8485 посетителей онлайн
30 233 18

Анна Музычук: "За кого выходят замуж шахматистки? За шахматистов. Как говорится, художника может понять только другой художник"

Автор: 

"Интересно, каково в 27 лет быть, во-первых, многократной чемпионкой мира по блицу и быстрым шахматам, а, во-вторых, - настоящей почтовой маркой? "Крыша" не едет? Нимб над головой не растет? Известность, она ведь всякое с людьми делает…". Так думал корреспондент "Цензор.НЕТ", дожидаясь на одной из львовских улиц Анну Музычук.

И мысли эти тут же исчезли, стоило Анне появиться в поле зрения. Завидев меня, второй номер мировой шахматной классификации улыбнулась и дружелюбно помахала рукой. Она ничем не выделялась среди наводнивших воскресный Львов туристов и жителей города. Вот разве что свойственные семейству Музычук "good looks"… Кстати, почему бы с этого не начать нашу беседу?

- Тебе не приходило в голову стать моделью? – спрашиваю Аню, когда мы занимаем столик в кофейне. - Интересуюсь не просто так: помню, как по ходу чемпионата мира в Иране, где всем девушкам пришлось играть с покрытыми головами, я у себя в Фейсбуке знакомил читателей с твоей игрой в каждом новом раунде. И к каждому такому отчету присовокуплял фото прекрасного фотографа Давида Ллады. И знаешь, восторг читателей вызывали как успехи Анны Музычук, так и ее внешность. Примерно в равной пропорции.

Анна Музычук: За кого выходят замуж шахматистки? За шахматистов. Как говорится, художника может понять только другой художник 01

Так как насчет карьеры модели?

- Спасибо за комплимент, - смеется Аня. - О том, чтобы стать моделью, я, честно говоря, никогда не думала. Начать с того, что роста немного не хватает. И потом, быть моделью – это все-таки работа. А я занимаюсь другим делом.

"ШАХМАТЫ ЗАНИМАЮТ У МЕНЯ ВСЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ ЦЕЛЬ, ОН ДЕЛАЕТ ВСЕ, ЧТОБЫ ЭТОЙ ЦЕЛИ ДОСТИЧЬ"

- Тогда давай о нынешней работе. О первой рейтинговой двадцатке шахматистов я точно знаю, что финансово они чувствуют себя хорошо. Но чем ниже по списку, тем все сложнее. А как обстоят дела у шахматисток первой мировой двадцатки? Что они могут себе позволить в жизни?

- Да, здесь в нашем виде спорта есть проблемы. Причем я бы даже говорила о топ-15. Если ты не входишь в это число, не участвуешь в серии Гран-при и некоторых других турнирах, то приходится нелегко. Конечно, если ты входишь в сотню, тебя приглашают играть в лиги разных стран, и там можно заработать. Либо же удастся выиграть какой-нибудь open -турнир. Но в целом приходится непросто. И в этом плане людям из первой десятки – чуть полегче. Хотя богатыми их назвать нельзя. И, тем не менее, это сопоставимо с приличной работой на Западе.

- Скажи, а сколько в среднем времени в день ты проводишь непосредственно за шахматами?

- Все время.

Анна Музычук: За кого выходят замуж шахматистки? За шахматистов. Как говорится, художника может понять только другой художник 02

- Что, серьезно?!

- Нет, ну есть какие-то домашние дела: банально кушать приготовить или что-то постирать…. Плюс поддержание физической формы. Но в целом шахматы забирают все свободное время. Проснулась утром – и заниматься.

- И что, не бывает обидно отказывать себе в каких-то человеческих вещах? Поехать на отдых за рубеж, пойти на свидание, "зависнуть" где-то с друзьями? Такие мысли возникают? Или ты полна решимости, как говорят англичане, keep your eyes on the prize?

- Ну, в общем-то, да: если человек ставит перед собой цель, он старается приложить все усилия, чтобы этой цели достичь. А в моем случае цель высокая, поэтому все непросто. Ну, и в целом: о чем жалеть? Все-таки результаты есть, и шансы победить – тоже. Нет, я не жалею, что занимаюсь шахматами.

- А как снимаешь стресс в случае неудачного исхода игры? Предпочитаешь побыть наедине с собой – или ищешь общения, чтобы развеяться? А может, бежишь к компьютеру, чтобы проанализировать партию?

- По-разному бывает: и с компьютером проанализировать, и самой побыть. Но чаще всего иду поговорить с сестрой – чтобы как-то развеяться.

