10547 посетителей онлайн
16 869 28

Глава таможни Виталий Науменко: "Побешусь, но не остановлюсь"

Автор: 

"Нынешняя система налогообложения допускает существование теневой экономики. Именно поэтому черные схемы контрабанды и контрафакта имеют такое широкое распространение, и именно поэтому теневая экономика, которая не приносит налогов в бюджет, приобрела такие масштабы. Рынок работает так, как ему позволяет работать государство. Глупо полагать, что проблема контрабанды заключается просто в каких-то конкретных недобросовестных инспекторах. Проблема системная".

Таможенная служба, как и все другие фискальные и регулирующие органы государства, стала символом коррупции и произвола. Любая подпись там имеет свой тариф, любое действие - за взятку, расценки неофициально известны всем. Руководить авгиевыми конюшнями назначен Виталий Науменко - бывший таможенник, последние четыре года работавший в аудиторской компании KPMG. Первое интервью после назначения - о своих целях, задачах, и пока не ясных перспективах - новый глава таможни дал ZN.UA.

- Виталий Петрович, что делать с таможней? Что делать сегодня, завтра и через месяц?

-Сегодня мы работаем над тем, как увеличить поступление платежей в бюджет, поменять кадры, выстроить систему доверительных отношений с добросовестными налогоплательщиками и завершить процесс разделения Министерства доходов и сборов на таможенную и налоговую службы. Завтра и в ближайшие один-два месяца мы должны ликвидировать системные коррупционные схемы и вертикали - как в центре, так и в регионах. Нам необходимо приступить к рассмотрению в Верховной Раде законопроектов по изменению таможенной системы для создания адекватной нормативной базы. В течение года мы обязаны подготовить и приступить к реализации стратегии глубокой структурной реформы таможенной и налоговой системы и фискальных служб, реформы контролирующей и правоохранительной системы. Это если вкратце.

- Что ж, давайте начнем с кадров, которые решают все - это самая резонансная тема. Как вы "чистите" систему?

- В минувший понедельник было уволено 20 руководителей региональных таможен из 27, и работа в этом направлении продолжается. Это первое. Второе -начали увольняться некоторые заместители начальников таможен, и здесь также ротация будет продолжена. Третье - на этом этапе будет рассмотрен вопрос в отношении начальников постов. Четвертое - будет создана кадровая комиссия таможенной службы с участием представителей бизнеса и общественности для контроля назначений и добросовестности сотрудников. Пятое - взят курс на привлечение молодых сотрудников - выпускников высших учебных заведений.

- Звучит красиво. Если не знать, кого вы назначили на место уволенных начальников таможни. О каком доверии бизнеса можно говорить, если вы назначили руководить таможнями одиозных персон - Миранюка, Иванюка, Горбова, Булюка? Причем на важных направлениях - это Киевская, Николаевская, Херсонская таможни. Заместителем главы Львовской таможни остается Игорь Мрочко, о пагубной деятельности которого заявила львовская инициатива предпринимателей "СТОП - ХАБАР". С точки зрения реформ, морали и прозрачности бизнеса - это катастрофа. Как это объяснить?

- На ключевых направлениях работы таможни - а это Одесская, Киевская, Львовская, Днепропетровская таможни, где идет основной поток грузов, я назначил людей, к деловым и моральным качествам которых у предпринимателей никаких вопросов нет. На этих направлениях кадровые и структурные изменения будут проводиться в первую очередь. Это локомотивы. Новые начальники входят в курс дела, начинают работу с организации доверительных отношений с крупными налогоплательщиками, восстанавливают закон. Уверен, что в короткий срок будут проведены кадровые изменения и в личном составе этих таможен. Люди, думающие сохранить коррупционные вертикали, сильно заблуждаются. Я и моя команда - не строим никаких схем. Коррупционных вертикалей не будет. Ваш вопрос имеет все объективные предпосылки, и, осуществляя эти назначения, я прекрасно все понимал. Однозначно позиция довольно проста. Для того, чтобы сегодня не остановить процедуру таможенного оформления, придут люди, имеющие опыт работы в таможне. Это временные назначения, в основном - на месяц. Перед ними - несколько целей. Во-первых, изучить ситуацию непосредственно в регионе и получить объективную оценку, что там происходит. Во-вторых, осуществить проверки по самым ключевым направлениям и посмотреть, насколько эффективно личный состав выполняет свои обязанности. А потом уже будут приниматься кадровые решения, когда будет организована, возобновлена таможенная служба, и начнется набор сотрудников в новый штат. Что касается Игоря Мрочко, то он - в стадии увольнения.

Я считаю себя профессионалом, поскольку свое имя сделал сам и потерять его за короткий период я бы не хотел. Это позиция моя как личности.

Скажу так: мне необходим кредит доверия на короткое время - на месяц.

- " Кассиров", собиравших ранее мзду со всех подряд, отстранят или нет? Остальной технический персонал - это вопрос времени.

- В некоторых таможнях уже проведены такие действия, чтобы отстранить людей, которые могли иметь к этому отношение. По Одесской, Днепопетровской таможням уже началась работа, и это пока первые шаги. Во Львовской сотрудник только приступил к своим обязанностям. На все нужно время. За неделю, за три дня это не делается.

- Какие первоочередные шаги вы предприняли?

Поймите правильно - таможенная служба полностью развалена, и за короткий период организовать процесс просто невозможно. Во главу угла ставим важные вопросы. Как плохо это ни звучит для предпринимателей, все равно это выполнение закона о государственном бюджете и недопущение прорыва на границах. Ибо главная задача - экономическая безопасность Украины.

Что было сделано? Первое - это чистка нормативной базы. Ведь некоторые письма использовались для того, чтобы создать блок для таможенного оформления и затянуть время. Например, контроль происхождения овощной продукции. Собирались справки от производителя, т.е. от тех, кто ее выращивает. Задача - максимально затянуть экспорт, а для других компаний обеспечить прямой доступ, сделать какой-то приоритет. Этими проверками можно просто задолбать систему.

В пятницу на селекторном совещании я поставил до вторника задачу - провести полную чистку таких писем.

