Может ли водород заменить газ в Украине

Автор: БизнесЦензор

Во многих странах активно внедряют эксперименты по отоплению помещений водородом. БизнесЦензор рассказывает, может ли водород заменить газ в Украине.

Может ли водород заменить газ в Украине 01

Почему водород привлекает все больше внимания в мире

Водород – самый распространенный элемент на Земле. Он может стать источником чистой энергии, поскольку при его сгорании образуется вода и не выделяется углекислый газ.

Водород имеет более высокую энергоемкость, чем природный газ и может заменить ископаемые источники энергии. Именно это делает его топливом будущего.

Существуют и проблемы. "Зеленый" водород получают в результате электролиза воды с использованием источников возобновляемой энергии. Производить и хранить такую энергию – дорого.

Но по прогнозам аналитиков инвестиционного банка Morgan Stanley, в США "зеленый" водород может сравниться в цене с "серым" уже в 2023 году. Это означает, что решение проблемы дороговизны перспективного топлива – вопрос времени.

Несмотря на дороговизну, в мире уже начинают тестировать отопление водородом, и строить заводы по его производству. Например, в Великобритании начали отапливать дома смесью газа и водорода. А в Нидерландах для отопления жилого дома был введен в эксплуатацию первый в мире бытовой котел, работающий на водороде. Подробнее о проектах отопления за границей вы можете прочесть в нашей прошлой публикации.

Может ли водород заменить газ в Украине

Предпосылки для этого есть. Как уже говорилось, для производства экологически чистого водорода нужны возобновляемые источники энергии. В 2018 году в Украине появились 163 новые солнечные электростанции (СЭС) общей мощностью 645,6 МВт. Их общая мощность почти в 3 раза больше, чем введенных СЭС, введенных в прошлом году. 

А за первое полугодие прошлого года из возобновляемых источников энергии (солнечных, ветряных и других электростанций) в Украине произвели 2,37 млрд киловатт-часов электроэнергии. Это в 1,9 раза больше, чем в первой половине 2018 года. То есть, мощность возобновляемых источников энергии, необходимых для производства экологического водорода, растет.  

Использование водорода помогло бы Украине укрепить свою энергетическую независимость и потреблять меньше природного газа. Водород смог бы заменить газ не только в отоплении, но и в сельском хозяйстве, при производстве аммиака – основы азотных удобрений. А также, принести пользу металлургии, стекольной и пищевой промышленности.

Понимая это, украинские крупные компании и Министерство энергетики взялись за изучение перспектив. Например, компания Н2 в рамках меморандума с "Укргидроэнерго" и НАЭК "Энергоатом" планирует до конца 2021 года построить у Днепровской ГЭС водородный завод стоимостью 300 млн евро и вычислительный дата-центр у Запорожской АЭС на $700 млн.

А в газораспределительной системе Украины уже начали тестировать смесь газа и водорода. Этим проектом занялась Региональная газовая компания с февраля 2020 года на закрытых участках полигонах, которые являются моделями газораспределительной системы в пяти областях страны.

Эти участки не подключены к потребителям, но они моделируют реальное состояние и конфигурацию, техническое оснащение обычных газораспределительных сетей. Поэтому эксперименты на них демонстрируют их готовность к новому топливу.

Для тестирования в сети используют смеси природного газа с водородом в концентрациях от 99% до 2%. По результатам исследований станет ясно, как следует вести подготовку газовых сетей к использованию нового, экологичного топлива в Украине.

Технический директор АО "Ивано-Франковскгаз" Игорь Высочанский говорит, что назвать точное время старта первых проектов по практическому использованию водорода для отопления – пока невозможно. Ведь исследовательская часть водородного проекта РГК на полигонах завершится в июне 2022 года. После чего начнется анализ полученных данных и лабораторные исследования с привлечением ведущих украинских ученных.

"Проводятся исследования на экспериментальных макетах газораспределительной системы, в том числе и у нас на Богородчанском полигоне. Пока мы исследуем, как себя поведет действующая система газоснабжения, когда по ней будет транспортироваться водород", – говорит тех. директор АО "Ивано-Франковскгаз".

Он уточнил, что сейчас в РГК оценивают совместимость действующих газопроводных систем с новыми видами энергии, изучают поведение различных материалов и оборудования, которые применяются на уплотнительные материалы, стальные и полиэтиленовые газопроводы и т.д.

