Маски під куполом: як депутати країну рятували
Провівши аж три позачергові засідання, Верховна Рада в турборежимі схвалила нових міністрів фінансів і охорони здоров'я, ухвалила антикризові й антивірусні закони, зробила боляче Ігорю Коломойському. І знову взялася за землю.
***
К внеочередному заседанию в понедельник Верховная Рада подошла в обрамлении многочисленных скандалов и сенсаций.
Нардеп Гео Лерос выложил в Сеть громкий компромат на шефа Офиса Президента Андрея Ермака и его брата Дениса, а параллельно - обратился с заявлением в НАБУ.
В ответ Андрей Ермак обвинил Лероса в клевете и подал заявление в ГБР.
Чуть позже адвокат Маси Найем заявил, что Офис генпрокурора ищет на Гео Лероса компромат.
И это еще не все. При странных обстоятельствах то ли подал, то ли не подал в отставку министр финансов Игорь Уманский. Уволиться также пожелал, пробыв в должности всего три недели, одиозный министр здравоохранения Илья Емец.
В отставку также отправили одиозного советника секретаря СНБО Сергея Сивохо.
Однако, даже на этом фоне внеочередное заседание Верховной Рады стояло особняком. Как по скандальности, так и по уровню важности рассматриваемых вопросов. Антивирусных, антикризисных, "антиКоломойских", кадровых, земельных - всяких.
"ПАЛЕНЫЕ" КАДРЫ ПРЕЗИДЕНТА ЗЕЛЕНСКОГО
Начнем с кадровых вопросов. На вчерашнем заседании фракции "Слуга народа" присутствовали премьер-министр Денис Шмыгаль и три кандидата на вакантные должности министров. Сергея Марченко собравшимся представили как претендента на пост главы Министерства финансов (взамен якобы подавшего в отставку Игоря Уманского), Максима Степанова - кандидатом в министры здравоохранения, а Ольгу Буславец - энергетики.
Об этом заседании сегодня утром написал Юрий Бутусов.
Дополним отчет главреда "Цензора" другими деталями.
К предложенным кандидатурам депутаты фракции (а их на заседании собралось около сотни) отнеслись по-разному. Более-менее заметную поддержку получил г-н Марченко (при том, что Игорь Уманский попал под увольнение при весьма сомнительных обстоятельствах).
А вот Максима Степанова "слуги" вот так запросто "отпускать" не стали.
- Вопросов было много, - рассказал "Цензору" один из участников заседания. - Как политических (Степанов все же кум Игоря Палицы, многолетнего соратника Игоря Коломойского. - Ред.), так и профессиональных. Но он достойно держался. Хотя вчера все кандидаты в министры охренели, став свидетелями едва не состоявшейся драки между нардепами Тищенко и Куницким…
"На лицах у них читалось: а стоит ли идти в министры, если придется иметь дело с такой фракцией?" - рассказывает собеседник "Цензора".
Тем не менее, состоянием на сегодняшнее утро выглядело так, что Степанов - проходная фигура.
- Это правда, с ним был жесткий разговор, но по его итогам даже имеющиеся у нас во фракции адепты Ульяны Супрун сказали: да, пожалуй, можно проголосовать, - рассказывает источник "Цензора".
А вот в случае с Ольгой Буславец - коса, по словам нашего собеседника, нашла на камень, а точнее - на Рината Ахметова:
- По поводу ее народ рвал и метал. Потому что изначально понятно ее теплое отношение к Ахметову. И было много подозрений на этот счет. И вот ей задают вопросы по ДТЭК - как там с углем, как с "зеленым тарифом" - а она уходит от ответов! Сразу все стало понятно…
Среди тех, кому все было понятно еще до опроса Ольги Буславец, был глава комитета по энергетике Андрей Герус. О своем отношении к г-же Буславец и ее роли в разработке печально известной формулы "Роттердам+" он этим утром написал у себя в Facebook.
Все это выглядело тем более вызывающим, что в ходе годичной давности предвыборной кампании Владимир Зеленский именно за "Роттердам+" подвергал Петра Порошенко уничижительной критике…
Забегая вперед, отметим: президент Зеленский отозвал кандидатуру Ольги Буславец на пост главы Минэнерго.
БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ? КАК ДЕПУТАТАМ ПРЕДЛАГАЛИ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ ЗА СУТКИ В ПОСТЕЛИ
Перечень вынесенных на рассмотрение депутатов вопросов внеочередной сессии можно было поделить на три категории: согласованные, шаткие и вызывающие радикальные разногласия.
К первой категории относились антикризисный пакет экономических, социальных и медицинских законопроектов. В том числе закон, облегчающий пандемическую жизнь как медикам, так и пациентам.
- Это так называемый "закон off-label", - рассказал "Цензору" нардеп от "Слуги народа" Никита Потураев, - он позволит врачам использовать те препараты, которые используются во всем мире - и вроде бы помогают, но у нас их нет в протоколах. И закон этот нужен, чтобы врачи не ходили "под уголовкой".
