Шри-Ланка: живое предупреждение Украине

На наших глазах разворачивается трагедия Шри-Ланки. Банкротство страны в полный рост. Она более 20 лет активно сотрудничает с МВФ/Всемирным банком, реализуя совместные программы. Она PR-илась в Давосе, в глянцевых журналах и международных формах. И вот очередной государственный эксперимент с треском, глубоким политическим кризисом провалился. Президент Готабая Раджапакса прославился, как военный. Он закончил 26-летнюю гражданскую войну, когда его брат возглавлял страну. В. Зеленский – также герой-президент военного времени.
Шри-Ланка – очередная жертва дефективной экономической теории и международной бюрократии. Шри-Ланка – очередной кейс в подтверждение библейской «дорога в ад вымощена благими намерениями». Шри-Ланка – очередное яркое подтверждение преимуществ свободного рынка и экономической свободы.
По стечению обстоятельств Украина как раз в данный момент вырабатывает стратегию долгосрочного развития. Международный синдикат глобальной бюрократии «МВФ/ООН/Всемирный банк/ЕБРР» предлагает Украине примерно такой же путь, как для Шри-Ланки 10 – 15 лет назад. Мы своими глазами, на примере Шри-Ланки, можем видеть, что будет с Украиной если план восстановления страны под условным названием «Лугано-2022» будет принят и реализован.
В середине 2000-ых свой 10-летний план «Лугано» был у шри-ланкийских VIP-распорядителей чужого. Его делали по матрице международных экономических организаций, по рецептам теории роста Солоу/Харрода-Домара. Процесс превращения сказки об устойчивом развитии в быль копировал провальные модели десятков развивающихся стран XX века. Однако ни руководство Шри-Ланки, ни его кредиторов, ни международные организации это не смущало. В центре государственной стратегии развития - широкомасштабные государственные инвестиции (Большая стройка) в инфраструктуру, порты, аэропорты, автострады и большие понтовые объекты. Ставка на туризм, сельское хозяйство и лёгкую промышленность. В 2020г. товарный экспорт Шри-Ланки составил $10 млрд., а импорт - $16 млрд. На с/х продукцию пришлось 25,9% экспорта (экспорт чая - $1,33 млрд.), на промышленные товары – 69,2% (товары лёгкой промышленности - ~$2,3 млрд.)
Международные и местные VIP-распорядители чужого решили построить благополучие на заёмных деньгах. В их бизнес-планах всё было гладко, с детальными расчётами на прибыльную работу. Был построен даже большой стадион для крикета – на китайские кредиты. Мега-проекты росли, прибыли не приносили, а VIP-распорядители и потребители чужого (строительные бароны) богатели на глазах. Формальные предупреждения международных экспертов о важности соблюдения законов экономики не стали препятствием для шри-ланковского государственного развития.
Вспомним две работы. В 2007г. МВФ опубликовал статью «Источники роста Шри-Ланки». Она, в целом, поддержала десятилетний государственный план развития (Ten Year Horizon Development Framework), который основывался на значительном росте инвестиций. Эксперты предупреждали о необходимости проведения разумной монетарной и фискальной политики для поддержки макроэкономической стабильности. Понятие «разумный» власти Шри-Ланки трактовали по-своему, а международные организации прикрывали глаза, потому что тоже были заинтересованы в выдаче кредитов. Основными кредиторами стали коммерческие организации (56%), которые финансировали крупные инфраструктурные проекты под госгарантии. Они не генерируют достаточно выручки, чтобы коммерчески оправдать такого рода проекты. В 2007г. Шри-Ланка выпустила свои первые суверенные облигации. Пришли дорогие деньги, которые были использованы на проекты тщеславия, а не развития институтов свободного рынка. Colombo Lotus Tower (356 метров, вторая по высоте в Южной Азии) в столице страны Коломбо – пример такого проекта развития.
В страновом докладе по Шри-Ланке № 07/373 (ноябрь 2007) МВФ пишет: «Ориентированная на рост стратегия, которая всё больше полагается на коммерческое кредитование. Она требует от Шри-Ланки проведения политики улучшения экономических фундаментов, укрепления благоприятного отношения инвесторов. Такая стратегия требует качественного менеджмента по нескольким направлениям политики, чтобы сдерживать уязвимости и обеспечить устойчивый рост». Опять же про «экономические фундаменты» и «качественный менеджмент» VIP-распорядители чужого Шри-Ланки и МВФ/ВБ/ООН забыли, а программы втягивания страну в кризис профинансировали и одобрили. Типичный набор ошибок в работе со страной с низким доходом:
1) игнорирование теории и практики провалов государства;
2) игнорирование качества государственного управления, в том числе конфликт интересов между VIP-распорядителями чужого и руководителями крупных государственных и частных организаций;
3) игнорирование аксиомы «частное всегда управляется качественнее, чем государственное», т. е. реальной мотивации и интересов распорядителей и потребителей чужого;
4) игнорирование альтернативных издержек, в частности вытеснения частных инвестиций, блокировка предпринимательства;
5) игнорирование механизма «прибыль – убытки», национализация убытков и прихватизация бонусов от реализации госпрограмм.
