Дурь и измы украинской экономики

Украинская экономика – это марксизм, бюрократизм, феодализм и непотизм в одном флаконе. Это паразитизм 3% населения за счёт 97% остальных. Это садизм инфляцией, налоговый бандитизм, судебный деспотизм, регуляторный фанатизм, инвестиционный сатанизм, олигархический догматизм, ценностной пофигизм, мемный сциентизм и замашки на бонапартизм.
Украинская экономика – это управленческий цинизм, деструктивный оппортунизм, статистический абстракционизм, демографический трагизм, лженаучный оккультизм, народный идеализм, предпринимательский романтизм, гражданский активизм, ярко выраженный индивидуализм в обнимку с социалистическим эгалитаризмом.
Украинская экономика – смысловой, институциональный и культурный оксюморон. С одной стороны свобода – наша религия, это на уровне лозунгов и мемом; с другой 122-е место в мире по уровню личной свободы и 150-е место в рейтинге стран по экономической свободе.
С одной стороны глубокое недоверие к власти, правительству и судебной системе, с другой – незнание вопиющего факта, что налоги, инфляция, регуляторная нагрузка и транзакционные издержки обходятся каждой украинской семье в ПЯТЬ тысяч долларов. Каждый год каждая украинская семья 2/3 денежных расходов направляет на покупку товаров и услуг Государства, а что получает взамен? Дырку от бублика.
С одной стороны, украинцы прекрасно ориентируются в ценах, знают, как добиваться скидок, лучших условий сделок, с другой – 34 года подряд две третьих денег тратят на фетиш «Государство», чтобы что? Ещё раз: речь идёт о ~67% денежных расходов среднего украинского домашнего хозяйства.
Вот десять простых вопросов-ответов на «чтобы что».
1) Получить качественное образование? – Нет такого.
2) Благоприятные условия для рождения, воспитания, обучения детей, для создания семейных бизнесов и трудовых династий? – Нет таких.
3) Качественная система ликвидации бедности? – Не такой.
4) Добротная система здравоохранения? – Нет такой.
5) Эффективная система правовой защиты гражданина? – Нет такой.
6) Система обеспечения достойной старости? – Нет такой.
7) Качественная система разрешения споров и конфликтов между людьми? – Нет такой.
8) Конкурентная юрисдикция для инвесторов? – Нет такой.
9) Надёжные национальные деньги, развития финансовая система и культура сбережения? – Нет таких.
10) Равные условия хозяйствования, чтобы не было монополий и дискриминации? – Нет таких.
С одной стороны в культуре Украины ярко, рельефно, зычно проходит тема «я – хозяин, мой дом, моя земля», с другой – украинцы раз за разом выбирают себе депутатов, президентов, министров, которые никак не могут ввести Украину даже в первую сотню стран мира по качеству защиты прав собственности.
С одной стороны, украинцы за фетиш «социальное государство», действительно, сердобольные, солидарные и готовые прийти на выручку.
С другой стороны, они же категорически против ликвидации нынешней государственной пенсионной пирамиды, за бесплатность и дотации ЖКУ и «социальных товаров», хотя сама правительство признаёт, что 10% богатых получают государственной помощи больше, чем 10% самых бедных.
Консервации такого состояния украинской экономики способствует всё ещё сильно советская, огосударствлённая система образования, среднего и высшего, прежде всего, гуманитарного. Здесь доминирует шаманизм и грубый материализм. Это когда за деньги, особые услуги можно приобрети дипломы, аттестаты – практически любые «корочки» и титулы. Главное знать правила входа и нужных людей. Вот поэтому львиная доля украинцев до сих пор не знает, что такое «инфляция» и откуда она берётся. Вот поэтому большинство граждан со свободой в глазах не осознают степень своего рабства или крепостной зависимости от Государства. Когда День освобождения от Государства (налоги, регуляторка, инфляция, транзакционные издержки) приходится на вторую половину октября, разве можно считать свободным человека, который 9,5 месяцев работает на Левиафана, а только 2,5 месяца на себя? Вот почему украинцы терпят одно правительство за другим, выбирая по качеству перформансов и привлекательности мемом, а не сути экономических программ. Можно привести параллель с браком. Украина-жена вышла замуж на одного Правительство-мужа. Тот безобразничал, пил, гулял, деньги тратил направо-налево. После первого развода был второй муж, но страна-жена выбирала по тем же параметрам и признакам, что и первого. Потом был третий, четвертый… И всё одно и то же. Зацикленный брачный структурализм.
