4890 посетителей онлайн
5 077 28

Каха Бендукидзе: Дипломы о высшем образовании никому не нужны

Автор: Е. Шкарпова

Знать математику – это, конечно, правильно. И литературу тоже. Но нет однозначного соответствия: если знаешь математику или литературу, значит, ты хорошо образован. Становление гражданина – вот задача среднего образования. Воспитание человека, который понимает, как устроен мир, общество, он сам, и может взаимодействовать с собой и действительностью.

Каху Бендукидзе, архитектора грузинских экономических преобразований, проще всего застать в Свободном университете Тбилиси, который он создал в 2007 году. Говорить о своем главном детище, в которое он вложил $50 млн, Бендукидзе не очень любит. «Важнее, что происходит в системе образования!» - говорит он.

Разговор Forbes с Бендукидзе состоялся 12 марта, когда власти Грузии лишили лицензии (т.н. авторизации) другой его образовательный проект - Аграрный университет. Ректор Тбилисского государственного университета Сандро Квиташвили убежден, что это недоразумение: за два года Бендукидзе удалось поднять никому не нужный аграрный вуз из руин.

По итогам вступительной кампании 2012/2013 года Аграрный университет, согласно данным Минобразования Грузии, занял шестое место среди самых популярных высших учебных заведений страны. Свободный университет Тбилиси в очередной раз возглавил рейтинг.
Большое заблуждение
- Как привести в чувство систему образования на постсоветском пространстве?

- Основная проблема образования в СНГ - это то, что многие до сих пор считают, что советское образование было хорошим. Из чего эта иллюзия проистекает? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте сначала поговорим о том, какие задачи ставились перед средним образованием в советское время. Вы как думаете?

- Среднее образование должно формировать человека, осознающего свой выбор.

- Конечно. Среднее образование ни в коей мере не является подготовкой к вузу. У меня есть простой тест о том, хорошее среднее образование или нет. С какого возраста можно быть присяжным? Наверное, с 18 лет? Паспорт есть, гражданин, значит, может быть присяжным. Вопрос: помогло ли школьное образование присяжному заседателю принять правильное решение? Если мы понимаем, что не помогло, значит, образование было неправильным. Потому что оно не помогло ему сделать логичный, осознанный выбор, основанный на его гражданском правосознании и понимании окружающего мира.

Если этот тест принять, тогда вопрос: человек очень хорошо выучил математику в школе - будет ли он хорошим присяжным? Нет. Значит, выучить хорошо математику в школе не может быть задачей среднего образования. Знать математику - это, конечно, правильно. И литературу тоже. Но нет однозначного соответствия: если знаешь математику или литературу, значит, ты хорошо образован.

Становление гражданина - вот задача среднего образования. Воспитание человека, который понимает, как устроен мир, общество, он сам, и может взаимодействовать с собой и действительностью. Главное, конечно, его взаимодействие с другими людьми.


А какие задачи ставились перед средним образованием в советское время? Задачи были следующие. Распространение грамотности. Индоктринация - то есть внедрение доктрин в сознание людей. Например, «коммунизм - хорошо, капитализм - плохо», «Гитлер плохой, Сталин хороший», «царь мучил детей, Ленин любил».

И была еще одна задача - это поиск будущих ученых в определенном, нешироком смысле этого слова. Ради чего? Советский Союз - это военно-техническое, милитаристское государство. Кто были самые уважаемые люди в СССР? Академики, ученые, генеральные конструкторы. Те, что создавали бомбы и ракеты, яды и противоядия. Однако была огромная проблема: как в плановой экономической структуре, где низкая горизонтальная мобильность и человек не может переезжать с места на место, - как в этой огромной стране найти будущих талантливых конструкторов ракет? Для выявления будущих талантов применялся метод провокационной селекции: когда вы даете такие условия отбора, с которыми многие не справляются. Помните реформу преподавания математики конца 1960-х - начала 1970-х годов? Тогда детям стали задавать задачи по физике и математике, которые не могли решить их родители. Если кто-то из учеников задачу решал - было понятно, что перед нами будущий гений. Для таких студентов существовали Новосибирский госуниверситет, МФТИ, МИФИ и так далее.

