5489 відвідувачів онлайн

Планета страху: хто стоїть за кривавими терактами в Афганістані

Автор: Юрій Мацарський

Планета страху: хто стоїть за кривавими терактами в Афганістані

Відповідальність за цілу серію терактів біля кабульського аеропорту взяла на себе організація "Ісламська держава - Хорасан" - одна з гілок ІДІЛ. Якщо так можна висловитися, філія "Ісламської держави" в Центральній Азії. Але одним лише цим регіоном інтереси "Ісламської держави - Хорасан" не обмежуються. У їхніх планах - світове панування.

В 2014-2015 годах на волне невероятного успеха ИГИЛ в Сирии и Ираке десятки больших и малых исламистских групп, раскиданных по всему миру, объявили о присоединении к самопровозглашенному халифату. Территориальные приобретения ИГИЛ на Ближнем Востоке - а за несколько месяцев джихадисты подчинили себе целые провинции Сирии и Ирака и уже явно примерялись к соседним странам - стали для "Исламского государства" отличным пиаром. Самые разные люди в самых разных частях планеты хотели оказаться причастны к громким победам ИГИЛ. Эти люди кинулись давать присягу верности главе ИГИЛ Абу Бакру аль-Багдади, чего было достаточно для формального присоединения к его организации.

Таким образом отделения ИГИЛ появились в самых разных странах на нескольких континентах - в Северной и Экваториальной Африке, на Кавказе и на Филиппинах, в Кашмире, Афганистане и Пакистане. В большинстве случаев на верность аль-Багдади присягали уже опытные бойцы террористического фронта, прежде состоявшие в "Аль-Каиде", "Талибане", каких-то местных сепаратистских группах или ячейках.

Планета страху: хто стоїть за кривавими терактами в Афганістані 01

В ИГИЛе новичков разделили по территориальному принципу: например, группировки из Чада, Нигерии и соседних с ними стран стали называться "Исламское государство в Западной Африке", подполье, действующее в Секторе Газа, получило имя "Исламское государство в Газе". На карте мира от ИГИЛ те территории, в которых действуют связанные с ним группы, называются вилаятам - то есть, провинциями.

Одной из самых больших таких провинций стал игиловский "Вилаят Хорасан". В древности это название использовалось для обозначения подчиненных Персидской империи княжеств и областей Центральной Азии. "Хорасан" же в игиловском понимании - это азиатская провинция самопровозглашенного халифата с центром в горах Афганистана.

С самого начала во главе организации "Вилаят Хорасан" стояли бывшие бойцы "Талибана", разочаровавшиеся в политике талибов. Их возмущало то, что талибы ведут переговоры с афганскими оппонентами и даже американскими политиками, им не нравилась готовность руководства организации признавать границы соседних стран и желание добиться международного признания. Для радикальных исламистов все это - недопустимые компромиссы с вероотступниками и безбожниками. И, конечно, им по душе пришлись подходы ИГИЛ, руководство которого в принципе отказывалось признавать правительства и границы каких-либо государств, не вело переговоров ни с какими чиновниками и вообще намеревалось упразднить все политические системы и заменить их всемирным исламским халифатом.

Планета страху: хто стоїть за кривавими терактами в Афганістані 02

Помочь бывшим талибам со строительством своего "вилаята" из Сирии и Ирака прибыли несколько десятков проверенных арабских бойцов и пропагандистов. С их помощью были выстроены вербовочные сети в Афганистане, Пакистане и в других государствах, отработана тактика террористических атак, налажено взаимодействие с другими игиловскими "вилаятами".