- И как, общение с сестрой - помогает?

- Да, даже если она ничего не говорит – все равно знаешь, что, вот, рядом есть человек, который тебя поддерживает.

- Тогда провокационный вопрос: у вас с Маричкой взаимной ревности на почве шахматных успехов не возникает? Мол, "на ее месте должна была быть я"…

- Нет, не возникает. Родители так нас воспитали, что отношения между нами по жизни очень хорошие. И я всегда только рада за сестру и ее успехи, ревности никогда не было. Хотя когда она выиграла чемпионат мира, то я от многих слышала, что мне, наверное, должно быть как-то не по себе.

- Помню ту ситуацию: тогда перед стартом чемпионата специалисты больше ставили на тебя, чем на Маричку: дескать, и рейтинг повыше, и достижений побольше…

- Да-да, было такое… На самом деле я только рада за сестру. И было время, когда она меня и по рейтингу обходила. Но зависти у меня никогда ни к чему такому не было. И у нее тоже.

- К тому же все помнят эти кадры: Маричка за столом, а рядом стоишь ты - и, кажется, волнуешься, как минимум, не меньше…

- Нет, все-таки человек, который играет, волнуется намного больше. Хотя многие говорят, что тренерам тяжело. Но это еще и от человека зависит. Кто-то скрывает свои эмоции, у кого-то это не очень получается.

- А у тебя получается скрывать свои эмоции?

- Мне кажется, не очень. С другой стороны, у меня и нет таких импульсивных перепадов. А насчет волнения игрока и тренера – мне есть с чем сравнивать: я, с одной стороны, играю на самом высоком уровне как шахматистка, а с другой – имела тренерский опыт, когда помогала Маричке в матче на первенство мира. И могу сказать, что, играя сама, волнуюсь больше.

- Весной этого года ты дошла до финального раунда чемпионата мира по классическим шахматам – и, проиграв китаянке Тань Чжунъи, остановилась в одном шаге от титула. Для твоих поклонников во всем мире (об Украине я уж и не говорю) это стало шоком. А про тебя очевидцы тех событий сказали мне: "Ей было тяжело, но на церемонии награждения она вела себя с большим достоинством. Как королева".

Скажи, что чувствует человек, который тяжелым трудом добирается до самой вершины – и уступает в решающем поединке?

- (Грустно улыбается) Это был самый худший день в моей жизни. Выиграть чемпионат мира по "классике" было моей самой заветной мечтой (первенства мира по быстрым шахматам и блицу я уже выиграла). И когда ты подходишь к исполнению этой мечты так близко, и терпишь неудачу – становится очень обидно.

Анна Музычук: За кого выходят замуж шахматистки? За шахматистов. Как говорится, художника может понять только другой художник 03

- Было в тот день ощущение – мол, "глаза б мои не видели эти шахматы!"?

- Ну, не шахматы же виноваты. Нет, такого ощущения не было. Было огромное расстройства плюс большая усталость: все-таки турнир длился почти месяц.

"СРЕДИ ТОП-ШАХМАТИСТОК НЕТ СЛАБОХАРАКТЕРНЫХ. ДЛЯ НИХ БОРОТЬСЯ ЗА ПОБЕДУ В КАЖДОЙ ПАРТИИ – В НОРМЕ ВЕЩЕЙ. ДРУГИХ ВАРИАНТОВ ПРОСТО НЕТ"

- Что думаешь о постоянных сравнениях женских шахмат с мужскими? С одной стороны, в первой сотне мирового рейтинг-листа – лишь одна шахматистка - Хоу Ифань. Это о многом говорит, и часто приходится слышать о том, что мужчины просто играют лучше. С другой стороны, некоторые опытные люди говорят, что женщины просто меньше тренируются, меньше энергии и сил вкладывают в шахматы – отчасти потому и значительно уступают в практической силе. А каково твое мнение на этот счет?

- В этой ситуации нужно выделить несколько составляющих. Что значит "мужчины играют лучше женщин"? Это значит, что топ-мужчины – скажем, из первой двадцатки – играют сильнее женщин из первой двадцатки. Но, скажем, если взять мужчин и женщин с рейтингом в районе 2600, то они играют одинаково.

Теперь второй вопрос: почему дела обстоят таким образом? Я бы не сказала, что ведущие шахматистки работают над шахматами меньше мужчин. Но есть факторы, по которым топ-шахматисты опережают в силе игры топ-шахматисток.

- Какие?

- Во-первых, физические нагрузки. Женщины намного быстрее устают.