Таким образом, советское образование было не образованием - в смысле enlightenment. Это не было просвещением. Это была форма начетничества. Не создание полноценного, гармоничного человека, а создание специалиста узкого профиля. Как сказал Аристотель: только раб может хорошо играть на флейте. Почему? Да потому что свободному человеку это не нужно. Многие из советских решателей задач, конечно, были очень умными людьми, и потом они понимали дефекты своего образования, пытались его восполнить…
Идеальный вуз
- А каким должно быть образование?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, кто главный в системе образования.

- Студент.

- Вам кажется эта идея очевидной? Для многих она не очевидна. Проректор одного грузинского вуза однажды сказал мне: «Какой замечательный университет! Еще бы студентов не было». Эта фраза - не шутка, а реальное положение вещей. Студенты в большинстве случаев рассматриваются как нечто, мешающее процессу обучения - причем не только в Грузии, а и во всем мире. Университеты находятся в фактической собственности профессуры. Преподаватели читают те курсы, которые считают нужными, так, как считают нужным. И строго столько, сколько считают нужным. И этот диктат профессуры - одна из причин, почему образование такое дорогое. Ведь в большинстве ведущих университетов мира самые выдающиеся ученые не читают лекции. По крайней мере, бакалаврам.

Вместе с тем бакалавриат, я считаю, это самый важный вопрос для Грузии. Бакалавр - это человек 18 лет, у которого не так много возможностей для выбора университета. Не всякая семья может позволить себе послать его за границу в хороший вуз, даже если его там бесплатно учат; не каждый хочет уезжать из страны в столь молодом возрасте; не все знают свободно иностранные языки. В отличие от магистратуры и докторантуры бакалавриат - это массовый продукт. И, несмотря на большое число университетов в Грузии, выбор у наших бакалавров не так уж велик.

- По каким принципам вы создавали Свободный университет Тбилиси? Со слов бывшего замминистра образования Грузии Нодара Сургуладзе, ваша цель - создать университет не мирового класса, а мирового качества.

- Вузы, входящие в так называемую шанхайскую пятисотку (рейтинг лучших университетов мира, составляется Центром университетов мирового класса при Шанхайском университете Джай Тонг. - Forbes), оцениваются по параметрам, не имеющим отношения к качеству образования бакалавра. Например, среди исследуемых показателей - количество преподавателей - нобелевских лауреатов. Но какая разница, если бакалавры их не видят? В Гарварде только один известный экономист Грегори Мэнкью читает лекции бакалаврам. Остальным профессорам это неинтересно.

Другой показатель, по которому оценивается качество университета в шанхайской пятисотке - количество научных публикаций. Следующий - число иностранных студентов.

Если исходить из таких критериев, то создание полезного для Грузии или, скажем, Украины университета, который удовлетворял бы критериям шанхайского списка - почти неразрешимая задача.

- Учитывая, что больше половины вузов в первой сотне шанхайского рейтинга - американские, система образования США - не самая лучшая?

- Я этого не говорил. Американская система образования, как раз, наилучшая в мире. В стране очень жесткая конкуренция между тремя видами университетов - публичными и частными non-profit и for-profit.

- Какой из типов вам ближе?

- Частные коммерческие или некоммерческие эффективнее по сравнению с государственными вузами. Я создал non-profit вуз, хотя я - большой сторонник for-profit. И считаю, что образование - это бизнес, который очень сильно портит государственное вмешательство.

- Высшее образование должно быть платным или бесплатным?

