"Хлопці, ви найкращі, я люблю вас!" - останній бій капітана Юрія Бутусова
Рівно два роки тому сержант 3-го полку спецназу Вадим Довгорук у складі групи капітана Юрія Бутусова потрапив у засідку, супроводжуючи колону з Дебальцевого під час "перемир'я" 16 лютого 2015 року.
В интервью "Цензор.НЕТ", которое мы взяли вместе с Викой Ясинской, Довгорук рассказал о том, как погиб капитан Бутусов, с которым он был до последнего вздоха. Машина с ранеными, которая шла за его БТРом, благодаря этому бою сумела развернуться и спастись.
Капитан 3-го полка спецназа Юрий Бутусов, пал смертью храбрых 16 февраля 2015-го.
"Юра Бутусов был раньше моим командиром группы, но потом нас разбросало, оказались в разных группах. Спецназ 3-го полка сопровождал колонны из Бахмута в Дебальцево. Юра подошел ко мне на базе, спросил: "Вадос, пойдешь со мной в группе? Нужны люди с опытом". Я сказал: "Командир, с тобой – пойду".
Мы уважали, Юру, он настоящий. У нас не было своей "брони", и нам придали бронетранспортер 101-й бригады охраны. Нам поставили задачу охранять колонны. Противник уже был на этой дороге, она одна осталась тогда в Дебальцево. Туда и обратно мы прорвались с боем. Обстрелы были постоянные, из стрелкового оружия, и потому командир нам приказал находиться внутри БТРа, и мы шли на скорости, отвечал башенный стрелок. Это был риск, но у нас получалось. И вот нам снова поставили задачу провести конвой в Дебальцево, и снова мы прорывались под обстрелом и с боем. Мы попадали в засады раз пять или шесть. Задачу на выход нового конвоя нам поставили в штабе 128-й бригады. Там два каких-то полковника дали новый маршрут на выход из Дебальцево. Не тот, по которому мы шли раньше, сказали, что противник уже все окружил, а через город. С нами в колонне шла машина с ранеными и машина с погибшими. Нам дали БМП – Юра поставил ее в замыкание. А наш БТР шел первым. Но получилось так, что этот новый маршрут, который нам дали, вел прямо на позиции противника. "Сепары" уже зашли в Дебальцево, и мы заехали к ним. Юра приказал увеличить скорость, пулеметчик открыл огонь. По нам начали бить со всех сторон. А другие машины благодаря этому спаслись. Главное, машина с ранеными повернула и ушла. Мы тут же получили попадания из гранатомета – в правый борт, а потом в левый борт. Я сидел рядом с командиром – и тут взрыв.
Юра был в сознании и скомандовал всем выбираться из машины. Он сразу понял, что не уйти. В кармане у командира была граната, для себя, последняя… Юру ранило первым взрывом, он закричал: "Ребята, вы самые лучшие, я люблю вас! Простите, если что было не так!"
Тут я потерял сознание, упал на пол. Открываю глаза – а у меня руку оторвало. А командир, тяжело раненый, на моей руке целой лежит. Мой товарищ, Виталий Федитник, он весь на мне лежит, неживой уже.

Сержант 3-го полка спецназа Виталий Федитник, погиб 16 февраля 2015-го
И вот открываю глаза, Юра рядом, он тоже в сознании. Говорю: "Командир, не могу пошевелиться, помоги". Юра как-то сумел подвинуться, освободил меня и показывает: "Руку мне посекло, давай ты". А я: "Ну и что ты мне показываешь, подумаешь, посекло, а у меня вообще руки нет!" И я ему показываю – у меня руку оторвало, она в рукаве лежит, а ее можно как хочешь крутить. И тут… мы как засмеялись оба! И вот сидим мы, ржем, я руку свою качаю.
Замолчали. И тут Юра мне: "Вадос, извини, что так вышло". А я ему – "Командир, все нормально". Он: "Давай выбираться будем".
Да только вижу, у него-то еще и бок весь разворочен. И осколками его буквально к броне пригвоздило. Больно ему страшно, не вырваться, пытается ползти. А кровь не остановить…. Закричал, руками не получается выбраться, так он ногами упирается, выталкивает себя! Не хотел сдаваться. И мы выпали из БТРа. Я подполз к нему – а командиру на лицо падают снежинки и не тают…
Страшных моментов на войне у меня было много – и взрывы и смерти. Но, наверное, самое тяжелое – видеть, как на мне лежал погибший товарищ, и как на моих глазах умер командир, который еще пару минут назад был живой и говорил, что ему очень больно и жарко. А я смотрел на него и понимал, что ничем, ничем не могу ему помочь. Вот эту беспомощность я забыть не могу…
Когда вылез из БТРа было очень плохо, кружилась голова. Жгут я не мог сам наложить, но, наверное, в рану забилась одежда, и еще сильный мороз был минус 20 градусов, это и спасло. Я отошел от дороги сколько мог, метров на триста. Мимо "сепары" шли – а я прикинулся мертвым. Думал, наши пробьются, вытащат. На этом месте я пролежал четыре дня. И столько мыслей передумал… Был сильный мороз, особенно ночью, ветер, мне греться нечем, и я лежу, удивляюсь, как так, раньше бывало выйдешь на холод, за полчаса замерзнешь, а тут лежу без движения не первый день, и живой.