Второе. Я поставил задачу каждому подразделению, уполномоченному на контроль, определить список всех тонких мест, где могут быть злоупотребления. О многих я знаю, но задача стоит так, чтобы "не бить по хвостам", а упреждать эти проблемы.

Третье. Скажу со стороны. Крайне сложно поменять менталитет и компаний, и таможенных брокеров, и таможенников за одну ночь. Нужно строить все это с нуля. Вы правильно говорите о возможной мести инспекторов за жалобы компаний, за то, что люди говорят открыто. Но я убежден: если общество не будет открыто говорить, будет умалчивать, коррупцию мы не уничтожим. Вспомните, как было три-четыре года назад, когда у одного забрали бизнес - все молчали. Потом, когда пришли к очередному, уже некому было за него заступиться. Считаю, что все государственные служащие, так или иначе, все равно от чего-то зависимы. И чтобы эта зависимость исчезла, необходимо общество. Только оно может повлиять на конечное решение. Даже если человек будет что-то бояться сделать из-за каких-то зависимостей, при давлении общества у него выхода не будет. Это позиция, которая построена в развитых демократических странах, где это все работает. Почему у нас не может работать?

- Но вы знаете, что взятки продолжают вымогать на всех таможнях прямо сейчас, причем по тем самым действовавшим ранее схемам? А за назначение на должность, как и раньше, платятся деньги. Вы понимаете, что если сегодня еще можно поверить вашим словам, то пройдет месяц - и если система повального вымогательства будет сохраняться, доверия не будет ни к вам, ни к вашим гарантиям? А начальники таможен думают - побесится новый начальник месяц и тоже к кормушке присосется.

- Да. Побешусь, но не остановлюсь. И присасывания к кормушке не дождетесь. Отвечу тремя пунктами. Первый, главный пункт. Майдан. Это принципиально важно. Майдан все изменил. Сегодня с точки зрения соприкосновения общества с государством проблемы остались, они не могут за один день исчезнуть. Остались проблемы, остались наработанные схемы. И об этом надо говорить открыто и громко. Несколько недель назад я обращался к вам с просьбой собирать информацию о существовании схем, ведь в высоком кабинете все невозможно увидеть. Самое важное - эту информацию получить и обработать. Это, на мой взгляд, - абсолютно объективный и правильный шаг. Вся информация, полученная от общества, будет обработана, и будут приняты соответствующие меры.

Второе. Мы подготовили и отработали план первоочередных мер с Европейской бизнес ассоциацией и Американской торговой палатой. Один из пунктов этого плана предполагает создание комиссий по рассмотрению жалоб предпринимателей. Т.е. надо исключить факт, чтобы жалобы рассматривал человек, который, возможно, виновен в каком-либо нарушении. Будут созданы группы, в состав которых войдут, в том числе, и юристы, чтобы объективно рассматривать саму жалобу.

Третье. Необходимо обеспечить объективное рассмотрение жалоб и исключить конфликт интересов. В этой ситуации оптимальным вариантом для Украины было бы создание независимого органа, который по любому направлению (и не только по таможне) выносил решение, имеющее значение для дальнейшей работы государственного органа. Это лучший вариант, потому что конфликт интересов присутствует всегда.

В основном жалобы чего касаются? Таможенной стоимости, классификации товаров. Я прекрасно понимаю: таможня может перегнуть палку и будет стремиться к тому, чтобы обеспечить увеличение поступления средств в государственный бюджет. В этой ситуации все предприниматели для таможни могут казаться не преступниками, а потенциальными нарушителями. Моя задача - обеспечить соблюдение законодательства.

- Что ж, если и через месяц будет продолжаться тот же беспредел, такое же вымогательство, что и сегодня, то мы напишем, что это ваша вина и ваша ответственность, и именно вы являетесь выгодополучателем. Скажите, а какой будет стратегия реформирования таможни? Или, проще говоря - как долго державе терпеть существование на таможне одиозных персонажей?

- В ближайшие дни будет представлен разработанный совместно с Американской торговой палатой и Европейской бизнес-ассоциацией протокол о намерениях. Могу сказать, что в нем есть очень серьезный пункт, который касается именно борьбы с коррупцией, и целый ряд других мероприятий, не менее важных, в том числе и по определению таможенной стоимости. В общем, четко расставлены акценты, как мы будем действовать. Задача Таможенной службы на сегодня - это "отбелить" рынок, сделать одинаковые для всех правила игры.

- Вы имеете в виду, что государство планирует легализовать внутренний товарооборот и закроет рынок сбыта контрабанды и контрафакта? Об этом говорят все начальники таможенной службы и многие министры, но в реальности, когда доходит до практической установки кассовых аппаратов и создания системы маркировки каждой единицы товара, начинаются демонстрации, и Кабмин с Радой отзывают эти инициативы. В 2010 году правительство Азарова совместно с бандитской группировкой Юры Енакиевского использовало ширму Налогового майдана, чтобы отменить 14-й раздел Налогового кодекса, предусматривавший кассовые аппараты на рынках. Что будет сейчас - обещания по новому кругу?

- Нынешняя система налогообложения допускает существование теневой экономики. Именно поэтому черные схемы контрабанды и контрафакта имеют такое широкое распространение, и именно поэтому теневая экономика, которая не приносит налогов в бюджет, приобрела такие масштабы. Рынок работает так, как ему позволяет работать государство. Глупо полагать, что проблема контрабанды заключается просто в каких-то конкретных недобросовестных инспекторах. Проблема системная. Контрабанда и производство контрафактной продукции просто выгодны, и поэтому они существуют в таких масштабах. Есть специальные рынки сбыта контрабандной продукции, они всем известны, они открыто работают, и это черные дыры бюджета.

Мы работаем во взаимодействии с Игорем Белоусом, главой налоговой службы. И понимание проблемы кассовых аппаратов у нас общее. Надо отметить, что прошлая власть по сути стимулировала развитие теневой экономики. Так, при Александре Клименко в налоговой накладной упустили важнейшую деталь - номер таможенной декларации. Хотя это абсурд, поскольку необходимо понимать путь поступления товара в Украину. В России это решено очень просто - они контролируют товар при продаже, и если нет подтверждения легального ввоза, товар конфискуется. Таможня и налоговая будут совместно бороться со схемами вывода в тень финансовых потоков, которые, по сути, привели к созданию черной финансовой системы, превышающей по обороту легальную. Это основное требование бизнеса. И я понимаю, что это будет основным критерием оценки нашей работы.