- Здесь я сделаю примечание для тех читателей, которые не в курсе тонкостей шахмат как спорта: шахматная партия на высоком уровне длится несколько часов. Соответственно, постулат "женщины намного быстрее устают" означает то, что на третьем-четвертом часу напряженной игры они быстрее теряют концентрацию.

- Не только. Ошибки на третьем-четвертом часе – это уже следствие. Но опять же: тренировки идут каждый день. То есть на том же третьем-четвертом часе ты каждый день занимаешься хуже. А уже потом идут турниры, и на них все это сказывается. В сравнении с мужчинами это для них уже очень большой плюс.

Анна Музычук: За кого выходят замуж шахматистки? За шахматистов. Как говорится, художника может понять только другой художник 04

- Понятно. Второй фактор?

- Целеполагание. Когда шахматами начинают заниматься мужчины, они изначально ставят перед собой высокие цели. Например – хотят стать чемпионами среди мужчин.

- А с женщинами не так?

- Женщины хотят стать, к примеру, чемпионкой мира среди женщин. Я это к чему: если ты ставишь цель выше, ты быстрее к ней приходишь. Мне так кажется.

Третий фактор – эмоции. Все-таки женщины, даже с серьезной выдержкой, - более эмоциональны, чем мужчины. Известно, к примеру, что когда женщины делают ту или иную работу, они могут думать о нескольких вещах. Такая особенность мозга. Мужчины все же лучше концентрируются на игре и могут думать только о ней. Ученые проводили эксперименты – и выяснилось, что мужчины немного по-другому мыслят. Детально сейчас объяснять не буду, но вкратце – задействуются разные участки мозга. И в случае с практической игрой в шахматы это "по-другому" - для мужчин выгоднее.

И еще один важный фактор: в шахматы играют гораздо больше мужчин, чем женщин. И если бы соотношение было равным, ситуация, возможно, была бы совершенно иной.

- А ты согласишься, если я скажу, что чем сильнее женщина играет в шахматы, тем более "мужской" у нее характер?

- Возможно, это так. Я скажу по-другому: если брать очень сильных шахматисток, - там нет слабохарактерных. Для них бороться за победу в каждой партии и каждом турнире – в норме вещей. Других вариантов просто нет.

- Кстати, я обратил внимание на то, что в женских турнирах, в отличие от мужских, я совсем не слышал о практике читерства – незаконных подсказках игрокам во время игры (с помощью различных электронных девайсов и пр. – Е.К.). Чем ты это объясняешь?

- Возможно, сказывается то, что призы в женских турнирах меньше. То есть вопрос: ради чего ты идешь на риск быть пойманным? Но главная причина, мне кажется, вот в чем. Женщины, они же более боевитые, меньше соглашаются на ничью. И пойти на читерство?! То есть я вот такая королева – и чтобы меня в чем-то уличили?!

Анна Музычук: За кого выходят замуж шахматистки? За шахматистов. Как говорится, художника может понять только другой художник 05

- Вот еще вопрос межгендерного свойства. На чемпионат мира в Иране Маричка Музычук, как известно, ехать отказалась: посчитала унизительным обязательное требование к женщинам - покрывать голову; как и еще ряд специфических бытовых требований. Вот цитата: "Иран не является подходящей страной для такого престижного соревнования. И это неправильно, что те шахматистки, которые отказываются ехать в Иран и носить хиджаб, просто ни за что теряют право играть в чемпионате мира".

Твоя позиция в те дни была предельно ясна: звание чемпионки мира для тебя – главная цель в карьере, поэтому в Иран ты едешь. Скажи, а если бы вопрос о чемпионстве не стоял настолько остро, могла бы поступить по-другому? Или для Марички тема хиджаба – более принципиальна, чем для тебя?

- Да, для Марички эта тема – очень принципиальная; она сказала, что так не должно быть; женщин нельзя унижать такими требованиями. И она уже была чемпионкой мира – и решила в Иран не ехать.

Что бы сделала я? Точно сказать не могу: я все же была в иной ситуации. Если бы я уже была чемпионкой мира – возможно, тоже отказалась бы. Но в реальности я там была – и мне не очень понравилось.

- А в чем был дискомфорт?

- Там было много проблем – и с организацией, и с этими платками…

- А чем мешают платки? Многие читатели, топ-шахматами не интересующиеся, фыркнут: "Подумаешь, проблемы, что тут такого? Нацепила платок – и играй себе! Тем более, что в платках там играют все!"