Но даже с помощью опытных иностранцев повторить успех ближневосточной "материнской" организации "Вилаят Хорасан" не удалось. Удержать под своим контролем хоть сколько-нибудь значимые города или районы они так и не смогли, будучи теснимы в Афганистане и местной армией, и американцами и "Талибаном". Однако в террористической войне равных им найдется не много. Афганский ИГИЛ поставил на поток подготовку террористов-смертников, взрывавших себя на блокпостах правительственных сил, на политических митингах и на собраниях религиозных меньшинств. В этих атаках ежегодно гибли тысячи человек. Опасность со стороны "Вилаят Хорасан" даже вынудила заклятых врагов - талибов и американцев - выступить против афганского отделения ИГИЛ единым фронтом. Известно, что вооруженные силы США не наносили ударов по тем отрядам талибов, которые вели войну против ИГИЛ и даже делились с ними своей развединформацией.

Ситуативный союз американцев и талибов еще в 2019 году привел, казалось, к крушению "вилаята". Тогда за несколько недель удалось уничтожить десятки бойцов ИГИЛ, сотни сдались афганским властям после того как попали в окружение. Но последние события в Кабуле показывают, что хоронить "Вилаят Хорасан" преждевременно.

Взрывы, в том числе, и взрывы смертников у кабульского аэропорта, которые унесли жизни почти двухсот человек, - это самая яркая демонстрация того, что ИГИЛ от своих планов не отказался и отступать не намерен. Убив за один день десятки человек, игиловцы показали, что ни уходящие американцы, ни приходящий им на смену "Талибан" страну по-настоящему не контролируют. Продемонстрировали, что Афганистан никем толком не управляется и его жителей никто не сможет защитить.

Хаос и взаимное недоверие - это то, что нужно ИГИЛ, потому что чем хуже будет обстановка в Афганистане, тем больше людей будет искать спасения в рядах радикалов.

Дискредитация каких-бы то ни было властей и привлечение новобранцев в свои ряды - одни из главных задач, стоящих сейчас перед "Вилаят Хорасан". Ведь без этого не добиться выполнения сверхзадачи - установления всемирного халифата, неизбежное появление которого все еще обещают идеологи ИГИЛ.

Юрий Мацарский для Цензор.НЕТ

Топ коментарі
+7
СРСР вбив 1 млн афганців без підтримки Талібану та ІДІЛ.
показати весь коментар
30.08.2021 14:30 Відповісти
+3
Иван, вы немного ошиблись аудиторией здесь. Роль СССР во всей новейшей истории исключительно разрушительная и деструктивная. Инвестировали в собственное влияние. А что там будет коммунизм, социализм или анархия - никого не волновало.
показати весь коментар
30.08.2021 17:09 Відповісти
+2
Ну ну, не перебільшуйте, Британію ніхто не завоював, вона сама скинула непотріб, перевівши території у фінанси. Недаремно ж всі міліардери рвуть у Лондон, а не в Монако. Вони просто розміняли територію на фінансовий центр світу.
показати весь коментар
30.08.2021 14:41 Відповісти
Коментувати
Сортувати:
Всем кто рассказывает о страшном ИГИЛ в Афганистена пора узнать, что в Афганистане погибло за двадцать лет погибло множество десятков тысяч мирных жителей, большинство из них женщины и дети. Полмиллиона людей потеряло свои жилые дома, а в стране было около 7 миллионов беженцев из 40 миллионов населения.