Экономика Шри-Ланки в период 2004-2013гг. росла со скоростью 6,4% в год, что недалеко от показателя Индии (7,7%). В период 2014-2021г. среднегодовые темпы роста составили 3,0% ВВП. В апреле 2022г. МВФ прогнозировал роста экономики Шри-Ланки на 2,6% с устойчивым трендом роста до 2,9% в 2027г. Вот такое качественное прогнозирование от Международного валютного фонда.
В июне делегация МВФ посетила Шри-Ланку, но свой вклад в очередной глубокий страновой кризис страны не признала. Зато 30 июня 2022г. МВФ после посещения Шри-Ланки договорился реализовать ещё одну программу по восстановлению макроэкономической и финансовой стабильности, выходу из долговой ловушки, поведению структурных реформ для ликвидации коррупции. «Шри-Ланка переживает глубокий экономический кризис. В 2022г. экономика страны существенно сократится. Инфляция высока и продолжает расти. Критически низкий уровень иностранных резервов препятствует импорту базовых товаров». Всё это констатация очень серьёзной экономической болезни.
Шри-ланкийская рупия в течение месяца после ликвидации её привязки к $-доллару обвалилась более чем на 30%. Не хватает топлива и продовольствия. Приостановлен импорт удобрений. Отключение электроэнергии длятся до 13 часов в день. Экзамены в школе отложили из-за нехватки бумаги. Больницы по всей стране кричат о дефиците базовых медикаментов. Катализатором кризиса стали жёсткие меры против COVID-а. Страна, которая сделала ставку на туризм, прекратила выдавать визы для туристов из Китая, Индии, США, России и Британии.
Только 24% земли было подготовлено к новому с/х сезону. ~70% домашних хозяйств сократили потребление продовольствия, которое за последние два года подорожало более чем на 70%. В начале июня, по оценке ООН, в гуманитарной помощи нуждались 5,7 млн. человек (26% всего населения).
К концу 2022г. страна должна заплатить $7млрд. или ~9% ВВП (докризисного) по долгам, что при почти истощённых резервах сделать невозможно. Индия продлила кредитные линии на $2,5 млрд., повела реструктуризацию платежей. Главные кредиторы Шри-Ланки – Китай (10% долга +16% долг китайским банкам), Индия и Япония. Мы видим классический пример дипломатии долговой ловушки (debt trap diplomacy) со стороны Китая. Эта страна ведёт себя очень жёстко в переговорах по долгам. Индия же наоборот в 2022г. предоставила $3,8 млрд. в форме валютных свопов, кредитов и товарной помощи (топливо и продовольствие).
Шри-Ланка остаётся страной всеохватывающей бюрократии. При населении 22 млн. в госсекторе работает 1,4 млн. 36% доходов госбюджета идёт на выплату зарплат бюджетникам, а также пенсионерам госсектора. Страну охватила плотная сеть распределения субсидий, дотаций и преференций. Ceylon Petroleum Corporation и Ceylon Electricity Board – это примерно такие же неповоротливые, убыточные монополии, как украинский «Нафтогаз» и энергетические компании. Госпредприятия, как священные коровы, пожирают кредиты, показывая стройки, рабочие места и радостные лица своих сотрудников. Их топ-менеджеры вместе с крышующими их политиками богатеют, а в стране только 3% населения вовлечено в предпринимательство. Для сравнения в соседнем Бангладеше более 12%.
Смотришь на Шри-Ланку – видишь Украину. Поразительно много параллелей в экономической политике. Шри-Ланка сделала ставку на государственные инвестиции за счёт внешних заимствований – украинские власти в плане «Лугано-2022» делают то же самое. Шри-Ланка не сделала ставку на экономическую свободу и частную собственность, Украина тоже. Шри-Ланка создала кормушку для VIP-распорядителей и потребителей чужого, Украина тоже. Шри-Ланка уже с треском провалилась и обанкротилась. Украину ждёт такой же финал, если она пойдёт шри-ланковским путём. Украинские политические элиты продолжают игнорировать богатую историю fuckup-ов десятков развивающихся стран мира, которые в XX веке сделали ставку на догоняющее развитие за счёт государственных инвестиций и централизованного планирования, определения «точек роста».
Не будет обижать Шри-Ланку, но я уверен, что культурный, интеллектуальный ресурс Украины гораздо больше и богаче. Почему же тогда украинским инфлюенсерам и политикам, интеллектуалам и лидерам общественного мнения, номенклатуре и силовикам, учёным и бизнесменам, журналистам и учителям – всем, кто формирует смыслы/дискурсы в стране – так трудно, с таким скрипом даётся отказ от марксизма в голове, от Левиафана на душе? Это же фундамент рашизма/путинизма. Пора, наконец, Украине, стране вольны людей, стране с богатой историей вольностей, сделать ставку на свободу, а не на Лугано-шри-ланковский консенсус, пусть даже под деньги МВФ, ВБ, ЕС и США.