По словам Игоря Высочанского, сейчас практически невозможно заменить природный газ 100% водородом. Действующая газораспределительная система не рассчитана на работу со столь "текучим" газом. А проникающая способность водорода в несколько раз выше, чем у привычного нам природного газа. В европейской и мировой практике существует опыт использования смеси природного газа с водородом в концентрации от 2% до 20%.

Главный инженер АО "Днепропетровскгаз" Александр Макаренко рассказал, что по результатам первого этапа испытаний водородом газораспределительной сети уже можно сделать вывод, что в перспективе возможно использование газоводородной смеси. Но необходимо определить оптимального соотношения водорода.

"Даже при 10% водорода в смеси существенно уменьшается объем вредных выбросов в атмосферу, так как калорийность водорода в несколько раз выше газа. Следовательно, водород выделяет больше тепла при сгорании. Также при сгорании водород образует пар, в отличие от газа, продуктом сгорания которого является СО2. Это более экологически для окружающей среды и безопаснее для потребителей", – объясняет Александр Макаренко.

Если не возникнет форс-мажоров, то полный цикл водородного проекта РГК по плану завершится через 5 лет. Результатом его станет наработка стандартов безопасности и технических стандартов, которые будут гарантировать нормальную работу сетей с новым энергоносителем. Но сам вопрос поставки водорода имеет два основных сценария.

"Первый сценарий – поставка водорода крупным промышленным предприятиям и транспорту. В Украине, по моим подсчетам, 150 крупных потребителей, которые могут технически использовать водород. И несколько сотен тех, кто может его использовать для различных видов транспорта (мы говорим о технической целесообразности. Вопрос себестоимости и государственных стандартов пока не обсуждаем). В этом случае надо "всего лишь" привести в порядок их инфраструктуру. И это реально сделать в течение 3-5 лет", – объясняет директор по стратегии развития РГК Станислав Казда.

Второй сценарий – подача водородной смеси всем участникам рынка. Речь идет о 13 млн конечных потребителей, такую ​​же количества счетчиков и 400 тыс. километров трубопроводов.

"Здесь ситуация гораздо сложнее. Лично я не ожидаю, что это может произойти быстрее, чем в течение 10 лет", – говорит Станислав Казда.

Специалисты прогнозируют, что можно говорить о постепенном замещении природного газа водородом уже через 5-10 лет. Отопление им, скорее всего, начнется с местных или региональных проектов. Но уже через 10 лет можно будет увидеть использование экологического топлива во взаимосвязанных сетях и международной торговле. А значит, Украина имеет все шансы перейти на водород, который будет производить сама.

Топ коментарі
+4
Водород - это технический кошмар. Он текуч и его утечки практически неустранимы на 100%. В смеси с воздухом взрывоопасен. Причем, при определенных концентрациях для его взрыва достаточно громкого звука или яркого света. Последствия взрывов кошмарны. При эксплуатации обычные инструменты не подходят. Водород очень очень очень опасен.
показати весь коментар
01.10.2020 18:18 Відповісти
+2
Да, я не возражаю, что безопасность - это вопрос цены. Но одно дело топливные элементы или криогенный бак на самолете, автомобиле и т.д. Другое - сотни километров труб, распределительные сети с миллионами стыков, вентилей, сосудов...
показати весь коментар
05.10.2020 19:37 Відповісти
+1
з усього прочитаного висновок один: америкоси та Європа це роблять швидше за нас.
показати весь коментар
03.10.2020 21:31 Відповісти
Коментувати
Сортувати:
І знову стаття про те як ми потребуємо водень.
показати весь коментар
24.09.2020 12:22 Відповісти
Виробництво водорода, економічно недоцільне навіть з найдешевшого виду електроенергії - атомної! На цьому фоні, виробляти водород з сонячної чи вітрової енергії виглядає абсурдом. Запасати сонячно-вітрову енергію шляхом перетворення на водород можна, але її ціна буде ще вища ніж сьогоднішня, тож все це фантастика.
Хочу нагадати що коли в середині минулого століття з"явилися атомні електростанції, фантазії щодо її майбутнього котилися валом.. В підсумку ми маємо що, а нічого, просто атомні електростанції.Так із водородом буде, елемент такий же складний у використанні як і уран!
показати весь коментар
25.09.2020 18:13 Відповісти
все дураки, один ты умный )
показати весь коментар
26.09.2020 21:03 Відповісти
Якщо розумієш що з психікою є проблеми можешь за бажанням пролікуватись. Звернись до лікаря...
показати весь коментар
30.09.2020 08:10 Відповісти
Что на это ветерок ?

