Планета страху: хто стоїть за кривавими терактами в Афганістані

Відповідальність за цілу серію терактів біля кабульського аеропорту взяла на себе організація "Ісламська держава - Хорасан" - одна з гілок ІДІЛ. Якщо так можна висловитися, філія "Ісламської держави" в Центральній Азії. Але одним лише цим регіоном інтереси "Ісламської держави - Хорасан" не обмежуються. У їхніх планах - світове панування.
В 2014-2015 годах на волне невероятного успеха ИГИЛ в Сирии и Ираке десятки больших и малых исламистских групп, раскиданных по всему миру, объявили о присоединении к самопровозглашенному халифату. Территориальные приобретения ИГИЛ на Ближнем Востоке - а за несколько месяцев джихадисты подчинили себе целые провинции Сирии и Ирака и уже явно примерялись к соседним странам - стали для "Исламского государства" отличным пиаром. Самые разные люди в самых разных частях планеты хотели оказаться причастны к громким победам ИГИЛ. Эти люди кинулись давать присягу верности главе ИГИЛ Абу Бакру аль-Багдади, чего было достаточно для формального присоединения к его организации.
Таким образом отделения ИГИЛ появились в самых разных странах на нескольких континентах - в Северной и Экваториальной Африке, на Кавказе и на Филиппинах, в Кашмире, Афганистане и Пакистане. В большинстве случаев на верность аль-Багдади присягали уже опытные бойцы террористического фронта, прежде состоявшие в "Аль-Каиде", "Талибане", каких-то местных сепаратистских группах или ячейках.
В ИГИЛе новичков разделили по территориальному принципу: например, группировки из Чада, Нигерии и соседних с ними стран стали называться "Исламское государство в Западной Африке", подполье, действующее в Секторе Газа, получило имя "Исламское государство в Газе". На карте мира от ИГИЛ те территории, в которых действуют связанные с ним группы, называются вилаятам - то есть, провинциями.
Одной из самых больших таких провинций стал игиловский "Вилаят Хорасан". В древности это название использовалось для обозначения подчиненных Персидской империи княжеств и областей Центральной Азии. "Хорасан" же в игиловском понимании - это азиатская провинция самопровозглашенного халифата с центром в горах Афганистана.
С самого начала во главе организации "Вилаят Хорасан" стояли бывшие бойцы "Талибана", разочаровавшиеся в политике талибов. Их возмущало то, что талибы ведут переговоры с афганскими оппонентами и даже американскими политиками, им не нравилась готовность руководства организации признавать границы соседних стран и желание добиться международного признания. Для радикальных исламистов все это - недопустимые компромиссы с вероотступниками и безбожниками. И, конечно, им по душе пришлись подходы ИГИЛ, руководство которого в принципе отказывалось признавать правительства и границы каких-либо государств, не вело переговоров ни с какими чиновниками и вообще намеревалось упразднить все политические системы и заменить их всемирным исламским халифатом.
Помочь бывшим талибам со строительством своего "вилаята" из Сирии и Ирака прибыли несколько десятков проверенных арабских бойцов и пропагандистов. С их помощью были выстроены вербовочные сети в Афганистане, Пакистане и в других государствах, отработана тактика террористических атак, налажено взаимодействие с другими игиловскими "вилаятами".
Но даже с помощью опытных иностранцев повторить успех ближневосточной "материнской" организации "Вилаят Хорасан" не удалось. Удержать под своим контролем хоть сколько-нибудь значимые города или районы они так и не смогли, будучи теснимы в Афганистане и местной армией, и американцами и "Талибаном". Однако в террористической войне равных им найдется не много. Афганский ИГИЛ поставил на поток подготовку террористов-смертников, взрывавших себя на блокпостах правительственных сил, на политических митингах и на собраниях религиозных меньшинств. В этих атаках ежегодно гибли тысячи человек. Опасность со стороны "Вилаят Хорасан" даже вынудила заклятых врагов - талибов и американцев - выступить против афганского отделения ИГИЛ единым фронтом. Известно, что вооруженные силы США не наносили ударов по тем отрядам талибов, которые вели войну против ИГИЛ и даже делились с ними своей развединформацией.
Ситуативный союз американцев и талибов еще в 2019 году привел, казалось, к крушению "вилаята". Тогда за несколько недель удалось уничтожить десятки бойцов ИГИЛ, сотни сдались афганским властям после того как попали в окружение. Но последние события в Кабуле показывают, что хоронить "Вилаят Хорасан" преждевременно.
Взрывы, в том числе, и взрывы смертников у кабульского аэропорта, которые унесли жизни почти двухсот человек, - это самая яркая демонстрация того, что ИГИЛ от своих планов не отказался и отступать не намерен. Убив за один день десятки человек, игиловцы показали, что ни уходящие американцы, ни приходящий им на смену "Талибан" страну по-настоящему не контролируют. Продемонстрировали, что Афганистан никем толком не управляется и его жителей никто не сможет защитить.
Хаос и взаимное недоверие - это то, что нужно ИГИЛ, потому что чем хуже будет обстановка в Афганистане, тем больше людей будет искать спасения в рядах радикалов.
Дискредитация каких-бы то ни было властей и привлечение новобранцев в свои ряды - одни из главных задач, стоящих сейчас перед "Вилаят Хорасан". Ведь без этого не добиться выполнения сверхзадачи - установления всемирного халифата, неизбежное появление которого все еще обещают идеологи ИГИЛ.
Юрий Мацарский для Цензор.НЕТ
Как вы думаете - в такой обстановке легко стать террористом смертником? Вот на этот теракт США устроили взрыв дрона. Возможно они всё сделали правильно и убили терориста, но вместе с ним девятерых гражданских, из которых то ли 4, то ли 6 детей.
Люди полностью потеряны, у них психические травмы и они находят решение в исламе.
Ще Тамерлан розбив Баязіда, але османська держава на той момент ще не була імперією, хоч і мала підкорені інші народи.
Чингизхан підкорив Китайську імперію, бо Китай завжди був імперією, та арабський халіфат - це теж була імперія.
Це - моя особиста думка. Я підключився до дискусії зовсім не маючи намірів когось ображати чи переконувати, а лише тому, що я цікавлюсь історією та побачив обговорення відомих історичних істот.