Сырьевая зависимость – дело рук национальных олигархов. Украина вошла в группу стран с высокой зависимостью от сырья.

По данным ЮНКТАД, две третьих развивающихся стран (95 из 143) и 80% самых малоразвитых стран по-прежнему сильно зависят от экспорта сырьевых товаров. У них доля сырьевых товаров в экспорте превышает 60%. Если страны со средним и высоким доходом растут и развиваются быстро, бедные, зависимые от сырья страны также получают от этого выгоду. Чем выше цены, тем больше они могут заработать. Является ли такого рода торговые отношения эксплуатацией?
Главный эксплуататор бедных стран – их собственные феодалы, бароны и олигархи
Одно дело, когда в стране работает модель предпринимательского роста в условиях капитализма, т. е. личной, экономической свободы, частной собственности, открытой конкуренции свободной торговли и малого государства. Среди самых малоразвитых стран таких нет. Практически все они имеют институты государства, которые захвачены, подчинены мощным группам влияния (племенам, кланам, вождям, силовым, преступным группировкам, владельцам сырьевых активов, земли, финансовых организаций). За редким исключением в развивающихся стран, которые сильно зависят от сырьевых товаров, доминирует модель Государства всеобщего интервенционизма. VIP-распорядители чужого через формальные институты Государства и неформальные механизмы «серой» экономики и «чёрного» рынка контролируют все основные потоки ресурсов, активов и денег. Такие страны, по сути дела, захвачены внутренними кланами и ОПГ. Они используют Закон и все институты его выработки и исполнения в свою пользу. Они грабят свои страны по Закону.
Грабёж по закону осуществляется через популярные у теоретиков и идеологов Государства всеобщего интервенционизма (welfare state) инструменты экономической политики. Назовём самые популярные у захватчиков собственности и бенефициаров этой модели в бедных, развивающихся странах:
- государственная собственность на недра, землю, лесные, водные ресурсы. Доступ к ним -исключительно через лицензии и разрешения, через соблюдение сложных бюрократических процедур.
- Частная/смешанная собственность на недра, землю, другие природные ресурсы, контроль над их добычей, использованием через лицензии, регламенты, разрешения, сертификаты, квоты, цены, экспортные режимы. Режим конкуренции определяют VIP-распорядители и потребители чужого. Войти на рынок сырьевых товаров без их разрешения невозможно. Сырьевая, монопольная, олигополистическая рента, которую они годами зарабатывают на своей стране, потом идёт на увеличение своего присутствия на рынке недвижимости, земли, финансов, оптовой и розничной торговли, а также инфраструктурных секторов. Так сырьевые бароны становятся, по сути дела, владельцами, распорядителями львиной доли экономики страны. Они по своему усмотрению «душат» (это называется упорядочение) конкурентов, полностью контролируют политические процессы, силовые, контрольные, правоохранительные органы
- инструменты монетарной политики: льготные кредиты, особые режимы возврата валютной выручки, особые режимы обменного курса, доступа к валюте, преференции для доступа на рынок финансовых услуг;
- инструменты фискальной политики: особые налоговые режимы, инсайдерство по государственным ценным бумагам, государственные гарантии, бюджетные дотации, субсидии, особые таможенные режимы, доступ к госзакупкам, госзаказу, участие в государственных инвестиционных программах;
- инструменты регуляторной политики: сотни административных процедур, требований по экологии, землепользованию, требования к организации производства, оборудованию, персоналу, сертификаты, разрешения, аттестация, отчётность, обоснования разных операций/решений и т.д.
МВФ, Всемирный банк, ООН, многочисленные агентства развития из богатых стран десятилетиями работают в бедных странах Африке, Азии, Латинской и Южной Америки. Они предлагают им модель welfare state (всеобщего государственного интервенционизма), которая де-факто является моделью феодализма, захвата и контроля территории страны VIP-распорядителями чужого (кланы, вожди, олигархи, ОПГ-боссы). Последним только это и надо. Они вместе со своими партнёрами в странах с высоким и средним доходом договариваются о торговле самыми разными сырьевыми товарами. Эти партнёры, в свою очередь, связаны со своими VIP-распорядителями чужого. Они строго следят за объёмами поставок, ценами сделок и качественными параметрами товаров. Покупателей сырьевых товаров их бедных страна не интересует внутренние политические уклады, куда и кому поступает выручка, платятся ли налоги и т. д. По сути дела, идёт торговый обмен между VIP-распорядителями и потребителями чужого бедных стран (продавцы) и богатых стран (покупатели). При этом развитые страны имеют своих сырьевых лоббистов. Их интересы они также учитывают через те же инструменты экономической политики. Имеет место не открытая рыночная конкуренциям, а договорняк, формирование международных синдикативных, номенклатурно-силовых связей и коммерческих каналов. Вот почему более ста стран мира по-прежнему находится в сырьевом плену. Это не из-за порочной, эксплуататорской природы капитализма и режима свободной торговли. Это прямое следствие порочных связей национальных олигархатов/схематозников бедных стран с их партнёрами в странах с высоким/средним доходом. Международные организации не только не помогают бедным, сырьевым странам выйти из порочного круга бедности и сырьевой зависимости. Они консервируют эти порочные, аморальные, разорительные модели через т. н. политику развития, частью которой являются 17 целей устойчивого развития ООН.