https://biz.censor.net/resonance/3214628/kak_v_evrope_otaplivayut_doma_vodorodom
показати весь коментар
05.10.2020 12:51 Відповісти
Я думаю, что дешевле обойдется сероводород...со глубин Черного моря...
Интересно такие прооекты были по его добыче или нет...
показати весь коментар
27.09.2020 17:28 Відповісти
Чи може водень замінити газ в Україні? Ні. звичайно! Перший же експеримент показав, що з транспортування водню по магістральних сталевих газопроводах вийшов великий пшик, водень пройшов через сталеві стінки труб. А перевозити водень у балонах, при його вартості більше 100 грн за 1 м3.... не хочу це навіть коментувати. Домішувати водень в метан: 5, 10 чи 20%, ви же всі, надіюсь, вчили хімію, спробуйте змішати олію - 0,7 кг/літр, з водою - 1,0 кг/літр, те ж саме буде при змішуванні метану - 0,73 кг/м3 і водню - 0,09 кг/м3, це неможливо!!! Завжди буде розшарування суміші, окремо на метан і водень. Наведу такий простий приклад: коли суміш зайде в стояк багатоповерхового будинку, то в якийсь момент на 9 поверсі буде 100% водень, а на першому поверсі 100% метан. В "Парусі" котельня встановлена на висоті 120 м, якщо її зупинити буквально на кілька хвилин, то весь водень підніметься вверх, при 10% суміші, це буде 12 м труби заповненої воднем. Запуск газової плити, або котельні на чистому водні, це інші сопла на пальниках, заходи безпеки і вибухонебезпечність 4-85%. Самий розумний в даній статті, це Станіслав Казда, бо за десять років, або хан помре, або ішак здохне!!!
показати весь коментар
28.09.2020 18:49 Відповісти
Посему с тебя такой хрен , а не эксперт?
Вот как это делается в Европе . И что на это хрен , а не https://biz.censor.net/resonance/3214628/kak_v_evrope_otaplivayut_doma_vodorodom
показати весь коментар
05.10.2020 12:49 Відповісти
Вряд ли Мощностей не хватит
показати весь коментар
30.09.2020 17:25 Відповісти
Водород - это технический кошмар. Он текуч и его утечки практически неустранимы на 100%. В смеси с воздухом взрывоопасен. Причем, при определенных концентрациях для его взрыва достаточно громкого звука или яркого света. Последствия взрывов кошмарны. При эксплуатации обычные инструменты не подходят. Водород очень очень очень опасен.
показати весь коментар
01.10.2020 18:18 Відповісти
Врешь ?

А как это делают европейцы ?

https://biz.censor.net/resonance/3214628/kak_v_evrope_otaplivayut_doma_vodorodom
показати весь коментар
05.10.2020 12:50 Відповісти
Ну не совсем, они пока просто домешивают водород в природный газ. Водород очень текуч, а это значит, что он будет просачиваться не только через стыки, но и прямо через определенные металлы даже без особого давления. Зато я видел трупы погибших при хлопке водорода - уверяю вас - зрелище фантастически кошмарное. Подробности помешают вам спать.
показати весь коментар
05.10.2020 19:30 Відповісти
Вы батюшка бред несёте или как в Германии поезда работают на водороде ?
показати весь коментар
05.10.2020 19:52 Відповісти
з усього прочитаного висновок один: америкоси та Європа це роблять швидше за нас.
показати весь коментар
03.10.2020 21:31 Відповісти
Да, я не возражаю, что безопасность - это вопрос цены. Но одно дело топливные элементы или криогенный бак на самолете, автомобиле и т.д. Другое - сотни километров труб, распределительные сети с миллионами стыков, вентилей, сосудов...
показати весь коментар
05.10.2020 19:37 Відповісти
аболютли, такую чушь впаривать можно только гуманитариям, водород был есть и будет очень опасным
показати весь коментар
07.10.2020 20:10 Відповісти