Понятийная вилка и развилка. 10 параметров настоящего экономического патриотизма.

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, министр экономики Юлия Свириденко, да и сам президент Владимир Зеленский во время войны постоянно апеллируют к экономическому патриотизму. «Держава надає пріоритет українським виробникам і підтримує українських виробників. Гранти, пільгові кредити, індустріальні парки, компенсації, субсидії та регуляторні послаблення» - так Д. Шмигаль понимает на практике экономический патриотизм.
На заседании Кабинета Министров 21 февраля 2025г. он заявил о готовности помогать каждому инвестору, который готов инвестировать «в украинскую экономику и производство»: «Маємо для цього десятки різних програм, але всі вони об’єднані єдиною ідеєю. Сьогодні як ніколи важливо купувати саме українські товари. Підтримувати своїх. Бо економічний патріотизм — це посилення нашої обороноздатності та нашої держави».
Есть разные интерпретации понятия «экономический патриотизм». Одна версия как раз представлена Шмыгалем/Свириденко. Она отождествляет патриотизм с Государством или с Правительством (Government). Такая интерпретация основана на целом ряде допущений:
1) всё, что делает Правительство, выгодно, полезно и ценно для экономики, для производителей товаров и услуг, для всех потребителей.
2) Правительство принимает решения строго на основе выводов и рекомендаций экономической науки, с учётом исторических уроков и мнений национального бизнеса.
3) Правительство не допускает дискриминации, фаворитизма, непотизма в управлении и принятии экономический решений. Оно чётко знает и понимает динамику структуры капитала, эффекты циклической и контрциклической политики и действует соответственно.
4) Правительство нейтрализовало конфликт интересов внутри себя, т.е. не выступает законодателем, распорядителем, собственником, регулятором, аудитором и судьёй в одном флаконе. Оно вовремя реагирует на рыночные сигналы и исправляет свои инвестиционные, потребительские решения.
5) Правительство действует по рыночным законам, т. е. не предоставляет себе иммунитета от механизма «прибыль - убытки», не создаёт себе льготные режимы, не считает государственную собственность по-настоящему правильной/патриотичной, той, которая работает на страну, а не частной, которая ориентирована только на получение прибыли.
6) Правительство пользуется доверием большинства населения и бизнеса.
Теперь, положа руку на сердце, скажите: «В Украине есть такое Правительство?» Если кто-то ответил «есть», значит, мы с вами живём в разных Украинах. Значит, для вас слова, декларации, умозаключения, заявления и картинки из соцсетей и есть «реальная» Украина.
Для учёного, профессионала, который работает с фактами, делает вывод на основе реальных событий, понимает причинно-следственные связи дисижнмейкеров и бенефициаров экономических процессов, правда об экономике Украины основана на статистике, конкретных результатах экономической деятельности, мнениях предпринимателей, инсайдеров процессов финансирования, производства и обмена. Анализ сотен самых разных источников информации об экономике Украины позволяет сделать следующий вывод: такого Правительства (Government) в Украине никогда не было и нет. Оно у нас не как из утопии Economics, где правительство – это честные, всезнающие, далеко смотрящие, стратегически думающие, безошибочно действующие, этически безупречные, честные люди. Правда жизни совсем другая. Правительство Украины (имеется в виду все органы власти) – это живые люди, которые движимы своими личными интересами и мотивами. Когда у них в руках концентрируется огромная политическая и экономическая власть, они склонны отождествлять свои интересы с интересами страны. Это не некий особый украинский феномен. Это универсальное человеческое поведение. Поэтому, когда Шмыгаль/Свириденко, Ермак/Зеленский говорят об экономическом патриотизме в существующей экономической модели, когда используют понятия «приоритет», «поддержка», «гранты», «льготы», «кредиты», «индустриальные парки», «компенсации», «субсидии», «регуляторные послабления», «государственные программы», они, на самом деле поощряют сегрегацию, дискриминацию, фаворитизм, ручное управление экономикой, искажения конкурентного поля, увеличение налоговой, регуляторной нагрузки на малый бизнес, поощрение олигархического схематоза и олигополистических сговоров.
В Украине есть денежно-кредитная политика для «своих»/избранных/стратегически важных – таких ~3 - 5% и для остальных 95-97%.
В Украине есть бюджетно-налоговая политика для своих»/избранных/стратегически важных – таких ~3 - 5% и для остальных 95-97%.
В Украине есть регуляторная политика для своих»/избранных/стратегически важных – таких ~3 - 5% и для остальных 95-97%.
В Украине есть внешнеторговая, таможенная политика для своих»/избранных/стратегически важных – таких ~3 - 5% и для остальных 95-97%.
В Украине есть контрольная, надзорная, административно-процедурная политика для своих»/избранных/стратегически важных – таких ~3 - 5% и для остальных 95-97%.