Всё, что говорится в отношении сырьевых стран Африки, Азии и Южной Америки, в полной степени относится к Украине. Мы вошли в список стран с высокой зависимостью от сырьевого экспорта. Это прямой результат захвата страны VIP-распорядителями и потребителями чужого. Они, контролируя системы и институты принятия политических решений на уровне законодательной, исполнительной власти, установили в стране модели Олигархат/Схематоз. Они десятилетиями получают щедрую сырьевую ренту, контролируя также важнейшие «командные» высоты в экономике страны. Это режим не развития Украины, а её разорения. Как и в более чем 100 бедных, зависимых от сырья странах мира, Украина тоже слепо, тупо, некритично воспринимает рекомендации и советы ООН, МВФ, ВБ и других международных структур, которые обслуживают интересы большого международного номенклатурно-силового бизнеса. Они не про развитие, а про дерибан сырьевой ренты и освоение чужих денег/ресурсов. Чем быстрее мы осознаем порочность этой африканской модели внутреннего захвата и эксплуатации, тем быстрее начнём строить Украины -Новый Запад. Именно Новый Запад, а не старую Африку.
Состояние сырьевого экспорта: всё под контролем VIP-распорядителей чужого
Экспорт сырьевых товаров – это треть объёма мировой торговли. Он вырос на 25,6%, с $17,31 трлн. в 2012-2014гг. до $21,73 трлн. в 2011-2023гг. За это время объём экспорта сырьевых товаров увеличился только на 10,1%, с $6,15 трлн. до $7,15 трлн. Т. е. доля сырьевых товаров снизилась с 35,5% до 32,7%.
Сырьевые товары можно условно разбить на три группы: 1) энергетические, 2) сырьевые товары добывающей промышленности, 3) с/х товары, которые разбиваются на продовольствие и с/х сырьё. В 2021-2023гг. экспорт энергетических сырьевых товаров составил $3163 млрд. Это 44,5% всего мирового экспорта сырьевых товаров. Для сравнения в 2012-2014гг. было 52,1% ($3203 млрд.). Такая динамика объясняется целым рядом факторов, в том числе снижением цен на нефть, изменением структуры потребления энергетических товаров.
За этот же период экспорт с/х продукции существенно увеличился, на 34%, до $2292 млрд. в 2021-2023гг. На этот сектор приходится около трети мирового сырьевого товарного экспорта. Доля продовольствия в этой сумму -~87%. На минеральные продукты, руды и металлы приходится 23% мирового экспорта сырьевых товаров. В среднем в год получилась $1650,4 млрд. Добывающий сектор в период с 2012-2014г. до 2021-2023гг. вырос на 34%.
Самый большой источник сырьевых товаров – Азия и Океания. На неё приходится 37,1% глобального сырьевого экспорта в 2021-2023гг. или $2634 млрд. Следом идёт Европа - $2395 млрд. (33,7%) и Америки - $1611 млрд. (22,7%). Внутри Азии 58% в ценностном выражении приходится на Арабские эмираты и Саудовскую Аравию. В то время как все регионы мира зафиксировали рост сырьевого товарного экспорта в период времени 2012-2014 – 2021-2023гг. из Африки он сократился, с $494,2 млрд. до $466,6 млрд. в 2021-2023гг. Главная причина – сокращение экспорта энергетических товаров на $107 млрд.
В мировой торговле энергетическим сырьем в период 2012/14 – 2021/23 произошли существенные изменения. Доля Западной Азии снизилась на 6,6% до 24,7% мирового объёма энергетического сырья. Она составили $781 млрд. в 2021/23г. Доля Европы в экспорте энергетического сырья составила 28,9% или $914,1 млрд. В 2012/14 экспорт энергетических товаров России был $362,4 млрд. В 2021/23 этот объём оказался на 26,6%, в основном, из-за снижения цен на нефть. В этот период мы фиксируем резкий рост США, как экспортёра энергетического сырья. В 2021/23г. её экспорт составил $313,7 млрд. Это на 113,3% больше, чем было в 2012/14г. Рост экспорта обеспечен благодаря сланцевой революции и крупным инвестициям в инфраструктуру экспорта СПГ (LNG).