- Да, условия для всех одинаковые – но играть неудобно. Во-первых, одеяние должно прикрывать все тело – и брюки тоже. В первые дни турнира было очень жарко, много людей, проблемы с кондиционированием воздуха.

А во-вторых, у каждого есть свои привычки. Например, я во время партии иногда выхожу и умываю лицо. И, естественно, для того, чтобы проделывать это в платке, его нужно снять, а потом – обратно прикалывать. И получается, что тот, кто это делает, - теряет время.

- И сколько раз ты проделываешь эту процедуру?

- Зависит от того, сколько длится партия, насколько она тяжелая. По-разному бывает. Но в среднем за партию – раз 5.

"ХОРОШО, ЕСЛИ БЫ В УКРАИНЕ ШАХМАТЫ ПРИРАВНЯЛИ К ОЛИМПИЙСКИМ ВИДАМ СПОРТА. УКРАИНСКИЕ ШАХМАТИСТЫ ЭТО ЗАСЛУЖИЛИ: ВЫИГРАЛИ ВСЕ, ЧТО МОЖНО"

- Видел в Интернете видеосюжеты украинских телеканалов про то, как вы с Маричкой даете сеанс одновременной игры нашим военным, побывавшим в зоне АТО. Причем, насколько я знаю, таких сеансов было несколько. Помнишь, с бойцами каких военных подразделений доводилось играть?



- Знаешь, у меня есть особенность: я запоминаю не людей, а позиции (смеется. – Е.К.). Партии с того сеанса я помню, а кто – играл – не очень (улыбается).

- Хорошо, спрошу по-другому. Вы с Маричкой за свою жизнь дали уже немало сеансов одновременной игры. Скажи, играть с ветеранами этой войны – ощущалось ли как нечто особенное?

- Да. Во-первых, ты понимаешь, что играешь с людьми, которые защищают нашу Родину. А во-вторых, среди участников сеансов были люди с ранениями, ампутациями. И как-то хотелось доставить им удовольствие.

- А как можно в такой ситуации доставить удовольствие? Как-то по особенному улыбнуться? Поговорить с ними?

- Да. И если они пришли на сеанс – значит, шахматы им интересны. И еще им интересно увидеть нас, пообщаться с нами. Мне тоже было бы интересно пообщаться человеком, многого достигшим в какой-то области.

- Военный психолог (а в мирное время – психоаналитик) Алексей Скиртач рассказывал мне, что в процессе общения с бойцами любит, чтобы его напарником в работе была женщина. Знаешь, почему? Мужчины, прошедшие в войне через смерть и разрушения, смотрят на женщину в том числе и с позиции платонического либидо. Она для них – напоминание о том, сколько всего разного и важного есть в жизни, помимо войны. Семья, любовь, дом.

А вот интересно: они тебя о чем-нибудь спрашивали?

- Спрашивали. Но вопросы были, в основном, шахматные.

- Да ты что! И о чем?

- И по ходу партий, и о том, сколько мы занимаемся шахматами. Помню, подошел один парень, достаточно молодой, и говорит: "Я хочу стать мастером спорта по шахматам. Что для этого нужно?" Хотел узнать, возможно ли это вообще, и сколько времени для этого потребуется.

Ну, и, помимо вопросов, многие хотели сфотографироваться.

- Неудивительно. В связи с этим вопрос. Маричка в интервью нашему изданию немного посокрушалась насчет того, что у молодых людей в отношении топ-шахматисток есть неверное представление. Мол, ну она такая умная, о чем я с ней буду говорить? Вот цитата: "Люди, не умеющие играть в шахматы, смотрят на сильную шахматистку – и, мне кажется, чуть побаиваются".

Согласна с сестрой о том, что насчет шахматисток такой стереотип есть: девушки-невротики, думают только о позиции?

- Согласна с Маричкой насчет сложившегося у людей образа шахматистов: "ботаны", все в очках (смеется. – Е.К.). Но я думаю, что проблема не в шахматистах, а в личности; в том, чего человек достиг. Потому что это касается других областей: всегда сложнее подойти к тому, кто уже чего-то достиг. С обычным человеком в этом плане легче.

Анна Музычук: За кого выходят замуж шахматистки? За шахматистов. Как говорится, художника может понять только другой художник 06

На самом деле понятно, что мы – в первую очередь, люди, и с нами прекрасно можно общаться.

- Ну, тогда скажи: за кого чаще всего выходят замуж шахматистки ну, скажем, из первой рейтинговой двадцатки?