Рядом занимали позиции "сепарские" и российские танки. Заметно было, по лицам, глаза раскосые. Один из танков стал в 15 метрах от меня и чуть ли не сутки бил по нашим позициям. А я лежал, думал, нет, не буду ползти в плен сдаваться. Если найдут, то найдут, а если замерзну – значит такая судьба. Ел снег – больше ничего не было, да и пить хотелось. 19-го вечером, на четвертый день, меня обнаружил случайный "сепарский" патруль из бригады "Призрак". Подошли, проверили и не пристрелили, а оказали помощь. Потом доставили меня в госпиталь, спасли меня. Но ноги сильно обморозились. Весь госпиталь был забит ранеными "сепарами", но врачи сделали что могли. Но обмороженные ноги спасти не удалось, их пришлось ампутировать. Потом меня обменяли, и врачи Киевского ожогового центра вернули меня к жизни.
К сожалению, двое моих товарищей – Сергей Глондар и Александр Кориньков, взятые в плен в этом бою, до сих пор находятся в руках противника. Я очень хотел бы, чтобы они поскорей вернулись домой.
Сегодня, на вторую годовщину боя, я сам за рулем машины еду в Бахмач, на могилу моего командира, Народного Героя капитана Бутусова, память о Юре останется со мной навсегда".
Юрий Бутусов, "Цензор.НЕТ"
Топ коментарі
Задачу на выход нового конвоя нам поставили в штабе 128-й бригады. Там два каких-то полковника дали новый маршрут на выход из Дебальцево. Не тот, по которому мы шли раньше...
У цьому полі, у розпал бою.
Серед руїни і серед краху
Не дай пізнати глибини страху.
Не дай упасти в зневіру й розпач
І побратимам розбігтись врозтіч.
Побудь, мій Боже, отут, між нами,
Душею батька, сльозою мами,
Сестри любов'ю, брата плечима,
Чеканням милої, її очима.
Побудь мій Боже, отут, зі мною,
Посеред світу, посеред болю.
Храни від смерті, від кулі вражої.
Будь мені, Боже вартою, стражею.
Я тіло й душу тобі офірую.
Побудь, мій Боже, зі мною! Вірую!
Слава Україні!
Я Вам, как участник событий говорю, просто прекратите. Пожалуйста.
Вы совершенно ни в чем не виноваты, а значит и извиняться не в чем. Все норм.
Очень жаль павших парней... никогда не забуду... . Но не вы ж их убили!!!!!!!!
все нормально. Это просто жизнь. Вот теперь у нас она такая.
З одного боку розпачь та горе від втрати відважних українських Воїнів-героїв...
А з другого - Велика Гордість за всіх тих, хто врятував нас від московсько-сепарської навали...
Герої не вмирають вони будуть віки жити в пам*яті Українского народу.
Слава Україні!!!
У мене було два сина. Обидва військові.У 2015 ми втратили старшого, у минулому майже втратили молодшого. Лікарі в Дніпрі витягли.(За що їм дуже дякую). Зараз знову там. Каже: "Не можу заспокоїтись, поки ті мерзотники топчуть нашу землю".
Не можу таке читати без сліз.
Героям Слава! Смерть ворогам!
А жену конечно берегу. Она радость очей моих и мой лучший друг.
Царства Небесного загиблому Вашому Синочку.. Хай другого Синочка вбереже Господь , і Вам допомагає жити.
Пробачте!
А свинособаки-перефарбовані пацюки жирують, та розмножуются як тля на тілі матінки України.
боляче...
Справжні герої без рук, без ніг за Україну - а Гадя депутат, і герой.
Мразота мерзенна. Горіти їй у пеклі, разом з тими жиробасами, що її спонсорують.
ВІЧНА ПАМ'ЯТЬ ЗАГИБЛИМ!
ГЕРОЇ НЕ ПОМИРАЮТЬ!
Сгинут компасы и полюса,
И свинцово проляжет у ног полоса,
Испытаний твоих полоса...
Для того-то она и нужна, старина,
Для того-то она и дана,
Чтоб ты знал, какова тебе в жизни цена
С этих пор и на все времена." (Л.Филатов)
Спасибо за удивительные правдивые истории о цвете нашего народа - ребят, ушедших в ВЕЧНОСТЬ ради мира, жизни в Украине.
Вечная память тебе, капитан Бутусов.
Прими, Господи, душу Раба Твоего Юрия и сотвори ему Вечную память.
Вечная память...
Вiрю, до вони дивляться на нас з неба...Не можем зрадити iх. Скоро у нас усiх будет свiй фронт. Думаю, розумiете, про що я.. Пам'ятаемо, до разом - ми сила!
Молитвенно вспомним самого пожилого защитника Украины 62-летнего подполковника в отставке Виктора Матвеева , добровольца из Донецкой области, помогавшего молодым украинским десантникам правильно организовать оборону в незнакомой им местности, грамотно организовать бои против сепарской сволочи, погибшего смертью храбрых с оружием в руках в июле 2014 года, Илью Василаша из Черновцов, старого израненного ветерана афганской войны, ушедшего добровольцем на фронт в 58 лет, заботливо научившего многих юных бойцов ратному делу, искусству побеждать и геройски павшего в бою за свободу Украины в 59 лет.