- Возможно, нам надо принять единые минимальные таможенные ставки от веса товара - это навсегда закроет вопрос с коррупцией, автоматизирует процесс определения тарифов. И провести реформы по грузинскому варианту - с полной перезагрузкой системы, набором молодежи, упрощением тарифной сетки и налогообложения, либо по болгарскому - когда на службу в таможню пригласили иностранных таможенников из стран ЕС, которых было невозможно встроить в коррупционные схемы?

- Ставки от веса - это очень эффективно, но это из области фантастики. Это не позволяют на международном уровне. Уже более 6 лет мы работаем в рамках договоренностей с ВТО, которыми установлены размеры предельных ставок для товаров, и эти договоренности предполагают применение адвалорных ставок. Контролируя только один фактор, можно говорить о законности ввоза. Сегодня же контролируется целый ряд факторов, влияющих на процедуру таможенного оформления. Таможенная стоимость, страна происхождения, код товара и прочее. Но на самом деле мы работаем по классической схеме. Есть мировой подход, предполагающий использование форм контроля. У нас используется, как и в мире, таможенный тариф, который привязывается к коду товара, определяет ставку пошлины.

Грузинский вариант интересен. В Грузии начали именно с зарплаты и изменения структуры таможни. Следующий фактор - до реформы таможни Грузия провела реформу правоохранительных органов. И еще - на период реформы Грузия фактически приостановила на некоторый период работу таможни. Мы на это в условиях кризиса пойти никак не можем. Таможня - это один из кирпичей в государственном устройстве, она обеспечивает доходную часть госбюджета.

- Основной вопрос, беспокоящий людей, - будет ли уничтожена "черная", параллельная таможня, которая существовала независимо от легальной?

- Я считаю это своей главной задачей и понимаю, что этого нужно и можно достичь. Вопрос - за какой период. Все упирается опять же в кадры. По сути, рыба гниет с головы. Со мной оптимизаторы не пытаются договориться. Я понимаю, что те люди, которые работали со схемами, будут пытаться прорваться к новым руководителям таможен. Здесь очень важно не упустить этот момент и перекрыть им такой доступ. Отвечая на вопрос, будет ли - будет, однозначно будет. Как это сделать, я знаю.

- Какой должна быть система общественного контроля таможни?

- Наверное, нового я ничего не придумаю. Я считаю, что нужно возобновить работу общественных организаций при таможне. Вопрос в том, как эта организация будет работать. Если это формальный подход - мы создали, она работает, мы можем даже выслать несколько протоколов, - то результата не будет от такой организации. Во-первых, должна быть четко установлена периодичность, должна быть регулярность такого общения с общественной организацией. Во-вторых, ее надо наделять такими полномочиями. И тогда проблемы будут решаться.

Мы открыли у себя горячую линию. За 3 дня около 400 обращений, из них 350 решено положительно. По крайней мере, по той информации, которую нам высылает таможня. Мы это будем проверять.

- И сразу выносятся решения по жалобам? Есть какая-то контрольная группа?

- Откровенно скажу, мы сейчас строим эту систему. На сегодня только налажен механизм. Первое - есть группа, которая принимает звонки и обрабатывает, взаимодействует с таможнями. Второе - отработан механизм взаимодействия, строки и т.д., единая форма документа. А дальше мы будем просто проверять отчеты таможен по итогам реагирования на жалобы. Но для этого нужно еще немного времени. Должна быть системная работа в этом направлении. Сам по себе "телефон доверия" очень эффективен, и проблемы, как правило, быстро снимаются.

Для меня важное значение имеют площадки Европейской бизнес-ассоциации и Американской торговой палаты, потому что их компании-участники дают максимальные платежи в бюджет. Если вы когда-нибудь встречали списки организаций - крупных налогоплательщиков, то вы бы увидели, что это компании с иностранными инвестициями. В общем объеме они занимают порядка 70%.

Я считаю необходимым создать условия для нормальной работы не только для большого бизнеса, изменения должны почувствовать все предприниматели, которые хотят работать легально на экспорт или на импорт. И не важно, являются ли они членами какой-то ассоциации, есть у них брокер или нет.

- Как назначить честных начальников отделов тарифов? Как решить эту задачу в масштабах страны? Будет ли конкурс? Знаете ли вы сами таких людей? Может быть, стоило бы провести открытый конкурс на замещение определенных должностей, чтобы подать свою кандидатуру мог любой сотрудник, у которого есть по определенным критериям право претендовать на этот пост? Можно ли открыть дорогу честным молодым людям, которые вообще с этой системой либо не сталкивались, либо не были вовлечены во все схемы, не поднимались на высокий уровень?

- Видение ситуации простое. Да, я знаю порядочных людей, я буду их продвигать по службе, чтобы они заняли определенные посты. Мне 43 года, и мой опыт подсказывает, что лучшие кандидаты - это студенты, только окончившие ВУЗы. Почему? Они чисты, они стремятся что-то сделать в этой жизни, они не испорчены. Это очень важно. Другая проблема в том, что этих ребят необходимо вырастить до того уровня, чтобы они могли эффективно работать. Все равно нужен профессионализм. Могу сказать, что, к сожалению, за долгие годы у нас исчезла система наставничества. Я приходил в таможню 19 лет назад. Ко мне прикрепили человека, который меня сопровождал первые месяцы. Была построена система обучения, система наставничества с точки зрения передачи опыта. Есть какие-то обычные житейские вещи, которые необходимо озвучивать молодому человеку, передавать ему свой опыт: я чувствую по таким-то признакам необходимо провести досмотр и т.д. На мой взгляд, это потеряно.