- За шахматистов. Почему так случается? Потому что мы варимся в этой среде. И потом, как говорится, художника может понять только другой художник. Так и здесь: шахматиста лучше всего понимает другой шахматист.

- Глобальный вопрос о будущем. Если предложить тебе определить на ближайшие 5 лет три основные цели, которых хочет добиться Анна Музычук, что выберешь? Имеется в виду весь жизненный спектр: от шахматной карьеры до финансового благосостояния и личной жизни.

- В плане шахмат – хочу, во-первых, выиграть чемпионат мира в "классике". И, во-вторых, было бы круто выиграть командные соревнования на Всемирной шахматной Олимпиаде.

- А в-третьих?

- Ну, конечно же, надо устроить личную жизнь.

- А есть какие-то общие требования к предполагаемому избраннику?

- Есть.

- Можешь сказать?

- Нет.

- Понятно, это – слишком личное. Но ты уже встречала в жизни людей, которые вписывались бы в твои требования?

- Да, конечно, их много, это не то чтобы какие-то заоблачные дали.

- То есть готова выбирать не из одних только принцев?

- Да, я, в принципе, не тот человек, который мечтает о какой-то роскоши. Вполне приземленный человек.

Анна Музычук: За кого выходят замуж шахматистки? За шахматистов. Как говорится, художника может понять только другой художник 07

- С этим разобрались, перехожу от личного к государственному. Не раз доводилось слышать, что у главных конкурентов сборной Украины – России, Китая, США, Армении и Азербайджана у мужчин, России, Китая и Грузии – у женщин – поддержка государства на несколько порядков выше. Деньги, условия для сборов, тренерские бригады – все на высшем уровне.
Вот я и хочу спросить второго номера в мировой шахматной классификации: какое, по-твоему, государственное решение принесло бы больше всего пользы для украинских шахмат?

- Да, о господдержке в этих командах – все правда. Есть и тренеры, и массажисты, и врачи. Намного чаще проводятся сборы – да и в целом государством выделяется больше денег.

Мы, я считаю, тоже заслужили такого уровня поддержки. Украинские шахматисты выиграли все, что можно – как на индивидуальных, так и командных соревнованиях. На всех турнирах боремся за самые высокие места. Но поддержки, которая есть у нас сейчас, - недостаточно; она намного меньше, чем у других ведущих команд.

И было бы хорошо, если бы у нас в Украине шахматы приравняли к олимпийским видам спорта. Это уже сделано в Армении и России. Для нас это тоже стало бы существенной разницей.

- А не случится ли такое, что, получив в Украине статус олимпийского вида спорта, шахматы в плане финансирования и премий просто разденут Минспорта? Сама же говоришь, что наши шахматисты борются лишь за самые высокие места?

- Ну, тут вопрос такой: нужны шахматы – или нет? Если нужны, то для них нужно что-то делать. Мы, шахматисты, стараемся. И вы же видите – мы не просто так об этом говорим. Сначала – достигли, а теперь просим. Просто в той ситуации, которая сейчас есть, нам тяжело достигать новых высоких результатов.

Анна Музычук: За кого выходят замуж шахматистки? За шахматистов. Как говорится, художника может понять только другой художник 08

- То есть вы в какой-то мере требуете справедливости?

- Да, и считаем наши аргументы обоснованными.


Евгений Кузьменко, "Цензор.НЕТ"