В 2025 году украинскую экономику тянет на одно дурь. Её концентрация – невежество и deep state-а блажь. Со здравого смысла никто не сдувает пыль. Уровень экономической свободы- почти ноль. У правительства явно госплановый, чиновничий стиль. В отделе «рыночные реформы» завелась моль. Над местом, где должна быть рыночная конкуренция, зловеще нависает картель. Так, где нужно видеть человека стимулы и мораль, главенствует эконометрическая модель. Правовые институты и государственные закупки превратились в бордель. Единицей успеха становится литий и баррель. Законотворческая работа – сплошная канитель.
С подачи Правительства налоговые органы хотят полностью ликвидировать банковскую тайну. И это в ситуации, когда монетарная, финансовая политика Правительства практически уничтожила культуру сбережения. Интересно, Кабинет Министров оценил влияние такого шага на динамику официального ВВП, размера серой экономики, отток предпринимательского капитала и склонность миллионов украинцев возвращаться в страну?
За I полугодие 2025г. темпы экономического роста Украины пробили уровень 1% вниз. За январь – май 2025г. государственный и гарантированный государством долг увеличился на $14,91 млрд. За этот период план по налоговым поступлениям перевыполнен на более чем на ₴60,8 млрд. (~$1,45 млрд.). Украинский Левиафан пухнет от госрасходов, но Кабинет Министров продолжает настаивать на повышении налоговой нагрузки. В 2024г. налоговые поступления составили 34,7% ВВП после 32,3% ВВП в 2023г. и 34,0% в 2022г. В 2021г. было 33,5% ВВП. По прогнозу МВФ налоговые поступления в 2025г. составят 37,3% ВВП, в 2026г. – 37,4% ВВП.
Правительство явно не смущает тот факт, что за январь – апрель 2025г. товарный экспорт по сравнению с аналогичным периодом 2024г. сократился на 6,9% при росте импорта на 12,6%, что дефицит торгового баланса товаров и услуг в 2025г. будет оглушительные 22% ВВП. Украинских жрецов Левиафана не беспокоит, что дефицит платёжного баланса Украины вырастет с тревожных 7,2% ВВП в 2024г. до очень опасных 16,5% ВВП в 2025г. При этом МВФ спокойно даёт Правительству Украины очередные транши. Уровень ЗВР-ов на начало июля 2025г. составляет $44,5 млрд. Курс гривны остаётся в режиме ручного управления. Поэтому, несмотря на огромные перекосы в балансе товаров и денег МВФ прогнозирует среднегодовой курс гривны в 2025г. ₴43,1/$1, в 2026г. - ₴46,2/$1, а в 2033г. - ₴55,5/$1. Такая политика – настоящее раздолье для бенефициаров рынка государственных облигаций. В первую очередь тех, кто гарантированно получает свои проценты и имеет доступ к внешнему финансовому рынку. Синдикат «VIP-распорядители и потребители чужого» ни в чём себе не отказывают. Для них то, что с точки зрения экономической науки является дурью, превратилось в источник низкорискового нерыночного обогащения. Чуть что – Национальный банк денег допечатает. В Украине объём широкой денежной массы в 2023г. увеличился на 23,3%, в 2024г. – на 13,4%, прогнозируется прирост в 2025г. на 14,4%, в 2026г. – на 13,2%. Это при темпах экономического роста, стремящихся к нулю, а инфляции – к 20% годовых.
До тех пор, пока украинскому обществу можно вешать лапшу на уши, что инфляцию в Украину импортировали, что с ней нужно бороться ручным регулированием цен, экономика страны будет пребывать в статусе территории для зарабатывания сверхприбыли феодалам с её дальнейшим вывозом за границу. Такой проект – это антимоденизм, вульгарный номенклатурно-силовой социализм и олигархический мачизм. Разве такая Украина нам нужна?