Я не буду говорить, что 5 или 10 лет назад все было прекрасно. Это будет неправильно. Но принципиально мне жаль молодежь, которая 2 или 3 года назад пришла в таможню. Я не исключаю, что имея чистые помыслы, она могла попасть в мясорубку. Просто могли давать команды и, грубо говоря, у человека просто стиралась вера в будущее. Если человек с этого начинает, то дальше его будет сложно изменить. Тут никакое чистилище не поможет. Это, наверное, самый сложный момент. Моисей 40 лет водил по пустыне.

- У нас нет 40 лет. Нам нужны очень быстрые решения, которые показали бы людям, что будут новые подходы. Отделы тарифов, начальники таможен - это ваша личная ответственность?

- Те люди, которые временно назначены на должности, - я за всех них отвечаю. Я их назначал и я несу за них персональную ответственность. Назначать людей в отдел тарифов будет начальник таможни. Это его компетенция, его номенклатура.

Начальник таможни отвечает за выполнение возложенных на него задач, за борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Если человеку не дать возможность сформировать свою команду - результата не будет. У человека должна быть команда людей, на которую он может опереться и работать, зная, что он, выполняя свою работу, защищен со всех сторон и движется к поставленной цели. Я не считаю необходимым указывать начальнику той или иной таможни, кого поставить на должность.

- Что вы скажете о табличных ценах?

- Что касается таможенной стоимости, то мы выработали совсем другой подход в этой ситуации и мы его реализуем. В Таможенной службе есть прекрасная система анализа рисков. Я не говорю о ее наполнении, насколько она корректна на сегодняшний день, необходим ее полный анализ. Система предполагает, что когда идет автоматическая обработка электронной таможенной декларации, то есть файла, путем сопоставления различных данных, у инспектора появляется целый ряд предупреждений или ограничений с точки зрения действий по отношению к тому или другому грузу.

На мой взгляд, первая проблема состоит в том, что эта система существует, но она не контролировалась. Вторая проблема вот какая. Как правило, после срабатывания системы риска, если инспектор игнорирует то или иное предупреждение, то груз уже уходит. Остается только одно - бить по хвостам, а бить по хвостам всегда сложнее и, главное, бесперспективно.

С точки зрения таможенной стоимости я хочу максимально уйти от человеческого фактора. Каким образом? Вы слышали о существовании таблиц. Действительно, они использовались, и мы их отменили, как незаконные. Существовали таблички с двумя уровнями цен, там достаточно много позиций. Кстати, некоторые позиции по известным причинам просто оттуда выпали. Только сегодня я понимаю, что они были использованы как товары прикрытия, поэтому в этой табличке их не оказалось.

- Какие у нас были товары прикрытия?

- Пример. Уровень, которым меняют горизонтали во время строительства, нетканые материалы, постельное белье, часть обуви и т.д. Список довольно большой, он из года в год меняется, но основа остается. Он помещается, если распечатать 10-м шрифтом, на двух страничках. Я вам скажу, что в прошлом году уровней для строительства было завезено, если не ошибаюсь, 3 млн 187 тыс. Посчитайте, сколько у нас строителей. Мне очень приятно отметить, что в апреле мы увидели в базе просто мизерное количество этих товаров. Но это не значит, что все исчезло. Оптимизаторы начали использовать другие товары прикрытия.

- Учитывая 10 тыс. позиций в классификаторе, исключить возможность игры в тарифах невозможно.

- В таможне когда-то было подписано 27 меморандумов с различным кругом компаний. Это начиналось с 2005 г., и эта работа длилась очень долго. Все закончилось в 2013-м. Сейчас мы будем их восстанавливать. По сути, меморандум - это была точка отсчета, источник информации. Собирались операторы рынка, которые контролировали более 50% рынка. Они заинтересованы в равной конкуренции. И, опять же, подписывались меморандумы с производителями украинскими, которые, кстати, неплохо владеют информацией о товарах и ценовых показателях за рубежом. На фоне всех этих действий создавалась определенная библиотека, обновлявшаяся по информации этих компаний. Это не ценовые таблицы, это информация, которая является определенным индикатором, она приближена к действительности. Самая сложная проблема на сегодняшний день, на самом деле, - определить реальную стоимость товара. Информацию о цене товара необходимо искать, используя те инструменты, которые доступны, пытаться реализовать ту модель, которая позволит эти цены анализировать.

- Вопрос в том, что для тех, кто хочет работать в белую, процедура должна быть более быстрой и простой, не говоря уже о рисках, чем для тех, кто хочет вести дела в черную.

- Объясню свой подход в этой ситуации. Я сторонник прямых контрактов. В 2008 г. я предложил ввести такую категорию, как прямой контракт. При заполнении декларации появился критерий прямого договора. Я проанализировал изменения за четыре года. Когда в 2010 г. я уходил из Таможенной службы, у нас соотношение прямых контрактов к офшорам было приблизительно 25 к 75. Сегодня я броско пробежался, но, по-моему, что-то около 60 на 40. Переформатировался рынок.

- На самом деле это условное переформатирование. Мы же не знаем, сколько ушло в "тень" при этом.

- Конечно. Мы пока о "белом" говорим.

- Можно определить, какой объем импорта у нас в Украине "черный", а какой "белый"?

- Называют разные цифры. По Министерству налогов и сборов недавно Игорь Белоус озвучил, если не ошибаюсь, около 200 млрд, но это касается и площадок в том числе.

Исходя из разницы между потреблением продукта и официальным ввозом, можно представить. Я отработал бытовую технику. Встречался с импортерами - они мне предоставили данные исследовательской компании по ввозу мобильных телефонов, плазм и т.д. Могу сказать, что по некоторым позициям потребление превышает импорт в разы. Можно сказать, что существовали и существуют на сегодняшний день объемы "черного" ввоза, и это факт. По ТВ-плазмам более или менее ситуация ровная. А по компьютерам, ноутбукам очень существенно отличаются объемы официально ввезенного и того, что показывает исследовательская компания по потреблению на рынке. Вот вам, собственно, измерение контрабандного ввоза.

- С какими злоупотреблениями вы столкнулись сейчас? Какие правонарушения, какой ущерб бюджету, нанесенный за предыдущий период, удалось установить?