Фото: Олег Огородник, для "Цензор.НЕТ"
Топ комментарии
+6
Цікаво, в Ірані жінки-стрибуни у висоту і бігуни з перешкодами теж носять на змаганнях хіджаби?
показать весь комментарий
07.10.2017 18:02
+6
Вообще-то в Иране женщина это вещь , товар , за которую положенно калым платить .
Есть суры в Коране , которые прямо утверждают , что женщина существо более низшего порядка , чем мужчины .
Иран , кроме всего прочего , практикует публичные казни женщин , которые якобы "виновны" в супружеских изменах . Причём способ шариатского доказательства это "свидетельства" "авторитетных старцев" .
Не говоря уже про такую "норму шариатского закона" , как наказания для жертв насилия , когда судят не только насильников , но и женщину-жертву .
показать весь комментарий
07.10.2017 20:09
+5
Короче дебильные обычаи.
показать весь комментарий
07.10.2017 20:19
Комментировать
Сортировать:
Цікаво, в Ірані жінки-стрибуни у висоту і бігуни з перешкодами теж носять на змаганнях хіджаби?
показать весь комментарий
07.10.2017 18:02 Ответить
Да.
показать весь комментарий
07.10.2017 21:44 Ответить
Жабам хізбола не дозволяє стрибати з шестом без трусів це точно, остальне це видумка...
показать весь комментарий
08.10.2017 02:49 Ответить
Вообще-то в Иране женщина это вещь , товар , за которую положенно калым платить .
Есть суры в Коране , которые прямо утверждают , что женщина существо более низшего порядка , чем мужчины .
Иран , кроме всего прочего , практикует публичные казни женщин , которые якобы "виновны" в супружеских изменах . Причём способ шариатского доказательства это "свидетельства" "авторитетных старцев" .
Не говоря уже про такую "норму шариатского закона" , как наказания для жертв насилия , когда судят не только насильников , но и женщину-жертву .
показать весь комментарий
07.10.2017 20:09 Ответить
Короче дебильные обычаи.
показать весь комментарий
07.10.2017 20:19 Ответить
Чувак, ты в матриархате живешь ... - реальность вокруг тебя...
Куда тебе рассуждать о том, что там, о чем ты только слухи слышишь от феминисток?? Проснись....
показать весь комментарий
07.10.2017 23:44 Ответить
Причём тут феминистки ?
Феминистки как раз за ту же крайность , только с другим знаком - они вообще отрицают даже половые различия между мужиком и дамой . А в конечном итоге они за дискриминацию для мужчин .
Да и вообще - поищи в сети фотки про Тегеран до прихода исламистов к власти .
В Иране при шахе Пихлеви были ночные клубы , студентки носили мини , кто хотел . Тегеран был секулярным городом . Скажи мне , куда делись эти люди , эта секулярная часть общества ? А я тебе скажу куда - их кого убили , кого посадили , а кого напугали . Потому что ислам без насилия , без террора навязать невозможно .
Впрочем , мацковски ********** , хасидизм не намного лучше - такие же фанатики и мракобесы . Можно ещё вспомнить "святую инквизицию" , Варфаламеевскую ночь, резню англиканским рэволюциёнером Оливером Кромвелем 400 тысяч ирландских католиков - тогда несложно понять , что если дать власть любой из аврамических религий , то ничего кроме мракобесия и террора не получишь . Впрочем будизм японского образца времён 2-й мировой это тоже ковровые бомбёжки Шанхая , резня в Корее , во Вьетнаме и в Лаосе ...
Но особенно кровожадной религия была у ацтеков - там вообще в угоду богам ихним один жрец мог принести в жертву до 20 тысяч пленных в течении суток .

Религия яд для неокрепшего и примитивного мозга . И на сегодняшний день из всех державообразующих религий именно шиизм Ирана наиболее дик и опасен для личности .
показать весь комментарий
08.10.2017 02:54 Ответить
@Причём тут феминистки ?@ - зачем вы затрагивали тему якобы "дискриминации женщин" в Иране??? задали тон - вот вам и резон
"Феминистки как раз за ту же крайность , только с другим знаком " - за какую же крайность? поконкретней....

Остальное мне не интересно, ваши измышление и кучу лишних подробностей, не касающиеся основ предмета... Пусть феминистки этим занимаются, там, на Ближнем Востоке - они же у нас за "равноправие - мужчин и женщин - во всем мире"!!!!
показать весь комментарий
08.10.2017 20:49 Ответить
І ходить же десь щасливчик!
показать весь комментарий
07.10.2017 20:45 Ответить
цикава дивчина)))
показать весь комментарий
07.10.2017 21:25 Ответить
Надо ей выйти замуж за боксера. Для равновесия в семье. )
показать весь комментарий
08.10.2017 05:20 Ответить
Интервьер классный, этот Евгений Кузьменко. Учитесь, журналисты.
показать весь комментарий
08.10.2017 07:53 Ответить
Сестри Музичук - талановиті, але за їхні успіхі треба дякувати не лише їм, а і їхнім батькам, які є тренерами з шахів. Та й народились ці дівчата у Львівській області, де потужна шахова школа. Плюс, їхні природні дані, характер. Усе для них співпало найкращим чином, тому й стали чемпіонками.
показать весь комментарий
08.10.2017 20:31 Ответить
"Не важен метод,важен результат!"
Я давно слежу за победами сестричек... Вот умницы !
Всегда радостно читать о победах украинцев..
Кстати,в сборной СССР всегда было много спортсменов из Украины...
показать весь комментарий
09.10.2017 02:58 Ответить
ідіоти!
вона говорить про те шо зна...
drop me a line
показать весь комментарий
10.10.2017 04:45 Ответить