Долговая угроза для Европейского Союза и Польши. Кредитный анаболик привёл к наркотической зависимости.

2 - 4 сентября в польском городке Карпач состоялся 34-ый экономический форум. О нём я напишу отдельно. Много интересных тем, текущая проблематика Европы под общим названием «Время транзита: какое будущее Европы?» (Time of transition – what future for Europe?) Хочу обратить внимание на интересный доклад экспертов Института государственных финансов (Instytut Finansów Publicznych) «Угрозы чрезмерного государственного долга» (Zagrożenia nadmiernego długu publicznego. Edycja 2025). В нём много важной информации как для Евросоюза, так и для Украины.
Главная проблема и угроза экономике каждой страны – Государство. Провалы государства – вот что должны изучать в каждой школе и университете. В значительной степени наука «экономика» потворствовала, подталкивала превращение малого государства, как центра оказания ограниченных услуг гражданам в сфере безопасности, порядка и защиты прав собственности в некого мистического, объективного, универсального набора институтов и организаций. Он в одном флаконе вобрал себе чудотворные качества золотой рыбки на побегушках у большинства, ковра-самолёта, которые доставляет быстро, куда угодно, скатерти-самобранки, которая кормит и поит бесплатно, а также палочки-выручалочки, которая защищает страну от врагов. К. Маркс и Дж. Кейнс каждый на свой лад свергали с пьедестала Рынок, т.е. Потребителя, и водружали туда Государство, т. е. Чиновника.
В результате экономисты заняли особое место среди жрецов Левиафана. Они упаковывали свои анализы, рекомендации и прогнозы в обёртку «научные продукт». Политики и чиновники, в подавляющем большинстве не знающие даже основ экономической науки, принимали, как данность предлагаемые модели, графики, уравнения и выводы на их основе. Для них практически одинаков был смысл цифровых значений естественных наук (температура, давление, скорость, длина, сила тока) и агрегатных величин того, что шаманы-экономисты предложили под видом макроэкономики. Это была та свинья, которую подложили математики, физики, кибернетики миру под видом economics. Подменяя реальность своими цифрами-образами, цифрами-проекциями, они убедили большинство полиси и дисижнмейкеров в том, что экономика – это простое уравнение:
ВВП = C + I + G + (X - M), где C – потребление, расходы домашних хозяйств на товары и услуги, I (частные инвестиции) – расходы на покупку капитальных благ (оборудование, машины, недвижимость), G - государственные расходы и (X - M) - чистый экспорт) – разница между экспортом (товары и услуги, проданные за границу) и импортом (товары и услуги, купленные за границей).
Не проявляет активность частный бизнес и частный потребитель – за дело должно взяться Государство. Такова логика этой формулы, которую изучают в экономических университетах по всему миру. Если дьявол и хотел внести смуту в мозги человечеству, если хотел спрятать божественную правду от людей, то лучшего способа, чем придать научность этой формуле трудно себе представить.
VIP-распорядители и потребители чужого (Государство) сначала не могли поверить своему счастью. Оказывается, что тратить чужие деньги – это благо, это стимулирование экономического роста и повышение общественного благосостояния. Оказывается, что нет ничего плохого в том, чтобы забирать у налогоплательщиков 30 – 50% их дохода, лишать их возможности сбережения и личного инвестирования. Когда деньги тратят чиновники, вдруг появляется некий магический, волшебный мультипликатор, которые удваивает, утраивает «общественную пользу». За такие речёвки и разводки напёрсточникам и барыгам бьют по рогам, а тут стоит печать «научно обосновано».
Так год за годом VIP-распорядители чужого входили в раж, во имя «общественного благополучия» тратили всё больше и больше денег. Если не было в госбюджете текущих доходов, они брали в долг. Кредиты были доступными, потому что жрецы-экономисты через свои учебники economics убедили, что Государство не может обанкротиться. Аппетит приходит во время еды. Практика жить в долг укоренилась в большинстве правительств мира. 30 лет назад страны Европейского Союза понимали опасность высокого уровня госдолга. Именно поэтому при создании зоны евро среди критериев стабильности единой европейской валюты был показатель «государственный долг» и «дефицит бюджета органов госуправления». Это было давно и с течение времени было просто выхолощено. По итогам 2024г. в Евросоюзе 12 стран безнаказанно нарушают критерий экономической безопасности по госдолгу (60% ВВП) и 13 стран нарушают критерий «дефицит бюджета органов госуправления (3% ВВП).