- По поводу схем и моделей могу сказать, что за последние, наверное, лет десять мало что поменялось. Реально схемы стары, как мир. Вопрос в том, как интенсивно они используются. Любая компания на любом уровне заинтересована в том, чтобы обелить свою схему ввоза. Ей нужен официальный ввоз, даже по маленьким ценам. Наиболее частая схема, которая сегодня применяется во многих таможнях, в большинстве крупных таможен, это когда часть товара идет легально, а часть товара - под видом другого товара. Это так называемые товары прикрытия. Приведу яркий пример из своего опыта. Исходя из анализа деклараций, я обнаружил, что в одном контейнере ввезли духи, помады, еще какие-то товары и семь тонн кирпичей. Это несовместимые грузы, но самое главное, что кирпичи тяжелые и они очень мало стоят. Для того чтобы обеспечить легальность веса товара, кирпич используется как товар прикрытия. Можно полагать, что на месте этих кирпичей были брендовые товары, к примеру косметика и т.д.

Беда в том, что, даже увидев базы оформленных деклараций, я не смогу сейчас сказать, насколько они достоверны на самом деле.

- Снижение ставок пошлины приводит к увеличению количества декларируемых грузов?

- Безусловно. В 2005 г. ставки были снижены. Дело в том, что Украина не может так просто снижать и повышать: есть международные договоренности, есть тарифные коридоры. Работая в рамках коридоров, с помощью закона изменяют ставки пошлины. То есть тут вопрос прежде всего в величине налога. НДС в 2014 г. должны были снизить до 17%, но этот срок перенесли. Насколько я помню, сейчас разговор идет о 2016 г.

- В общем, пока не легализован внутренний рынок, говорить о том, что 200 млрд поступят в бюджет, просто нонсенс.

- Абсолютно согласен. Скажу честно, что Игорь Белоус провел ряд встреч по этому направлению с ведущими импортерами, крупными компаниями. И все поднимают именно этот вопрос. Вы видите в его выступлениях, что он уделяет наибольшее внимание именно существованию таких "площадок" и необходимости их ликвидации.

- По транзиту. Не секрет, что один из серьезных рынков - транзит грузов через Украину в Россию. Что-то будет меняться в плане транзита?

- Я очень надеюсь, что мы с Европой все-таки сможем получить процентный обмен информацией, поскольку это один из серьезных рычагов, который может остановить незаконный транзит или незаконное прерывание транзита. Есть несколько горячих точек.

Опять же, побороть эту систему можно на границе несколькими путями. Первый - это 100-процентный обмен с соседями по перемещенным грузам. Второй путь - это обмен информацией с пограничниками. Третий - присоединение к Конвенции об упрощении международного таможенного транзита. Указанная конвенция предполагает использовать сквозную декларацию страны отправления для контроля. Это и есть тот источник данных, который позволяет уйти от нарушений, допустим, при торговле с нашими европейскими коллегами. Мы работаем над этим вопросом.

На одном из совещаний буквально на прошлой неделе я общался с европейскими коллегами и озвучил этот вопрос. Я увидел полное понимание. Есть техническая сторона, которую тоже нужно реализовать. Был проведен ряд экспериментов, в ЕС есть система NCTS, у нас есть своя система. Мы можем обрабатывать их данные, они могут обрабатывать наши данные. Но сегодня подготовлен пакет документов в этом плане, проведен ряд экспериментов по обмену информацией.

- По экспортерам. Меня больше всего возмущает в таможенной системе то, что была построена система взяток с экспортеров. Если мы посмотрим, как работает Китай, то там таможенная служба закрывает глаза практически на все, если люди вывозят товар своего производства из страны. Там экспорту - режим максимального благоприятствования. По моему мнению, экспортеров вообще нельзя держать на границе, это должна быть автоматизированная процедура, причем максимально жестко контролируемая по сроку. Причем настолько жестко, что если не три часа, а четыре, то это уже должно приравниваться к самому тяжкому должностному преступлению. Зачем держать экспорт? Однако и у экспортеров были проблемы.

- Экспорт не надо держать. Приведу пример: при экспорте орехов нужно было предоставлять справки от производителей, где, в каком поле и кто собрал. За растаможку фуры орехов нужно было заплатить взятку 10 тыс. долл. Без этого ни одна машина не уходила, и поступало очень много жалоб. Казалось бы, открывайте рынок, получайте валютную выручку. Но использовались формальные причины - специальные письма, которые давали официальный повод для поборов. Еще один пример, кстати, по импорту - импорт сжиженного газа. Даже несмотря на то, что ставки потом сравнялись, контроль лаборатории остался. Потом появилось письмо одного из подразделений продолжать контроль лаборатории. Зачем? Для того чтобы одни компании туда попадали, другие нет. Вот такие механизмы, собственно, и создавались для построения коррупционной пирамиды, которая выжимала миллиарды из экономики.

Мы отменили эти письма, которые усложняли экспорт и импорт и создавали коррупционные разрешительные процедуры. Сейчас поставлена задача провести полную проверку всех инструктивных писем таможни и продолжить дерегуляцию.

Я знаю, что в предыдущие годы экспортеры были, увы, на особом контроле таможни, каждый груз, каждый килограмм, каждая посылка учитывались. Мы таких задач не ставим. Я осознаю тот факт, что в каких-то таможнях продолжает учитываться, и это моя задача - это исключить. С помощью кадрового ресурса, о котором мы говорили. К сожалению, нельзя мгновенно, за одну ночь, поменять таможню. Необходимо время, и об этом мы тоже говорили.

Чтобы обеспечить стопроцентно гарантированное быстрое оформление экспорта, необходимо прежде всего соблюдать технологию таможенного оформления. Я подписал распоряжение, поставил задачу провести в пятницу проверку временных нормативов таможенного оформления деклараций. Это важно, потому что, по моей информации, в таможнях используют различные рычаги для того, чтобы затянуть время и выудить взятку.

С точки зрения экспорта, во-первых, должна быть сама модель простого таможенного оформления. Она есть, она построена. Таможенное оформление не более четырех часов. Бывают случаи, когда можно увеличить это время, но они должны быть исключением.

Но мы очень зарегулированы, система государственного контроля из-за большого количества разрешений государственных органов слишком сложна. Нужно упрощать разрешительную систему в государстве на всех уровнях. А показывают пальцем на нас, мол, таможня "держит" груз.