Как вы думаете - в такой обстановке легко стать террористом смертником? Вот на этот теракт США устроили взрыв дрона. Возможно они всё сделали правильно и убили терориста, но вместе с ним девятерых гражданских, из которых то ли 4, то ли 6 детей.
показати весь коментар
30.08.2021 14:21 Відповісти
Политика дронов-смертников, которую ввел Обама, чтобы Америка не теряла солдат привела к резкому росту потерь среди мирного населения как в Афганистане, так и в Ираке или в других странах. Что и привело к появлению ИГИЛ.
показати весь коментар
30.08.2021 14:22 Відповісти
СРСР вбив 1 млн афганців без підтримки Талібану та ІДІЛ.
показати весь коментар
30.08.2021 14:30 Відповісти
Ну вот. СССР породило моджахедов, когда местные коммуняки и русские солдаты начали убивать глупое население, а США породило ИГИЛ.
Люди полностью потеряны, у них психические травмы и они находят решение в исламе.
показати весь коментар
30.08.2021 14:31 Відповісти
Висновок, Афганістан та Пакістан треба віддати британцям, тільки вони підтримували там більш менш порядок.
показати весь коментар
30.08.2021 14:33 Відповісти
В Пакистане 220 миллионов населения, если верить вики. Никакой Британии ты его уже не отдашь.
показати весь коментар
30.08.2021 14:34 Відповісти
Хм, не бажаєте подивитись на кількість населення Індії в середині 19 ст ( на той момент разом з Бангладеш та Пакістаном) і кількість колоніальної армії Великобританії?
показати весь коментар
30.08.2021 14:37 Відповісти
То время прошло. Британию завоевывали по кускам. Власть в Индии была абсолютно гнилая и слабая. Теперь во главе всех этих стран хитрые и хищные правительства. Это как Китай династии Цинь сравнивать с текущим Китае при власти Компартии.
показати весь коментар
30.08.2021 14:39 Відповісти
Индию завоевали. Там же завоевание на поколения растянулась. Вообще нужно помнить, что колониальные войны велись веками, а потом Европа это всё просто отдала.
показати весь коментар
30.08.2021 14:40 Відповісти
Колоніальні війни між колоніальними країнами, самі колонії завойовували швидко.
показати весь коментар
30.08.2021 14:42 Відповісти
Нет. Медленно. Мало того в Индии пришлось очень серьезно бороться с местными. Даже понятие такое thug, прямо заимствовано из борьбы с местными крестьянами, которых расстреливали как разбойников массово.
показати весь коментар
30.08.2021 14:44 Відповісти
Британці діяли як Чингисхан, захоаили князівство, набрали з місцевих туземне військо і вперед, просто джентельмени любили відпочити, тому і вийшло довше, ніж у Чінгіза. А так реально, ніхто їм нічого не зміг протиставити, на відміну від монголів, їм ті ж башкири дали люлей.
показати весь коментар
30.08.2021 14:47 Відповісти
Да. Но вот так идут войны. По чуть-чуть. Чингисхан, Наполеон, Македонский или Тамерлан это гении, которые умели сокрушать империи. А большинство так не умело.
показати весь коментар
30.08.2021 14:48 Відповісти
Аж завис, хоча і маю вищу історичну, з натяжкою Олександр завалив персидську імперію, а от Чингиз, Тамерлан і Наполеон які сокрушили?
показати весь коментар
30.08.2021 14:50 Відповісти
Посмотрите карту их завоеваний. Можно еще примеры привести, но таких личностей немного. Вообще мы от темы слишком далеко ушли.
показати весь коментар
30.08.2021 14:52 Відповісти
Я знаю карту їх завоювань, просто прошу назвати імперії, які вони знищили.
показати весь коментар
30.08.2021 14:54 Відповісти
Тамерлан переміг Тохтамиша - хана Орди. Орда на той момент була імперією, та після цього вже не мала сил відновитися. Це було на руку вассалу - Московському князівству, але це - зовсім інша історія.
Ще Тамерлан розбив Баязіда, але османська держава на той момент ще не була імперією, хоч і мала підкорені інші народи.
Чингизхан підкорив Китайську імперію, бо Китай завжди був імперією, та арабський халіфат - це теж була імперія.
Це - моя особиста думка. Я підключився до дискусії зовсім не маючи намірів когось ображати чи переконувати, а лише тому, що я цікавлюсь історією та побачив обговорення відомих історичних істот.