Европейский Левиафан – главная причина потери конкурентоспособности, инновационности и обороноспособности Европы. Большое государство, которое пустило бюрократические метастазы во все сектора экономики, затормозило Европу и превратило её в технологическую провинцию. Польские эксперты на цифрах и фактах показывают, насколько опасным и разорительным может быть фискальный промискуитет, в том числе для Польши.
В 2024г. Польша впервые в истории зафиксировала уровень государственных расходов выше, чем в среднем по ЕС: 49,4% ВВП в Польше против 49,2% ВВП в ЕС-27. С учётом размера регуляторной нагрузки, транзакционных издержек и искажений, которые вносит в экономическое развитие огромная государственная собственность, Польша уже стала социалистической страной. По прогнозу правительства, которое почему-то считается либеральным (уже явно в американском смысле слова) госрасходы в Польше в 2025г. составят 50,3% ВВП. Это больше, чем в Швеции и Германии в 2024г.
Да, Польша в период 2004-2024гг. зафиксировала самые высокие среднегодовые темпы экономического роста среди 11 стран Центральной и Восточной Европы – 3,8% ВВП. Почивание на лаврах, неспособность жить по средствам и политический популизм ставят под угрозу эти достижения Польши. Не будь в этой стране активных, предприимчивых украинских предпринимателей, которые добавили денег и спроса, положение было бы гораздо хуже. По оценке Минфина Польши дефицит госбюджета в 2024г. составил 6,6% ВВП, а в 2025г. ожидается на уровне 6,3% ВВП. В 2024г. из всех стран ЕС только у Румынии был больше дефицит госбюджета (9,3% ВВП). В Польше он был более чем в два раза больше, чем в среднем по ЕС-27.
В результате такой несбалансированной фискальной политики размер госдолга Польши в 2024г. составил 55,3% ВВП. Для сравнения в 2022г. было 48,8% ВВП. В 2025г. ожидается рост госдолга до ~58% ВВП, а в 2026г. с высокой вероятностью превысит 60% ВВП. В 2004г., когда Польше вступала в ЕС, её госдолг составлял 45% ВВП, в 2014г. был 51,1% ВВП. «Как рост реального ВВП, так и инфляция способствуют увеличению соотношения государственного долга к ВВП, поскольку знаменателем этого соотношения является номинальный ВВП. Экономическая история показывает, что после войн, когда государственный долг обычно значительно увеличивался, высокая инфляция часто помогала погасить военные долги. Однако рост долга за счёт инфляции имеет и обратную сторону: инфляция — это «скрытый налог». Она поглощает государственные сбережения и, конечно же, ведёт к множеству других издержек для экономики, известных из экономической литературы и прошлого. Таким образом, «рост» за счёт инфляции представляет собой налог на государственный долг, в данном случае скрытый. Более того, длительные периоды высокой инфляции сопровождаются повышением рыночных процентных ставок, в первую очередь из-за более высокой премии за риск или более ограничительной денежно-кредитной политики. Другими словами, сокращение долговой траектории, вызванное высокой инфляцией, по крайней мере частично компенсируется ростом расходов на обслуживание долга», - констатируют эксперты Института государственных финансов.
Польша является источником очень многих ценных уроков для Украины в сфере экономической политики. Не зря польские учёные и эксперты так беспокоятся по поводу фискальной разнузданности и разбалансированности госфинансов. Они-знают, что Государство – это тормоз развития и могильщик благополучия. К слову, украинская фискальная политика, состояние госдолга и конкурентоспособность институтов гораздо хуже, чем в Польше. Сегодня нам категорически нельзя копировать нынешнюю экономическую политики Польши, её институты, потому что они сильно заражены социализмом. Нам нужно вспомнить, как Польша, Чехия, Эстония или Литва создавали свои экономические системы после распада советской империи, но с учётом их ошибок и накопленного опыта. Украина может создать конкурентную для европейского бизнеса юрисдикцию, если не станет слепком того, что есть в Польше, Греции, Испании или Италии. Рассчитывать на то, что Украина после вступления в ЕС, когда бы они ни было, вдруг неким магическим образом станет, как Швеция или Дания, - глубокая наивность или откровенная глупость.
Усіх хто крунманить-шаманить, розповідає яким добрим є дефіцит бюджету, як круто брати кредити чи шо борг це фігня і якщо що додрукуєм, випустивши порожні бонди -
слід одразу настромлювати на палю.