Одно из наших предложений - исключить предоставление контракта при экспорте и ряда документов, например, таких, как сертификат происхождения и т.д. Мы отправили эти предложения в Минэкономики, в одном из законопроектов уже в ближайшее время они могут появиться. Собственно, нужна очистка нормативной базы государства именно с точки зрения видов контроля, документации и т.д.

- Были одиозные люди, которые осуществляли по сути "черный" импорт в Украину, были "черные" фирмы, так называемые модные, которыми руководили такие деятели, как Орест Фирманюк и Иван Аврамов. Могут ли эти люди сейчас решать вопросы в таможне? Остались ли они на рынке?

- Учитывая, что такие компании работают не один десяток лет, более чем уверен, что они будут и дальше пытаться осуществлять ввоз товаров. Я прекрасно понимаю, что подобные компании не исчезли, меняются только названия. У меня в этой ситуации задача простая - я буду стремиться к тому, чтобы обеспечить одинаковые условия для всех.

Юрий БУТУСОВ, ZN.UA

Топ комментарии
+5
Полная смена парадигмы и соответственно полнейшая люстрация. Жестко стоять перед правительством, что если таможня будет продолжать всю свою работу строить вокруг "наполнения бюджета", то опять будут появляться калетники, дериволковы и их прихлебатели в генеральских погонах. Учитывая этот радикальный подход, необходимо максимальное сокращение функций таможни: убрать все никому не нужные отделы платежей, цен и прочее. Тут же снизится и коррупционная составляющая, т.к. функции липового контроля цен в контрактах, на которых зиждется вся полностью коррупция испарится. А сегодня новое руководство таможен опять сетует, что у них жесткие планы по сбору денег и их они, в первую очередь, естественно, будут выполнять. А то, что это тут же приведет к коррупции на низовом уровне, стыдливо умалчивают. Начальники таможен сетуют на большие официальные планы сбора денег, а начальники постов уже доводят до инспекторов планы по сбору кэша... Система в действии ! В идеале 1-2 таможенных платежа после выпуска в свободное обращение и перевод таможни на послед-контроль. Через 2-3 месяца проверить импортера, если он не заплатил положенное в бюджет - жесточайшие санкции. Страна, которая живет за счет границы - позор ! В цифровом мире, наша таможенная система, попытки ее сохранить или продлить агонию - полнейшая профанация и подлый удар по "Небесной сотне". Пока не похоже, что это понимают в новом, снова генеральском, руководстве украинской таможни.
показать весь комментарий
12.04.2014 11:24 Ответить
+4
Слова, слова. Пока на таможне существуют планы наполнения бюджета-- таможня будет коррумпированной! Это как гаи с планом по нарушениям или налоговая с планом по штрафам. О каком плане может идти речь? Еще пару недель такого курса доллара и мы не увидим ни бананов, ни итальянских туфель. Останутся одни экспортеры- им такой курс выгоден. А как растаможить груз малому и среднему предпринимателю? Ставки грабительские!!!
показать весь комментарий
12.04.2014 17:57 Ответить
+3
Да,прочитал я этот словесный бред,опьять красивые слова,а на деле всё осталось по прежнему,расскажу на примере Чопа,да ребята,ничего не изменилось,просто денежные потоки перенаправили от
одних воров и чепушил к другим,к Пастору,Сене и Ко,система и схемы
остались полностью прежними,всё идёт по Катлетовским и Дерижоповским
сценариям,даже групен-захватен *Захид* к нам пожаловала,всё как
при прежних Кровосисях,видать у нового Киевского руководства своих
мозгов нету,как обезьяны всё копируют Катлетовское,что интересно на
групу *Захид* деньги есть,на командировки и на всё прочее,дауны,так
поставьте уже тех кому доверяете,а не уродов и тупых взяточников типа
Пересоляка,Симчеры и прочей нечисти
,которая жировала и контролировала контрабасс при Калетнике,дальше,Наум,насчёт твоего профессионализма есть большие сомнения,да и человек ты Хорошковского,о чём дальше можна говорить,а то что ты ставку хочешь делать на молодёжь,так это очень понятно,молодой не будет думать и ставить глупых ненужных неудобных вопросов,а тупо будет испольнять и ставить печати,точно так делал Калетник с Дериволковым
показать весь комментарий
12.04.2014 11:32 Ответить
Комментировать
Сортировать:
Полная смена парадигмы и соответственно полнейшая люстрация. Жестко стоять перед правительством, что если таможня будет продолжать всю свою работу строить вокруг "наполнения бюджета", то опять будут появляться калетники, дериволковы и их прихлебатели в генеральских погонах. Учитывая этот радикальный подход, необходимо максимальное сокращение функций таможни: убрать все никому не нужные отделы платежей, цен и прочее. Тут же снизится и коррупционная составляющая, т.к. функции липового контроля цен в контрактах, на которых зиждется вся полностью коррупция испарится. А сегодня новое руководство таможен опять сетует, что у них жесткие планы по сбору денег и их они, в первую очередь, естественно, будут выполнять. А то, что это тут же приведет к коррупции на низовом уровне, стыдливо умалчивают. Начальники таможен сетуют на большие официальные планы сбора денег, а начальники постов уже доводят до инспекторов планы по сбору кэша... Система в действии ! В идеале 1-2 таможенных платежа после выпуска в свободное обращение и перевод таможни на послед-контроль. Через 2-3 месяца проверить импортера, если он не заплатил положенное в бюджет - жесточайшие санкции. Страна, которая живет за счет границы - позор ! В цифровом мире, наша таможенная система, попытки ее сохранить или продлить агонию - полнейшая профанация и подлый удар по "Небесной сотне". Пока не похоже, что это понимают в новом, снова генеральском, руководстве украинской таможни.
показать весь комментарий
12.04.2014 11:24 Ответить
Глава таможни Виталий Науменко: "Побешусь, но не остановлюсь" - Цензор.НЕТ 7370
показать весь комментарий
12.04.2014 11:53 Ответить
Да,прочитал я этот словесный бред,опьять красивые слова,а на деле всё осталось по прежнему,расскажу на примере Чопа,да ребята,ничего не изменилось,просто денежные потоки перенаправили от
одних воров и чепушил к другим,к Пастору,Сене и Ко,система и схемы
остались полностью прежними,всё идёт по Катлетовским и Дерижоповским
сценариям,даже групен-захватен *Захид* к нам пожаловала,всё как
при прежних Кровосисях,видать у нового Киевского руководства своих
мозгов нету,как обезьяны всё копируют Катлетовское,что интересно на
групу *Захид* деньги есть,на командировки и на всё прочее,дауны,так
поставьте уже тех кому доверяете,а не уродов и тупых взяточников типа
Пересоляка,Симчеры и прочей нечисти
,которая жировала и контролировала контрабасс при Калетнике,дальше,Наум,насчёт твоего профессионализма есть большие сомнения,да и человек ты Хорошковского,о чём дальше можна говорить,а то что ты ставку хочешь делать на молодёжь,так это очень понятно,молодой не будет думать и ставить глупых ненужных неудобных вопросов,а тупо будет испольнять и ставить печати,точно так делал Калетник с Дериволковым
показать весь комментарий
12.04.2014 11:32 Ответить
Народ видали? Проститутки создали свой сайт
http://dev4onkixxx.blogspot.com
показать весь комментарий
12.04.2014 19:16 Ответить
Тебе женщин не хватает? Бедненький...
показать весь комментарий
13.04.2014 19:22 Ответить
сегодня 12.04 в 18.00 в Харькове состоится марш за единую Украину! Приходите!
http://sport.obozrevatel.com/football/96201-ultras-metallista-pokazhem-putinofilam-chto-harkov-eto-ukraina.htm
показать весь комментарий
12.04.2014 12:23 Ответить
И сразу г..но полилось. Работает стереотип - все продажные, все приходят к власти, чтобы урвать себе побольше. Может хватит всех судить по себе?