Я ще розумію інвестиції в енергетику, наприклад, побудову АЕС, бо це дешева енергія, яку можна у тому числі експортувати в ЄС. Вічно дотаційний «зелений сектор» здається мені забавкою для багатих країн, ці інвестиції просто не можуть чисто математично повернутися без дотацій. Тобто гроші на вітер.
Далі інфраструктура, житло. Зараз же проблема в багатьох не в тому, де жити (у нас раніше в країні жило 52 млн), а в тому, де працювати. Тому процвітає абсолютно шкідливе заробітчанство, фрілансерство. А у плані я не бачу, як планується надалі генерувати робочі місця, як Україна планує на життя заробляти. Наприклад, інші країни приманюють великих виробників до себе податковими льготами та навіть інвестиціями, а успішний проект одного виробника призводить до появи на ринку інших. Звісно, такі льготи завжди тимчасові, це не вічний «зелений тариф».
І от я зовсім цього нічого не бачу. 50 млрд на відновлення промисловості, АПК - порівняно з іншими статтями видатків ні про що, та й це скоріш за все про відновлення вже існуючих підприємств.
Я родился в западной Беларуси, в СССР. Мой родной язык - польский. У меня родители и деды поляки, которые родились и жили в Польше, но в 1939 году большевики захватили эту часть страны. Наш сильно русифицировали, но мы в семье сохранили идентичность. Язык школы и университета - русский. Потом, в процессе работы в белорусском парламенте, быстро овладел беларуским. Свободно владею английским.
Я в 1995 году активно борюсь с диктатором Лукашенко. Многое испытал. Более 11 лет был в руководстве ведущей оппозиционной политической партии Беларуси, три раза участвовал в парламентских кампаниях в Беларуси. Более 20 лет возглавлял в Беларуси Научно-исследовательский центр Мизеса, был Исполнительным директоров Аналитического центра «Стратегия». Написал 12 книг и более 6500 статей.
В 2021 году режим Лукашенко захотел посадить меня в тюрьму за терроризм. В его исполнении терроризм - это свобода слова и защита правды. К счастью, мне удалось уехать. Украина меня приняла. Огромное спасибо моим друзьям и коллегам. Вот год, как я здесь. Занимаюсь экономическим анализом, делюсь знаниями, предлагаю решения для полисимейкеров. С рашизмом/путинизмом борюсь с момента его зарождения.
Учу прекрасный украинский язык, но на профессиональные темы писать пока не могу. Я, конечно, могу сделать перевод через google. Это же просто. Но я думаю, что здесь умная, просвещённая публика. Правда? Может, вопросы будут по тем проблемам, которые я поднимаю, к тем решениям, которые я предлагаю? Буду рад конструктивному, культурному, вежливому диалогу. Меня мама учила не грубить, не хамить, не оскорблять никого, особенно незнакомых людей. А вас?
Я народився у західній Білорусі, у СРСР. Моя рідна мова - польська. У мене батьки та діди поляки, які народилися і жили в Польщі, але 1939 року більшовики захопили цю частину країни. Нас сильно русифікували, але ми в сім'ї зберегли ідентичність. Мова школи та університету - російська. Потім, у процесі роботи у білоруському парламенті, швидко опанував білоруську. Вільно володію англійською.
Я з 1995 року активно борюся із диктатором Лукашенком. Багато чого зазнав. Понад 11 років був у керівництві провідної опозиційної політичної партії Білорусі, тричі брав участь у парламентських кампаніях у Білорусі. Понад 20 років очолював у Білорусі Науково-дослідний центр Мізеса, був Виконавчим директором Аналітичного центру «Стратегія». Написав 12 книг та понад 6500 статей.
2021 року режим Лукашенка захотів посадити мене у в'язницю за тероризм. У його виконанні тероризм - це свобода слова та захист правди. На щастя, мені вдалося виїхати. Україна мене прийняла. Велике спасибі моїм друзям та колегам. Ось рік, як я тут. Займаюся економічним аналізом, ділюся знаннями, пропоную рішення для полісімейкерів. З рашизмом/путінізмом борюся з його зародження.
Навчаю чудову українську мову, але на професійні теми писати поки не можу. Я, звичайно, можу зробити переклад через Google. Це просто. Але я думаю, що тут розумна, освічена публіка. Правда? Може, питання будуть щодо тих проблем, які я порушую, до тих рішень, які я пропоную? Буду радий конструктивному, культурному, ввічливому діалогу. Мене мама вчила не грубіянити, не хамити, не ображати нікого, особливо незнайомих людей. А вас?