669540/ весь доход от приватизации за 2020 год. 

Но, как в старом анекдоте, есть нюанс.

Тени прошлого

Бывшие “бенефициары” ОГХК неоднократно предпринимали попытки препятствовать прозрачной процедуре приватизации предприятия.  Более того, можно говорить об открытой и систематической подрывной деятельности против государства со стороны заинтересованных в предприятии сторон. И если раньше речь шла просто о коррупции, то последующие действия этих (не)известных сил можно смело трактовать как теракты. В первую очередь, речь идет о попытках запугивания и давления на менеджмент ОГХК: так, в мае 2020 года неизвестные подожгли https://www.epravda.com.ua/rus/news/2020/05/22/660850/ автомобиль руководителя отдела экономики и финансов АО “Объединенная горно-химическая компания” Кириченко.

Кроме того, для дискредитации ОГХК в глазах международных партнеров велась подрывная работа по срыву поставок продукции предприятия по подписанным договорам. В августе 2020 года на железнодорожной станции “Верховцево” была произведена диверсия: на десяти вагонах-хопперах, направлявшихся к Одесскому порту с титановой продукцией ОГХК, были сорваны пломбирования и открытые защитные люки. Руководство компании сразу же заявило https://www.epravda.com.ua/columns/2020/08/13/664003/ о том, что это была целенаправленная попытка сорвать контракт для одного из важнейших клиентов ОГХК — американской компании Chemours, входящей в состав одного из мировых лидеров химической отрасли — корпорации DuPont.

Еще один внешний удар пришелся по ОГХК совсем недавно. В начале августа 2021 года Госгеонедра принял решение об отмене результатов конкурса по Селищанскому месторождению титановой руды, отдав его под управление ОГХК по стоимости в 50 млн гривен. Предыдущий победитель конкурса — Междуреченский ГОК — принадлежит Group DF того же Дмитрия Фирташа. Решение об отмене конкурса было принято в связи с активной деятельностью последнего на ниве спонсирования терроризма и сотрудничества с россиянами в оккупированном Крыму.

В ответ на такое решение государства, Фирташ предпринял отчаянную попытку остановить приватизацию ОГХК чуть ли не в последний момент: последнюю неделю “говорящие головы” и “эксперты” энергорынка рассказывают https://hubs.ua/news/budushhij-pokupatel-oghk-stolknetsya-s-sudebny-mi-sporami-iz-za-nespravedlivoj-otsenki-privatiziruemogo-predpriyatiya-ekonomist-243576.html о необходимости “приостановить” приватизацию ОГХК из-за якобы необходимости пересмотра стартовой цены. 

Так, может быть, лучше действительно подождать? Ответ: категорически “нет” и вот почему.

Приватизировать сейчас

Практика украинской приватизации показывает: если предприятие не приватизируют с первого раза, оно может надолго “зависнуть” в руках государства, постепенно теряя в цене. Яркий пример тому — Одесский припортовый завод. В 2009 году правительство Тимошенко почти приватизировало предприятие за $500 млн, однако продажа была заблокирована решением президента Ющенко. Решение о приватизации оттягивалось до “лучших времен”, которые так и не настали: к 2016 году ОПЗ никто не хотел покупать даже за $200 млн. После этого Фонду госимущества понадобилось несколько лет для нормализации финансовой работы предприятия, а новая попытка приватизации ОПЗ запланирована на 2022 год.

Кроме того, сейчас АО “ОГХК” как актив может принести государству существенно больше, чем стартовые 3,7 млрд гривен. Логика здесь простая и очевидная: предприятие подходит к аукциону в отличной форме, с положительными финансовыми показателями, прозрачной отчетностью и хорошими (да что уж, отличными!) новостями по возможности использования месторождений. Прозрачные правила ведения аукциона с ходом ставки в 50 млн гривен — эквивалент стоимости https://www.facebook.com/UMCC.titanium/photos/a.116111170146474/380305473727041/?type=3&theater лицензии на разработку Селищанского месторождения — станут залогом формирования действительно рыночной цены за объект.

По словам ФГИ, к участию в аукционе удалось https://www.epravda.com.ua/publications/2021/06/23/675280/ привлечь около десятка международных компаний, действительно заинтересованных в покупке и дальнейшем развитии объекта. Нужно принимать во внимание и условия приватизации, которые обязывают инвестора вложить 400 млн гривен в модернизацию мощностей ОГХК.

Ну и напоследок. Аукцион по приватизации АО “Объединенная горно-химическая компания” — это большой имиджевый проект не только для Фонда или нынешнего политического руководства, но и для страны в целом. Мы наконец громко заявляем о себе на мировой карте инвестиций, открывая возможности для развития большого — и не олигархического — бизнеса в Украине. Государство всерьез открывает двери для иностранных инвестиций не просто обещая “золотые горы”, но предлагая конкретную дорожную карту для развития титановой промышленности, о чем заявлялось на заседаниях Кабмина.

До приватизации АО “ОГХК” осталось две недели. Очень надеюсь, что Украина “не сдрейфит” и достойно проведет аукцион, а национальная экономика получит новый импульс для развития благодаря прозрачным инвестициям.

Коментувати
Сортувати:
Аукцион по приватизации АО "Объединенная горно-химическая компания" - это большой имиджевый проект не только для Фонда или нынешнего политического руководства, но и для страны в целом. Мы наконец громко заявляем о себе на мировой карте инвестиций, открывая возможности для развития большого - и не олигархического - бизнеса в Украине. Источник: https://censor.net/ru/b3283067

Вы это серьезно....или это стеб такой?? Ведь известно уже что пабедит игорьвалерич
показати весь коментар
17.08.2021 14:20 Відповісти