У Науменко правильный подход и есть желание что-то изменить. Его нужно поддерживать максимально. И судить нужно по делам. Когда идет работа над фундаментом, некоторое время внешние изменение могут быть незаметными. Но если через месяц-два-год ничего не изменится кардинально - тогда на кислород. А система полностью прогнившая, у нее есть инерция - надо время, чтобы сломать.
показать весь комментарий
12.04.2014 13:04 Ответить
Гавно у тебя в башке льётся,тебе факты и правду выкладывают,а ты своё несёшь,видать по себе и судишь,говоришь годик надо Науму поворовать,да и как можна поменять систему с преданными Калетниковскими и Дериволковскими кадрами,да и как человек Хорошковского,а значит и Лёвочкина с Фирташкой,может что-то поменять?
показать весь комментарий
12.04.2014 13:21 Ответить
Я тут прикинул. Если официально ввозить некоторые товары из Европы с пошлиной 10% и 20% НДС, то цены вырастут на 35 - 40%, теперь добавим коррекцию цены на курс гривна/евро (хотя бы до 13 - 15 грн за евро, хотя бы + инфляция) и добавим еще 40 - 50% к конечной цене. Итого цены нужно поднимать в полтора - два раза. Мы готовы к этому? Мы готовы платить? Или мы вспомним, что коммунальные выросли, а зарплаты как-то не очень... Статья ни о чем. Новый глава таможни ничего не решает, да и не сможет. Если они хотят вывести из тени импорт, нужно начинать с пошлины не более 5% и НДС не более 7% на ввозимые товары. Но тут, как раз ОНИ "ничего не могут сделать, есть же международные правила..." Старая таможня с новыми начальствующими рылами (не побоюсь этого слова) не нужна и не выгодна ни таможеннику, который зарабатывает на этом, ни человеку, который везет в Украину товар нелегально, ни продавцу, ни в конечном итоге, покупателю. А рассказывать про страдающий бюджет обновленной страны - не надо. Эта новая страна пока для большинства еще ничего не сделала, кроме как раком поставила и попросила потерпеть.
показать весь комментарий
12.04.2014 14:39 Ответить
Поражаюсь таким высказываниям! Когда Янукович и рыгоаналы имели всех в Украине, такие как вы молчали. А теперь бравенько новую власть, которй без года неделя, критикуете. Заткнитесь лучше, рыгоаналовский прихвостень.
показать весь комментарий
12.04.2014 14:49 Ответить
Человек чистую правду сказал,а ты чудо в перьях что к Украине имеешь? И чем эти от Кровосись отличаются?Или меня тоже рыговским назовёшь,затыкалка ты наша?
показать весь комментарий
12.04.2014 14:55 Ответить
Херню, извините несете. А пошлины "неофициальные", они не в цене сидели? Только еще и в бюджет не попадало, что бы ту же армию и пенсионеров содержать.
показать весь комментарий
14.04.2014 12:11 Ответить
А что домовые тоже в партии рыгоаналов?
показать весь комментарий
12.04.2014 14:59 Ответить
Ты дура или душевнобольная?Видать анал это твоё любимое времяпровождение,убогая ты наша
показать весь комментарий
12.04.2014 15:06 Ответить
Браво! Адекватный , искрящий интеллектом ответ, соотносящийся с ответами вашего лидера Януковича. Разберитесь сначала где у вас и голова, а где ж@па. Тогда поймем откуда такие перлы вылетают.
показать весь комментарий
12.04.2014 15:17 Ответить
Да,тебе ссы в глаза,а тебе Божья роса,кстати профурсетка,а ты как в Данию то попала,что,проституткой там подъедаешся,интеллектуальная ты наша зомби,троллик заточенный
показать весь комментарий
12.04.2014 15:38 Ответить
Домовой, а ты других способов, как проституция и воровство не знаешь? Не суди всех по себе.
показать весь комментарий
12.04.2014 15:40 Ответить
Видать в точку попал,ПНХ дура и не лезь в то,в чём ничего не понимаешь
показать весь комментарий
12.04.2014 15:53 Ответить
Свои слова адресуй своей жене. Был бы ты рядом, мой муж твою рыгоанальную харю давно бы расквасил. Когда же эту нечисть рыгоаналов и их приверженцев в унитаз спустят, чтобы воздух не портили? Ехали бы они все в Пукинскую Рашу и сидели бы там в пукинском го@не.
показать весь комментарий
12.04.2014 16:29 Ответить
О как,курица ощипанная,с четвёртого раза научилась как ответку писать,а твой муж отмороженный харю расквасить может только своей тёще,тоесть твоей мамашке,да и то по сильной пьяни,а по сравнению со мной ты просто дикая ПаРашинская монголоидная кацапка,кто ж тебя такую тупоголовую в Данию то впустил?
показать весь комментарий
12.04.2014 17:26 Ответить
В Дании нет таких алкашей, как ты
показать весь комментарий
12.04.2014 17:53 Ответить
Слова, слова. Пока на таможне существуют планы наполнения бюджета-- таможня будет коррумпированной! Это как гаи с планом по нарушениям или налоговая с планом по штрафам. О каком плане может идти речь? Еще пару недель такого курса доллара и мы не увидим ни бананов, ни итальянских туфель. Останутся одни экспортеры- им такой курс выгоден. А как растаможить груз малому и среднему предпринимателю? Ставки грабительские!!!
показать весь комментарий
12.04.2014 17:57 Ответить
Лена, не обращайте внимание на высеры всех этих домовых, болотных и пр.нечисти, вы же слышите их аргументы, полный примитив, сейчас он и на меня набросится, игнор этих приматов- лучшее оружие
показать весь комментарий
12.04.2014 22:45 Ответить
Вася на фото 100% підарас з 1000% амбіціей.
показать весь комментарий
14.04.2014 11:55 Ответить
Неплохо было бы пересмотреть процедуру ввоза давальческого сырья в Украину. Сужу по себе, вынуждены отказываться от хороших объемов переработки в Украине (упущенные рабочие места, налоги...) из-за непрозрачно-сложной процедуры оформления временно ввозимого сырья для переработки: НДС уплатите, вы же его при вывозе готовой продукции вернете (может быть, если захотите) а пошлину тупо уплатите, потому что так надо.
Таким образом, из-за отсутствия прозрачного механизма временного ввоза товаров для дополнительной переработки/обработки с последующим вывозом и уплатой налогов государству только с добавленной в Украине стоимости, страна теряет дополнительные рабочие места, налоги... Чого бідні, бо дурні?
показать весь комментарий
14.04.2014 12:12 Ответить
Капец... не выдержал - зарегистрировался. Крик души.
Да, сразу все не сделать. Да, нужно время. Но прочитав это интервью в который раз понимаю: люстрировать нужно всех и тех, кто был таможенником 4 года назад. КПМГ не исправит извращенный способ мышления... ОН ЖЕ НИ ХРЕНА НЕ ПОНИМАЕТ дальше таможни, на которой работал 4 года назад.