Исторически сложилось, что Европа была самым большим экспортёром с/х продукции в ценностном выражении. Она сохранила свою долю в мире на уровне 42%. На фоне других позиций сырьевого экспорта доля с/х продукции увеличилась с 35% в 2012/14 до 40% в 2021/23г. А вот доля с/х сырьевого экспорта из Африки осталась стабильной – 3,8-3,9% мирового объёма. При этом вклад с/х сырьевого экспорта в сырьевой экспорт самой Африки вырос с 13% в 2012/14г. до 19% в 2021/23г., что демонстрирует значительный рост сельского хозяйства для экспортного потенциала Африки. США сохраняет мировое первенство в экспорте с/х продукции в ценностном выражении. На неё приходится около 10% мирового с/х экспорта. В 2021/23г. это было $192 млрд., на 17,2% больше, чем в 2012/14г.
В экспорте сырьевыми товарами добывающей промышленности в период 2012/14 – 2021/23 произошла смена лидера. Место Европы заняла Азия/Океания. В 2012/14 Европа была лидером. Её доля составляла 34,7% мирового экспорта сырья добывающей промышленности. В 2021/23 она снизилась до 31,9%. Объём экспорта вырос с $429,6 млрд. до $526,1 млрд., на 22,5%. Доля Азии/Океании увеличилась с 33,8% в 20212/14 до 37,6% в 2021/23г. В стоимостном выражении темпы роста составили 48,3%. Если в 2012/14 Европа экспортировала сырьевых товаров добывающей промышленности на $11,4 млрд. больше, чем Азия/Океания, то в 2021/23 преимущество было уже у Азии на $94 млрд.
В период 2012/14 – 2021/23 прекрасный рост продемонстрировала Австралия, зарабатывая на экспорте товаров добывающей промышленности особенно в Китай. Экспорт этих товаров вырос на 62%, с $105,7 млрд. до $171 млрд. в 2021/23г. Доля Австралии в товарах добывающего сектора в мире увеличилась с 8,5% до более 10,4% в 2021/23г.
По оценке ЮНКТАД в мире насчитывается 103 зависимых от сырьевых товаров стран. С 2012/14 их число сократилось только на три страны. 99 стран были зависимыми от сырьевых товаров в 2012/14г. и остались такими в 2021/23г. 73 страны из них находится в Африке и Южной Америке. Зависимость в данной ситуации – это когда доля сырья в товарном экспорте превышает 80%. Таких стран в 2021/23 было 73, а в 2012/14 – 74. Пороговое значение сырьевой зависимости эксперты считают 60%. За период 2012/2014 – 2021/23 статус сырьевой зависимости получили Антигуа и Барбуда, Панама, Южная Африка и Украина. В 2021/23г. из 143 развивающихся стран 95 стран имеют статус сырьевой зависимости. Из 52 развитых стран только восемь находятся в этой группе. В Африке из 54 стран 46 стран (85%) зависят от сырья. В Южной Америке все 12 стран имеют статус зависимых от сырьевого экспорта. Из них 11 стран попадают в категорию высокой зависимости (более 80%).
В сфере энергетических ресурсов их 103 стран со статусом «сырьевая зависимость» 33 страны зависят от экспорта энергетических товаров. Из этой группы 25 стран имеют высокую степень зависимости, т. е. доля энергетических товаров превышает 80% товарного экспорта. В Западной, Центральной Азии более 40% стран зависят от энергетического экспорта. Здесь средний уровень энергетической зависимости составляет 75%. В Африке находится 11 стран, которые находятся в категории зависимых от сырьевого энергетического экспорта.
В сельском хозяйстве из 38 зависимых стран от с/х экспорта 15 находится в Африке. В Океании 8 из 14 стран попадают в категорию зависимых от экспорта с/х сырьевых товаров. В них около 75% товарного экспорта приходится на эти товары.
В добывающем секторе особенно сильная зависимость отмечается в Африке. Здесь 20 стран квалифицируется, как зависимые от экспорта сырьевых товаров. Это 60% всех зависимых от экспорта данного вида сырьевых товаров стран мира.
Сырьевые товары в большинстве стран мира – это проклятие, а не благо. Чтобы они стали мощным драйвером роста, сырьевые сектора должны быть в частной собственности, режиме открытой конкуренции, равных условиях хозяйствования и при малом государстве, чтобы его нельзя было превратить в Левиафана и инструмент превращения страны в феодальное княжество. Можно учиться на положительном примере сырьевого развития Австралии и Норвегии, но критически важно помнить, что у нас даже близко нет тех культурных норм и стандартов, тех управленческих компетенций на уровне Государства, той правовой системы и того гражданского общества, которые бы обеспечили нынешнюю модель корпоративного управления и развития. Как ни крути, Украине нужен полноценный свободный рынок и активное участие самых разных частных коммерческих компаний во владении и управлении всеми ресурсами Украины, включая сырьевые. Только так мы сможет резко увеличить монетизацию, капитализацию ресурсов и активов страны и войти в престижный клуб стран с триллионом+ долларов ВВП.