- Бесплатное образование - это бич высшего образования. Есть люди, которым все равно - за деньги они будут учиться или нет. Это будущие Эйнштейны, они действительно хотят учиться, и для них важен результат. Даже не диплом, а именно процесс изучения чего-то. Но это не массовый продукт. Для массового продукта отсутствие платы полностью убивает мотивацию. В Грузии, слава Богу, эта зараза не так распространена: у нас много платной компоненты. Чем это хорошо? Например, моя внучатая племянница учится в одном из грузинских университетов на факультете права. Однажды она вместе с сокурсниками пошла в деканат и потребовала, чтобы студентам увеличили количество лекций. Мол, мы деньги платим, а лекций мало. Представить себе такую ситуацию в мое, советское время - чтобы целый курс пошел в деканат требовать увеличить количество лекций - просто невозможно. А у тех, кто платит за образование - другая логика.

- Это капиталистическое мышление.

- При этом должна быть система, когда самым талантливым и малообеспеченным предоставляется возможность учиться в кредит или с отсрочкой платежа. Почему не бесплатно? Потому что образование - это не подарок. Ты должен думать о том, какую работу найдешь потом и как погасишь кредит за образование.

- Это мировоззрение присуще всей грузинской молодежи или только в вашем вузе?

- Всей. Понимание берется из жизни. Впрочем, дело не только в занятости после вуза. Нужно учить то, что нравится. Однажды я встретился со студентами первого-второго курсов нашей бизнес-школы и спросил: «Почему вы решили получить бизнес-образование?» Оказалось, они безразличны к бизнесу как таковому, просто хотят хорошо жить, получать высокую зарплату. И если бы их потенциальный доход не зависел от диплома, то половина из них стала бы математиками, еще какой-то процент - физиками, химиками, был один биолог, одна девица занималась бы танцами.

И тогда я подумал: зачем мы их мучаем? Мы берем людей, которые хотят стать математиками, и делаем из них людей для бизнеса - для которого они негодны. Из математика бизнесмен чаще никакой, потому что бизнес требует других качеств.

Поэтому мы создали школу математики и компьютерных наук. А чтобы заинтересовать ребят, создавая эту школу, мы пригласили IT-службы крупных организаций, министерств, банков. Молодые айтишники рассказали, сколько они зарабатывают. Оказалось, что они получают больше, чем зарабатывал бы выпускник бизнес-школы в том же возрасте. Впрочем, молодые математики могут не идти в IT, а продолжить академическую карьеру, уехать в Америку, защитить докторскую.

С физиками вообще все просто. Это достаточно универсальное образование. Если ты - талантливый физик, то курс бизнес-школы ты выучишь за полгода. Можно также поехать в Америку в докторантуру - а мы гарантируем: если студент будет хорошо учиться у нас, то докторантура ему обеспечена. Что дальше, после получения докторской степени? В Америке 80% докторов наук по физике занимаются не физикой, а финансами, причем большинство попадает на Wall Street.

- А как же МВА?

- Это образование не так важно для Wall Street. Степень МВА нужна тем, кто получил какое-то образование, работал несколько лет в бизнесе, а потом понял, что ему чего-то не хватает, он хочет систематизировать свои практические навыки, разобраться, почему происходят те или иные процессы на предприятии.

- Когда и почему вы заинтересовались образованием?

- Жизнь заставила. Начал думать над этим. Я считаю, что есть элитное образование, когда вы даете образование тем людям, которые хотят учиться независимо ни от чего. Это люди суперинтеллекта. А есть массовое образование, и…

Вот смотрите, каждый год в мире рождается около ста миллионов человек. Сколько при этом в мире хороших университетов?

- Скажем, сто.

- Сколько в каждом из них студентов первого курса? Например, 5000. То есть в каждой когорте учится 500 000 человек. Вопрос: а каков спрос на высшее образование? Будем считать, 30% хотят получить высшее образование - то есть 30 млн. Из них качественное образование получает только 500 000. Таким образом, есть рынок, спрос. И нужно создавать высококачественный продукт для всех. Эта концепция называется affordable luxury (позволительная роскошь. - Forbes). Когда есть массовый, но качественный продукт, не являющийся раритетом. Как пример - кофе Starbucks. Я называю это affordable excellence.