Во вторую категорию - относительно "шатких тем" - входили кадровые вопросы и законопроект с поправками в Государственный бюджет на 2020 год.
Наконец, в третью категорию входили два закона-мастодонта, называемые в народе "банковским" (либо "антиКоломойским") и "земельным". Это о них вчера вечером Владимир Зеленский в специальном видеообращении высказался следующим образом:
"Из-за коронавируса Украина фактически оказалась на перепутье и имеет два пути. Первый - принятие двух жизненно важных законов. После чего мы получим поддержку от наших международных финансовых партнеров в размере не менее 10 миллиардов долларов. Это нужно для стабилизации экономики и преодоления кризиса. Второй путь - провал этих законов. Затем - упадок экономики и угроза дефолта…
Теперь - очередь за народными депутатами.
Завтра народ Украины четко увидит, готовы ли вы защищать его интересы. Общество поймет - вы слуги народа или прислужники чужих интересов. Осознайте свою ответственность. Выберите завтра правильный путь".
Конец цитаты.
Заявление президента, при всей его кажущейся беспомощности, (ведь если у тебя в руках монофракция большинства и доверие людей - зачем писать "видосы" с такого рода просьбами?) сторонников принятия обоих законопроектов приободрило: мол, все-таки Зеленский с нами!
При этом по состоянию на сегодняшнее утро было неясно, хватит ли депутатов, выбравших, выражаясь словами президента Зеленского, правильный путь, и, соответственно, вынесут ли две конфликтные темы на голосование. Либо, во избежание провала, не станут ставить их в повестку дня.
У депутата фракции "Слуга народа" Ирины Верещук оказалось свое, педантичное, мнение.
- Тут проблема не столько в том, готовы ли депутаты голосовать, - сказала она. - По моим личным подсчетам, если взять "Голос", "ЕС" и еще ряд депутатов, близких к нашей фракции, то голосов достаточно. Но тут возникает вопрос сроков. Успеем ли мы в "земельном" вопросе проголосовать 720 правок, которые ОПЗЖ снимать не собирается. Если нам придется их рассматривать, то этому не будет ни конца, ни края. А ведь рассматривать нужно будет и кадровые вопросы, и законы по COVID-19… Вот и выходит, что земля - ну никак.
- Что касается законопроекта по банкам, - продолжила Верещук, - то здесь проблема иного склада. Если в вопрос по земле мы "зашли" еще раньше (это уже второе чтение), то закон о банках - новый. И его нельзя принять вот так вот с наскока. Его нужно зарегистрировать - а зарегистрировали 25 марта. Плюс, согласно регламенту, 7 дней предоставляется для подачи альтернативных законопроектов. Таким образом, если идти по регламенту, то рассматривать этот вопрос можно не ранее 3 апреля. И выходит так, что для того, чтобы не нарушать регламент (а Коломойский этим обязательно воспользуется, дабы оспорить этот закон), решили так: давайте мы не будем спешить и сделаем все по закону.
Фамилия Коломойского всплывала в разговорах "Цензора" с депутатами не раз и по понятным причинам. Вот уже несколько дней в политкулуарах ходят упорные слухи: некие люди предлагают депутатам деньги за то, чтобы те не явились на внеочередное заседание парламента. Под любым предлогом.
Ряд опрошенных нами депутатов так или иначе подтвердили эту информацию.
- То, что работа по мотивированию депутатов не голосовать за "антиКоломойский" закон и рынок земли ведется, видно по чатам наших внутрифракционных групп, - сказал один собеседник издания. - Некоторые на всякий случай стали срочно "болеть". Пишут: "Я не смогу, заболел". Или: "У меня ОРВИ, нет COVID, но я не могу". В таком роде.
- А что им отвечают коллеги, прекрасно понимающие, в чем суть? - спросил "Цензор". - Ставят недоверчивые смайлики?
- Нет, в ответ их ругают, обзывают, говорят "сбрить" бороду…
Другой источник "Цензор.НЕТ" назвал конкретную сумму:
- У нас есть данные, что от Бени заносили деньги. Мы об этом знаем, поскольку приходили люди, которые отказались брать.
- А в зависимости от депутата цифры менялись? - поинтересовались мы.
- Возможно. Мы знаем про цифру 30 тысяч (не гривен) - за то, чтобы не прийти (на сессию/ - Ред.). Сослаться на высокую температуру - и не прийти. И да, по группам некоторые пишут, что приболели: кашель и все такое. И здесь, кстати, очень трудно отличить вирусных паникеров от тех, кто поддался на уговоры и был "заряжен"…
Наконец, третий источник сказал прямо:
- Мне один депутат сказал, что ему предложили "сороковник". Нет, кто этот человек, я вам не скажу - это не мой секрет. Да и хочу, если честно, посмотреть, как он проголосует…
При таких раскладах исход голосования висел на волоске.