показати весь коментар
30.08.2021 15:06 Відповісти
Чингиз много кого покорил. Но Китай покорил уже его внук. Как раз покорение Китая монголами это пример покорения по кусочкам.
показати весь коментар
30.08.2021 15:18 Відповісти
Ну ну, не перебільшуйте, Британію ніхто не завоював, вона сама скинула непотріб, перевівши території у фінанси. Недаремно ж всі міліардери рвуть у Лондон, а не в Монако. Вони просто розміняли територію на фінансовий центр світу.
показати весь коментар
30.08.2021 14:41 Відповісти
Територии скинули придурки лейбористы, которые пришли к власти после второй мировой. Это аналог нашего Зеленского.
показати весь коментар
30.08.2021 14:43 Відповісти
А в них не було іншого виходу, після закінчення світових війн, люба війна непопулярна, демографічна криза....
показати весь коментар
30.08.2021 14:48 Відповісти
Я тогда не жил. Я знаю, что с моей точки зрения как человека, который родился в конце 20го века всё их поведение выглядит трусостью и ошибкой.
показати весь коментар
30.08.2021 14:50 Відповісти
Розумієте, в кожної нації є пасіонарії, є болото, яке в разі небезпеки власної хати ще готово взяти зброю в руки, а от лізти в умовне Зімбабве не готове, війна пасіонаріїв вибила, залишилось болото.
показати весь коментар
30.08.2021 14:53 Відповісти
Про полководцев расписывать долго, так что я не хочу даже начинать, но напишу про Индию. Всё дело в том, что власть сменилась в пользу доминирования США и США хотели чтобы Британия отказалась от колониализма, а в Британии не было государственника, который бы послал их. А было какое-то ничтожество.
показати весь коментар
30.08.2021 15:04 Відповісти
При чем не США, а именно Обама. При Буше никакого ИГИЛ не было.
показати весь коментар
30.08.2021 14:33 Відповісти
СССР инвестировал в арабский экстримизм начиная с 60 годов, после прямых поражений нанесенных Израилем Египту и другим.По этому с большой долей вероятности можно говорить ответсвенности именно россии за ИГИЛ а не США.
показати весь коментар
30.08.2021 16:54 Відповісти
CCCР инвестировали в коммунизм. Все арабские страны были социалистическими до 91 года. Потом они стали резко муслимскими, так как прикрытие социализмом исчезло.
показати весь коментар
30.08.2021 16:57 Відповісти
Иван, вы немного ошиблись аудиторией здесь. Роль СССР во всей новейшей истории исключительно разрушительная и деструктивная. Инвестировали в собственное влияние. А что там будет коммунизм, социализм или анархия - никого не волновало.
показати весь коментар
30.08.2021 17:09 Відповісти
США сейчас должно напрячь всю разведку.Бо ожидаются теракты организованные Китаем и Рашкой для подрыва власти Байдена.К этому должны быть готовы и объяснить амерам ситуацию прежде,чем эти самые теракты произойдут.Бо для Рашки сегодня идеальный шанс терактами раскачать США и устроить очередной Капитолий
показати весь коментар
30.08.2021 16:31 Відповісти
Розвідку потрібно було напрягати доки там все контролювали війська. Зараз, кількість польових співробітників прагне нуля, а місцеві агенти будуть перетікати до, інших угрупувань. Якщо, залишаться жити, після того, як американці залишили всю інформаційну базу талібам.
показати весь коментар
30.08.2021 17:33 Відповісти
Китай та ерефія не мають наміру якось підривати авторитет Байдена тому що, більше нього ніхто так не працював на їх користь. Нанести такий удар по США, вони і не мріяли про таке. Це вам не ціни на нафту опускати.
показати весь коментар
30.08.2021 17:37 Відповісти
Старий теракты будут на территории США масштаба 11 сентября.Дальше по штатам пойдут волнения,очередной захват Капитолия.Появление нового Ли Харви Освальда и ликвидация Байдена.США погружается в хаос и новые выборы.Рынки,акции летятят в тар тарары.Международная повестка замораживается как и решения важных геополитических вопросов.Ну как вариант
показати весь коментар
30.08.2021 22:45 Відповісти
Кстати в образовавшемся вакууме,пока США занято внутренними проблемами,москали могут пойти в наступ на Украину
показати весь коментар
30.08.2021 22:52 Відповісти