Так вот, вопрос в том, как создать систему, которая будет давать большому количеству людей качественные знания. С этого все началось - я подумал, что надо бы этим заняться... Поначалу я предполагал, что учеба должна быть на английском языке. Тогда можно будет открывать вузы по всему миру. Но потом я, конечно, понял, что, если заняться еще и воспитанием элит в Грузии, то созданием англоязычного университета эта задача не решается. Очень важно учить на грузинском языке. Иначе люди, которые учатся в бакалавриате на иностранном языке, перестают полноценно владеть родным языком - по крайней мере, в своей специальности. Я встречал хороших юристов, которые учились в Германии, но не способны написать закон по-грузински. Они просто такими конструкциями не пользуются.

В общем, я создал строго грузинский университет. С известными преподавателями решил не заморачиваться: я считаю, что важнее иметь очень конкретный, четкий куррикулум. Судя по постоянно растущей популярности нашего вуза, у нас все получилось.
Закат университетов
- Каким вы видите будущее высшего образования?

- Система образования во второй декаде ХХІ века претерпевает самую глубокую революцию за всю историю своего существования - то есть за последние 800 лет. Образование - это ведь не древний продукт, хотя и достаточно старый, возникший в ХІІ веке в Париже, Тулузе, Болонье, Оксфорде, Кембридже. И до недавнего времени этот продукт почти не менялся.

Сегодня образование - это интегрированная модель: вы живете, учитесь, сдаете экзамены, пишете научные работы в одном месте. Университеты - это сильно вертикально интегрированные компании. Но если посмотреть на любые вертикально интегрированные бизнесы, начинавшиеся несколько столетий назад, то большинство из них претерпели серьезные изменения. Как было устроено судоходство 500 лет назад? Вы строили корабль, становились его капитаном, ходили за тридевять земель, покупали специи, привозили их, продавали и т.д. Сейчас этого нет. Вы строите корабли, я владею кораблем, он - арендует корабль, четвертый - грузовладелец. Возникла специализация.

В высшем образовании этого не произошло. Потому что существует очень большой барьер для входа на этот рынок за счет силы бренда и госрегулирования. Государство мешает созданию новых независимых университетов во всем мире. И даже если создаются новые вузы, поскольку это - продукт долгоиграющий, основанный на доверии к производителю, то популярным он становится далеко не сразу.

И все же специализация в образовании постепенно происходит. Чтобы сдать экзамен на поступление в вуз - GMAT, GRE, TOEFL, - не нужно ехать в университет, можно сделать это в своем городе. А развитие информационных технологий вообще перевернуло все с ног на голову. Сегодня в Америке каждую неделю возникает как минимум одна венчурная компания в области образования. Студенты нашего вуза, которым интересна какая-то отрасль знаний, не являющаяся частью их куррикулума, загружают лекции из Coursera, MIT и учатся.

Понятно, что это трансформирует существующую модель образования. Студенты задумываются: «Зачем мне слушать какого-то среднего профессора во Львове или Тбилиси, если я могу то же самое прослушать у выдающегося специалиста мирового значения?». Получается, что университеты в той форме, в какой мы их знаем - здания из кирпича, стекла, бетона, паркета, где надо ходить, слушать, - будут отмирать.

- То есть физически вузы исчезнут?

- Они останутся в каком-то виде, поскольку не все можно изучить онлайн. Например, в вузах останутся лаборатории для проведения опытов или клиники. Но в целом образование переместится в интернет.

Более того: на самом деле все это высшее образование - ерунда. Вот вы, например, занимаетесь журналистикой, но вас не в вузе же научили этой профессии? Дипломы никому не нужны. Вся эта дипломомания - результат последних ста или двух сотен лет. 700 лет назад студентам не давали диплом гособразца. Леонардо Да Винчи писал: «Я умею строить крепости, сооружать рвы, монтировать артиллерию, отливать пушки. Я могу также рисовать». И без всякого диплома. Я даже мечтаю о том, когда мы сможем просто учить людей, без корочки.

- Но как без диплома люди будут подтверждать свою квалификацию и знания?