По моему, с комментатора Александра Захарова было бы больше пользы на месте Науменко: таки да - нужен другой подход. Без планов по наполнению бюджета. Задача у таможни - НЕ наполнение бюджета.

А что он несет про таможенные декларации в налоговых накладных... только за это нужно уволить. Он (жертва нарушений в ДНК) попросту не понимает, что НИКТО не знал, что туда лепить. И не будет знать! Почему?

очевидно человек, несмотря на КПМГ НИКОГДА не видел документооборота предприятия. Не понимает движения товара... Или видел только товары с серийными номерами (типа Порше Кайенов)

Зато какие затраты в масштабах государства на то, чтобы это поле просто заполнить!!!
Кроме того приводит отличный пример для подражания - РОССИЮ. Может он предложит еще и в таможенный союз вступить?

ОТКУДА ВОЗЬМЕТСЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, если у нас все зарегулировано донемогу? бухгалтеров на предприятии - в разы больше,чем на западе.
необходима ДЕРЕГУЛЯЦИЯ. А не внесение в базу таможни и налоговой хучи информации, которую не знают как заполнять и не знают как использовать.
Но зато это отлично создает рабочие места бухгалтеров, таможенников и налоговиков...

О кассовых аппаратах на рынках - лучше бы молчал... хотелось плакать.

Проблема есть.

Но если все проблемы решать дальнейшим усилением учета и контроля предпринимателей... то боюсь экономика умерла не родившись...

Все сводится к тому: мы не умеем работать, управлять, контролировать. Поэтому предприниматели должны решить эти проблемы за нас и за свой счет (или покупателей...)
показать весь комментарий
14.04.2014 20:43 Ответить
М-да. Хорошою написали для Науменко В.П. Я не думал что-то коментировать, но то что происходит сейчас на таможнях- мартышки отдыхают. Одно говорит и пише в письмах зам министра Науменко, а совсем другое начали делать его славные старые- новые коллеги подчиненные из Хмельницкой и оперативной диаспоры- Войцещук, Иванюк, Гоя, Мусиенко ... а также недотраханная моль Штанько, Безсмертный, Ралик, Ярмольский, Горбов... Других росы мельче не буду называть. Так вот Бутусов Юрий это люди уже отработали раньше при "папередниках" времен Кучмы-Тимошенко при председателях гостаможслужбы Каленском и Хорошковском возложенные на них задачи по организации, внедрению и выполнению схем сбора поборов с предпринимателей и граждан. Об этих людях все в таможнях знают только негативное, они и сейчас нарисовали по новому нужно работать и опять пошла схематика и планировка в назначении таможенной стоимости и взымании поборов. Опят зондер группа бывших таможенных рэкетиров с оперативной таможни во главе с Мусиенко делают не позитивный имидж таможне ( спросите сами в Киеве что они хотят)??? Этим людям дали возможность просто уйти самим, чтобы не посадить себя и непричасных к их корупционным деяниям коллег. Уже даже не тошнит от их действий. Мы в таможне говорим между собой , что наверное эти люди действительно хотят сидеть в тюрьме, потому что им помогут сесть или таможенники или субъекты вэд. Не понял Науменко то, что и таможенники хотят работать по другому, без выкручивания рук и позором совести, если сказал работать согласно законодательству и не умееш это организовать- не мути не себя и не позор людей.
показать весь комментарий
24.04.2014 19:26 Ответить