- Надо биться, а у нас биться не все готовы, - заметил в телефонном разговоре с автором этих строк один из ключевых вдохновителей "антиКоломойского" движения. - Но мы работаем над этим.
НЕ ОДНО, А ТРИ ВНЕОЧЕРЕДНЫХ!
"Работали" нардепы и с той стороны. Так, утреннее заседание финансового комитета Верховной Рады не состоялось по причине отсутствия кворума. Недоставало минимум пятерых человек.
- Я с утра была на заседании финансового комитета Гетьманцева, - рассказала "Цензору" нардеп от "Слуги народа" Татьяна Цыба. - Так я так понимаю, что все силы брошены на то, чтобы "банковский" законопроект не был включен в повестку дня из-за отсутствия кворума. Но в 13:00 будет следующая попытка. Возможно, депутаты придут.
(Снова забегая наперед, отметим: к часу дня депутаты пришли, и комитет внес "банковский" законопроект в зал. Осталось найти голоса "за").
Но как сделать так, чтобы вместе с конфликтными темами не потопить согласованные заранее (и пользующиеся одобрением зала) законопроекты антикризисного пакета?
Сторонники принятия "земельного" и банковского" закона придумали решение: провести две внеочередные сессии встык. На первую - вынести кадровые вопросы, поправки в госбюджет и антикризисный пакет экономических, социальных и медицинских законопроектов. В том числе - доплаты и отмену пеней за просрочку коммуналки.
- И во время первой сессии мы должны собрать подписи за вторую сессию, - объяснил "Цензору" депутат монофракции большинства (которая по двум этим вопросам - раскололась надвое). - Нужно 150 подписей. На вторую сессию хотим вынести банки и землю. Она должна была состояться сегодня же. Обе сессии надеемся провести быстро, по часу на каждую.
План этот удался - но лишь отчасти. Собравшись в зале (маски и перчатки на многих депутатах смотрелись забавными, но совершенно адекватными ситуации аксессуарами), депутаты в меру неожиданно провалили кандидатуры министров (эта неудача, впрочем, оказалась временной), а также отклонили законопроект с поправками в Госбюджет-2020.
Зато - приняли закон о дополнительных социальных и экономических гарантиях в связи с коронавирусом, закон об уголовной ответственности за контрабанду противоэпидемических товаров и закон об обеспечении лечения коронавируса.
Помимо этого, парламент разрешил Минобороны продлить договоры о закупке питания до конца года и принял изменения в Госбюджет для обеспечения непрерывного питания военнослужащих.
Наконец, Верховная Рада проголосовала за работу в комитетах и фракциях до завершения карантина.
ПРОДАВИЛИ-ТАКИ
Некоторые из этих решений принимались уже на втором за этот день внеочередном заседании Рады. А там дошло очередь и до третьего - "земельно-антиКоломойского", как съязвил в разговоре с корреспондентом "Цензора" нардеп из фракции "Голос".
И это, третье, заседание стало переломным. В зале появился Владимир Зеленский - и, возможно, именно присутствие президента решило исход дела.
Сначала нардепы 256 голосами назначили Сергея Марченко главой Минфина и 246 голосами - Максима Степанова министром охраны здоровья.
Затем Рада с запасом, 267 голосами, проголосовала в первом чтении "антиКоломойский" закон о банках, необходимый для сотрудничества с МВФ. Голосованию предшествовали яркие речи Президента Зеленского (призвал поддержать "банковский" и земельный" законы), экс-Президента Порошенко (яростно выступил за принятие "антиКоломойского" закона) и Юлии Тимошенко (привела свои доводы, отчего за этот закон не следует голосовать).
Произнесенное этими людьми - важно для понимания ситуации и принадлежит к категории "Лучше раз увидеть, чем десять раз прочитать".
После чего президент Зеленский покинул (надо понимать, временно) свое место в зале. А депутаты взялись за землю, а точнее - за 720 поправок к конфликтному законопроекту от ОПЗЖ. Каждую из них представляли депутаты из означенной фракции. Говорили они примерно одно и то же: сейчас в зале происходит преступление, по указке МВФ и зарубежных хозяев вы губите украинскую землю, опомнитесь, вынесите эту тему на референдум, вы нарушаете регламент, а еще можете заразить депутатов. Внимание, сейчас в зале происходит преступление…
И так по кругу.
Дело клонилось к вечеру, а то и ночи.
- Не знаю, проголосуем ли мы землю, - резюмировал "Цензору" по телефону один из депутатов "Европейской Солидарности". - Но сегодня, кажется, мы спасли Украину от надвигающегося коронавируса и надвигающейся бороды!
Разобрать пафосные его слова было нелегко. А что поделаешь - маска…
Евгений Кузьменко, "Цензор.НЕТ"
Добавлю: при прямом попустительстве лиц украинской национальности, живущих по принципу "моя хата с краю".