- Посредством экзаменов, организованных по типу TOEFL или GMAT.

Я убежден, что эти изменения в глобальной системе образования произойдут рано или поздно, потому что они неизбежны. Нет сил в природе, которые могут бороться с экономической правдой.

Елена ШКАРПОВА, Forbes



Комментировать
Сортировать:
физик
Было интересно почитать, но мне интересны возрения Димочки табачника на образование, да и витька януковича было бы интересно почитать, при чем в натуре, без правок ганочки герман, и где видать и ландау и королевы будущие учатся, так это в киваловских академиях космонавтики, сережа кивалов же известный математик, творец нелинейной арифметики.. как они еще до украинского сколково не додумались, видать даже более талантливы, чем московские интелектуалы лилипуты.
показать весь комментарий
10.07.2013 09:54 Ответить
"нелинейная арифметика" -
показать весь комментарий
10.07.2013 13:40 Ответить
и
первое,"судоходство 500 лет назад" абсолютно ничем не отличалось от современного,разве,что были деревянные корабли и железные моряки.второе,что в Грузии,что в Украине и Египте,все определяет не диплом,даже самый престижный,не "золотая"голова,а "семейственность",третье,в СССР у башковитого человека был шанс пробиться.мой одноклассник: отец армейский капитан,поступил в ИМО.Сегодня-это уровень фантастики
показать весь комментарий
10.07.2013 10:01 Ответить
Bazilio
У Каки Беснукидзе каша в голове. И он этой кашей гадит где только может.
показать весь комментарий
10.07.2013 10:08 Ответить
Согласен. Вкладывает свои деньги в то, что не понимает. Но в целом лучше такие любители, чем никаких
показать весь комментарий
10.07.2013 10:24 Ответить
Работник университета написал
сто процентов. Все вы там коррупционеры и взяточники. У меня родственица работает в местном университете, так она как маны небесной ждет вступительной компании. Все у нее за контрольные - щенок откуда? Студентка подарила, куртка кожаная студентка подарила. Это не учеба, а замыливание очей. Зачем учится и платить столько денег, если после этого все равно не устроишься на работу?????
показать весь комментарий
10.07.2013 11:31 Ответить
Tesk
Мало того и знаний ноль,зачем учиться,ведь все решается
показать весь комментарий
10.07.2013 22:34 Ответить
гг
+100.

Про образование в интернете: к примеру я хочу досконально изучить алгоритм решения уравнений по Гауссу. Для этого КТО-ТО грамонтный ДОЛЖЕН опубликовать детально все это в интернет. За бесплатно этот КТО-ТО будет это делать - НЕТ!!! А если уж платить, то не за виртуальные лекции в интернете, а за живое общение, где можно напрямую спросить преподавателя что непонятно.

Про школьное образование - я всегда был уверен, что учим мы математику для того, чтоб научиться логике, ведь в математике она как нигде точна (в отличие от "истории" ). И для того, чтоб стать присяжным человек просто обязан изучить математику.

Про советское образование: -Каха, ты походу, в СССР не учился ни разу. Если-б советские ученые не слиняли-б за бугор, то не было-б у них ни вертолетов, ни авианосцев.