В такой ситуации призыв к экономическому патриотизму, мягко говоря, очень неубедителен. На каждого победителя соревнования за доступ к льготам, преференциям, компенсациям, грантам Правительства приходится тысяча жертв монетарной, фискальной, регуляторной и административно-правовой политики. Это жуткая несправедливость, которая выгодна, в первую очередь тем, кто не несёт никаких материальных, репутационных, ресурсных рисков, но распоряжается чужими деньгами, ресурсами и активами, на свой вкус и под свои интересы выбирая победителей коммерческого соревнования. Совсем не рыночного, а номенклатурно-бюрократического. Поскольку Правительство в Украине перераспределяет через свои руки, т. е. выступает посредником между производителями и потребителями по схеме «забрать у подавляющего большинства, чтобы передать в руки нужному VIP-распорядителям чужого меньшинства», то экономический патриотизм получается в пользу этого самого подавляющего меньшинства, совсем не тех, кто является настоящим рыночным лидером, производящим и поставляющим товары для потребителя в самому оптимальном для него соотношении «цена/качество». Тем самым он превращается в номенклатурно-политический фаворитизм – за счёт отечественного Потребителя и дискриминации тех, кто по самым разным причинам не вошёл в обойму VIP-распорядителей чужого, т. е. объятия Правительства.
Есть совсем другой подход к понятию «экономический патриотизм». Конечно, очень важно поддерживать национального производителя товаров/услуг. Это совсем не одно и то же, что подталкивать его (nudge), направлять, стимулировать его к определённой коммерческой деятельности, к избранным Правительством видам деятельности. Это создавать такие условия для коммерческой деятельности в стране, после оценки которых (финансы, налоги, регуляторка, транзакции, защита прав собственности, торговля, рынок труда) каждый Предприниматель вне зависимости от региона, вида деятельности, размера бизнеса, стажа работы на рынке, страны происхождения уверенно скажет: «В Украине однозначно выгоднее».
Настоящий, полноценный, честный экономический патриотизм – это:
1) обеспечение права выбора Производителем валюты расчетов, инвестиций, платежей при свободном перемещении капитала, равном статусе кэша и безнала.
2) Защита покупательной способности национальной валюты от инфляции;
3) Создание универсальной, нейтральной, простой в понимании и дешёвой в администрировании налоговой системы. Такая может быть только при «плоских» низких ставках налогов на максимально широкие налоговые базы.
4) Благоприятный режим внешней торговли: плоская, единая для всех таможенная пошлина на импорт, снятие всех пошлин на экспорт, радикальное упрощение таможенных процедур, в том числе за счёт обмены обязательного характера предоставления разных документов на границе.
5) Ликвидация конфликта интересов и дискриминационных практик со стороны Государства. Это значит, что бизнеса государства быть не должно ни в финансах, ни в услугах, ни в производстве товаров, в том числе военного назначения. Как только Государство становится коммерсантом, производителем чего бы то ни было, оно обязательно начинает искажать весь рынок под себя.
6) Жёсткое, однозначное, без никаких изъятий и условий следование принципу презумпции невиновности и добросовестности Предпринимателя. Категорически нельзя считать Потребителя инфантилом или идиотом, который не в состоянии без некой государственной бумажки понять, какие товары/услуги хорошие, а какие плохие. Глубокая дерегуляция, ликвидация бюрократической правоохранительной дискреции, переход на рыночные формы регулирования и саморегулирования, что резко сокращает издержки и риски ведения бизнеса – вот настоящий экономический патриотизм.
7) Представление права Производителю самостоятельно определять формат отношений с Работником. В Украине есть много инструментов и механизмов для отстаивания прав обеими сторонами без Трудового кодекса, который является токсичным атавизмом прошлого.
8) Отсутствие исключений из действия закона «прибыль – убытки». Категорически нельзя национализировать убытки коммерческих фаворитов, перекладывая риски на плечи налогоплательщиков и более удачных производителей.
9) Создание полноценного рынка образовательных услуг, когда Школа и Университет учат тому и так, что реально востребовано на рынке труда, что нужно Производителю, а не то, что утверждено Министерством образования.
10) Снятие с Производителя ответственности за пенсионное будущее Работника. Каждый человек вправе решать, откуда и какую пенсию получать. Главное ему условия для сбережений и долгосрочных инвестиций создать. Здесь Правительство, безусловно, должно свою задачу по текущим пенсионным обязательствам выполнить, но не по старой схеме, а по новой, справедливой и реалистичной.
Когда такой Декалог экономического патриотизма в Украине заработает, количество желающих производить товары/услуги в нашей стране увеличится в разы, а с ним и покупательная способность украинцев.
Пусть лучше на своего любимчика Трампа посмотрит, как тот оперативно разваливает экономику США.