Вобщем, несмотря на значительное несогласие с точкой зрения этого Кахи, статья понравилась - первая за год, которая предраспологает к размышлениям.
показать весь комментарий
10.07.2013 11:35 Ответить
в недоумении
Ничего не поняла ! К чему вообще это интервью ?
показать весь комментарий
10.07.2013 10:35 Ответить
У нас не высшее образование
- в стране, это просто породия. У нас как раз это массовый продукт после которого практически на работу не устроишься. 6 лет соседка училась на экономиста, что бы работать у нас на базаре, и таких полно. Родители платят, а за что? Они так далеки от осмысления , что у них просто выкачивают деньги. Вуз же у нас не несет ответственности устроится выпускник на работу или нет.
показать весь комментарий
10.07.2013 11:27 Ответить
гг
А когда соседка шла "на экономиста", она чем думала? Экономисты нужны были в начале 90-х когда один бухгалтер не мог справиться с нарастающей кучей бумаг, законов, бланков, инструкций, разьяснений. Уже лет 10-ть как экономисты никому и нахрен не нужны. Очевидно что соседка изначально хотела работать на базаре, что у нее с успехом и произошло. Если человек РЕАЛЬНО увлечен скажем так инженерией, медициной, то работу он найдет. Если человек захочет быть востребован, то он таким будет. Вы знаете врачей, которые торгую на рынке? А физиков? Соседка ваша - обычная посредственность, которая получила посредственное массовое образование как дань моде. Не вижу причин почему-б с нее не взять бабло за учебу. В СССР она-бы ПТУ закончила и на том и остановилась-бы.
показать весь комментарий
10.07.2013 11:42 Ответить
игорь
у нас образования просто нет есть заведения где косят бабло с о студентов ничего не давая взамен после выпуска таких горе специалистов на работу никто не берет тогда спрашивается зачем диплом?если брать советскую школу то существовал план по которому больше чем надо спецов не выпускали и каждому была работа сейчас выпускников тьма но работать никто не умеет и не хочет
показать весь комментарий
10.07.2013 11:50 Ответить
Мысли в слух
Диплом не документ об образовании, это допуск к работе.
Для качественного образования требуется конкуренция среди вузов.
Бесплатное образование только четыре класса - читать, писать, считать.
Детей необходимо сразу ориентировать на точные науки или гуманитарные.
Кто захочет учиться, тот найдёт деньги и способ выучиться.
показать весь комментарий
10.07.2013 11:57 Ответить
Сумы русский город
Тут такое дело, что в США школу заканчивают на уровне нашего 7 класса - на теореме Пифагора.
институт едва узнав про интеграл - на уровне нашего 11 класса.
Нет, в США есть все возможности приподнять уровень образования, но там принят курс на выпуск из школ болванов. Ровно таким же образом идёт оболванивание в институтах. Однако чтоб оставаться высокотехнологичной страной идёт постоянное высасывание мозгов из других стран.
Немцы допрашивая американских пленных были крайне удручены, что почти все американцы водят машины - погибшего водителя мог заменить любой.
Однако пуля попавшая в радиатор выводила машину из строя напрочь - кофебойских мозгов недостаточно чтоб заткнуть дырку веткой.
Эта тупость объяснялась тем, что в США 30-х годов прошлого века не только было полно машин, но и телефоны для вызова автосервиса стояли на каждой миле, а в обязанности заправщика входит не только залить бензин но и проверить уровень масла, воды и протереть лобовое стекло. И даже сейчас задранный капот у машины блондинки означает, что любой желающий в обмен на замену спущенного колеса может задрать платье этой сучке.
показать весь комментарий
10.07.2013 12:25 Ответить
именно так
Это и есть узкая специализация. С неё больше толку чем с нашей самой читающей страны в мире.
показать весь комментарий
10.07.2013 12:30 Ответить
Сумы русский город
специализация это и есть программируемые биороботы
показать весь комментарий
10.07.2013 13:00 Ответить
это да
От специализации толку больше, но проблема в том, что открытия, двинувшие прогресс и давшие людям новое качество жизни, все были сделаны учеными "чистого вида", теми гениями, часто самоучками, для которых важен сам процесс, которые исследуют исключительно из интереса и любви к познанию. Причем сразу ценности этих открытий никто не понимал. Все их стали применять значительно позже. Их возможное практическое применения выяснилось лишь спустя. А в США нет понимания самоценности науки самой по себе, без приложения к конкретной задаче. Нет высокой духовной нацеленности в науке, а это рано или поздно приведет к снижению числа будущих гениев. Практическая целесообразность из "задавит". Вместо того, чтоб работать над тем, куда несет их ум, они станут решать какие-нибудь рядовые практические задачи. В "Боинге" говорят, что если б не инженеры из других стран, то "Боинг" бы уже "загнулся.
показать весь комментарий
11.07.2013 21:53 Ответить
Сумы - русский город (Киевская Русь как никак), а Россия - Татария
показать весь комментарий
10.07.2013 15:37 Ответить
киевлянин-гускаму гогаду сумы
СУМЫ=ты редкий идиот-у тебя мозги еще в детстве выкачали,а вкачали кацапский коммунистический панос!!!!!!-именно пАнос!!
показать весь комментарий
10.07.2013 17:45 Ответить
люды бачылы
Чем занята американская школа ?
http://www.chayka.org/node/1363
показать весь комментарий
10.07.2013 13:20 Ответить
люды бачылы
Мы, как всегда, отстаем от передового
человечества. Уничтожение науки, уничтожение культуры
происходит повсюду, но у нас медленнее, чем в других местах, а
это значит, что еще есть некоторая надежда, что мы сохраним свой
традиционный уровень культуры дольше, чем так называемые более
передовые страны.
показать весь комментарий
10.07.2013 15:35 Ответить
Судячи з промови того Бендукідзе, він або провокатор, що навряд, - кому він потрібний з такою дурнуватою провокацією, - або просто дурень.
показать весь комментарий
10.07.2013 17:49 Ответить
Этот грузин
совсем из ума выжил. Наверное навернул кокса столовую ложку перед интервью.
показать весь комментарий
10.07.2013 18:38 Ответить
йх
Кацо круто согнул примером о присяжных.Если быть самокритичными,то многие должны сказать-до смерти не созрею с 10-ю универами.Если нет врожденной честности,порядочности,совести и правдивости-этих компонентов и не будет,они не прививаются и не вдалбываются на лекциях,а когда еще нет юр.образования то такое наприсяжничиешь,что страшно подумать.А как врач без диплома,без трудовой,где можно просмотреть его историю и решить-можно ли допускать к людям,или как доктора ПИ с таблицей брадиса в голове подпускали к мозгам других,которые выявились безнадежными с легкой протекционной руки звероящера.Я уж не говорю о мастерах на производстве,кот.должны соображатьв технологическом процессе,который заведя не туда(будучи хорошим человеком) можно взорвать еще один реактор.
А вот платное образование выбросило на рынок труда тьму дуремаров ,и уже сейчас мы начали это ощущать и прежде всего в медицине .начав ездить по столицам за помощью которую 25 лет назад предоставляли в сельской больнице бесплатно и на неплохом уровне без томографов.Я не призываю к деревянной трубочке-фонендоскопу,но факт на лицо-стало хуже и дороже.
показать весь комментарий
10.07.2013 19:09 Ответить
Г-н Марк Уильямс
вам нужен кредит? Если да вернуться к нам сейчас, связавшись с электронной почты ниже свои данные ниже

Полное имя: ..........
Страна: ................
Страна: ................
Телефон: ....................
Необходимое количество как займа: ..................
Продолжительность: ........................
Ежемесячный доход: ......................

Свяжитесь с нами по электронной почте <[email protected]>
показать весь комментарий
10.07.2013 21:12 Ответить
Вася
У нас сейчас тупо продают дипломы и все!!!! Даже медицинские,если есть бабло у родителей ты дохтор!!! Я уже молчу про проффесоров с двумя ходками,и целые вузы специализирующиеся на выпуске проституток! Хотя к чему все это умные и образованные люди нашим вождям не нужны!! Нужна тупая серая масса на заводах ахмета и ко! А грузин думает о будущем своей нации,молодец!
показать весь комментарий
12.07.2013 00:45 Ответить
васе
У нас сейчас тупо продают дипломы и все!!!! Согласен. Но при Совке тупо раздавали дипломы и всё!!! "Реформа" Табачника для народа, но не для власть имущих и всё!!!
показать весь комментарий
13.07.2013 04:33 Ответить
тупому васе
не согласна про савок где тупо раздавали дипломы,при совке дипломы раздавали за знания бесплатно!!! а сейчас да всем правит БАБЛО!
показать весь комментарий
14.07.2013 10:28 Ответить